Рефераты. Юридически значимое поведение






Юридически значимое поведение

СОДЕРЖАНИЕ

1.                 ВВЕДЕНИЕ. (стр.2);

2.                 ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ: НОРМА И ОТКЛОНЕНИЯ. (стр.3 -7);

3.                 ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. (стр.8 – 10);

4. ВИДЫ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ.  (стр. 11 – 15);

5. ПРАВОНАРУШЕНИЕ:ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СОСТАВ (стр. 15 – 17);

6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРОСТУПКИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. (стр.17 – 25);

7. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. (стр. 25 – 27);

8. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (стр.28)

1. ВВЕДЕНИЕ

Предпосылкой к обращению в своей курсовой работе к теме «Юридически значимое поведение» стало, во-многом, ежедневное общение, а точнее  - столкновение, в своей профессиональной деятельности с лицами, чье поведение подпадает по квалификацию юридически неправомерного.

В процессе получения юридического образования планирую углубить свои познания в области правоприменения юридических норм в отношении лиц, чье поведение подпадает под действие уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Скромный опыт, приобретенный в ходе работы в правоохранительных органах, дает возможность сделать собственный вывод о прямой зависимости проявления неправомерного поведения от социальной (точнее было бы во-многих случаях сказать – асоциальной) среды, «воспитавшей» правонарушителя. Однако нередки случаи необъяснимого проявления агрессии или иного рода криминогенного поведения у индивидов, которые приводят к единственному умозаключению проявлении сбоя на генетическом уровне.

Нельзя не согласиться с утверждением, что в биологическом смысле человек рождается «недоделанным» и никогда не станет человеком, если не пройдет путь социализации.

 «За более чем вековой период криминологи разных школ и направлений не пришли … к консенсусу в вопросе о соотношении социального и биологического в преступном поведении. Грандиозная работа над проектом «Геном человека», проводившаяся одновременно в двух десятках стран, дала фантастические результаты в определении структуры генома человека, расшифровки кода наследственности. Революционные открытия … уже сейчас дают возможность корректировать определенные генетические свойства человека, в том числе его способности, агрессию и др.»[1].

В эпоху революционных открытий во всех областях науки зачастую возникают публичные обсуждения проблемы генетической модификации личности. Звучат прогнозы о появлении в недалеком будущем общества, состоящего из идеально – положительных индивидуумов. Предтечей появления «геномоломброзианства» и иных биотехнологических философий была расовая теория фашизма. На эту тему автор попытается рассуждать по мере обретения теоретических познаний в процессе обучения. А на начальном этапе обучения изложу приобретенные знания по указанной выше теме.

2. ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

НОРМА И ОТКЛОНЕНИЯ.


Изначально, в процессе эволюции, попытке урегулировать человеческие отношения, должно быть,  предшествовало обретение общепринятых понятий о «добре» и «зле, в частности - о поведении, допустимом, желаемом, отвергаемом и т.п. Разные сферы человеческих взаимоотношений породили, соответственно, различные виды социальной регуляции – обычаи, мораль, традиции и т.п. Впоследствии в нормах морали, этики, религии культуры, права в течение формирования человеческой цивилизации определились и стали общепринятыми определенные понятия как о правильном, должном, желательном поведении, так и о нежелательном, отрицаемом.

Являясь одной из социальных норм, наряду с нормами морали, обычаев, традиций, религии, политики и эстетики, т.е. составляющей частью системы нормативного регулирования, право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений и является основополагающим понятием политики государств, наравне с такими как «демократия», «власть» и др.

