Рефераты. Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод осужденных к лишению свободы






1) относятся только к рассматриваемой нами категории лиц (не могут применяться к законопослушным гражданам);

2) опосредованы наличием правовых норм, закрепляющих особенности субъективных прав осужденных к лишению свободы (например, права на осуществление предпринимательской деятельности);

3) служат средствами обеспечения правомерной реализации указанных прав и свобод (например, такой вид рассматриваемых гарантий, как правоприменительная деятельность администрации исправительного учреждения создает реальную основу для осуществления некоторых прав осужденных к лишению свободы – приказ о приеме на работу способствует реализации ими положений действующего законодательства, определяющего права в сфере трудовой деятельности).

Естественно, что указанные признаки концентрируют в себе лишь основные правовые черты специальных юридических гарантий лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по реализации прав и свобод, в полной же мере они проявляются лишь в процессе непосредственного осуществления последних, наполняя их при этом конкретно-юридическим содержанием.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что значение гарантий реализации прав осужденных к лишению свободы. заключается не только в том, что они создают благоприятную среду осуществления прав и свобод рассматриваемой категории лиц, но и в том, что они также являются своеобразными предпосылками существования другого вида юридических гарантий – гарантий защиты.


Понятие и виды гарантий защиты прав и свобод осужденных к лишению свободы

Даже наличие самого демократичного законодательства, характеризующегося широким перечнем предоставляемых гражданам прав и свобод, в том числе и подкрепленных соответствующими условиями, обеспечивающими их полную и эффективную реализацию, будет являться простой формальностью в том случае, если мы не сможем обеспечить их защиту в случае нарушения. Это, в свою очередь, предполагает необходимость теоретической разработки проблем, связанных с выделением среди юридических гарантий такой категории, как средства и механизмы, или, по-другому, гарантии защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Указанные гарантии являются второй основной формой юридических гарантий прав и свобод рассматриваемой нами категории лиц. Их наличие в структуре правового положения обусловлено необходимостью обеспечения возможности осужденным обратиться в государственные органы и общественне организации, найти там необходимую защиту своих прав и свобод, а также восстановить их в случае нарушения. Причем основанием подачи жалоб осужденными к лишению свободы может служить не только нарушение законности со стороны соответствующих субъектов правоотношений, но и несоблюдение ими норм морали.

Проведенные автором исследования свидетельствуют о том, что гарантии защиты являются весьма специфичной категорией в юриспруденции, обладающей неоднозначностью форм своего проявления и многоаспектностью влияния на правовое положение рассматриваемой нами группы лиц. Это, в свою очередь, предполагает обращение к вопросам выделения самостоятельных видов этого структурного элемента юридических гарантий и раскрытия их сущности.

Проблема гарантий защиты прав и свобод в научной литературе имеет достаточно однозначное решение, характеризующееся схожестью позиций различных ученых. Как правило, авторы придерживаются традиционной схемы, называя общеизвестные виды юридической защиты – прокурорский надзор, судебную защиту, обращение в специализированные органы, или пытаются расширить рассматриваемое понятие, включая в него некоторые иные категории. Так, по мнению С.А. Волкова, помимо вышеназванных к гарантиям средств защиты прав и свобод следует также относить парламентский и президентский контроль. Указанные и подобные им точки зрения, несомненно, достаточно полно характеризуют виды юридической защиты, однако к их недостаткам можно отнести отсутствие определенной системности, позволяющей комплексно рассматривать исследуемую нами проблему.

На наш взгляд, гарантии защиты прав и свобод осужденных следует рассматривать как единую двухуровневую систему: 1) средства национальной юрисдикции, включающие в себя государственные и общественные механизмы защиты и 2) средства международно-правовой защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Учитывая специфику их правового положения, несколько отличного от законопослушных граждан, попытаемся исследовать предложенную нами систему более подробно.

К гарантиям государственной защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы предлагаем относить: ведомственный контроль, контроль государственных органов и органов местного самоуправления, прокурорский надзор и судебную защиту. Указанный перечень не является исчерпывающим; мы не стали включать в него основополагающие средства охраны и защиты прав и свобод любого человека (например, парламентский контроль или надзор Конституционного суда РФ), т.к. они достаточно полно освещаются в юридической литературе. В этой связи представляется целесообразным подробнее остановиться на средствах юридической защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц, которые определяются особенностями их правового положения.

