Рефераты. Уголовное право и религия






Уголовное право и религия

  Дальневосточный институт законодательства и правоведения


                                             Юридический факультет

                Кафедра уголовно-правовых дисциплин


    

                      Коновченко Виталий Анатольевич                            





                                   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО и РЕЛИГИЯ

Студента 5 курса 3 группы Коновченко В.А.


Научный руководитель: к.ю.н. Доцент Кулешов Ю.И.





                                 


                                      Допущено к защите       ________мая 2001

                                              

                                      Заведующий кафедрой ________________



                                            




                                     Хабаровск 2001


ТЕМА:  Уголовное право и религия                                                


                 ПЛАН


1.      Введение.                                                                                                ---- 3

2.     Соотношение уголовного права и религии:                                                                 основные понятия,    содержание, сущность и взаимосвязь.              ---- 5

2.1   Социальная значимость уголовного права и религии,                                                               

      их достоинства и недостатки

2.2 Эффективность уголовного права и религии в области достижения общественно-полезных целей.

3.     Историческое влияние религии на  развитие уголовного права        ----23

4.     Влияние определенной религии (шариата) на                                       уголовное право, возможные социальные последствия. (на примере Судана, Чеченской Республики Ичкерия)                                                          ----39

5.     Заключение.                                                                                             ----61

6.     Список используемой литературы                                                        ----63


                  

 































1.    Введение

 

В первую очередь хотелось бы отметить основные пути исследования в данной дипломной работе.  Итак, основная цель дипломной работы раскрыть содержание и сущность двух категорий -  уголовного права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. Общей задачей является изучение этих двух понятий и выработка личного мнения. Поскольку здесь переплетаются наука и мораль, дипломная работа содержит философские, уголовно-правовые, криминологические, социологические, религиозные и иные взгляды. Затрагивается также социальное значение этих двух категорий, степень эффективности в области достижения поставленных перед ними целей. Особенности совершенства и недостатки. А также социальные и уголовно-правовые  явления, обусловленные существованием уголовного права и религии. Каким образом эти две категории исторически влияли на становление, совместное существование друг друга. Соотношение уголовного права с различными религиями. Их методы воздействия на общественные отношения. А также уголовно-правовые системы, историческим базисом которых является религия. Проблемы существования уголовного права с различными религиями. Возможные пути разрешения, основанные на собственном мнении. Также затрагиваются вопросы совместного существования нескольких религий в рамках одного государства, их совместное влияние на систему уголовного права и общественные отношения, охраняемые уголовным правом.

Данная тема дипломной работы привлекла меня тем, что она фактически не изучается в рамках курса Уголовного права, хотя на мой взгляд изучение соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей, которые стоят не только перед уголовным правом, но и перед обществом и государством в целом. Однако внимание на это уделяется лишь поверхностно. Сложность заключается в том, что религия и уголовное право являются абсолютно разными категориями, но все-таки имеют связь, которую редко видят юристы и те, чья сфера является - богослужение. Сознание каждого из них пронизано определенной системой знаний и идей, которые, в общем, имеют противоречия. Поэтому я думаю, что связь между этими категориями теряется в сознании этих людей.  На мой взгляд религия и уголовное право должны составлять единое целое общественное явление и изучаться более углубленно. Что эта за связь и в чем она заключается? – вопросы, которые также меня интересуют, и на которые я попытаюсь ответить в рамках дипломной работы. Я не ставлю своей задачей отстоять правовую либо моральную (религиозную) точку зрения, а буду рассматривать эти вещи объективно. Также постараюсь (насколько это возможно) сохранить уголовно-правовой подход к написанию данной дипломной работы. Но, учитывая специфику сущности уголовного права и религии, считаю целесообразным подходить творчески и иногда использовать исторические, философские, политические, социальные, религиозные, научные взгляды в решении задач, поставленных мною в рамках дипломной работы. Поэтому может наблюдаться некоторая размытость уголовно-правового подхода, ибо, только применяя уголовно-правовой метод написания диплома, я не вижу пути разрешения проблем существования, рассматриваемых здесь категорий – уголовного права и религии.















2. Соотношение уголовного права и религии:  основные понятия,     содержание, сущность и взаимосвязь


Для более глубокого понимания сущности вещей считаю целесообразным определить понятие Уголовного права и религии, хотя бы поверхностно. Итак, что же такое «Уголовное право»? С юридической или  научной точки зрения уголовное право – это отрасль права, нормы которой устанавливают принципы уголовной ответственности, применения наказаний за преступления, определяют конкретные деяния, которые являются преступлениями и меры наказания за них. Можно посмотреть на уголовное право как на совокупность юридических норм, содержащих принципы, основания уголовной ответственности, совокупность составов преступлений, основные меры наказания, принципы назначения наказания. Однако существуют и другие философские взгляды, в соответствии с которыми уголовное право – это мера государственного принуждения. Государство пытается защитить себя и общество от преступных посягательств используя при этом уголовное право, как меру государственного принуждения, создает определенный аппарат принуждения. Вся эта структура позволяет определенным образом добиться снижения уровня преступности, в какой-то мере обезопасить общество от не желаемого воздействия на общественные отношения. То есть основными задачами уголовного права является – охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. (Ст 2 УК. РФ) Все это “достигается” путем закрепления в праве определенных деяний (действий или бездействий) за которые предусматривается уголовная ответственность в виде определенного наказания.

