В Артикуле воинском предусматривается смягчение наказания за совершение преступления в состоянии крайнего возбуждения (аффекта) (арт. 152).
Менее суровое наказание устанавливалось для офицеров, виновных в смерти своих подчиненных, наступившей в результате применения к ним наказания (арт. 154, толк).
К отягчающим обстоятельствам относились совершение преступления в пьяном состоянии (арт. 3, 8, 11, 12 и др.), совершение убийства каким-либо мучительным способом (например, путем отравления), убийство отца, матери, ребенка, офицера. Артикул воинский знает понятие рецидива преступлений. Наказание усиливалось по мере повторения преступлений: за первую кражу полагалось наказание шпицрутенами, за вторую - прогон через строй 12 раз ( т.е. в 2 раза больше, чем за первую), за третью - отрезали нос и уши и ссылали на каторгу, кража, совершенная в четвертый раз наказывалась смертной казнью.
Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и оконченное преступление. В ряде случаев законодатель предусматривал наказание за один только умысел (в государственных преступлениях). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным: закон предусматривал возможность добровольного отказа от совершения преступления. За оконченное преступление и за покушение обычно, за некоторыми исключениями, устанавливалось одинаковое наказание.
Артикул воинский знает соучастие . Наиболее опасными считались групповые преступления. Институт соучастия еще не был достаточно разработан, но известны подстрекательство (арт. 2), недоносительство по политическим преступлениям (арт. 19), пособничество (арт. 95), укрывательство (арт. 190), некоторые другие. Соучастники, как правило, наказывались одинаково (арт. 189). Преступления против церкви. Преступлениям против веры посвящены главы I и II. Их содержание не охватывает всех известных в то время составов преступлений против веры являясь как бы дополнением соответствующих статей Соборного Уложения 1649 г.
Состав такого преступления как ересь не был точно определён, понятие его расширилось в связи с расколом. Степень наказания зависела от объективной стороны преступления. Упорствующие раскольники подвергались сожжению. Кроме сожжения могли применяться другие виды наказания: отсечение головы, колесование и др. К “не злобствующим раскольникам” применялась политика перевоспитания. Они также могли подвергаться штрафам.
Волшебство, чародейство и суеверие наказывались от сожжения до шпицрутенов в зависимости. Степень наказания зависела от наличия умысла и преступного результата. Различались идолопоклонство (поклонявшихся неодушевленным предметам), “чернокнижец” (пользующийся книгами, содержащими астрологические и магические данные), “заговоритель ружья”, “суеверный и богохулительный чародей” (колдун, умеющий пользоваться тайными силами природы). Расширялось понятие субъекта преступления. Наказанию подлежали не только чародеи и волшебники, но и подстрекатели “кто чародея купит или к тому склонит” (арт. 1 толк) и обратившиеся к ним. К последним применялась торговая казнь.
Уточняется состав богохульства. Под богохульством понималось не только возложение хулы на “Господа Бога и его святых угодников”, но и непочтительные отзывы о церкви и сопротивление ей и её обрядам. а также произнесение “имени Божьего всуе, в клятве или лже”. В понятие богохульства включались и действия раскольников. Различие в наказаниях зависело от субъекта преступления. Раскольникам судился за богохульство светским судом; при раскаянии он подлежал церковному суду, но уже только как раскольник. Если же субъект - не раскольник, а тем более иноверец, он подлежал уголовному суду. Богохульство влекло прожжение языка раскалённым железом и отсечение головы, а поношение “ругательными словами” Богоматери и святых - членовредительные или телесные наказания “по состоянию особы” или чина (арт. 3, 4, 8). С субъективной стороны различалось богохульство умышленное, которое “нарочно, или по злости, или в пиянстве учинится”, и неумышленное “из легкомыслия” или со стороны “блаженных”. Отягчающим обстоятельством для последнего являлся рецидив, что влекло наказание кнутом и ссылку либо заключение в монастырь.
