Рефераты. Меры пресечения и порядок их применения






Меры пресечения и порядок их применения

Меры пресечения.

(Уголовный процесс).

План:

1.Введение.

2. Понятие, виды и значение мер пресечения.

3. Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

4. Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения.

5.Меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.

6.Заключение под стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

7. Заключение.

Введение.

В настоящее время, государству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можно лишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированному расследованию уголовных дел. По данным ГУВД, в московских СИЗО находится около 17 тысяч заключённых. Из них лишь единицам предъявлено обвинение, предусматривающее наказание до года лишения свободы. Остальным грозят более серьёзные сроки.

По словам правозащитника А. Бабушкина -
«Формально статистика ГУВД абсолютно правильная. По действующему примерно с 60-х годов порядку, если суд в ходе разбирательства приходит к обвинению не более тяжкому, чем человеку было предъявлено в ходе предварительного следствия, можно выносить приговор. Суду запрещено переходить самостоятельно к более тяжким обвинениям. И тогда в этом случае дело возвращается на доследование. Чтобы обезопасить себя от возможной повторной работы, следственные органы взяли за практику выдвигать обвинения по максимуму. Любое хулиганство они норовят квалифицировать как злостное, которое предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы.
Это также впрямую влияет на выбор меры пресечения до суда. Ст. 96 ч.2 УПК прямо указывает, что на время следствия по тяжким преступлениям (от 5 лет ЛС) обвиняемого можно заключать под стражу.
Вот и заключают.»

Однако ст. 5 «Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека», которую Россия подписала, гласит, что тяжесть предъявленного обвинения не является критерием для избрания меры пресечения, Она должна зависеть не от статьи, а от непосредственной опасности обвиняемого для общества. По статистике ГУВД, до 70% находящихся в Московских СИЗО заключенных по сути содеянного могли бы ждать суда на свободе.

Кроме того, в новом УК РФ появились новые виды наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест и содержание в дисциплинарной воинской части-- данное совершенствование материального права не могло не отразиться на содержании уголовно - процессуального права.

Если бегло просмотреть обвинительные приговоры, например,
Никулинского межмуниципального суда за последние год - полтора, то начинает казаться что из практики наказаний просто исчезли и старые добрые 15 суток, и штрафы и административные взыскания. «
Никулинский закон» суров: каждый поступок, даже не всегда доказанный, объявляется уголовным преступлением, за которым следует неминуемое наказание - лишение свободы.

Например: 24 апреля 1997года 1 тюрьмы получил за грабёж и незаконное приобретение и хранение боевых припасов Морозов А.Н. В грабеже он сознался сразу, поскольку был схвачен с поличным прямо на барахолке, где цапнул с лотка 2 ночные сорочки общей стоимостью
36 тысяч (тогда) рублей. Сорочки немедленно вернули разволновавшейся торговке, а грабителя препроводили в участок. Там при обыске и были обнаружены ( подброшены, как уверял обвиняемый) «боеприпасы» - два боевых патрона. Таких примеров можно привести очень много. Адвокаты считают, сто подобные приговоры выносятся для того, чтобы «покрыть» срок содержания подследственных в предварительном заключении. Но даже, если их подзащитные действительны виновны во всех предъявленных обвинениях, стоит ли ущерб в 36 рублей и ношение в кармане 2- х пуль -- года свободы? Тем более, что условия заключения порой чреваты реальной угрозой жизни.

Что такое мера пресечения? В каких случаях следователь и органы дознания могут правомерно применять те или иные меры пресечения?

В данной работе мы рассмотрим, понятие мер пресечения, основания и порядок их применения, виды мер пресечения, а также гарантии законности и обоснованности заключения под стражу.

Понятие, виды и значение мер пресечения.

Меры пресечения в уголовном процессе (ст. 89 УПК) --- это указанные в законе средства воздействия на обвиняемого (подозреваемого), применяемые при наличии достаточных данных о том, что указанные лица могут: а)- скрыться от дознания, предварительного следствия и суда либо воспротивиться исполнению приговора; б)- воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу; в)- продолжить преступную деятельность.