Первым и наиболее традиционным, ввиду его широкой распространенности, следует назвать ведомственный контроль, который представляет собой деятельность вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы по проверке состояния законности в исправительном учреждения. Сферы осуществления ведомственного контроля весьма обширны и могут носить достаточно специфичный характер (проверки финансово-хозяйственной деятельности администрации и др.). Однако нас интересует лишь одна, но, пожалуй, самая значимая по степени важности сторона его содержания – защита прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В данном случае органы Министерства юстиции выступают в качестве инстанции, которая не только осуществляет контроль за субъектами правоотношений в сфере, очерченной рамками их компетенции, но и обеспечивает законность в своем ведомстве.

Формы осуществления этой деятельности весьма различны. К ним мы отнесли следующие:

1) непосредственное выявление нарушений прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. В качестве способов осуществления такой деятельности могут выступать осмотры, опросы, принятие жалоб от осужденных к лишению свободы на ущемление своих прав;

2) изучение на соответствие действующему законодательству локальных нормативных актов и актов правоприменения, затрагивающих сферу реализации указанными лицами своих прав и свобод. В случае обнаружения несоответствия данных актов требованиям норм вышестоящего законодательства, связанного с регулированием правового положения осужденных к лишению свободы, они подлежат немедленной отмене.

Следующим видом юридических гарантий защиты прав осужденных к лишению свободы является контроль государственных органов и органов местного самоуправления, специфика которого отражена в ст.19 УИК РФ. Согласно ее нормам, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, исполняющих наказание. Далее там указано, что порядок осуществления такого контроля регулируется законодательством РФ. Однако каких-либо конкретных норм или даже ссылок, относящихся к данному виду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы не нашли абсолютно ни в одном нормативно-правовом акте. Представляется, что данный пробел необходимо незамедлительно устраненить путем внесения дополнений в действующее законодательство. На наш взгляд, указанный вид контроля целесообразно закрепить аналогично с ведомственным, но с одной разницей – в случае установления фактов нарушения прав и свобод осужденных по результатам проверок в соответствующие инстанции (вышестоящие органы, прокуратуру и т.д.) должны направляться все полученные в их ходе материалы. Это позволит значительно повысить качество нормативного регулирования компетенции государственных органов в этой сфере деятельности, создаст основу механизма эффективной реализации их полномочий по охране прав и свобод, позволит усилить их правозащитные функции.

Особая роль в деле защиты прав и свобод рассматриваемой категории лиц отводится органам прокурорского надзора. Несмотря на достаточно часто высказываемые претензии к организации данного направления деятельности прокуратуры и даже предложения с его отмене и передаче этих функций в руки судебных органов, до тех пор, пока существуют единые требования Закона РФ «О прокуратуре», следует устанавливать эффективное осуществление этой деятельности в его рамках.

Учитывая весьма многогранную специфику данной области прокурорского надзора, мы попытались вычленить ее ключевые стороны, непосредственно относящиеся к защите прав и свобод осужденных к наказанию в виде лишения свободы. На наш взгляд, данный вид деятельности должен осуществляться по следующим направлениям.

I. Инициативный надзор за исполнением действующих нормативно-правовых актов, а также за нормотворчеством со стороны администрации исправительного учреждения, прямо затрагивающим вопросы реализации прав и свобод содержащихся в них лиц.

II. Рассмотрение обращений осужденных к лишению свободы по поводу нарушения их прав (различных писем, жалоб, обращений и т.д.).

В случае выявления фактов нарушения прав и свобод органами прокурорского надзора принимаются соответствующие меры, обусловленные как требованиями закона, так и характером и степенью нарушения (внесение представления, возбуждение уголовного дела и т.д.). Высокое значение таких мер, на наш взгляд, кроется не только в своевременности пресечения нарушений и восстановлении прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, но и в том, что они являются фактором, обеспечивающим недопустимость осуществления подобных действий в будущем.

В ряду юридических гарантий прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, реализация ими права на судебную защиту занимает особое место. Так, при изучении ее влияния и значимости для защиты прав и свобод абсолютное большинство опрашиваемых (95,8%) поставили судебную защиту в системе юридических гарантий на первое место. Такое положение вещей, на наш взгляд, объясняется желанием людей видеть судебную власть не только эффективной и независимой, но и обеспечивающей равный доступ к правосудию для каждого человека, в каких условиях бы он ни находился.

