ЧФ ЮИ МВД РФ
ОЗО
Кафедра уголовно-процессуального права
Курсовая работа
на тему (вариант 7):
«Привлечение лица в качестве
Обвиняемого»
Руководитель:
Исполнитель:
слушатель 4 СВ-курса ОЗО
(зачетная книжка № 467)
Домашний адрес:
г. Саратов, ул. Киевская, 2 – 12.
(тел. 44-93-37)
Рабочий адрес:
Заводское РУВД,
г. Саратов, пр. Энтузиастов, 58 «а».
(тел. 44-26-76)
САРАТОВ
2000
ПЛАН
стр.
3
1. Процессуальный порядок привлечения лица в
качестве обвиняемого
1.1. Привлечение лица в качестве обвиняемого
1.2. Особенности привлечения в качестве обвиняемых отдельных категорий лиц
1.3. Отстранение от должности
2. Постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого
3. Вызов обвиняемого
4. Предъявление обвинения
4.1. Порядок предъявления обвинения
4.2. Правовой статус обвиняемого
4.3. Участие защитника при предъявлении обвинения
5. Допрос обвиняемого
5.1. Порядок допроса обвиняемого
5.2. Протокол допроса обвиняемого
5.3. Собственноручная запись обвиняемым своих показаний
6. Изменение и дополнение в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого
5
7
8
10
13
15
16
17
20
23
25
27
Заключение
29
Список использованных источников
31
Введение
Собрав доказательства, свидетельствующие о совершении преступления определенным лицом, следователь привлекает это лицо в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК)[1].
Значение этого решения следователя заключается в следующем: привлечение в качестве обвиняемого служит юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения между обвиняемым, следователем и прокурором. Обвиняемый ставится в известность о том, в чем его обвиняют, он становится активным участником процесса, реализующим предоставленное ему законом право на защиту. В свою очередь следователь и прокурор обязаны обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом способами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.
Привлечение в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по всестороннему, полному и объективному исследованию имеющих значение для дела обстоятельств.
Привлечение в качестве обвиняемого допускается не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 4 УПК).
Привлечение в качестве обвиняемого вне этих условий есть незаконный акт, который грубо нарушает права и законные интересы личности и влечет за собой строгую ответственность должностных лиц, допустивших такое нарушение.
Под основаниями привлечения в качестве обвиняемого понимается наличие достаточных доказательств, на основе которых делается вывод о необходимости предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Какая для этого необходима совокупность доказательств и каким должно быть убеждение следователя, закон не разъясняет.
Поскольку предварительное следствие не завершено, собирание и исследование доказательств продолжаются, показания обвиняемого еще не получены и не проверены, вывод следователя о совершении обвиняемым определенного преступления не является окончательным. Отсюда, однако, не следует, что решение следователя о привлечении в качестве обвиняемого может базироваться на шатких, непроверенных доказательствах. Преждевременное решение этого вопроса таит опасность привлечь в качестве обвиняемого невиновного человека и причинить ему серьезный ущерб. Но и выполнение указанного действия в конце предварительного следствия грубо нарушает право обвиняемого на защиту. Лицо, в отношении которого собрано достаточно доказательств для его обвинения, в течение всего расследования лишается возможности пользовался не только правами обвиняемого, но и помощью защитника.
Привлечение в качестве обвиняемого влечет за собой серьезные последствия, и поэтому поставить лицо в положение обвиняемого следователь может и должен тогда, когда располагает вескими, проверенными доказательствами, которые свидетельствуют о совершении привлекаемым лицом конкретного преступления. Тот факт, что к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого следователь не всегда располагает полным знанием обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию, не исключает обоснованного вывода о совершении преступления и о лице, его совершившем, на основе собранных и проверенных к этому моменту версий и доказательств.
Решение следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого облекается в форму мотивированного постановления, в котором указываются время и место его составления, кем оно составлено, фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемою, преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий данное преступление (ст. 144 УПК). Требование мотивированности постановления относится к обоснованию юридической квалификации, вывода о преступлении и лице, его совершившего, установленными по делу фактическими обстоятельствами. Следователь не обязан в этом постановлении приводить собранное по делу доказательство. Вопрос о ссылке на доказательство решает он сам в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
При совершении одного или нескольких преступлений в отношении каждого обвиняемого составляется постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Обвинение должно быть сформулировано так, чтобы оно было понятно обвиняемому.
