Содержание
Понятие и значение надзорной инстанции. 2
Принесение протеста в порядке надзора. 5
Порядок рассмотрения дела в порядке надзора. 7
Приостановление исполнения приговора или иного решения суда. 9
Процессуальный порядок рассмотрения протестов. 10
Полномочия суда надзорной инстанции по опротестованному делу. 11
Решение надзорной инстанции. 13
Список литературы.. 15
Надзорная инстанция рассматривает судебные акты, вступившие в законную силу, находящиеся на исполнении или уже исполненные. Такое рассмотрение производится с особой тщательностью. Строгость рассмотрения обусловлена необходимостью отменить незаконные и необоснованные приговоры, определения и постановления, а также оставить в силе и без изменений законные решения.
Свою деятельность надзорная инстанция осуществляется путем:
· непосредственного рассмотрения уголовных дел по протестам и отмены либо изменения неправильных судебных решений;
· дачи суда первой и кассационной инстанции, в случае отмены их решений, конкретных указаний по об устранении нарушений закона, которое повлекло вынесение незаконного и необоснованного судебного акта.
К органам надзорной инстанции относятся:
1. Президиум Верховного Суда республики в составе РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного округа.
2. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ.
3. Президиум Верховного Суда РФ[1].
Рассмотрим компетенцию органов надзорной инстанции по рассмотрению дел в порядке надзора.
Президиум Верховного Суда республики в составе РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного округа рассматривает дела:
· по протестам на кассационные определения этих судов;
· на вступившие в законную силу приговоры и определения районных (городских) судов;
· на постановления судей о придании суду.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ рассматривает дела:
· по протестам на вступившие в законную силу приговоры и определения, вынесенные всеми судами РФ;
· по протестам, вынесенным на постановления судей Верховных Судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов о назначении судебного заседания, если приговоры, поредения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
· по протестам на постановления Президиума Верховного Суда республики в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов о назначении судебного заседания, если приговоры, поредения, постановления не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
· по протестам на постановления Президиумов Верховных Судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских судов и судов автономных областей, автономных округов.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела:
· по протестам на приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ;
· по протестам на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания[2];
В заключении отметим, что значение надзорной инстанции велико. Необходимость присутствия обусловлена достаточно большим количеством незаконных и необоснованных приговоров, постановлений и определений, выносимых судами. Действия таких судебных актов недопустимо, так как оно наносит непоправимый ущерб конституционным правам и свободам граждан. Помимо этого надзорная инстанция проводит большую работу по предотвращению возникновения неправосудных актов путем обобщения практики применения законодательства в судопроизводстве и издания практических рекомендаций по его применению.
Прежде всего, дадим понятие термину протест в порядке надзора.
Протест в порядке надзора – это процессуальный документ правомочного должностного лица, внесенный в соответствующий суд надзорной инстанции с просьбой об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда.
Содержание протеста принесенного в порядке надзора законодательно не определено. Но по сложившейся практике протест должен содержать:
· наименование суда надзорной инстанции, в который приносится протест;
· указание на приговор, определение, постановление, об отмене или изменении которых ставиться вопрос;
· доводы и обоснования отмены или изменения судебного решения;
· нормы права, которые были нарушены при вынесении акта подлежащего отмене либо изменению;
· предложения по устранению этих нарушений закона;
· просьба лица принесшего протест в формулировке указанной пп. 2-5 ч. 1 ст.378 УПК РСФСР;
· подпись с указанием должностного положения;
· в случае если делаются ссылки на дополнительные материалы, они должны быть приложены к протесту.
Каких либо сроков ограничивающих вынесения протеста не существует. Это положение обосновано тем, что протест приносится на вступившие в законную силу приговоры, постановления, определения суда.
Принесение протеста осуществляется путем передачи его в надлежащий суд в зависимости от того на решение, какого суда он приносится.