Религия в своей сущности является более широкой категорией и не ограничивается теми целями и задачами, которые стоят перед уголовным правом. Слово религия происходит от латинского religio, что в переводе означает набожность, святыня, предмет культа. Существуют также различные понятия религии. Религия – мировозрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) основанный на вере в существование бога или богов, сверхъестественного; фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму неземных.[1]  Однако понятие это не единственное, поскольку содержит в себе элементы атеизма.[2] Каждая определенная религия, каждое верование есть в то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека, верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно, наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного всемогущества, которое тоже является в его глазах совершенно естественным представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, как пробуждение весны после зимы и появление растений из брошенных в землю семян. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где, следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной. Поэтому вера является основным регулятором поведения человека. И на мой взгляд, имеет целью создать наиболее гармоничные общественные отношения, воздействуя через мораль и нравственность. Существуют мнения, что религия это есть способ захвата сознания людей и таким образом способ осуществления власти одного класса над другим. Исторически случалось и так, когда религия использовалась в целях осуществления власти одного класса над другим, но с другой стороны религиозная культура всегда сохраняла нормальное общественное поведение людей и даже более того развивала эти общественные отношения. Это было еще тогда, когда право практически не существовало. Поэтому значение и сущность религии можно хорошо посмотреть, окунувшись в глубь истории государства и права.

Каким образом религия соотносится с уголовным правом? Я думаю, прежде всего, в том, что они преследуют общественно-полезные цели. И то и другое пытается оградить общество от нежелательного внутреннего воздействия, которое может его разрушить. Отличие наблюдается в том, что в уголовном праве эта цель является непосредственной. То есть уголовное право непосредственно занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и воспринимается как должное. Отличие также наблюдается в методе достижения поставленных перед ними целей. Уголовное право использует императивный метод, в то время как религия использует метод воздействия на сознание человека, путем объяснения истины и сущности вещей, которые человек на протяжении своей жизни пытается понять. Вы когда-нибудь задумывались о смысле жизни? Но как правило никто не находил удовлетворительного ответа на этот вопрос. А также на ряд других вопросов, которые не имеют достаточно обоснованных объяснений. Религия, как правило, находит пути объяснения и поэтому овладевает сознанием людей. Хотя это и не всегда происходит. Поэтому религиозный метод воздействия более эффективен, чем правовой. Попытаюсь это доказать. В чем же все-таки преимущество религиозного метода воздействия в отличии от уголовно-правового. Уголовно правовой, в качестве воздействия на сознание использует путь наказания за определенные преступления. Основными целями наказания является – восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений.[3] Здесь у меня сразу возникает вопрос: “Что такое социальная справедливость?”

При попытке найти на него ответ я столкнулся с множественностью взглядов. В советской энциклопедии существует понятие, что социальная справедливость - это категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость. 

             С точки зрения уголовного права, восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость восстанавливается в обществе в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и иных видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно их защитить, обеспечивая наказание преступника и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т.е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем  защиты его законных прав и интересов, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения  или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствии совершенного преступления.[4]

Освободительные движения в ходе истории неизменно выдвигали требования социальной справедливости. Последовательное утверждение социальной справедливости во всех сферах общественной жизни – важнейший признак социализма. Весь исторический период существования России, начиная с первых князей Рюриковичей, не дает основания утверждать, что был период реализации социальной справедливости, заложенной в душе русского человека. Княжеская дань, насилием наложенная на свободные общины, затем крепостное право, наконец, советский период с его спекуляцией и паразитизмом основывались на понятии «социальная справедливость» — все это далеко от подлинной справедливости. Но в душе русского народа чувство социальной справедливости заложено изначально. Пользуясь его наивностью и доверчивостью, власть, какая бы она не была, паразитировала и тем извращала глубинное чувство справедливости и совести, заложенное в русской душе. Нужна ли социальная справедливость? И что это такое? Распределение общих благ всем поровну? Или же соответственно достоинству и вкладу человека в общее благо? Но последнее явно вступает в противоречие с тем, что вкладывают в понятие социальная справедливость социалисты. С точки зрения тех, кто будет ущемлен, подобная система будет восприниматься как вопиющая несправедливость.  