В юридической литературе сложилось необоснованное мнение, что право осужденных к лишению свободы на судебную защиту следует воспринимать лишь в узком смысле как право на обжалование незаконных действий и решений должностных лиц. Однако такой подход, на наш взгляд, страдает не только односторонностью суждений, но и прямо противоречит ч.1 ст.46 Конституции РФ, которая гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, не уточняя при этом конкретные формы ее выражения. В связи с этим указанное право, по нашему мнению, должно рассматриваться как широкое комплексное понятие, включающее все известные законодательству способы защиты правосудия (рассмотрение споров, вытекающих из гражданско-правовых, трудовых, семейных правоотношений и т.д.).

Значение юридической гарантии лиц рассматриваемой категории в виде права на судебную защиту состоит в следующем: 1) выступая в качестве основного юридического средства защиты при отстаивании частных интересов лиц данной категории, оно в конечном счете содействует обеспечению режима законности и правопорядка во всем обществе; 2) служит эффективной формой контроля за деятельностью государственных органов, средством борьбы со злоупотреблениями властью.

На основании изложенного попытаемся дать определение права осужденных к лишению свободы на судебную защиту. Под ним следует понимать предусмотренную Конституцией и законодательством РФ и служащую обеспечению режима законности в обществе юридическую гарантию в виде возможности лиц, находящихся в исправительных учреждениях, на обращение к органам правосудия в случаях, когда они считают, что их права и свободы были нарушены или ущемлены в любой сфере жизнедеятельности. Содержанием указанного механизма юридической защиты в данном случае являются три вида правомочий: а) возможность требования восстановить нарушенное право (например, путем устранения препятствий к его осуществлению, отмены незаконного правового акта и др.); б) возможность возмещения причиненного ущерба (морального, имущественного и др.); в) право требования о привлечении виновных к ответственности (например, должностного лица администрации исправительного учреждения).

На наш взгляд, являются ошибочными мнения некоторых исследователей, высказывающих суждения о том, что, предоставляя осужденным к лишению свободы возможность обращаться в суд за защитой своих субъективных прав и законных интересов, необходимо сделать оговорку: лица данной категории могут обжаловать действия должностных лиц в суд лишь после обжалования этих действий в вышестоящие органы и в прокуратуру. Такое положение вещей ведет к прямому противоречию не только с действующим законодательством, но и с Основным законом государства – Конституцией РФ. Содержащиеся в них правовые нормы предоставляют любому гражданину не обусловленную обязательным предварительным рассмотрением в других инстанциях возможность обращения за судебной защитой.

Учитывая многочисленные нарушения в сфере функционирования уголовно-исполнительной системы, мы склонны присоединиться к точке зрения В.И.Селиверстова, который считает, что для более действенного контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных к лишению свободы, а также исполнением ими своих обязанностей необходимо учреждение специальных пенитенциарных судов, целесообразность создания которых диктуется неэффективностью защиты прав и законных интересов осужденных с помощью иных средств. Одновременно следует уточнить, что такие суды, на наш взгляд, в целях уменьшения материальных затрат должны функционировать в системе судов общей юрисдикции в виде пенитенциарных палат либо отдельных специализированных судей, наделенных соответствующей компетенцией.

В случае создания указанных структур, как представляется, к их компетенции должны быть отнесены три блока вопросов: 1) обжалование нормативных актов и действий должностных лиц администрации исправительного учреждения, нарушивших права и свободы осужденных к лишению свободы (например, обжалование незаконно наложенного дисциплинарного взыскания); 2) рассмотрение исков, вытекающих непосредственно из правоотношений, возникших в период нахождения лица в исправительном учреждения (например, вынесение решений по гражданско-правовым спорам между администрацией и осужденным); 3) решение вопросов, которые традиционно относятся к уголовно-процессуальной сфере исполнения приговора (об изменении вида исправительного учреждения и др.). В остальных ситуациях осужденные к лишению свободы, на наш взгляд, вправе обращаться в суды общей юрисдикции, как и законопослушные граждане.

Одним из видов гарантий, входящих в национальную систему защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, мы также назвали общественный контроль. До недавнего времени, когда наша страна являлась тоталитарным государством, вести речь о контроле общественности за деятельностью каких-либо властных структур, а тем более за соблюдением прав и свобод человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы не было никакой возможности. В условиях же современного общества, когда Россия стремится к построению правового государства, деятельность различных общественных объединений, ставящих в качестве своих целей контроль за соблюдением прав человека, обретает достойное место в системе их гарантированности.

Логичным продолжением данной ситуации стало внесение на рассмотрение в Государственную Думу законопроекта, регулирующего порядок и формы деятельности общественных объединений, ставящих своей задачей защиту прав и свобод человека. Одним из направлений осуществления ими своих функций, безусловно, должен стать общественный контроль за соблюдением прав и свобод человека в исправительных учреждениях.

