По степени процессуальной самостоятельности. С этой точки зрения уголовно-процессуальное законодательство предоставляет следователям больше самостоятельности, нежели органам дознания.
В прошлом, как известно, по степени процессуальной самостоятельности органы следствия и дознания почти ничем не отличались друг от друга. Все указания прокурора, без всякого исключения, были одинаково обязательны для них. Следователь не наделялся правом давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действий. Практически он и сам не принимал почти ни одного процессуального решения: на составленных им документах значилось «утверждаю» или «согласен» – «прокурор». Такое положение сковывало инициативу следователей, принижало их роль в борьбе с преступностью. Оно, кроме того, мешало действенной координации работы органов следствия и дознания, а также не способствовало установлению нормальных, правильных процессуальных отношений между прокурором и следователем.
Новое уголовно-процессуальное законодательство изменило это положение. Оно значительно расширило предоставляемые следователям полномочия, повысило процессуальную самостоятельность следователя в отношении и прокурора, и органов дознания и усилило их ответственность за качество и результативность предварительного расследования уголовных дел. В законе предусматривается, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражении. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю» (ст. 127 УПК РСФСР).
Эта норма закрепляет процессуальную самостоятельность следователя, расширяет его права, повышает его роль и ответственность в дальнейшем усилении законности в предварительном расследовании уголовных дел. Она распространяется на всех следователей, в том числе на следователей Министерства охраны общественного порядка. Но органы дознания по-прежнему обязаны выполнять все указания прокурора по делу, а при своем несогласии с этими указаниями могут лишь обжаловать их вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения. Такое положение объясняется не только разницей в квалификации следователей и работников органов дознания, но и спецификой их деятельности и возможностью дифференцированного подхода к определению форм и методов прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием.
Процессуальная самостоятельность следователя выражается теперь также в его праве давать органам дознания самостоятельно (не через прокурора) поручения и указания о производстве следственных и розыскных мероприятий, а равно требовать от них содействия при совершении тех или иных следственных действий. Органы же дознания не уполномочиваются на дачу каких-либо указаний и поручений следователю. Это в равной степени относится и к следователям органов охраны общественного порядка. В Положении об организации и деятельности следственного аппарата МООП прямо подчеркивается, что следователи в процессуальном отношении вполне самостоятельны, что начальники органов милиции не вправе давать им те или иные процессуальные указания.
Все перечисленные обстоятельства тесно переплетаются между собой и в своей совокупности позволяют четко разграничить предварительное следствие и дознание, как два относительно самостоятельных вида расследования уголовных дел в советском уголовном процессе. Но при рассмотрении соотношения дознания и предварительного следствия задача заключается не только в выявлении этих отличительных их признаков. Не менее важно уяснение тех путей, средств и форм, посредством которых достигается надлежащее взаимодействие между органами следствия и дознания. В этом отношении процессуальное законодательство намечает ряд важнейших мер, правильное понимание и применение которых является одним из необходимых условий дальнейшего повышения качества предварительного расследования уголовных дел и обеспечения полного раскрытия каждого совершенного преступления.
2. Дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия
Органами дознания являются[3]:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений - по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил СССР, в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы федеральной службы безопасности - по делам, отнесенным законом к их ведению (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
4) начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений (пункт в редакции, введенной в действие с 29 июля 1998 года Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ);
5) органы государственного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной службы Российской Федерации - по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 18 апреля 1996 года Федеральным законом от 13 апреля 1996 года N 30-ФЗ);
7) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальники зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;
8) федеральные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению (пункт в редакции, введенной в действие с 18 декабря 1995 года Федеральным законом от 17 декабря 1995 года N 200-ФЗ);
9) таможенные органы - по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188, 189, 190, 193 и 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших[4].
На органы дознания возлагается также обязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.
Деятельность органов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, или же по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
При наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей[5].