Вводилась ответственность за недонесение о богохульстве: виновные наказывались смертной казнью или конфискации “по состоянию дела” (арт. 5).
Изменился состав преступления о совращении в “басурманскую” веру, под которой понималось магометанство, еврейские вероисповедания, идолопоклонство. Если по Новоуказным статьям 1669 г., совращенные считались объектом преступления и не несли ответственности, то с XVIII в. наказывались как совратители, так и совращённые -вероотступники.
На практике к совратителям и их пособникам применялась ссылка на галеры (с конфискацией имущества в пользу государства) или на поселение.
Под святотатством понималась кража освящённых вещей из алтаря. Ночная кража, указывающая на обдуманное намерение и характеризующая преступника как “лихого” человека, влекла отсечение головы. Дневная кража, совершённая “ради убожества своего” (по бедности), в первый раз наказывалась “до ста ударов по разсуждению крадомых вещей”, во второй - заточением или ссылкой. Кража не освящённых, хранящихся в церкви вещей расценивалась просто как татьба.12 С 1699 г. субъект преступления расширился за счёт духовных лиц, которые карались смертной казнью за первую церковную кражу, тогда как светские лишь за рецидив. На практике за святотатство вообще применялась смертная казнь (арт. 186). В состав святотатства входят также кража в “иных святых местах”, а также кража у тех, кто “в обоз, крепости и городы всякой провиант привозят”. Наряду с кражей вещей из алтаря стала рассматриваться кража денег, собираемых в церкви, и даже церковных вещей, в церкви ненаходящихся.
Значительно уточнилось и расширилось понятие церковного мятежа. Ответственность за появление в церкви в состоянии опьянения различалось в зависимости от субъекта преступления: для офицера - арест, для рядового - заключение “в железа”, для мирянина - штраф в размере “дневного пропитания нищего”, а для духовного лица - от жестокого наказания до лишения сана (арт.11-15).
По объективной стороне преступления выделялись: убийство мирянина в церкви, караемое колесованием; обнажение оружия, даже без причинения вреда - каторга, ссылка либо бесчестье в зависимости от социальной принадлежности субъекта; нанесение ударов рукой или оскорбление словом - тюремное заключение. Нарушение порядка, повлекшее перерыв в церковной службе наказывалось отсечением головы. По объекту преступления выделялось оскорбление священнослужителя, наказуемое вдвое против простолюдина (арт. 13).
Особо выделялись беспорядки вне храма во время всякого богослужения (арт. 16, 17 и др.).
За неприсутствие на молитве офицер платил штраф, рядовой наказывался ношением оружия, а в третий раз заключался “в железа” на сутки (арт. 10).
Государственные преступления. К наиболее тяжким из них относились всякие деяния, направленные против жизни и здоровья государя, его семьи или оскорбление их действием. По ним не только покушение, но и голый умысел карались четвертованием и конфискацией для всех участников (арт. 19-20). Наказуемыми становятся все деяния, могущие причинить вред или косвенно свидетельствующие о неуважении к царской особе. Смертная казнь “без пощады” предписывалась за непристойные и противные слова в отношении членов императорского дома, хулительное или ложное толкование устава о престолонаследии.
Дальнейшее развитие получили составы таких государственных преступлений, как измена, бунт, возмущение. Измена требовала не только “приуготовительных” действий, но и обнаружение умысла против государя. Ответственность за разного виды измены зависела от субъективной стороны и от субъекта.
В связи с ростом классового сопротивления возрастала ответственность за такие посягательства на власть, как бунт и возмущение. К ним приравнивались “непристойные подозрительные сходбища”, хотя бы и не ради преступных целей, просто разного рода “собрания... для советов каких-нибудь или для челобитья” (арт. 133). Как бунтовщики, карались военнослужащие, отказавшиеся выполнять свои обязанности из-за неуплаты жалованья (арт. 68). Виновные наказывались на месте, особенно если была опасность, что такие “непристойности расширятца” (арт. 137). “Пущие” виновники или подстрекатели подлежали смертной казни через повешение, недоносители - ссылке или телесному наказанию (арт. 135,136).
