САРАТОВСКИЙ ВОЕННЫЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ
ИНСТИТУТ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ
Кафедра УП и К
Курсовая работа
на тему:
"Полномочия прокурора по делу поступившему к нему с обвинительным заключением"
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Содержание надзорной деятельности прокурора за закон-
ностью предварительного расследования……………………...6
Глава 2. Виды и основания принятия решений прокурора по делу,
поступившему к нему с обвинительным заключением…….…18
Заключение…………………………………………………………………21
Литература………………………………………………………………….24
Введение
В дореволюционной России надзор за предварительным расследованием возлагался на органы прокуратуры. Первый декрет о суде, принятый 24 ноября 1917 г., упразднил институт прокурорского надзора, но его ликвидация не означала упразднение самого надзора. В соответствии с декретом предварительное следствие вошло в обязанности местных судей и осуществлялось ими единолично. Лишь по делам подсудным рабочим и крестьянским трибуналам, следствие возлагалось на особые следственные комиссии.
Тем не менее, единоличные действия местных судей декрет ограничил, поставил некоторые из них под надзор всего состава суда. Тем самым подчеркивалось не только значение коллегиальности, но и признавалась необходимость существования процессуального института надзора за предварительным следствием. Так как органы прокуратуры в то время еще не были созданы, надзор приобрел судебный характер. Для надзора за законностью в кассационной практике и достижения в ней единообразия согласно ст.6 декрета о суде №2 был образован Верховный судебный контроль, наделенный правом выносить принципиальные решения, которыми должны были руководствоваться все кассационные инстанции. Отменять решения Верховного судебного контроля могли только законодательные органы.
Надзор за деятельностью следственных комиссий, существовавший в революционных трибуналах, осуществляли коллегии обвинителей, созданные в трибуналах декретом СНК РСФСР от 4 мая 1918г.
Коллегии действовали не менее трех лиц, избираемые местными Советами. Коллегия обвинителей давала заключение о подсудности дел, поступивших в трибуналы и полноте произведенного следствия. По делам, назначаемым к слушанию, Коллегия формулировала обвинительные тезисы и поддерживала бубличное обвинение в судебных заседаниях. Коллегию обвинителей можно назвать предвестником советской прокуратуры, организованной в 1922 г. В 1922 г была создана прокуратура. Первое положение о прокурорском надзоре, принятое на 3-ей сессии ВЦИК IX созыва 28 мая 1922 г., установило, что на прокуратуру возлагается надзор за производством дознания и предварительного следствия и дача указаний и разъяснений органам дознания и предварительного следствия по вопросу о мере пресечения, а равно и по другим, связанным с предварительным следствием вопросам.
Учреждение в 1933 году Прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в том числе и законности следственного аппарата. Закон о прокуратуре 1979 г. отразил практику, сложившуюся на основе применения существующих в этой области законоположений, учел соответствующие теоретические разработки проблемы прокурорского надзора и на этой основе укрепил и усилил роль прокурорского надзора за законностью в уголовном судопроизводстве в целом, в том числе и за законностью в стадии предварительного следствия.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются такие как:
- осуществление надзора за тем, чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности;
- осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнут аресту, без санкции прокурора или без решения суда;
- обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процесса и других граждан;
- осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;
- выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению;
Глава 1. Содержание надзорной деятельности прокурора за
законностью предварительного расследования
Прокурорский надзор за предварительным расследованием – одно из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры.
Это самостоятельная отрасль высшего надзора за точным исполнением законов. Ее самостоятельность обусловлена спецификой объекта, задач, форм и методов надзора.
Объектом прокурорского надзора за предварительным расследованием является точное исполнение законов должностными лицами органов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел.
Этот надзор следует отличать от прокурорского надзора за всей деятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милиции административных функций объектом прокурорского надзора является точное исполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административной деятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора. Тогда же, когда милиция выступает в качестве органов дознания, производящего расследование по уголовным делам, объектом надзора является исполнение законов в деятельности должностных лиц органов дознания при расследовании преступлений. Такой надзор осуществляется в порядке и методами надзора за предварительным расследованием.
Характерным признаком прокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что в отличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждое действие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено и регламентировано уголовно-процессуальным законом.
Важнейшей особенностью надзора за предварительным расследованием является наличие у прокурора властно- распорядительных полномочий, которые закреплены в законе. Определяя статус и полномочия прокурора при осуществлении им надзора в стадии предварительного расследования преступлений, можно отметить, что прокурор, являясь представителем государственного органа, осуществляющего высший надзор за законностью в данной процессуальной стадии, наделен властно-распорядительными полномочиями, создающими для него возможность эффективно осуществлять надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия с тем, чтобы обеспечить раскрытие каждого преступления, а также всесторонность и объективность каждого уголовного дела.
Так, прокурор в праве отменить любое решение, любой акт органа расследования. Он может лично производить отдельные следственные действия по делам, находящемся в производстве следователя или органа дознания, или принять на себя расследование дела в целом. Прокурор имеет право отстранить следователя или лицо, производящее дознание, от дальнейшего расследования, изъять любое дело из органов дознания и передать его следователю. Письменные указания прокурора обязательны для органов дознания. Они обязательны и для следователя, за исключением указаний по вопросам, перечисленным в ч.2 ст.30 Основ уголовного судопроизводства.
Более того, постановления прокурора, вынесенные в соответствии с законом в порядке надзора за предварительным расследованием, обязательны для исполнения не только следователями и органами дознания, но и всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Так, прокурор может вынести постановление (или утвердить постановление следователя) об отстранении от должности обвиняемого, которое обязательно для исполнения для администрации по месту его работы.