Несмотря на то, что перспективы принятия данного закона пока не ясны, а соответственно и механизм общественного контроля за учреждениями уголовно-исполнительной системы остается неразработанным, уже в настоящее время существуют определенные общественные формирования, активно занимающиеся проблемами защиты прав человека.

Соответственно в качестве еще одной гарантии защиты прав осужденных к лишению свободы может быть возможность обращения в специальные органы, компетенцией которых является рассмотрение вопросов соблюдения прав человека (Уполномоченный по правам человека, Комиссия по правам человека при Президенте РФ, Комиссии по помилованию и др.). Конечно, назвать их в полной мере общественными можно с определенной долей натяжки, т.к. они зачастую действуют при государственных органах власти, но, тем не менее, элемент социальности в них присутствует.

Основные задачи функционирования учреждений такого типа сводятся как к рассмотрению индивидуальных обращений, так и к сбору и анализу совокупной информация о нарушениях в области прав человека, в частности, и осужденных к лишению свободы. Данная информация находит свое отражение в докладах указанных учреждений о деятельности за отчетный период, предложениях и рекомендациях в компетентные органы, при обсуждении различных проблем на заседаниях и конференциях.

В настоящее время наблюдается значительное несовершенство законодательной базы, регулирующей работу указанных учреждений. Так, существенным отличием от других механизмов защиты прав человека и, одновременно, крупным недостатком функционирования этих органов является отсутствие властных полномочий, что фактически не дает им возможности полноценно решать возложенные на них задачи. Например, Комиссия по правам человека при Президенте РФ на своих заседаниях неоднократно рассматривала вопросы о нарушении прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, но, к сожалению, смогла принять лишь рекомендации по их устранению, большинство которых в силу разных причин осуществляется исключительно медленно. Наделение же их в законодательном порядке хоть какими-то контрольными функциями за исполнением этих рекомендаций, на наш взгляд, способствовало бы значительному повышению законности в исправительных учреждениях. Помимо того, в число дополнений, которые следовало бы внести в законодательство, касающееся правового статуса специальных органов по правам человека, необходимо включить положения, позволяющие формировать их по отраслевому принципу (органы по делам молодежи, детей и др.). Несомненным является тот факт, что среди них свое место должны занять и учреждения по защите прав осужденных к лишению свободы.

Исследование проблем защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, было бы не до конца полным без изучения международных механизмов контроля за рассматриваемой нами сферой общественных отношений. Соответственно очередным элементом системы юридических гарантий выступает деятельность государств и различных международных организаций по защите прав человека.

Создание системы международного контроля за претворением в жизнь обязательств, взятых на себя государствами в области прав человека, является одним из наиболее значительных достижений в этой сфере. Наличие иных, помимо национальных, институтов, занимающихся проблемами контроля за соблюдением, обеспечением и защитой прав и свобод граждан различных стран, стало обстоятельством, позволившим суверенным государствам сделать еще один шаг на пути интеграции всего человечества.

Несмотря на то, что роль международных средств защиты в современных условиях постоянно возрастает, до недавнего времени их осуществление международным сообществом ограничивалось лишь взаимным контролем, регулярными докладами государств-участников интернациональных соглашений о выполнении принятых на себя обязательств в области прав человека и др.

В нынешних условиях ситуация изменилась кардинальным образом. Огромное значение в механизме защиты прав и свобод лиц, отбывающих наказание, приобрели международные органы и организации, деятельность которых прямо направлена на контроль за соблюдением государствами взятых на себя обязательств в гуманитарной сфере. Наибольшее их число действует в рамках или под эгидой системы Организации Объединенных Наций. К ним, в частности, относятся Верховный комиссар по правам человека, основным направлением деятельности которого является защита любых прав человека; Комитет ООН по предупреждению преступности и борьбе с ней, представляющий собой орган по рассмотрению реализации Минимальных стандартных правил обращения с заключенными; органы ООН, занимающиеся проблемами прав человека, включая Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах и рассматривающий жалобы о нарушениях данного Пакта и др. Основным значением, которое имеет факт существования данных структур, является учет информации об их деятельности, используемой Генеральным секретарем ООН при подготовке своего отдельного ежегодного доклада о ходе осуществления Минимальных стандартных правил на территории государств-членов ООН.