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора и окончания срока, предусмотренного частью первой статьи 121 настоящего Кодекса, обязан передать дело следователю. В случае, если данное преступление подследственно разным органам предварительного следствия, дело направляется прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие (часть дополнена с 1 января 1997 года Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 160-ФЗ).
После передачи дела следователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры для установления преступника, уведомляя следователя о результатах.
По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела[6].
2.1. Дознание в Российской милиции
Органы милиции можно назвать универсальными органами дознания. Не случайно уголовно-процессуальное законодательство не ограничивает круг дел, по которым милиция может производить дознание. Это объясняется тем, что милиция по сравнению не только с другими органами дознания, но и с органами предварительного следствия имеет более разветвленный аппарат. Милиция ближе всего стоит к населению, ее сотрудники, как правило, ранее других узнают о готовящихся или совершенных преступлениях, эффективнее могут осуществить неотложные действия по установлению и закреплению следов преступления[7].
Недостаточно четкое разграничение функций милиции как органа дознания и функций органов предварительного следствия нередко приводило к дублированию их работы, в результате чего страдало качество расследования уголовных дел. На 2-й сессии V созыва Верховного Совета СССР указывалось, что «для слаженной работы этих органов (милиции и предварительного следствия) необходимо прежде всего четко разграничить их полномочия и вместе с тем установить надлежащий контакт в их деятельности».
В случаях, когда производство предварительного следствия обязательно, милиция возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона. производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. В зависимости от характера дела используются те или иные технические средства, тактические приемы и методические рекомендации, разработанные советской криминалистикой. Самостоятельная процессуальная деятельность милиции прекращается в любом из следующих трех случаев: после того, как будут выполнены необходимые неотложные следственные действия до истечения предельного 10-суточного срока; по истечении указанного срока независимо от того, выполнены или не выполнены необходимые неотложные действия; по указанию прокурора, также вне зависимости от проведения неотложных действий, но в пределах 10-суточного срока.
После того как дело переходит в органы предварительного следствия, милиция может производить по нему следственные и розыскные действия не иначе как по поручению следователя. Это ограничение не распространяется на оперативно-розыскные меры, производимые с целью установления преступника.
По делам, возбуждаемым самими органами предварительного следствия, все следственные действия, включая и действия неотложные, производятся органом, возбудившим дело. Органы милиции в этих случаях могут производить их не иначе как по поручению следователя.
Производство дознании стало одной из функций сотрудников аппаратов уголовного розыска, БХСС, других лиц оперативного состава милиции и участковых инспекторов милиции. Оперативные работники наделены в настоящее время правом возбуждения уголовных дел и производства по ним следственных действий в пределах, установленных процессуальным законом.
Сложившаяся практика, однако, требует, чтобы постановления, выносимые оперативными работниками милиции о возбуждении уголовных дел, представлялись на утверждение начальника отдела (отделения) милиции.
Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой для всей последующей процессуальной деятельности лица, производящего дознание. Без этого постановления не могут быть осуществлены никакие следственные действия, за исключением осмотра места происшествия, проведение которого в случаях, не терпящих отлагательства, согласно ч. II ст. 178 УПК РСФСР допускается до возбуждения уголовного дела.
Уголовное дело может быть возбуждено милицией по поводам, указанным в ст. 108 УПК РСФСР. Согласно ст. 109 УПК РСФСР органы милиции обязаны принимать заявления и сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Заявления и сообщения могут быть как устными, так и письменными. В срок не более 3 суток по ним должны быть приняты решения о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или о передаче по подследственности или подсудности, если они относятся к делам частного обвинения.
Как показывает опыт, качество расследования выше, если неотложные следственные действия органы дознания проводят с участием и под руководством следователя. В связи с этим работа следственных подразделении МВД должна строиться так, чтобы дела о преступлениях, отнесенных к компетенции следователей органов внутренних дел, возбуждались в основном ими. Соответственно милиция при обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, должна немедленно уведомить об этом начальника следственного подразделения, чтобы осмотр места происшествия, возбуждение уголовного дела и другие неотложные следственные действия производились следователем. Лишь при отсутствии такой возможности все эти действия совершаются работниками милиции, производящими дознание. Закон предоставляет органу дознания, а значит и милиции, право на возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. В случае необходимости это право должно быть реализовано, и это нельзя рассматривать ни как нарушение закона, ни как брак в работе органа дознания.