Особый порядок привлечения в качестве обвиняемых установлен для депутатов Федерального Собрания. О привлечении депутатов к уголовной ответственности Генеральным прокурором РФ должно быть направлено в соответствующую палату Федерального Собрания представление. Представление должно быть рассмотрено в недельный срок, и о принятом решении в трехдневный срок извещен Генеральный прокурор РФ[2]. Судьи привлекаются в качестве обвиняемых не иначе как с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей[3].
Статья 143. Привлечение в качестве обвиняемого[4]
При наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.
Для предъявления обвинения собранные доказательства должны устанавливать событие преступления, его квалификацию, виновное совершение деяния данным лицом и отсутствие обстоятельств, устраняющих уголовную ответственность[5].
Совокупность отягчающих и смягчающих обстоятельств, не охватываемых признаками состава преступления, точный размер ущерба, если это не влияет на квалификацию, обстоятельства, способствующие совершению преступления, и т. п., могут быть выяснены и после предъявления обвинения.
Сказанное относительно круга фактических данных, которые должны быть обязательно установлены к моменту предъявления обвинения, нельзя рассматривать как стандарт на все случаи. В реальной практике имеют место ситуации, когда в формулу обвинения необходимо включить ссылку на нормы не только Особенной, но и Общей частей УК. Например, если необходимо указать на стадию совершения преступления, на которой оно было пресечено и не доведено поэтому до конца. Аналогичным образом следователь поступает, если необходимо указать:
а) на роль обвиняемого в групповом преступлении;
б) на совершение преступления в составе организованной преступной группы;
в) на руководство ею.
Если доказательства достаточны для предъявления обвинения, но имеется версия о том, что лицо совершило и другие преступления, обвинение предъявляется по тем эпизодам и фактам, в отношении которых собраны достаточные доказательства. Вопрос об изменении обвинения решается по мере проверки этой версии. Аналогично решается вопрос при наличии версии о квалифицирующих признаках.
К моменту предъявления обвинения собирание доказательств не закончено. Поэтому вывод о достаточности доказательств для предъявления обвинения не рассматривается как окончательный. В зависимости от материалов расследования (в том числе от результатов проверки объяснений обвиняемого) обвинение может быть изменено.
Данные непроцессуального характера не могут служить основанием для предъявления обвинения.
Это не относится, однако, к материалам, обнаруженным непроцессуальным путем (предмет, случайно найденный прохожим вблизи места происшествия, документированные в соответствии с законом результаты прослушивания телефонных переговоров и т. д.), но допущенным затем в качестве доказательств в порядке, предусмотренном процессуальным законом.
Привлечение в качестве обвиняемого должно производиться сразу, как только собраны достаточные доказательства для этого. Привлечение в качестве обвиняемого непосредственно перед окончанием предварительного следствия (дознания) не позволяет всесторонне проверить объяснения обвиняемого. В этих случаях он лишается также возможности своевременно и в полной мере использовать процессуальные права.
До предъявления обвинения лицо может быть допрошено в качестве подозреваемого, но если этого не произошло, то лицо допрашивается (после предъявления обвинения) сразу в качестве обвиняемого.
При несогласии с указанием прокурора по поводу предъявления обвинения следователь использует права, предусмотренные ст. 127. Речь идет, однако, только об указаниях по существу обвинения либо о предъявлении обвинения определенному лицу. Указания по поводу конкретизации обвинения, усиления мотивировки, устранения нарушений ст. ст. 143- 154 и т. д. следователь вправе лишь обжаловать, не приостанавливая исполнения.
Если орган дознания предъявил обвинение по делу, подлежащему передаче следователю (ст. ст. 119, 126), то это не порождает правовых последствий. Сказанное относится также к случаям предъявления органом дознания обвинения по поручению следователя (ст. 126) и предъявления следователем обвинения по делу, не принятому к производству.
По делам, передаваемым от одного следователя к другому в пределах компетенции (в том числе и при передаче в другой орган), постановление о привлечении в качестве обвиняемого сохраняет силу. В случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 416 и ч. 1 ст. 417, применяются правила ст. 143.
Если в ходе производства по делу произошло изменение уголовного закона, коснувшееся норм, указанных в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, оно должно быть предъявлено вновь, в том числе и в случаях, когда смягчаются санкции или норма переносится в другую главу УК при сохранении описания признаков состава. Это решение диктуется необходимостью сохранить четкие ориентиры для обвинения и защиты.