Помимо этого имеется и ряд региональных соглашений, играющих существенную роль в механизме международной защиты прав осужденных к лишению свободы. Среди них огромное значение имеет Европейская конвенция о предотвращении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 г. С ее помощью решаются задачи превентивного характера, она предусматривает периодическое посещение государств-участников Комитетом независимых экспертов в целях осмотра любых мест заключения. Определенную роль в гарантировании прав и свобод лиц рассматриваемой категории играет и деятельность одноименного Комитета, образованного в соответствии с указанной конвенцией.

Однако поистине грандиозное значение, перевернувшее отношение государств к проблеме защиты прав человека, имело принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в 1950 г. Для нашей страны таковым событием стало вступление Российской Федерации в Совет Европы и ратификация этой конвенции весной 1998 г. По мнению М.Л. Энтина, все значение данного международного документа выявилось лишь спустя десятилетия. С одной стороны, конвенция оказалась наиболее эффективным из всех ныне действующих международных инструментов защиты прав человека и в качестве такового послужила образцом при составлении других подобных документов, а с другой – дала толчок глубоким изменениям, во многом преобразившим современное международное право в области прав человека.

С 1 ноября 1998 г. вступил в силу Протокол №11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с этим протоколом, ставшим неотъемлемой ее частью, была осуществлена широкомасштабная реформа контрольных механизмов защиты прав человека в Европе. Частные лица, находящиеся под юрисдикцией государств-участников Европейской конвенции, в том числе и осужденные к лишению свободы, наконец получили право напрямую обращаться в международный судебный орган – Европейский суд по правам человека, в случае, если они считают, что какое-либо из их прав или свобод было нарушено соответствующим государством. Целью таких нововведений стало повышение эффективности защиты прав любого человека, обеспечение ее высокого качества, а также сокращение сроков рассмотрения жалоб. Протокол подробно раскрывает весь порядок, условия и механизм реализации возможности всех физических лиц на защиту своих прав, поэтому останавливаться на этой процедуре мы считаем нецелесообразным.

Далее хотелось бы отметить, что международные средства контроля за соблюдением прав человека нельзя воспринимать как кассационную инстанцию в отношении внутригосударственных решений. Однако указанная процедура рассмотрения жалоб лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, по поводу нарушения их прав призвана стать эффективным механизмом деятельности мирового сообщества, проводящего своеобразную экспертизу национального законодательства на соответствие нормам международного права, причем в той сфере, которая ранее всецело относилась к внутренним вопросам деятельности государства.

Рассматривая вопрос о гарантиях, следует сказать несколько слов и об организационных гарантиях. Хотя они непосредственно не входят в структуру правового положения осужденных к лишению свободы, мы не можем не учитывать их влияния на процесс реализации данными лицами своих прав и свобод. Не умаляя самостоятельного значения организационных гарантий, необходимо отметить, что их в какой-то степени можно назвать организационно-правовыми, потому что они не всегда отделимы, а зачастую неразрывны с юридическими.

Под организационными гарантиями предлагается понимать целенаправленную деятельность различных государственных органов и общественных организаций по созданию максимально благоприятных условий для реализации прав и свобод личности. К видам этих гарантий можно, в частности, отнести деятельность различных комиссий, координационных советов, которые тем или иным образом занимаются вопросами обеспечения прав и свобод граждан (например, разъяснительная деятельность Комитета Государственной Думы РФ по вопросам соблюдения прав человека). Подобного рода мероприятия прямо не влияют на процесс реализации и защиты прав осужденных к лишению свободы, но оказывают большое моральное влияние на деятельность всех государственных органов и учреждений, связанных с проблемами обеспечения законности в исправительных учреждениях.

Таким образом, мы закончили рассмотрение проблем, связанных с определением юридической природы гарантий реализации и защиты прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. На основе анализа существующего правового массива и научных публикаций, относящихся к исследуемым аспектам темы, нами была предложена их классификация, включающая отдельные виды гарантий; исследована правовая природа каждого из них; на базе полученных результатов предложено внести соответствующие изменения в текущее законодательство, обоснованные необходимостью совершенствования правового регулирования процесса реализации осужденными к лишению свободы своих субъективных прав.


Литература:


1.     Комментарий к Уголовному Кодексу РФ  с постатейными материалами и судебной практикой/ под ред. Никулина С.И., Издательство «Менеджер», М., 2006.

2.     Уголовное право / Общая часть/ под редакцией Рарога А.И., М., 2005.

3.     Бюллетень Верховного суда 1998-2006 гг.

4.     Антонов О.А. Система наказаний в Российском уголовном праве и проблемы применения отдельных видов наказаний: учеб. пособие / О. А. Антонов, С. И. Коновалова, Н. Г. Осадчая. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. - 100 с.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.