Отзыв протеста может произвести лицо, которое его принесло и его вышестоящий руководитель. Отзыв протеста допускается только до момента начала его рассмотрения. В случае, если лицо во время рассмотрения протеста убедилось в его необоснованности, оно может отказаться от его поддержания.
При отзыве протеста дело снимается с рассмотрения и направляется в тот суд, откуда оно было изъято. Отзыв протеста оформляется путем направления в суд надзорной инстанции соответствующего письма либо наложение резолюции на самом протесте.
По окончании рассмотрения протеста суд надзорной инстанции принимает одно решение из указанных в ст. 378 УПК РСФСР, о чем подробно будет сказано ниже.
Протест приносится следующими должностными лицами:
1. Генеральным прокурором РФ.
2. Председателем Верховного Суда РФ;
3. Заместителями Генерального Прокурора РФ;
4. Заместителями Председателя Верховного Суда РФ;
5. Председатель Верховного Суда республики входящей в состав РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа, прокурор республики входящей в состав РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа.
Рассмотрим компетенцию вышеперечисленных должностных лиц в области принесения протестов в порядке надзора.
Генеральный прокурор РФ приносит протесты на приговоры, определения, постановления всех судов РФ.
Председатель Верховного суда РФ приносит протесты на постановления Президиума Верховного Суда РФ, приговоры и определения коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ действующей в качестве суда первой инстанции;
Заместители Генерального прокурора РФ приносят протесты на приговоры, определения, постановления любого суда РФ, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ,
Заместители Председателя Верховного Суда РФ приносят протесты на приговоры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ, действующей в качестве первой инстанции.
Председатель Верховного Суда республики входящей в состав РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и автономного округа, прокурор республики входящей в состав РФ, края, области, города, автономной области и автономного округа приносят протесты на приговоры и определения районного (городского) суда и определение судебной коллегии по уголовным делам соответственно Верховного Суда республики входящей в состав РФ и судов ее административных единиц.
В случае если по уголовному делу вступил в законную силу вторичный приговор, постановление или определение, вынесенные в связи с отменой предыдущих в кассационном или надзорном порядке, повторный протест может быть внесен на общих основаниях. Совершенно не играют роли мотивы по которым были отменены первый приговор, постановление или определение суда.
Надзорная проверка производится осуществлением четырех этапов в указанном порядке:
1. Истребование дела из суда и его изучение для принятия решения об опротестовании судебного решения либо об отказе в принесении протеста;
2. Опротестование судебного решения и передача дела с протестом в надзорную инстанцию;
3. Рассмотрение дела по протесту в суде надзорной инстанции;
4. Принятие решения по рассмотренному делу в надзорной инстанции.
На первой стадии лицом, производящим рассмотрение дела в порядке надзора производится изъятие необходимого для рассмотрения дела из суда, в котором оно находится. Истребовать дело может любое лицо из указанных в статья 371 УПК РСФСР в соответствии с их компетенцией, (подробнее мы их рассматривали во втором вопросе настоящей работы). Помимо вышеперечисленных должностных лиц правом изъятия дела из районных (городских) судов обладает районный, городской прокурор. Хотя сами эти прокуроры не могут приносить протест, они имеют право при обнаружении нарушения вынести представление вышестоящему прокурору с предложением принести протес в порядке надзора. Об истребовании дела из суда для принятия решения о принесении протеста может ходатайствовать перед лицами, перечисленными в ст. 371 УПК РСФСР Уполномоченный по правам человека в РФ.
После изъятия и изучения дела по нему принимается решение об опротестовании или не опротестовании дела. По итогам проверки лицо, ее проводившее составляет заключение, если проверка проводилась по чьему либо поручению, то тогда заключение составляется непосредственно проводившим проверку, а утверждается тем, кто поручил ее проведение. Решение об опротестовании принимается в случае, если приговор, постановление или определение по истребованному делу являются незаконными. Если оснований к опротестованию дела не обнаружено, а дело истребовано по ходатайству какого-либо лица, субъект истребовавший дело извещает ходатайствующего о том, что оснований к вынесению протеста нет, с указанием мотивов и дело возвращается в суд, из которого оно было истребовано.