Уточняется выделенный Соборным Уложением 1649 года состав такого преступления, как недоносительство. Смертной казни подлежали не только те, кто слыша “злыя слова, касающиеся до высокой чести Его Императорского Пресветлаго Величества и весьма вредительныя Государству”, “о них не донесет, или их не поимает”, но и те, кто “хотя и доносить будет, да поздно”[14]. Субъект состава преступления расширялся за счет духовных лиц. Они обязывались доносить о преступлениях, о которых узнавали на исповеди. Незаявивший лишался сана и имения и подвергался смертной казни.
Преступления против порядка управления и суда. О них говорится в главе 22.
В этот период, в связи с выпуском в 1654-1663 гг. малоценной медной монеты с принудительным серебряным курсом, наиболее распространенными преступлениями этого вида стали преступления в области уставов монетных. Субъектами деяния являлись не только денежные мастера, но и частные и должностные лица. Это потребовало уточнения понятия фальшивомонетничества. В Артикуле воинском под фальшивомонетничеством понималось использование чужим чеканом, изготовление монеты с примесью неблагородных металлов и уменьшение веса монеты (арт. 199, толк.). Фальшивомонетничество каралось смертной казнью; в зависимости от тяжести содеянного могло применяться сожжение. Лишь уменьшение веса монеты каралось лишением имущества и чести. Подделыватели монеты, а также лица, осуществлявшие её сплав и переплав, например, для употребления на позументы, объявлялись “народными разорителями” и “врагами государства”. Сенатским указом от 16 июня 1723 года к денежным воровским мастерам приравнивались подделыватели гербовой бумаги, а с конца XVIII в. подделыватели ассигнаций и свидетельств или билетов Государственного вспомогательного банка для дворянства.
К другим преступлениям против порядка управления и суда относятся:
- изготовление фальшивых печатей и составление подложных документов, которое каралось от телесных наказаний до смертной казни с конфискацией в зависимости от тяжести преступления (арт. 201). Эти деяния Инструкцией от 20 октября 1719 года выделялись в новый состав преступления - подлог. Артикул воинский выделяет подлог с целью утайки казённых денег (арт. 201).
- кормчество, т.е. нарушение государственной монополии на торговлю вином, солью, табаком, некоторых других товаров;
- нарушение карантинных постановлений и порядка выезда за рубеж;
- срывание и истребление правительственных указов и распоряжений. Наказание зависело от наличия злого умысла у преступника. Преступление, совершенное “нарочно и нагло”, каралось телесным наказанием и каторгой или смертной казнью. Преступление, совершенное по небрежности, наказывалось денежным штрафом, тюрьмой или шпицрутенами;
- лжеприсяга и лжесвидетельство приравнивались к подделке или подлогу. Принесение лжеприсяги в “безпамятстве” освобождало от наказания. В зависимости от тяжести принесённого вреда лжеприсяга каралась отсечением двух пальцев, которыми производилась присяга, ссылкой на каторгу, смертной казнью или церковным покаянием (арт. 196-198). Ложно присягнувший, как и лжесвидетель , ни к присяге, ни к занятию какого-либо чина, ни в свидетели больше не допускались.
Должностные преступления. Наибольшее распространение получило взяточничество. Субъектом взяточничества являлись не только получающие взятку и взяткодатели, но и соучастники и недоносители. Наказание зависело от объективной стороны преступления, где различалось три вида: дача взятки, нарушение служебного долга за взятку и совершение преступления в результате принятия взятки. Взяточничество каралось телесными наказаниями и конфискацией, смертной казнью.