 «Право возникает в ответ на относительную негибкость иных нормативных  систем – религия, мораль, культура… Когда все средства воздействия на человека исчерпаны, остается только один инструмент – сила организованного и обоснованного государственной властью принуждения… Субъекты правотворчества, понимая, что люди не могут или не хотят следовать религиозным, моральным или …культурным нормам, формируют минимум требований, который можно поддерживать при помощи государственного аппарата. Этот минимум составляет идеальное содержание права… Под его ценностью понимается способность права быть социальным регулятором, гарантируя свободу членов общества. Таким образом, право стоит на охране высшей демократической цели – служения идеалам равенства и справедливости в условиях государственно-организованного общества.[2]   

Процессы возникновения, становления, совершенствования государства и права взаимосвязаны и взаимообусловлены: «С появлением государства как особого института общества, призванного управлять им, возникает право как особый вид социальных норм, которые регулировали общественные отношения, - позитивное право, представляющее собой систему общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством». [3]

Таким образом, по мнению профессора Оксамытного В.В., позитивное право, в отличие от естественного, является искусственным образованием в государстве, потому что определенные нормы специально создаются  (или признаются) и властно утверждаются, как образец для должного поведения. Государство, в зависимости от формы своего устроения, различными способами регулирует поведение людей (запрещая, дозволяя и т.д.), в целях охраны и поддержания установленного порядка.

Непосредственно являясь участником правовых отношений, человек выражает свое к ним отношение посредством проявления поведения, поступков, действий или бездействия.

«Поведение  индивидуума (личности) является его основной социальной характеристикой. Это – деятельность, «имеющая природные предпосылки, но в основе своей социально обусловленная… В условиях коллективной жизни поведение индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, коллективами, членом которых он является. Сама группа выступает в качестве особого субъекта поведения, имеющая коллективные цели и мотивы… Ценностные аспекты поведения выступают наиболее отчетливо, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм...» [4]

В зависимости от формы выражения выделяют вербальное и реальное поведение. Вербальное поведение – складывается из различных высказываний, суждений, оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида. Реальное – характеризуется практическим определенными действиями людей.

В связи с тем, что нормы права занимают особое место в силу исключительного положения права в обществе как социального феномена, нормы права закрепляются в официальном порядке являясь составной частью законов и иных нормативных правовых актов как письменных юридических документов с установленной формой содержанием своих положений, в то время как другие правила поведения людей в обществе не требуют, в общем-то, документального закрепления. Таким образом, поведение является общественно значимым явлением, что оценка поведения, выносимая окружением личности, определяет его как общественно значимое.

Наиболее обобщенной является квалификация поведения людей на положительное и отклоняющееся и антиобщественное. О таких подвидах поведения мы говорим в связи с представлениями «о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, религиозных догмах, в иных социальных предписаниях»[5]

Более узкая, правовая регламентация, вызванная необходимостью контроля со стороны государства поведения людей в целях общественных интересов, четко дифференцирует поведение «объектов» контроля, выделяя  и разграничивая варианты поведения на социально полезное (правомерное) и социально вредное (противоправное). Все остальные действия причисляют к юридически безразличным, т.е. не подпадающим под какие-либо правовые классификации.

«Восприятие человеком окружающего мира и его системы ценностей, феноменов социальной среды в значительной степени индивидуально. Конкретный случай противоправного поведения является выражением субъективного ценностного выбора, реализацией вовне его ценностных установок. Ценности и связанные с ними интересы и потребности приводят в движение механизмы регуляции социального поведения. Противоправное поведение представляет собой итог, результат взаимодействия важных условий социальной среды и определенных внутренних свойств самой личности, к которым относится ее мировоззрение, социальный опыт, ценностные ориентации, установки, а также особенности внутренней системы социального контроля… Без ценностного наполнения право останется пустой формой… Правовая социализация подчинена правилу, согласно которому устойчивые индивидуальные системы представлений и установок по отношению к праву формируются в период детства и отрочества… Семья, детские дошкольные учреждения – основа ранней правовой социализации, в условиях которой складывается уровень правосознания, правовой культуры»[6]. Далее в своей работе я подробнее коснусь такого аспекта общественной жизни, как стимулирование активного правомерного поведения личности. В связи с этим необходимо отметить, что перевес между правомерным и противоправным поведением членов общества во многом зависит от целенаправленного процесса правовой социализации, возведенного в ранг государственной программы. «Предпосылками эффективности правовой социализации являются качество и интенсивность правового воспитания, предметно-практической деятельности, социального общения и их комплексного сопряжения»[7]

Правовым является «поведение субъектов права в сфере юридического воздействия, урегулированное правом и им соответствующим образом оцениваемое» [8]

Таким образом, возникла обусловленная необходимость характеристики поведения личности как юридически значимого.

