В данном случае можно сказать, что в одном постановлении содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:
1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела,
2) постановление о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст. 156 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору.
Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст. 40 УПК возбуждает уголовные дела.
Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело по подследственности следователю.
Существуют некоторые особенности возбуждения уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В этом случае прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Поскольку указанными лицами, в силу особых условий, расследование начинается без согласия прокурора на возбуждение уголовного дела и могут быть произведены любые неотложные следственные действия без ограничения их перечня (ч.3 ст. 40 УПК), прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования, в случае признания факта незаконного и необоснованного возбуждения уголовного дела, своим постановлением отменяет постановление о возбуждении уголовного дела и прекращает производство по делу
Перечень органов и должностных лиц уполномоченных возбуждать уголовные дела является исчерпывающим.
4. Поводы для возбуждения уголовного дела.
Поводы к возбуждению уголовного дела – это те установленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязывают их принять решение приступить к производству по уголовному делу.
Согласно статье 140 УПК ими являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из других источников.
Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела:
1.Заявление о преступлении граждан являются наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим лицам и организациям. Исключение составляют дела, возбуждаемые по заявлению потерпевшего (его законного представителя, представителя) о признаках преступлений по делам частного и частнопубличного обвинения.
Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, оформляется рапорт об обнаружении признаков преступления. При подаче заявления, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведений о противоправных фактах. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные.
Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.
Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.
Как правило, от усмотрения самого лица зависит, заявить ли о ставших ему известными преступных действиях, а следовательно заявления граждан являются выражением их высокой активности и инициативы и служат выявлению имеющих место незаконных и преступных действий отдельных физических лиц.
2. Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. Заявление о явки с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Явка с повинной, равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным. Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.
3. Так же на практике встречаются сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, полученные из других источников. Непосредственное обнаружение органом дознания, следователем или прокурором признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообщения или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное преступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Так, например, органам дознания при проведении оперативно-розыскных мероприятий становятся известны факты преступных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами преступных деяний, не связанных с расследуемым им делом и т. д. Возможны сообщения о преступлениях, полученные из средств массовой информации, о которыя я уже упоминал.
5. Основания возбуждения уголовного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 140 УПК основанием возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления. Основание так же необходимо для возбуждения уголовного дела, как и повод. Понятие «достаточные данные» является оценочным, содержание которого выявляется с учётом конкретной ситуации. К моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела нельзя требовать исчерпывающих сведений о составе преступления, для возбуждения уголовного дела достаточно данных, указывающих на наличие самого события преступления, то есть признаков, характеризующих объективную сторону и объект преступного посягательства.
Применительно к отдельным составам преступления объем данных не является постоянной величиной и должен определяться следователем в зависимости от характера совершенного преступления, его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств. В одних случаях этот объем может определяться данными, указывающими лишь на признаки объективной стороны, в других необходимы признаки, указывающие и на субъективную сторону. В отдельных случаях объем увеличивается за счет данных, указывающих на субъекты (несколько субъектов) преступления. Объем данных зависит не только от конкретного состава преступления, но и от каждого конкретного случая.
Так, к моменту возбуждения уголовного дела не всегда бывает известно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.
Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности и это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.
На момент принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю не всегда удается установить данные об обстоятельствах исключающих производство по делу. Они могут быть установлены уже в ходе производства предварительного расследования. Включение таких данных в основание для возбуждения уголовного дела привело бы к необоснованному расширению объема проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
При чрезвычайных происшествиях, связанных с крушением поездов, авариями воздушных и морских судов, повлекших человеческие жертвы, согласно нормативным актам соответствующих министерств и ведомств создаются комиссии для установления причин чрезвычайных происшествий. Данные, полученные в результате работы этих комиссий, содержащие признаки преступления, могут явиться основанием для возбуждения уголовного дела.
В качестве оснований для возбуждения уголовных дел могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, проводимой соответствующими органами. Эти данные обязательно должны содержать признаки конкретного преступления и быть проверены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны не только обнаруживать признаки преступлений, но и создавать при этом необходимые условия для быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Необходимо принимать меры, при которых использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве по уголовному делу не разглашало бы тактику и организацию проведения этих мероприятий, а также сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Таким образом, в ходе оперативно-розыскной деятельности создаются условия для быстрого и полного раскрытия преступления способами уголовно-процессуального законодательства, что предполагает получение сведений об очевидцах преступления, о местах нахождения предметов и документов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления, являлись объектами преступных действий, а также деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и других предметах, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и установлению виновных. В отдельных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных предметов и документов. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности является установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. Может быть также поставлена задача установления обстоятельств, характеризующих личность наиболее важных свидетелей и потерпевших, для выявления их психологической установки в связи с предстоящим допросом.[1]
Выяснение оснований возбуждения уголовного дела является самым существенным, определяющим моментом в возбуждении уголовных дел. Без наличия основания нельзя говорить об обоснованности возбуждения уголовных дел, что является гарантией обеспечения прав граждан и защитой их от привлечения к уголовной ответственности, если для этого отсутствуют основания.
6. Порядок возбуждения уголовного дела.
УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются различия в полномочиях лиц, наделённых правом возбуждения уголовного дела. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с частью второй ст. 50 Конституции РФ влечёт признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.2
Если имеются повод и основания к возбуждению уголовного дела орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а так же прокурор в пределах своей компетенции, которая ограничивается полномочием должностного лица, характером преступления и пределами территориальной подследственности.
Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой является постановление о возбуждении уголовного дела.
Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В вводной части указывается место и дата составления постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение. Описательная часть - излагаются повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части. Резолютивная часть - указывается по признакам, какой статьи уголовного закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. В постановлении о возбуждении уголовного дела так же указывается дата, время, место его вынесения и кем оно вынесено.
Под местом вынесения постановления следует понимать населённый пункт, где составлено постановление. При отсутствии населённого пункта указывается территориальная дислокация, географическая точка и т.д., где вынесено постановление.
Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.
Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. Уголовное дело возбуждаеся против конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебными полномочиями и т.д.)1
Уголовные дела частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. Прокурор вправе возбудить такое уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы
Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:
1) прокурор направляет дело для производства предварительного расследования;
2) следователь приступает к производству предварительного следствия;
3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по делам, по которым производится дознание, производит дознание.
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст. 157 УПК).
Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.
Особенности возбуждения уголовного дела в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию. Рассмотрение запросов иностранного государства о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Россию, осуществляется Генеральной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Россию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.1
Страницы: 1, 2, 3