В то же время выделился новый вид преступления - казнокрадство. Казнокрадство наказывалось повешением. В качестве другого состава преступления, нарушающего интересы государственной казны, являлся неплатеж налогов. Должники направлялись на отработку долга. Своеобразным составом преступления против государственной казны явилась расточительность. Она каралась штрафом. К другим должностным преступлениям относились попустительство преступникам, злоупотребления или пренебрежение служебными обязанностями и нарушение порядка работы судебных и административных органов. Главным при определении наказания являлось наличие умысла.
Своеобразным должностным преступлением со второй половины XVII века являлось местничество. Оно заключалось в уклонении от исполнения служебных обязанностей по мотивам местнического счёта, что мешало организации армии и созданию регулярного войска.
Уточнялось понятие состава преступлений против должностных лиц: межевщикам, писцов, посыльных, караульных стрельцов и др. Под преступлением понималось прямое сопротивление должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей.
Преступления против общественного порядка изымались из ведения церкви и наказывались в уголовном или административном порядке. Указы 1682 года, запрещая ношение оружия всем, кроме военных, устанавливали ответственность за учинение ссор, поединков, произнесение грубых слов. Телесные и членовредительские наказания, предусмотренные Артикулом воинским за подобные преступления (арт. 138, 141-146), распространялись на всё население: за удар тростью или покушение на нанесение телесных повреждений шпагой или пистолетом полагалось отсечение руки (арт. 144, 146); за нанесение телесных повреждений ножом полагалось прибить виновному руки к виселице гвоздём или этим ножом, оставить его в таком положении на час, а затем наказать шпицрутенами (арт. 143) и т.д. Устав благочиния предусматривал наказания за употребление бранных слов в общественных местах, нарушение цензуры, организация всякого рода обществ, товариществ без разрешения властей и др.
Запрещались азартные игры. Игра на деньги, за исключением апартаментов Её Императорского Величества, влекла штраф в размере тройной суммы, а для “подлых” батоги.
В специальный состав выделялось пьянство. “Непрестанное пьянство” влекло отставку офицера (арт. 42), а явка в пьяном виде на молитву солдата или священника - жестокое наказание (арт. 11, 12, 15). Нарушение правил несения караульной службы в результате опьянения или пьянство, учинённое до взятия города, каралось смертной казнью, независимо от чина (арт. 106). Совершение преступления или проступка в состоянии опьянения не являлось смягчающим вину обстоятельством, а неумышленное преступление наказывалось “срочным содержанием в рабочем доме” (ст. 256 Устава).
К проступкам, нарушающим общественный порядок, относилось нищенство. Нищие подлежали изъятию с городских улиц.
Воинский Устав и Артикул воинский впервые дают систематизацию воинских преступлений, действовавших без значительных изменений до XIX в.
Наиболее тяжким воинским преступлением являлись изменнические преступления. Под ними понималось способствование неприятелю на театре военных действий или в местностях, объявленных на военном положении. Например, самовольные переговоры “о сдаче крепостей, капитуляции и аккордах с неприятелем” влекли смертную казнь для начальника, повешение каждого десятого солдата по жребию и наказание шпицрутенами для остальных (арт. 117, 119). Такое же наказание полагалось за неудержание коменданта от преждевременной сдачи крепости (арт. 120). “Яко шельма и изменник” подлежал лишению чести, имущества и четвертованию виновный в шпионаже. Шпионаж мог выражаться в действиях, направленных на разглашение военной тайны путём переговоров или переписки с неприятелем. В силу этого запрещалось переписываться с родственниками, находящимися на территории, находящейся под контролем противника (арт. 124), сообщать пароль неприятелю или подавать последнему знак стрельбой, пением, криком, огнём (арт. 125), разглашать сведения о состоянии воинских дел и крепостей (арт. 128), принимать и распространять неприятельские листовки или манифесты (арт. 130- 131). Как воинская измена расценивались распространение паники в войсках, нежелание идти в бой или работать (арт. 121-122).
