Кондратова Олеся 2008 г. С новыми поправками в УПК.
ТЕМА: Процессуальные полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса.
ПЛАН:
Введение……………………………………………………………….2
Глава 1.Роль прокурора в обеспечении законности в ходе предварительного расследования. История и стадия возбуждения уголовных дел.
§1. История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования………………………………………………4
§2. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела…………...…………………………………………………………7
Глава 2. Процессуальные полномочия прокурора при привлечении лица к уголовной ответственности.
§1. Компетенция прокурора при проверке обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого…………………………15
§2. Полномочия прокурора при решении вопроса о направлении уголовного дела в суд………………………………………..……….20
Заключение………………………………………………………......26
Использованная литература………………………………………….28
Введение
В своей курсовой я рассмотрю полномочия и деятельность прокурора на досудебной стадии уголовного процесса. Так же проведу сравнение между тем, что ранее находилось в полномочиях прокурора, и какие права у него отняли в следствии внесения изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации. Так же рассмотрю каким образом прокурор проверяет законность возбуждения уголовных дел, обоснованность привлечения к уголовной ответственности лица, и в на каком основании и как передает дело в суд.
Актуальность данной курсовой работы в том, что с момента своего рождения каждый человек независимо от пола, расы, национальности, места рождения, вероисповедания, языка и социального происхождения становится носителем и обладателем неотчуждаемых и естественных прав. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Никто не имеет права лишать жизни и здоровья другого человека, подвергать его пыткам или жестокому обращению, содержать в рабстве или унижать его достоинство. В России, главным гарантом таких прав является Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ). Конституция РФ гарантирует определенный печень прав которые нельзя нарушать. Например в ст.22 Конституции РФ: “Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.” Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона, который допускает ограничение этих прав только по судебному решению. А до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Реализация и гарантия этого права обеспечены государством. В частности, надзор за точным и единообразным исполнением законов и правопорядка осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему нижестоящие прокуроры (ст. 129 Конституции РФ). Дальнейшее развитие положения Конституции РФ получили в ряде законов: в Уголовном кодексе Российской Федерации и Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе “О прокуратуре”, Приказах Генерального прокурора Российской Федерации.
Цель исследовать проблемы осуществления прокурором своей деятельности на досудебной стадии уголовного процесса.
Задачами прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия являются такие как:
- осуществление надзора за тем, чтобы ни одно преступление не должно остаться нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не должно избежать установленной законом ответственности;
- осуществление надзора за тем, чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений должно производиться не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не подвергался незаконному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
- осуществление надзора за тем, чтобы никто не мог быть подвергнут аресту, без санкции прокурора или без решения суда;
- обеспечение соблюдения установленных законом порядка возбуждения и расследования уголовных дел, сроков их расследования, прав участников процесса и других граждан;
- осуществление надзора за тем, чтобы при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства;
- выявление причин и условий совершения преступлений и принятие мер к их устранению;
§1. История развития полномочий прокурора по надзору за органами расследования
Фундамент современной российской прокуратуры закладывался Петром I, который учредил прокуратуру в России 12 января 1722 года. В Именном Высочайшем Указе Петра I Правительствующему Сенату отмечалось: "Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору". Спустя несколько дней были введены должности прокуроров и при надворных судах. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача "уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония". 18 января император Петр I назначил графа Павла Ивановича Ягужинского первым Генерал-прокурором Сената. Указ устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.
В отдельные периоды российской истории Генерал-прокурор выступал не только как блюститель законов, но и как министр финансов, внутренних дел. Особенно наглядно это проявилось во времена царствований Екатерины II и Павла I. Начиная же с 1802 года, генерал-прокурор стал одновременно и министром юстиции. Судебная реформа 1864 года установила "Основные начала судебных преобразований", которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что "при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей", а также констатировали, что "власть обвинительная отделяется от судебной".
24 ноября 1917 года высшим органом власти в стране - Советом Народных Комиссаров был принят Декрет о суде №1, согласно которому были упразднены существовавшие до Октябрьской революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.
Уже в 1922 году, 28 мая было принято Положение о прокурорском надзоре, согласно которому в составе Народного комиссариата (наркомата) юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции: - осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений; - непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного Политического Управления;
- поддержание обвинения на суде;
- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. 23 ноября 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР. Прокурором Верховного суда был назначен П.А.Красиков, которому были предоставлены широкие права: законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.
После учреждения Прокуратуры Верховного суда Союза ССР, в стране начали функционировать две системы, организационно не связанные между собой: названная прокуратура и прокуратуры союзных республик в системе наркоматов юстиции.
Учреждение в 1933 году Прокуратуры СССР серьезно укрепило надзор органов прокуратуры за предварительным следствием. Основной целью создания общесоюзной прокуратуры явилось упрочение законности, в том числе и законности следственного аппарата. Законом, принятым Верховным Советом СССР 19 марта 1946 г. Прокурору СССР присвоено наименование Генеральный прокурор СССР.
28 декабря 1955 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре в СССР, которое впервые четко конкретизировало основные функции высшего надзора по всем его отраслям. Генеральный прокурор СССР наделялся законным правом требовать отмены или изменения уже принятого высшим органом судебной власти СССР решения.