Вторая стадия заключается в опротестовании судебного решения и передаче дела на рассмотрение надзорной инстанции. Опротестование заключается в вынесении протеста лицом, производившим проверку. В дальнейшем протест передается для рассмотрения в соответствующую надзорную инстанцию.
Третья стадия состоит в непосредственном рассмотрении в судебного заседании суда надзорной инстанции дела, по которому принесен протест. О процессе рассмотрения дела в порядке надзора в суде будет посвящен отдельный вопрос данной работы.
Четвертой стадией является принятие решения по делу. Возможные варианты принятых решений закреплены законодательно, и содержаться в ст. 378 УПК РСФСР. Этой теме будет посвящен отдельный вопрос данной работы.
Приостановление исполнения приговора или иного решения суда обусловлено защитой прав и законных интересов лица, в отношении которого вынесено это судебное решение, еще до пересмотра последнего в суде надзорной инстанции.
Приостановление исполнения судебного решения возможно одновременно с его опротестованием либо после принесения протеста, но до его рассмотрения судом в надзорной инстанции. Также закон допускает возможность приостановления исполнения решения по делу и одновременное истребование уголовного дела. Соответственно это действие производится еще до принесения протеста. Решение о таком изъятии может быть принято только при наличии данных свидетельствующих о явном нарушении закона. При этом приостановление решения возможно на срок, не превышающий трех месяцев.
Решение о приостановлении исполнения приговора, постановления или определения по делу может быть принято в отношении таких судебных актов вынесенных всеми судами общей юрисдикции, кроме постановления Пленума Верховного Суда РФ. При этом приостановление исполнения решения суда может быть произведено как в полном объеме, так и частично[3].
Постановление исполнения решения суда производится письменным распоряжением лица, внесшего проест в порядке надзора. Это распоряжение может быть передано с использованием электронных средств связи и подлежит обязательному и немедленному исполнению.
В случае если протест, принесенный по делу, в котором имело место, приостановление исполнения решения неудовлетворен судом надзорной инстанции, то тогда приостановленное решение исполняется на общих основаниях.
Законом установлен пятнадцатидневный срок рассмотрения протестов поступивших в суд надзорной инстанции. В случае если, протест поступает на рассмотрение в Верховный Суд РФ, срок рассмотрения продляется до одного месяца.
В рассмотрении дела в надзорном производстве участвуют:
1. В президиуме Верховного Суда республики входящей в состав РФ, краевого, областного, городского суда, суда автономной области, автономного округа – соответственно прокурор республики, края, области, города и т.д.
2. В Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ – соответственно прокурор, уполномоченный Генеральным Прокурором РФ.
3. В Президиуме Верховного Суда РФ – Генеральный Прокурор РФ или его заместитель.
Поимо вышеперечисленных лиц на заседание, по мере необходимости, могут быть приглашены осужденный, оправданный, их защитники, законные представители несовершеннолетних, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители.
Дело докладывается председателем суда или по его назначению членом президиума или членом суда, ранее не участвовавшим в рассмотрении дела. Докладчик излагает обстоятельства дела и содержание протеста. После доклада ему могут быть заданы вопросы, а участвующие в процессе дать свои объяснения по поводу изложенного.
После вышеизложенных процедур предоставляется слово прокурору для подержания, вынесенного им протеста или дачи заключения по протесту председателя суда или его заместителя, после чего судья выносит постановление. Если дело слушается Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, выносится определение, которое принимается большинством голосов. При равенстве голосов протест считается отклоненным, как не набравшим большинства.
Участники процесса подлежат отводу на общих основаниях.
Неявка прокурора в заседание влечет за собой отложения рассмотрения дела. Неявка лиц приглашенных в заседание не влияет на рассмотрение дела.
При рассмотрении протеста в порядке надзора проверяет все производство по делу. При проведении проверки суд неограничен требованиям предъявленными протестом.
В процессе рассмотрения дела в порядке надзора суд может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении. Суд не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении.