1.2. Особенности привлечения в качестве обвиняемых
отдельных категорий лиц
Действующее законодательство предусматривает дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых отдельных категорий граждан. К ним относятся депутаты представительных органов законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также судьи всех судов Российской Федерации.
Из п. 2 ст. 122 Конституции Российской Федерации вытекает, что судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» судья не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей квалификационной коллегии. Отсюда следует, что до вынесения постановления о привлечении судьи в качестве обвиняемого необходимо предварительно получить согласие определенной квалификационной коллегии судей на привлечение лица, обладающего судейской неприкосновенностью, к уголовной ответственности.
Согласно п. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В п. 2 указанной выше статьи Конституции Российской Федерации сказано, что вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
В соответствии с данной нормой Конституции Российской Федерации для привлечения члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы в качестве обвиняемого Генеральный прокурор Российской Федерации должен внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении данного лица неприкосновенности. При условии, если Совет Федерации или Государственная Дума примут решение о лишении указанного лица неприкосновенности и дадут согласие на привлечение его к уголовной ответственности, возможно вынесение постановления о привлечение такого лица в качестве обвиняемого по уголовному делу.
Вопрос о даче согласия на привлечение в качестве обвиняемых депутатов органов представительной власти субъектов Российской Федерации решается указанными органами власти в порядке, предусмотренном законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статья 153. Отстранение от должности
При привлечении должностного лица в качестве обвиняемого следователь в случае необходимости отстранить обвиняемого от должности выносит об этом мотивированное постановление, подлежащее санкционированию прокурором или его заместителем. Постановление направляется для исполнения по месту работы обвиняемого.
Отстранение от должности отменяется постановлением следователя, когда в применении этой меры отпадает дальнейшая необходимость.
Необходимость отстранения от должности возникает при наличии оснований полагать, что обвиняемый может:
а) продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения;
б) препятствовать установлению истины (изъять документы, воздействовать на свидетелей из числа подчиненных и т. д.).
Постановление об отмене этой меры не требует утверждения прокурором (кроме случаев, когда она была принята по его указанию).
Обязанность исполнения постановления об устранении от должности вытекает из ч. 5 ст. 127. По делу, расследуемому несколькими следователями (ч. 3 ст. 129), постановление выносит следователь, принявший дело к производству
В постановлении об отстранении от должности указываются конкретные на то основания Недостаточно общей ссылки на «возможность помешать ходу следствия». Доказательства в постановлении не приводятся.
Прокурор (или его заместитель) санкционирует постановление своей резолюцией. Другие должностные лица, перечисленные в п. 6 ст. 34, такого права не имеют. До санкционирования постановления оно не может быть направлено для исполнения.
Следователь вправе предоставить по просьбе администрации время для сдачи дел лицом, отстраняемым от должности.
Постановление может быть обжаловано вышестоящему прокурору обвиняемым, защтником, а равно учреждением, предприятием, организацией, в которой работает обвиняемый.
Вопрос об увольнении лица, отстраненного от должности, решается в соответствии с трудовым законодательством
Статья 153 неприменима в отношении подозреваемого
Исходя из смысла действующего закона судебная практика не признает должностными лицами служащих частных предприятий, учреждений, организаций. Поэтому следователь должен вносить в этих случаях предложение, разрешаемое руководящим органом фирмы и т. п. Но он вправе принять иные меры обеспечения доказательств, например, осуществить выемку документов, к которым имеет доступ обвиняемый и фальсификации которых следователь опасается, либо опечатать помещение, где они хранятся, и т. п. Вместе с тем представляется, что служащие смешанных предприятий, учреждений, организаций, в которых имеется доля собственности федерации, субъекта федерации, местного самоуправления должны рассматриваться как должностные лица, если они соответствуют определению, имеющемуся в УК.
Статья 144. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого
В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано: время и место его составления, кем составлено постановление, фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемого, преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий данное преступление.
Если обвиняемому вменяется совершение нескольких преступлений, подпадающих под действие разных статей уголовного закона, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого должно быть указано, какие конкретные действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона.
Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Вводная часть содержит указание на день, месяц, год его составления, населенный пункт, где постановление составлено; указываются также должность и фамилия лица, составившего постановление, и дело, по которому оно вынесено.
Страницы: 1, 2, 3