30 ноября 1979 года был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закреплялось то, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему - прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
Такое построение прокурорской системы повторил и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принятый 17 января 1992 года, в котором прокуратура Российской Федерации определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (ч.1 ст.1 ФЗ).
Общегосударственная значимость возложенных на прокуратуру функций предопределила ее статус как конституционного органа, закрепленного в главе 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть", принятой 12 декабря 1993 г. [1]
§2. Полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела
Законность и обоснованность возбуждения уголовных дел, так же как и отказа в их возбуждении в существенной степени зависит от правильно организованного прокурорского надзора за исполнением законов. Прокурорский надзор за предварительным расследованием – одно из важнейших направлений в деятельности органов прокуратуры. Это самостоятельная отрасль высшего надзора за точным исполнением законов. Ее самостоятельность обусловлена спецификой объекта, задач, форм и методов надзора.
Объектом прокурорского надзора за предварительным расследованием является точное исполнение законов должностными лицами органов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел.
Этот надзор следует отличать от прокурорского надзора за всей деятельностью указанных органов. Так, при выполнении органами милиции административных функций объектом прокурорского надзора является точное исполнение законов должностными лицами органов милиции в сфере ее административной деятельности. Этот надзор осуществляется прокуратурой в порядке общего надзора. Тогда же, когда милиция выступает в качестве органов дознания, производящего расследование по уголовным делам, объектом надзора является исполнение законов в деятельности должностных лиц органов дознания при расследовании преступлений. Такой надзор осуществляется в порядке и методами надзора за предварительным расследованием.
Характерным признаком прокурорского надзора за предварительным расследованием является то, что в отличие от общего надзора он осуществляется в процессуальной форме. Каждое действие прокурора при осуществлении этого надзора предусмотрено и регламентировано уголовно-процессуальным законом.
Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовных дел следует рассматривать в двух аспектах:
а) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений о возбуждении уголовных дел;
б) проверка прокурором законности и обоснованности постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Эти участки деятельности прокуроров должны быть тесно между собой связаны.
Рассмотрим особенности деятельности прокурора. В связи с недавним изменением уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации (далее РФ), и созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ, в целях обеспечения единого подхода к осуществлению прокурорского надзора за процессуальной деятельностью следственных органов, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при расследовании преступлений, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре РФ»[2], Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич приказал:
1) В соответствии с требованиями п. 1 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ[3] (далее УПК РФ) систематически, не реже одного раза в месяц, проводить проверки исполнения следственными органами требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Проверять законность и обоснованность решений об отказе в возбуждении уголовного дела с изучением всех материалов проверки. При выявлении нарушений порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, проведения доследственных проверок требовать их устранения и привлечения виновных лиц к ответственности, используя в полном объеме предусмотренные законом меры прокурорского реагирования. На основе анализа результатов таких проверок совершенствовать методику прокурорского надзора в данной сфере. Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.
Обращать внимание на выполнение требований закона об обязательном уведомлении заявителей о принятии сообщения о преступлении, соблюдении сроков его рассмотрения.
При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, выносить мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.[4]
2) Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел. Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений о возбуждении уголовного дела.
В прокуратурах завести книги учета копий постановлений и материалов об отказе в возбуждении уголовных дел, о возбуждении уголовного дела и материалов к ним, поступивших из следственных органов. Указывать в книгах дату и время их передачи прокурору или его заместителю. Упраздняется институт обязательного получения следователем, дознавателем согласия прокурора на возбуждение уголовного дела публичного обвинения (изм. ст.37, 146 и 156 УПК)[5]. Вводится уведомительный порядок, согласно которому следователь, дознаватель незамедлительно направляет копию постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.
Копии постановлений о возбуждении уголовного дела рассматривать в срок не позднее 24 часов с момента их поступления к прокурору. Тщательно проверять соответствие постановлений требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 146 УПК РФ, наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. Обращать внимание на соблюдение требований ст. 448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ.
В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения.
Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление. При отмене постановления о возбуждении уголовного дела в связи с неполнотой проведенной проверки указывать конкретные обстоятельства, которые не были выяснены в ходе проверки, что не позволило принять законное и обоснованное решение.[6]
3) Обеспечивать надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК РФ о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 УПК РФ, особое внимание уделять вопросам квалификации содеянного. При необходимости предлагать руководителям следственных органов представлять уголовные дела для изучения.[7]
4) Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 и ст. 75 УПК РФ о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.[8]
5) Давать согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК РФ.
Также изменились уголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК, общий срок производства предварительного расследования в форме дознания увеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью его продления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10 суток). В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен прокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.
При осуществлении своих властно-распорядительных полномочий прокурор фактически является руководителем расследования. Что касается предварительного следствия, то функции прокурора по надзору и руководству предварительным расследованием в литературе рассматриваются в качестве самостоятельных. Можно найти указание на то, что надзор за следствием и руководство следствием – понятия одно-порядковые, однако не тождественные, каждым из них обозначается самостоятельное направление в деятельности прокурора.
Эта позиция подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затем провести грань между ними, заранее обречена на неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов.[9] Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры.[10]
Страницы: 1, 2