Отношение индивида к правовой стороне жизни общества и определяет его место в исторически заданном обществе. Государство, закрепив в юридических нормах оценку правовым действиям личности, наделило специально на то уполномоченные государственные органы в целях поддержания установленной власти оценивать поведение как правомерное, так и противоправное со всеми вытекающими последствиями (в частности, юридической ответственности личности за свои поступки).

Непосредственное обращение к исследованию общественно полезного поведения в сфере права наиболее актуально в период активного становления демократизма в России в настоящее время. Динамические процессы в становлении современной юриспруденции постсоветской эпохи умаляют традиционно догматические трактовки правовых категорий. Правовое поведение выступает «необходимым инструментальным компонентом  многих понятий современной теории права, таких как законность и правопорядок, правовая культура и правовой статус личности, социальный механизм обеспечения прав человека и гражданина…»[9]

Нельзя не согласиться с мнением о том, что юриспруденция должна становиться наукой о социальном поведении человека в правовой сфере, а поведение, соответственно, должно рассматриваться в качестве конечного осуществляемого или осуществленного права.

Отдельно следует говорить о том,  что в современном правоведении выделяют злоупотребление правом как разновидность правового поведения. Остановимся подробнее на данном вопросе.

 «Подобное осуществление прав с целью причинить другому вред носит название злоупотребление правом или шикана (chikane)  и изречение «злоупотребление непростительно» находим  у римских юристов. И только со временем, в процессе совершенствования законодательства некоторые злоупотребления начинают приобретать юридические признаки…Со времени буржуазных революций, когда права и свободы человека и гражданина были провозглашены и законодательно оформлены, проблема злоупотреблений правами со стороны граждан стала не менее актуальна…

Сущность злоупотребления правом – осуществление субъективного права, которое причиняет зло. В юриспруденции под злом в зависимости от правовой системы страны и конкретной отрасли права понимается вред (ущерб) и убытки.

Вред – уничтожение материальных и нематериальных благ. Убытки- реальный ущерб, а также упущенная выгода. В совокупности они составляют один из основных признаков злоупотребления правом.

2-й признак – осуществление субъективного права в противоречии с его назначением. В итоге дефиниция: злоупотребление правом – есть такая форма осуществления права в противоречии с его назначением, посредством которой субъект причиняет вред другим участникам общественных отношений…Причинение вреда при осуществлении права в соответствии с его назначением – не злоупотребление правом. Более того, некоторые права невозможно реализовать без причинения вреда (необходимая самооборона)

Правомерное злоупотребление – аморальное, нецелесообразное осуществление субъектом своих прав в виде использования правовых предписаний, если в результате этого был причинен вред другим участникам общественных отношений… К противоправным относятся только такие злоупотребления, которые совершаются субъектами, реализующими свои права и свободы и властные полномочия… Противоправное злоупотребление отличается от правонарушения: субъект совершает противоправное деяние посредством реализации своего субъективного права (правомочия) и первоначальная стадия его деяния находится в рамках закона… Нередко оказывается на практике, что злоупотребление правом является способом совершения противоправных деяний…»[10]

Способом ограничения злоупотребления правом, по мнению А.А. Малиновского, в первую очередь является законодательное закрепление таких категорий, как «добросовестность», «разумность», «справедливость».