Меры пресечения являются разновидностью мер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий, которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовных дел. К общим признакам мер уголовно - процессуального принуждения относится, то , что они: 1)- применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;
2)- применяются полномочными органами государства в пределах их полномочий;
3)- применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создаёт или может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства;
4)- имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач судопроизводства;
5)- применяются при наличии предусмотренных законом оснований и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность;
6)- имеют особое содержание и характер.

Общей для всех мер уголовно - процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо от воли и желания лица, к которому они применяются.

Все меры угол. - процесс. принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения
. К последним относятся: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления (ст. 122 УПК), отстранение обвиняемого от должности (ст.
153 УПК), выемка предметов и документов (ст.167 УПК), привод (ст.73, 147
УПК), прослушивание телефонных и иных переговоров , получение образцов для сравнительного исследования (ст.186 УПК), освидетельствование
(ст.181 УПК), удаление лиц из зала судебного заседания при нарушении порядка (ст.263 УПК) и др. ).

Уголовно - процессуальный закон предусматривает целую систему мер пересечения:

1)- Подписка о невыезде (ст. 93 УПК);

2)- Личное поручительство ( ст.94 УПК);

3)- Поручительство общественной организации (ст.95 УПК);

4)- Заключение под стражу (ст.96 УПК);

5)- Залог (ст.99 УПК);.

6)- Наблюдение командования воинской части (ст.100 УПК);

7)- Отдача несовершеннолетнего под присмотр (ст.394 УПК).

В литературе до сих пор остаётся спорным вопрос о возможности избрания лицу одновременно не одной , а сразу нескольких мер пресечения. Допустим, подписки о невыезде и личного поручительства, одновременно. Люблинский П.И. считает возможным комбинировать и применять к одному лицу сразу несколько мер пресечения, лишь бы решались задачи, стоящие перед данным институтом. Гродзинский М.М. и Лившиц Ю.Д. придерживаются иной точки зрения. Они уверены, что к обвиняемому можно применять только одну меру пресечения. Лично я, как автор этой работы , придерживаюсь первой точки зрения.

Но в отличие от мер процессуального принуждения меры пресечения применяются не только к обвиняемому, но и к подозреваемому в совершении преступления (как сказано в законе «в исключительных случаях»). В этом случае обвинение должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется
(ст.90 УПК). Правда, законодатель не пояснил , что такое
«исключительный случай». Это же понятие им используется в ст.ст.
96.97.393 УПК применительно к заключению под стражу. Правоприменитель сам признаёт (или нет) те или иные обстоятельства как исключительные.

Избрание меры пресечения направлены на преодоление определённых препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью. Они избираются в целях воспрепятствования обвиняемому:

--- скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, либо

---- помешать установлению истины по уголовному делу, либо

---- заниматься преступной деятельностью, а также

---- для обеспечения исполнения приговора.

Избрание меры пресечения в других целях ---- грубейшее нарушение законности.

Теперь мы можем дать более полное определение:
Меры пресечения—это применяемые органами дознания, следователями, начальниками следственных отделов, прокурорами, судьёй, судом меры уголовно - процессуального принуждения , оказывающие на обвиняемого
(подозреваемого) определённое психологическое воздействие или ограничивающее его личную свободу, с целью возможности уклониться обвиняемому (подозр- му) от дознания, предварительного следствия или суда, помешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

Меры пресечения должны поставить обвиняемого (подозреваемого) в такие условия, которые исключили бы возможность нарушения им требований закона. Каждая мера пресечения как средство воздействия на обвиняемого (подозреваемого) ограничивает его личную свободу. Однако в зависимости от вида меры пресечения такое принуждение осуществляется в различных формах. Одни меры пересечения практически ограничивают право граждан на личную свободу, включая свободу передвижения ( заключение под стражу, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части). Другие прямо не ограничивают права гражданина, личную свободу (залог, личное поручительство, поручительство общественной организации, отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей.).

Меры пресечения имеют ярко выраженный принудительный характер, даже в том случае, когда они избраны по ходатайству обвиняемого и относятся к пресекательным средствам. Например, если применение подписки о невыезде или личного поручительства (вместо заключения под стражу) более соответствует желанию обвиняемого, это не означает что назначенные меры не будут принудительными.

