43 ти пропавшее; решены ли иные оперативно-тактические задачи). Если цель достигнута и получено разрешение непосредственного руководителя оперработника по прекращению рассматриваемого дела, то по письменному указанию этого начальника оно сдается в архив58.
Предварительная оперативная проверка может завершаться использованием собранных материалов для профилактики противоправного поведения объектов ОРД, а также для нейтрализации преступных замыслов, подготовительных к преступлению действий. Возможно использование собранных материалов, отражающих реальные признаки правонарушения, путем их легализации в интересах привлечения, например, виновных к ответственности, соответствующей содеянному ими. Однако оперативно-розыскная практика свидетельствует о том, «k что названный исход вероятен не всегда, так как достоверная информация о преступной деятельности может быть не засвидетельствована, не подтверждена определенными объектами - носителями информации (предметами, документами и т.п.), определяемыми законом в качестве доказательств. Поэтому возникает необходимость в подготовке следующей системы оперативно-розыскных мер в рамках нового этапа оперативной проверки59.
Здесь у оперативного работника единственным выходом из сложившейся ситуации является решение о подготовке комплекса новых действий, которые следует предпринять в связи с поступлением в опе- ративный аппарат уже не вызывающей сомнений информации, подтверждающей наличие противоправной цели не только в намерениях, но и в поведении проверяемых лиц, либо указывающей на событие преступления однако недостаточной дяя дознания, расследования и наказания виновных. Таким образом, сигнальная информация после ее уточнения может послужить объективной и фактической основой для последующей оперативной проверки, обозначаемой в ОРД термине ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
58 см. Указ. Работа – с. 228
59 Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно- розыскной деятельности – М. “Спарк” – 1996 – С. 67
44 «оперативная разработка», представляющая собой негласное осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий, проводимых только при наличии обоснованных данных и признании подготавливаемых преступлений, а также указывающих на преступления, совершенные или совершаемые, для их пресечения либо раскрытия^ .
Поручение следователя органу дознания о производстве следственных действий также является важной процессуальной формой их взаимодействия при расследовании преступлений. Возможности этой формы определяются:
1. пределами самих поручений;
2. кругом тех следственных действий, проведение которых может быть поручено по делам, находящимся в производстве у следователя.
Начнем с первого. Прямых указаний об этих пределах уголовно- процессуальный закон не содержит.
Совершенно очевидно, что наиболее эффективному комплексу использованию возможностей следователя и органа дознания в процессе расследования преступлений непосредственно выполняет все следственные действия по находящемуся у него в производстве делу, а службы органа дознания заняты только осуществлением своих функций. Практически такое положение несущественно потому, что следователь физически не в состоянии выполнить в один и тот же период времени всю совокупность следственный действий, диктуемых конкретной ситуацией. Имеются в виду не только сложные или большие по объему дела. Даже по делу, например, о квартирной краже, совершенной опытным преступником, в случае раскрытия по оперативно- розыскным данным нередко требуется проведение комплекса следственных действий в одно и тоже время.
И, чтобы иметь в резерве более или менее свободных от работы следователей, которых можно было бы в любой момент использовать, _________________________________________________________________ 60 Гориянов К.К., Кваша Ю.Ф., Сурков К.В. Указ. работа. -С. 228.
45 потребуется резко увеличить следственный аппарат, на что государство не пойдет. Да и как быть с институтом процессуальной самостоятельности следователя? Ведь речь вдет не о расследовании дела бригадой следователей в соответствии со ст. 129 У ПК РСФСР, а о разовом их привлечении к выполнению следственных действий по делам, не находящимся в их производстве61.
Где же выход? Он видится в разумном целесообразном привлечении работников органов дознания для производства следственных действий по делам, расследуемым следователем. Благодаря такому привлечению обеспечивается быстрота и оперативность проведения следственных действий, что самым благоприятным образом сказывается на возможностях по сбору доказательств в целях последующего изобличения всех виновных лиц и установление всего объема их преступной деятельности. Вместе с тем, нужно подчеркнуть, что нередко значительный объем следственной работы по делам находящимся в производстве у следователей, без достаточных к тому оснований выполняется работниками органами дознания. Такую практику никак нельзя признать правильной, так как поручения о производстве тех или иных следственных действий следователи зачастую дают только потому, что не желают заниматься «черновой» с их точки зрения работой62 . Например, уже стало традицией поручать оперработникам производство всех обысков, независимо от того, имеет ли следователь возможность сделать это лично или нет; поручать истребование характеристик на подозреваемых и обвиняемых, копий судебных приговоров, справок о судимости и т.п.
Подобная практика является ни чем иным, как злоупотреблением со стороны следователей своими процессуальными правами. Этим в значительной мере и объясняется то, что к выполнению таких поруче-
_________________________________________________________________ 61 Дербенев А.П. Взаимодействие следователя и органа дознания при расследовании преступлений. -М-: МФЮЗО при Академии МВД СССР. -1983. -С. 47. 62 Там же. -С. 47.