Одним из способов защиты государственных интересов в части, касающейся злоупотребления правом, является, например, введение правоограничений для государственных служащих. В п.п. 11 п. 1 ст. 11 ФЗ 1995 г. госслужащим РФ запрещено участие в забастовках без каких бы то ни было исключений в силу того, что госслужащий органично связан с государством, осуществляет свои полномочия от имени и по поручению государства. Поэтому необоснованный отказ от работы или согласованное уменьшение результативности труда … могут нарушить функционирование государственных органов и поставить под угрозу безопасность государства.[11]  

В связи с затронутой проблемой хочется вспомнить и о том, что в настоящее время законодатели все чаще обращают внимание на участившиеся факты злоупотребление правом со стороны представителей  судейского корпуса Российской Федерации. В связи с этим в 2004 году был принят Кодекс судейской этики (на смену Кодексу чести судьи РФ 1993 года) – документ, который для судей имеет силу закона. Дефекты нравственного свойства, не позволяют некоторым представителям судейского корпуса соответствовать предъявляемым высоким требованиям. Дефекты эти зачастую обусловлены как индивидуальным моральным воспитанием, корни которого исходят еще из семьи, так и несоответствующим уровнем образования и самообразования. Таким образом, проблема обусловленности решений судьи его моральными убеждениями в некоторой степени перерастает в проблему злоупотребления правом.

3. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПОНЯТИЕ,

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ


Поведение – действие, поступок, в котором обязательно фиксируются отношения личности к интересам общества и отдельных людей. Традиционно действия и поступки людей, в первую очередь, нарушающие, порой разрушающие устоявшийся социальный порядок, являются предметом обсуждения, анализа обществоведов, ученых, обывателей. Это обусловлено необходимостью правового воздействия в связи с очевидным вредом, социальной опасностью противоправного поведения. Однако в современных условиях, когда формируется общество, где приоритетным является верховенство закона, особого подхода требует изучение понятия «положительного» правового поведения членов социума. В демократическом государстве право переориентируется на поддержание и поощрение положительной деятельности людей, приносящей определенную пользу, даже экономическую выгоду (в случае с налоговыми платежами) государству.

Характеризуя правомерное поведение, признаем что «в соответствии с общепринятым определением правомерное поведение признается единственно правильным, должным человеческим поведением, регулируемым правовыми нормами».[12] Иными словами, поведение личности, соответствующее предъявляемым требованиям, соответствующее правовым предписаниям, не противоречащее установленным правовым нормам, не запрещенное, либо требуемое, либо допускаемое правовыми нормами и является правомерным.

Примкну к мнению большинства авторов, определяющих правомерным поведение, не выходящее за пределы дозволенных правом границ действий (поступков). Традиционно воспринимая юридическую терминологию, предположу считать более приемлемым и традиционным понятие «правомерное поведение» как составную часть понятия «правовое», не отождествляя их по признакам семантического сходства.

Прогноз профессора В.В. Оксамытного о приобретении в ближайшем обозримом будущем российской правовой системой термина «законопослушное поведение» хотелось бы полностью поддержать. Несколько ранее вставшая на путь демократизации Латвия привила своим гражданам чувство самоуважения от осознания личного законопослушания. Однако, в России, где нацию составляет огромное количество потомков людей, прошедших «школу» тюремного заключения, ссылки и т.п., где  сотрудники правоохранительных органов в ресторанах и машинах со слезами на глазах слушают «блатную» музыку, где ненормативное арго звучит уже в школе, и т.д. потребуется, на мой взгляд, огромный промежуток времени для формирования в широких слоях населения позитивного восприятия законопослушания как мерила собственного отношения к праву. На эту тему, только касательно правосознания, В.В. Сорокин пишет: «Ценностный вакуум в правовой сфере в условиях существования правовой системы невозможен. Однако при ослаблении идеологической функции государства правовые ценности могут быть замещены ценностями криминального мира либо иными клановыми установками…»[13]

Правовая ценность изложенных в нормативных документах канонов правомерного поведения определяется правосознанием членов общества. Правосознание же «представляет собой совокупность мысленных и чувственных оценок  правовых явлений, правовых отношений…Правосознание и правовая культура народа обеспечивают непрерывность развития правовой традиции, гарантируют правовую преемственность…»[14]

Характеризуя правомерное поведение с точки зрения его  ценностных качеств, будем придерживаться традиционных трактовок, как то: общественная полезность и массовость, добровольность и сознательность, убежденность и ответственность личности в своих поступках, ее активность в выполнении обусловленных правом действий.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.