В случае признания незаконным оправдание подсудимого или прекращение дела в суде первой или кассационной инстанции, а также назначение наказание по своей строгости не соответствующее содеянному, суд в праве отменить приговор и натравить дело на новое рассмотрение в суд соответствующей инстанции. При возврате дела в суд первой инстанции, суд надзорной инстанции обязан указать с какой стадии следует рассматривать дело.
Существуют практика когда, рассматривая дело, надзорная инстанция назначает наказание несоответствующее содеянному. В этом случае суд вышестоящей надзорной инстанции вправе отменить определение или постановление и оставить в силе, с изменением или без такового приговор суда и кассационное определение.
Если по делу осуждено или оправдано несколько подсудимых, суд не имеет права отменить приговор, определение или постановление в части тех оправданных или осужденных, в отношении которых протест не вносился, если отмена приговора, определения или постановления ухудшает их положение.
Указания, данные судом надзорной инстанции по делу обязательны для проведения дополнительного расследования и повторного судебного рассмотрения.
Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно не вправе предрешать вопросы доказанности или не доказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой инстанции того или иного уголовного закона о мере наказания. Несмотря на это правило, суд может дать собственную оценку доказательству.
Точно также, суд при рассмотрении дела в порядке надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть, сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела.
По окончании рассмотрения дела по принесенному протесту, суд рассматривающий его вправе:
1. Оставить протест без удовлетворения.
2. Отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления, если таковые были, и передать дело на новое расследование или судебное рассмотрение.
3. Отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение.
4. Отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе с изменениями или без изменения, приговор суда и кассационное определение.
5. Внести изменения в приговор, определение или постановление суда[4].
Определенный статьей 378 УПК РСФСР список принимаемых решений судом при рассмотрении дела в надзорной инстанции не является исчерпывающим.
При изучении судебной практики рассмотрения судам дел в надзорной инстанции выявилось, что:
· подавляющее большинство решений надзорной инстанции связаны с внесением изменений в приговоры, определения и постановления нижестоящих судов;
· решениями исключаются отдельные эпизоды обвинения, переквалифицируются действия осужденных, смягчается наказание.
Если дело в порядке надзора рассматривается президиумом суда или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ то определение и постановление должно содержать все указанные ст. 351 УПК РСФСР пункты.
Ст. 351 УПК РСФСР предусматривает обязательный состав для содержания кассационного определения. Итак, кассационное определение, а также определение и постановление президиума суда, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 381 УПК РСФСР должно содержать:
· время и место вынесения кассационного определения;
· наименование и состав суда, вынесшего определение, прокурор и другие лица, участвующие при рассмотрении дела;
· лицо, принесшее кассационную жалобу или протест;
· содержание результативной части приговора, существо жалобы или протеста, краткое изложение заключения прокурора и объяснений, участвующих в деле лиц;
· решение суда второй инстанции по жалобе или протесту;
· основания и доводы, по которым жалоба или протест признаны несущественными или неправильными;
· обстоятельства, подлежащие выяснению, в случае передачи дела на дополнительное расследование или новое судебное рассмотрение.
Если, дело рассматривается в ревизионном порядке, об этом обязательно делается пометка в постановлении или определении суда.
В заключении нужно отметить, что определение или постановление суда надзорной инстанции приобщается к делу вместе с протестом, ходатайством либо представлением, послужившим поводом к проверке в порядке надзора, а также дополнительными материалами, если таковые представлены суду.
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.
2. Учебник уголовный процесс. М. 1996. Изд. ИНФРА-М.
3. В.М. Лебедев. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР. Изд. “Спарк”. М. 1998. С. 788.
4. Учебник Прокурорский надзор. М. Изд. ИНФРА-М. 1997.
5. Закон о прокуратуре РФ.
[1] См.: Ст. 374 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР
[2] См.: Ст. 374 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
[3] См.: Ч. 2 ст. 372 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.
[4] См.: Ст. 378 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.