Уклонение от военной службы, особенно в период формирования войска на принципах поместной системы. Начиная с Петра I, создававшего регулярную армию, у сбежавшего со службы конфисковывались поместья и передавались на раздачу тем, “у кого служба добра”.
Уклонение от военной службы различалось по субъективной стороне преступления. Те, кто “скажется больным” без медицинского свидетельства или явится на смотр с чужим оружием, наказывались шпицрутенами, а кто причинит себе увечье - пальцы на руках или ногах отсечёт или “суставы свои переломает”, или “лошадь самовольно испортит”, чтобы “от службы отставлену быть”, тому “надлежит ноздри распороть, и потом его на каторгу сослать” (арт. 61-63).14а
Уклонившиеся от явки на смотр, но явившиеся в течении года прощались. За отыскание беглых рекрутов полагалось вознаграждение, а за их укрывание - штраф.
Ответственность за дезертирство и его составы видоизменялась и уточнялась. Если Указом от 27 сентября 1700 года пойманные беглые солдаты наказывались смертной казнью, то по указам 1705 года повешению подвергался один из трёх, а позже один из десяти дезертиров, а в отношении остальных применялась торговая казнь. Добровольно вернувшиеся из бегов после отбытия пятилетней каторги возвращались на службу. Воинский Устав наметил составы дезертирства: бегство с поля боя, караемое повешением (арт. 194); дезертирство из гарнизона, лагеря, похода, когда повешение заменялось шпицрутенами для новобранцев или добровольно из побега возвратившихся. В случае вторичного побега они подлежали смертной казни.
Наряду с беглыми отвечали и их укрыватели (арт. 95, 96). Бегство с поля боя целых воинских частей, самовольная, без надобности, сдача крепости и других оборонительных сооружений, отказ вступать в бой - влекли для начальников шельмование и повешение, а для рядовых повешение каждого десятого по жребию (арт. 97, 98, 101-103). Перебежка к неприятелю как одно из тягчайших воинских преступлений каралась повешением без суда. К этому составу приравнивалось невозвращение из плена “при наличии к тому возможности”.
Наказанию вплоть до смертной казни подлежали сговор о перебежке к неприятелю (арт. 99). К дезертирству относилось промедление с возвращением из поездки без уважительных причин (арт. 100).
В условиях создания регулярной армии особое значение получили составы преступлений против порядка подчинённости и воинской чести, т.е. против воинской дисциплины. Наиболее тяжко - смертной казнью наказывалось вооружённое или невооружённое нападение нижестоящего на вышестоящий чин или просто обнажение шпаги в присутствии вышестоящего начальника (арт. 36); избиение, грабеж или нанесение вреда лицам или имущественным объектам (дома, замки, сёла), находящимся под особой охраной или военных властей (арт. 23); угроза побоями, оскорбление словом или неповиновение, совершаемые в походе или в лагере, где караульная служба (арт. 26), поношение бранными словами высших командиров-фельдмаршалов и генералов в компаниях или собрании (арт. 22), а также неисполнение приказа начальника “из злости или упрямства” (арт. 27). Неисполнение приказа “от лености, глупости или медления, однакож без упрямства, злости и умыслу”, непристойное рассуждение об указах, а также неуважительное отношение к судьям, провиантским служителям, экзекуторам наказывались по усмотрению военного суда, а неисполнение их распоряжений или воспрепятствование отправлению ими своих служебных обязанностей (например, нападение на палача) влекло смертную казнь (арт. 28, 29, 34, 35, 204, 205). Закрепляя безусловное повиновение подчинённых своему начальнику и просто вышестоящему чину (арт. 31), Воинский Устав и Артикул воинский в отличие от западноевропейского законодательства предоставлял право не только офицерам, но и солдатам не выполнять приказы начальника, если они противоречат смыслу воинской службы и интересам государства, с обязательным сообщением своего мнения высшему начальству (арт. 30).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10