От мер пресечения следует отличать обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства (ч.4 ст.89 УПК). Такое обязательство не имеет ярко выраженного принудительного характера и отбирается при отсутствии оснований для применения мер пресечения.
Явка по вызовам и сообщение о перемене места жительства ---- это обязанности, обусловленные самим фактом привлечения лица в качестве обвиняемого. Они соответствуют праву следователя вызвать обвиняемого на допрос и для участия в других следственных действиях. Поэтому отобрание обязательства в соответствии с ч.4 ст.89 УПК является лишь формой разъяснения обвиняемому его обязанностей.

Меры пресечения имеют уголовно - процессуальную природу и не могут рассматриваться как наказание лица за совершённое преступление. Они применяются к лицам, ещё не признанным виновными.
Если мерам пресечения и присуще принуждение, то в отличие от наказания оно не является элементом кары. Меры пресечения не имеют целью исправление и перевоспитание обвиняемых, тогда как уголовное наказание такую цель преследует.

Значение мер пресечения заключаются в следующем:

1)- они играют важную роль в решении стоящих перед уголовным процессом задач по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.

2)- они имеют большое значение для предупреждения совершения обвиняемым (подозреваемым) новых преступлений.

Основания применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения.

Как показало исследование, в 25% случаев органы дознания, следователи, прокуроры и суды при вынесении постановления об избрании меры пресечения не указывают основания принятия этого решения. Но что же это такое -- основания избрания меры пресечения? Основаниями применения к лицу меры пресечения, являются: 1- привлечение лица в качестве обвиняемого и
2- наличие данных, указывающих на необходимость ограничения свободы обвиняемого (ст.89 УПК).
Иначе говоря, данных, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью, а также для обеспечения исполнения приговора.

В некоторых источниках основанием признаётся единство тех двух элементов, что названы основаниями выше – «Основание избрания мер пресечения – это совокупность условий, учитываемых при избрании меры пресечения. Их можно подразделить на процессуальные и фактические».

Процессуальное основание – наличие обвинения, задержания или избрания меры пресечения.

Фактическое основание – наличие соответствующих данных, указывающих на необходимость ограничения свободы обвиняемого.

Иногда учёные говорят не о самих данных, а об установленных на их основе обстоятельствах. Если же говорить об этом виде оснований как об обстоятельствах, то нельзя будет принимать решение без доказанности таковых, когда имеет место лишь вероятность противоправного поведения обвиняемого, подозреваемого.

В ст.92 УПК, закреплено : « о применения меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор выносят мотивированное постановление, а суд -- мотивированное определение, содержащее указание на преступление , в котором подозревается данное лицо, и основание для избрания применённой меры пресечения. Постановление или определение объявляется лицу, в отношении которого оно вынесено, и одновременно ему разъясняется порядок обжалования применения меры пресечения»

Таким образом, основание избрания меры пресечения не есть само постановление . Постановление – это основание реализации меры пресечения, к примеру содержания под стражей подозреваемого, обвиняемого (ст.5 закона РФ « О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). Основанием же избрания меры пресечения может быть только то, что предшествовало составлению постановления (определения).

Применение меры пресечения при наличии к тому оснований является не только правом, но и обязанностью лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Расследуя преступление, следователь изучает обстоятельства происшествия имевшие место в прошлом. При решении же вопроса о мере пресечения ему приходиться оценивать также будущее поведение лица, к которому применяется мера пресечения. Исходными данными в оценке этого поведения служат собранные по делу доказательства, характеризующие тяжесть совершённого преступления, личность обвиняемого, характер его вины, намерения в связи с привлечением к уголовной ответственности и т.д. для правильного и обоснованного решения о мере пресечения необходимо дать оценку всех фактических обстоятельств дела и на основании собранных доказательств сделать вывод о возможном поведении обвиняемого (подозреваемого), делающим необходимым применение к нему меры пресечения.

Трудно совершенно точно предвидеть поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Поэтому при решении вопроса о мере пресечения устанавливается вероятное поведение обвиняемого
(подозреваемого), однако вывод о таком поведении должен базироваться не на интуитивных предположениях, а на объективно установленных фактах, на реальных доказательствах, свидетельствующих о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины, заниматься преступной деятельностью, уклониться от исполнения приговора. Причём для решения вопроса достаточно одного из предположений.