         В сущности, нашему  уголовному закону почти безразлично, ребенок или взрослый совершает преступление. Да, возраст является обстоятельством, смягчающим вину. Что это означает на практике? Если, например, группа лиц совершает разбойное нападение, взрослому могут дать двенадцать лет, а подростку – десять лет лишения свободы. Вот и весь гуманизм.  Основная цель правосудия в отношении несовершеннолетних – это обеспечение благополучия несовершеннолетнего. То есть не наказать и оградить общество, а обеспечить благополучие. Такой категорией, как благополучие юного правонарушителя, наш закон не оперирует и решает только три задачи уголовного правосудия: исправление, недопущение совершения новых преступлений, восстановление социальной справедливости. Можно ухватиться за понятие социальной справедливости, потому что ясно: скорее всего, ребенок-правонарушитель – это ребенок, в отношении которого справедливость была нарушена. Наверняка у него проблемы с родителями и он сам жертва правонарушений, но, к сожалению, наше правосудие не апеллирует к этой цели наказания. В приговорах тщательно анализируются первые две цели, а третья просто учитывается. Таким образом, принять категорию социальная справедливость в ее общепринятом толковании, как наиболее характерной для русской культуры, без оговорок невозможно. Необходимо найти более глубокие основания и категории, обуславливающие  социальную справедливость. Хотя к понятию социальной справедливости, ее сущности в уголовном праве можно подходить с различных точек зрения, но все-таки ее восстановление является одной из целей наказания в уголовном праве. И мне бы не хотелось упускать из виду этот момент.

Давайте теперь посмотрим что же такое «социальная справедливость» с религиозной точки зрения?  В религии социальная справедливость рассматривается как непричастность греху, праведность, а также божественное правосудие, воздаяние за совершение определенных поступков, принципиально противоречащих религиозным взглядам. Здесь наказание будет определятся богом и оно будет более страшным, чем те, которыми оперирует уголовное право. Для определенного круга людей, такое воздействие более существенно.  Но, существует также группа людей, которая не имеет веры в бога, либо их религия противоречит определенным социальным взглядам и общественно опасна. Примером может служить деятельность некоторых сект, культовым обрядом которых, является жертвоприношение людей, а также не верующие люди, являющиеся потенциальными преступниками. Поэтому в отношении этой группы людей без охранительной функции уголовного права никак не обойтись. 

В этом наблюдается сущность уголовного права и религии. Они являются неотъемлемым дополнением друг к другу и очень сильно влияют на развитие общественных отношений в государстве, а следовательно и на развитие государства в целом. К тому же, как мы видим, в религии заложены те основные принципы, которые со временем находят свое отражение и в уголовном праве, поэтому связь между ними существует, просто она уходит своими корнями в историю. Но эта связь не непосредственная, а опосредованная — через нравственность. Естественно, поэтому, нужно выяснить характер связи  уголовного права с нравственностью, чтобы в итоге лучше понять и характер связи уголовного права с религией. Связь нравственности с религией в историческом рассмотрении очевидна: ни один кодекс нравственных норм, игравший более или менее заметную роль в культурном развитии человечества, не появился иначе, как именно на основе какого-либо религиозного учения. Вопрос состоит в том, чтобы сделать эту связь нравственности и религии очевидной не только в историческом рассмотрении, но и в теоретическом. Исторически несомненная связь нравственности с религией сопровождалась всегда мыслью, чрезвычайно важной именно в теоретическом отношении, — мыслью об абсолютном характере нравственных норм, когда ставилась под сомнение или отрицалась мысль об абсолютном характере нравственных норм. В истории европейской культуры были два периода, когда теоретическая связь между нравственностью и религией, отрицалась, а следовательно и отрицался, прямо или косвенно, абсолютный характер нравственных норм. Первый раз — в V веке до н.э. в Афинах софистами. Во второй раз — в XVII веке в Англии приверженцами так называемой естественной морали. Софисты, отрицая эту связь, выдвинули утверждение, что нравственные правила должны устанавливаться самими индивидуумами для обеспечения достижения ими максимального количества наслаждений (гедонизм) или счастливого самочувствия (эвдемонизм). Приверженцы естественной морали и их последователи в XVIII-XX столетиях утверждают, что нравственность ни в каком обосновании, в том числе и религиозном, не нуждается и что они есть естественное развитие присущего человеческой природе определенного задатка (потребности общения с другими людьми, альтруистического[5] чувства, специального нравственного чувства и т.п.). Обе эти попытки теоретического отрицания связи между нравственностью и религией следует признать неудачными. Попытка софистов свести нравственность к способам обеспечения индивидуума наибольшим количеством наслаждений или простым спокойствием души вообще, строго говоря, к нравственности логического отношения не имеет. Это скорее попытка, правда тоже неудачная, указать на новый, по сравнению с традиционным, смысл жизни. На практике все это свелось к отрицанию традиционной религии, а некоторыми софистами-радикалами — к отрицанию вообще всякой общезначимой нравственности и к отрицанию всякой религии. Такое направление умов софистов было явно зловредным, ибо должно было непременно привести к распаду общественного порядка. Такой финал предвидел Сократ, почему и обрушился на софистов со своей беспощадной критикой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.