46 ний оперработниками нередко относятся формально63 . Из сказанного видно, что свои поручения органу дознания о производстве следственных действий следователь должен давать, как правило, в случаях отсутствия у него возможности провести их лично (например, при необходимости провести несколько таких действий в сжатые сроки или одновременно выполнить серию следственных действий). Это поручение может быть дано и тогда, когда данное следственное действие работник органа дознания проведет быстрее и оперативнее, чем следователь.
На практике нередко имеют место случаи, когда следователи поручают оперработникам производство того или иного следственного действия по тактическим соображениям. Характерно, что в этих случаях сами оперработники проявляют инициативу в получении поручений подобного рода, выполняют их исключительно добросовестно, быстро и, как правило, при надлежащем качестве64.
В основе указанных тактических соображений могут лежать и психологические факторы. Например, «задержание в принципе может быть осуществлено лично следователем. Однако оно неминуемо связано с острым психологически конфликтом, который надолго осложняет установление необходимого контакта с задержанным во время последующих допросов»65. Чтобы предотвратить этот конфликт или свести его на нет, следователь, при наличии к тому оснований, поручает произвести задержание органу дознания.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что под пределами поручений следователя органам дознания о производстве следственных действий нужно понимать также границы использования или своих процессуальных полномочий, в рамках которых достигается наиболее эффективное и целесообразное привлечение органов дознания к участию в предварительном следствии, причем без ущерба для выполнения и других возможных на них законом функций. Речь идет о случаях, ____________________________________________________________________________ ______________________________________ 63 Там же. -С. 48. 64 Там же. -С. 49. 65 Быховский И.Е. Процессуальные и тактические вопросы проведения следственных действий. -Волгоград. -1997. -С- 28.
47 когда возникает необходимость в одновременном комплексе или серии одних и тех же следственных действий, когда они непосредственно вытекают из розыскных или следователь по тактическим соображениям считает проведение данного следственного действия лучше органом дознания, либо когда оно будет выполнено органом дознания быстрее, оперативнее и без ущерба для своей основной работы66.
По смыслу уголовно-процессуального закона органам дознания не может быть поручено производство таких процессуальных действий, которые составляют исключительную компетенцию следователя (предъявление обвинения, избрание меры пресечения, допрос обвиняемого, назначение экспертизы, признание лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, ознакомление обвиняемого с материалами дела и др.). Строгое разграничение компетенции следователя и органа дознания является необходимым условием эх эффективного взаимодействия.
Что касается остальных следственных действий, то в принципе их производство следователь может поручить органам дознания в зависимости от конкретной ситуации, обстоятельств расследуемого дела и решаемых задач. Удельный вес их не практике достаточно высок. Так, допросы свидетелей производились работниками органов дознания по 76% изученных архивных уголовных дел, допросы потерпевших - по 42,3%, обыски 0 по 17, 2 %, выемки - по 6 %, задержания в порядке ст. 122 УПК - по 18%, освидетельствование - по 3,7 % и поручение образцов для сравнительного исследования - по 2 % дел67.
Здесь уместно привести и полученные данные о принадлежности к тем или иным службам органов дознания, непосредственных исполнителей следственных действий. Так, по 76,3% уголовных дел были работники уголовного розыска, по 11,5% - работники ОБЭП, по 25,7% -участковые инспектора, по 6,4% - работники ГАИ, по 2,6% - паспорт- _________________________________________________________________ 66 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 50. 67 Там же. -С. 53.
48 ные работники и по 2,2% дел - работники других служб68.
На практике имеют место случаи, когда (особенно о производстве розыскных действий) возникает срочная необходимость провести следственные действия и в то же время не представляется какой-либо возможности немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.
Вправе ли тогда работники органов дознания выйти за пределы поручения, то есть совершить следственные действия, не указанные в поручении, но связанные с ним ?
Не трудно представить себе те нежелательные последствия, к которым может привести отрицательный ответ на этот вопрос. Например, выполняя поручение следователя о выявлении соучастников обвиняемого в квартирной краже, оперработники устанавливают одного из них в момент реализации или части похищенного. То, что такое лицо необходимо задержать и произвести его личный обыск, не вызывает сомнений. Если же они начнут изыскивать возможности для установления связи со следователем и получения от него соответствующих указаний, то за это время преступник может благополучно скрыться69 .
При расследовании хищений, наряду с выполнением поручения следователя о выявлении мест хранения похищенного имущества, оперработники принимаю меры к установлению мест хранения других ценностей, имущества, квитанций принадлежащих обвиняемым и т.д. Эти сведения нужно сразу же реализовать посредством обысков, выемок, допросов свидетелей и т.п. Но опять-таки не всегда имеется возможность своевременно получить от следователя соответствующее поручение70 . При этом во всех подобных случаях необходимо составлять соответствующие процессуальные документы, как этого требует закон.