Например, обвиняемые в совершении наиболее тяжких преступлений, перечень которых установлен УПК, могут быть заключены под стражу по мотивам одной лишь опасности преступления. Ст. 96 УПК включает в этот перечень умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, крупное хищение чужого имущества, взяточничество, разбой и грабёж при отягчающих обстоятельствах и т.д. В этих случаях основанием для избрания меры пресечения являются фактические данные
(доказательства), изобличающие обвиняемого в совершении преступления, независимо от наличия данных, свидетельствующих о возможности его неправомерного поведения (попытка скрыться, помешать расследованию и т.д.).

В качестве исключения из общего правила ст.1 Указа Президента
РФ от 14. 06. 94 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» устанавливает, что к лицам, обвиняемым и подозреваемым в бандитизме и др. тяжких преступлениях, совершённых организованными преступными группами, в качестве мер пресечения не применяются подписка о невыезде, личное поручительство, поручительство общественной организации и залог.

Однако в некоторых источниках отмечается, что данное основание касается не только обвиняемых, но и подозреваемых. С таким расширительным толкованием ст.96 УПК вряд ли можно согласиться. В указанной норме прямо говорится об обвиняемом и нет даже упоминания о подозреваемом.

Разрешая вопрос о необходимости применить к лицу меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, сотрудник органа дознания, следователь, прокурор судья, суд учитывают помимо обстоятельств, указанных в ст. 89 УПК, также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и др. обстоятельства
(ст.91 УПК). Ни одно из перечисленных фактических данных, взятое само по себе, не является собственно основанием избрания меры пресечения. Однако оценка и учёт этих обстоятельств помогают правильно решить вопрос о наличии оснований и необходимости применения меры пресеч., а также выбрать именно ту из них, которая способна предотвратить ненадлежащее поведение обвиняемого
(подозреваемого).

Процессуальный порядок применения, отмены и изменения меры пресечения.

Согласно ст.89 УПК избирать меры пресечения вправе лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд. Тем не менее к числу таковых следует также отнести начальников следственных отделов, а также судью на стадии назначения судебного разбирательства (ст.418 УПК). При этом все они, кроме прокурора, могут принять решение о мере пресечения только по делам, находящимся в их производстве. Прокурор вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения по любому делу, находящемуся как в его производстве, так и в производстве органа дознания и предварительного следствия, за которыми он осуществляет надзор.

Когда речь идёт об «органе дознания – учреждении», к примеру о милиции, подпись лица, производящего дознание, на соответствующем постановлении имеет процессуальное значение. Если же лицу, производящему дознание, его полномочия лишь делегированы «органом дознания – должностным лицом», например начальником следственного изолятора или командиром воинской части, постановление об избрании меры пресечения приобретёт процессуальный смысл только после подписания его соответствующим руководителем. В первом случае каждый работник, на которого возложено осуществление функций учреждения (органа дознания), уполномочен на вынесение постановления. Во втором – лишь конкретный руководитель, а не всё учреждение назван законодателем (ст.117 УПК) органом дознания. Это значит, что только его подпись имеет процессуальное значение.

В постановлении (определении) об избрании меры пресечения указываются анкетные данные лица, к которому применяется мера пресечения, преступление, в совершении которого это лицо обвиняется или подозревается, и основания для избрания применяемой меры пресечения. Кроме того, в постановлении (определении) необходимо указать : а)- дату (число, месяц, год) и место его составления; б)-должностное положение, звание и фамилию лица, принимающего решение о мере пресечения; в)- статьи УПК, в соответствии с которыми избирается мера пресечения.
Важнейшей частью постановления является его мотивировка . В этой части кратко, но конкретно излагаются основания избрания меры пресечения и указываются цели, для достижения которых она применяется. Помимо вынесения постановления при избрании некоторых видов мер пресечения оформляется также соответствующая подписка или протокол (подписка о невыезде, протокол о принятии залога и т.д.). либо делается сообщение общественной организации или командованию воинской части. Когда избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы, рекомендуется давать указания участковому инспектору об установлении наблюдения за обвиняемым по месту жительства, а также сообщать в отдел кадров по месту работы о необходимости немедленно предупредить орган, применивший меру пресечения, если обвиняемый подаст заявление об увольнении.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.