Производство дознаний в милиции не может рассматриваться как изолированная, оторванная от всех других видов ее работы деятельность. Она тесно связана не только с производством предварительного следствия, но и с оперативно - разыскной, а также с административной деятельностью милиции. Эффективность результатов дознавательной работы милиции бывает тем выше, чем теснее указанная взаимосвязь. При этом необходимо строжайшим образом соблюдать социалистическую законность, каждое дознание производить в строгих рамках уголовно-процессуального закона.[8]
2.2. Дознание в армии и военно-морском флоте
Органом дознания в Российской Армии и Военно-Морском Флоте согласно ст. 117 УПК РСФСР являются командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений. Наделение командира части правами органа дознания является одним из средств укрепления дисциплины, воспитания военнослужащих в духе точного выполнения законов, присяги, уставов и приказов начальников. Непосредственное расследование преступлений ведут дознаватели, назначаемые приказом командира части сроком на два года из числа наиболее подготовленных для этого офицеров. Один из дознавателей, имеющий опыт и навыки производства дознания, назначается старшим дознавателем. Ему поручается расследование наиболее сложных дел.
Назначение дознавателей не лишает командира части права в случае, когда он признает это необходимым, поручить производство дознания по конкретному делу любому из офицеров части. На время производства дознания дознаватель освобождается от выполнения прямых служебных обязанностей.
Командир части как орган дознания на основании ст. 117 УПК РСФСР имеет право возбуждать дознание по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными ему военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения.
Получив сообщение о совершенном преступлении, командир части:
1) выносит постановление о возбуждении дознания и поручает производство последнего конкретному дознавателю;
2) немедленно сообщает о возбужденном дознании военному прокурору. Дознаватель, которому поручено расследование, выносит постановление о принятии дознания к своему производству. Не имея распоряжения командира части и не приняв дознание к своему производству, дознаватель не может приступить к расследованию дела.
На органы дознания возлагается обязанность принятия всех необходимых мер, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, направленных на раскрытие преступления и установление лица, его совершившего. Особо подчеркивается, что дознание должно проводиться полно и объективно.
При производстве дознания должны быть выявлены причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и своевременно приняты меры по их устранению, а также по предупреждению преступлений.
В случае совершения преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, командир части обязан поступить в соответствии со ст. 119 УПК РСФСР, т. е. обеспечить производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления.
Уголовное дело должно быть возбуждено в день обнаружения преступления. Установленные в УПК сроки производства исчисляются со дня подписания командиром части постановления о возбуждении дела. Для дел о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия, срок производства дознания не может превышать 10 суток со дня возбуждения дела.
Дознаватель не может производить дознание и подлежит отводу при наличии оснований, указанных в ст. 59 УПК РСФСР. К «иным обстоятельствам», дающим основание к отводу дознавателя, относятся следующие мотивы: а) когда дознаватель является начальником по службе или подчиненным лица, в отношении которого назначено дознание; б) когда будут установлены обстоятельства, указывающие на необъективное ведение им дознания.
Руководство дознанием осуществляет командир части. Назначив дознавателя, он обязан дать ему указание о том, что именно подлежит выяснению и в каком объеме; какие следственные действия необходимо провести и когда должно быть закончено дознание.
Надзор за точным исполнением законов при производстве дознания осуществляет военный прокурор, курирующий данную часть. Его указания для органа дознания являются обязательными. Если возникает несогласие, эти указания могут быть обжалованы вышестоящему прокурору, но согласно ст. 212 УПК обжалование не приостанавливает их исполнения.
Страницы: 1, 2, 3