Наконец, некоторые важные процессуальные действия и акты следователя и органов дознания, как правило, вообще не могут быть исполнены без предварительного согласия, санкции или утверждения их прокурором (заключение обвиняемого под стражу, производство обыска и др.)
При осуществлении своих властно-распорядительных полномочий прокурор фактически является руководителем расследования.
Что касается предварительного следствия, то функции прокурора по надзору и руководству предварительным расследованием в литературе рассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на то, что надзор за следствием и руководство следствием – понятия одно-порядковые, однако не тождественные, каждым из них обозначается самостоятельное направление в деятельности прокурора.
Эта позиция подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затем провести грань между ними, заранее обречена на неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов»1
С обстоятельством аргументации проводимой В.М. Савицким нельзя не согласиться. В самом деле, при производстве предварительного следствия в руках следователя находится мощный арсенал принудительных мер. Каждая из них может быть применена незамедлительно, и в случае ошибки повлечь за собой серьезные нарушения законности.
В тоже время недопустимо и другое: запоздалый осмотр места происшествия, несвоевременное производство обыска, нерешительность при выборе места пресечения, безынициативность в поиске свидетелей и т.д. – все может привести к невольной утрате доказательств и, в конечном счете, к провалу всего расследования.
Обе крайности опасны для правосудия. Чтобы избежать их, любая ошибка следователя должна быть исправлена тот час, без промедления. Установленные законом крайне сжатые сроки расследования не позволяют прибегать в таких случаях к обычной для прокурорского надзора инстанционной процедуре обращений и уведомлений. Требуется, и на практике постоянно осуществляется, оперативное вмешательство прокурора в процесс расследования. Но прокурорский надзор предупреждающий, выявляющий, а затем непосредственно своей властью устраняющий нарушения закона или иные упущения следователя и есть по существу руководство следствием, которое позволяет правильно определить главное направление деятельности следователя по конкретному уголовному делу.
Немаловажно и другое. В отличие от других отраслей прокурорского надзора, надзор за расследованием оказывает прямое и решающее влияние на позицию прокурора в суде в качестве государственного обвинителя – наиболее острую форму борьбы прокуратуры с нарушениями законности. Но, лишь осуществляя руководство, работой следователя, принимая непосредственное участие в производстве важнейших следственных действий, вовремя исправляя ошибки, допущенные при расследовании, прокурор приобретает фактическую и юридическую возможность твердо отстаивать в суде, с трибуны государственного обвинения, свою точку зрения по вопросу о доказанности преступления и виновности подсудимого.
Итак, прокурорский надзор за следствием органически включает в себя оперативное процессуальное руководство следствием. Более того, руководство следствием со стороны прокурора – единственный способ обеспечить законность действий следственных органов, без него не возможен эффективный надзор за исполнением законов, в стадии предварительного следствия. Процессуальное руководство прокурора заключается в том, что он не опротестовывает как в других отраслях надзора незаконные акты предварительного следствия, а в соответствии с предоставленными ему правами принимает властно - распорядительные решения.
Распространяется ли этот вывод на следователей органов внутренних дел? Отличается ли прокурорский надзор за деятельностью этих следователей прокуратуры? Эти вопросы получили двоякое разрешение в уголовно- процессуальной литературе. Высказывалось мнение, что между надзором за следствием в органах внутренних дел и в органах прокуратуры существует качественное различие. В первом случае прокурор только надзирает, во втором – руководит расследованием.
С этим мнением трудно согласиться. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры.1
Прокурор, безусловно, осуществляет процессуальное руководство предварительным следствием, безотносительно к ведомственной принадлежности органов, ведущих следствие.
Осуществляет ли прокурор процессуальное руководство расследованием, производимым этими органами, т.е. руководит ли прокурор расследованием в форме дознания?
Рассмотрим полномочия начальника следственного отдела. Согласно ст. 127.1. полномочия начальника следственного отдела сведены к следующему: начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.
Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.
Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения.
Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 УПК.
Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными Уголовно-процессуальным Кодексом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.
Существует мнение, что прокурору несвойственно руководит дознанием, что в отношение органов дознания прокурорский надзор сводиться лишь к наблюдению, т.к. органы дознания административно не подчинены прокурору.
Действительно прокурор не наделен правом административного руководства милицией. Но он осуществляет руководство милицией в той части, в какой ее деятельность входит в уголовный процесс, т.е. производством дознания. Иными словами, прокурор осуществляет процессуальное руководство той деятельностью милиции, которая носит процессуальный характер и выражается в производстве расследования в форме дознания. Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции дает письменное указание о расследовании преступлений. Указания прокурора органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, являются для этих органов обязательными. «Каждая из форм прокурорского надзора в рассматриваемой сфере прокурорского надзора в рассматриваемой сфере уголовно-процессуальной деятельности сочетает руководство расследованием и обеспечение законности действий органов дознания и предварительного следствия. Именно реализация форм надзора, обладающих властно-распорядительными свойствами, ставит прокурора в положение субъекта, осуществляющего процессуальное руководство расследованием».1
Право на процессуальное руководство предварительным расследованием со стороны прокурора не отменяет процессуальную самостоятельность следователя. Он активный участник уголовно-процессуальной деятельности.
Итак, надзор за предварительным расследованием состоит в осуществляемом прокурором процессуальном руководстве деятельностью органов расследования; такое руководство в равной мере и в одинаковых правовых формах распространяется на все органы предварительного следствия и дознания, за деятельностью которых прокурор осуществляет надзор, и не зависит от их ведомственной принадлежности.
В Уголовно-процессуальном Кодексе в ст.211 говориться, что, осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры;
Страницы: 1, 2