О причинах производства того или иного следственного дейст- _________________________________________________________________ 68 Там же. -С. 53. 69 Вологин С.М., Сивачев А.В. Взаимодействие следователя, оперработника уголовного розыска и эксперта-криминалиста при установлении лица, совершившего квартирную кражу. -М.: ВНИИ МВД СССР.-1985.-С. 109. 70 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 52.
49 вия, не указанного в поручении следователя, но связанного с ним, оперработник обязан указать в письменном рапорте на имя руководителя органа дознания, который по инстанции передается следователю со всеми материалами, относящимися к выполненному заданию Этот рапорт и будет объяснять причину, по которой оно выполнялось.
Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод: следователь не может поручить органам дознания производство следственных действий, относящихся к его исключительной компетенции. Производство иных следственных действий следователь вправе поручить органу дознания . Работник органа дознания - непосредственный исполнитель поручения - вправе в пределах своей компетенции совершить диктуемые сложившейся ситуацией неотложные следственные действия, не указанные в этом поручении, но связанные с ним, если не представляется возможным немедленно установить связь со следователем и получить от него соответствующее поручение.
Содействие органа дознания следователю в производстве отдельных следственных действий представляет собой помощь, которая оказывается ему работниками этих органов в процессуальных действиях, выполняемых самим следователем. Потребность в оказании следователю такой помощи возникает тогда, когда одному ему фактически трудно (а подчас и не возможно) осуществить данное следственное действие, а также когда в связи с таким действием возникает необходимость осуществить функции, присущие органам дознания71 .
В соответствии с ведомственными актами содействие органа дознания следователю может выражаться72:
1. в обеспечении условий успешного проведения отдельных следственных действий;
2. в непосредственном участии оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия; _________________________________________________________________
71 Ларин А.М. Расследование по уголовному делу. Планирование, организация. -М- -1970. -С. 119.
72 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова, А.Я. Качанова. Изд. 2. -М-: «Спарк». -1997. -С. 233.
50
3. в выделении органам дознания специалистов для участия в производстве отдельных следственных действий;
4. в предоставлении органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий;
5. в применении органом дознания принудительных мер в целях обеспечения следователю возможности производства отдельных следственных действий;
6. в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на повышение эффективности производства отдельных следственных действий.
Рассмотрим каждую из указанных форм:
1. Принятие органом дознания мер по обеспечению условий для успешного проведения следователем отдельных следственных действий. К этой группе форм содействия относятся:
• оцепление и охрана места происшествия районными органами дознания. Чаще всего необходимость в этом возникает до прибытия туда следователя, а своевременность такого содействия создает необходимые условия для сохранения, обнаружения и изъятия следов преступления и др. улик, имеющих значение для дела.
Не принятие (и даже несвоевременное принятие) мер со стороны работников милиции к оцеплению и охране места происшествия зачастую приводит к утере или уничтожению важных доказательств;
• оцепление жилого дома, здания или иного помещения, где будет проводиться обыск. Данные меры направлены на то, чтобы помешать скрыться лицу, которое находится по месту предстоящего обыска, а также предотвратить возможность выноса, уничтожения заинтересованными лицами искомых объектов. С требованием об оказании такого содействия следователь обращается к органу дознания в период подготовки к производству обыска;
• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей,
51 при выходе с ним на место происшествия с целью проверки данных им показаний путем проведения следственного эксперимента, а также при производстве других следственных действий с его участием;
• сопровождение обвиняемого, содержащегося под стражей, на допрос к следователю, при проведении очной ставки или предъявления для опознания, когда имеются основания опасаться эксцессов со стороны данного лица.
2. Непосредственное участие оперработника в производстве следователем отдельного следственного действия. УПК РСФСР не содержит прямых указаний о праве следователя привлекать работников органа дознания к непосредственному участию в производстве отдельных следственных действий. Однако по смыслу ч.4 ст. 127 УПК РСФСР он может привлекать их к такому содействию. Участвуя в производстве того или иного следственного действия, работники органа дознания выполняют часть работы, входящей в содержание этого действия. Например, при осмотре места происшествия, проведенном на отдельной территории, оперативный работник может возглавить одну из поисковых групп, а при производстве обыска его участие может выражаться в совместных со следователем поисках спрятанных объектов, наблюдении за обыскиваемым в то время, когда следователь лично производит обыск или наоборот73 . При этом может быть получена информация, которая с точки зрения следователя к делу не относятся, но окажется исключительно полезной для проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Однако, каким бы ни было активным участие работников органа дознания в производстве того или иного следственного действия, соответствующий протокол всегда должен быть составлен от имени следователя.
3. Выделение органом дознания специалистов для участия в производстве следователем отдельных следственных действий. В качестве таких специалистов чаще всего выступают эксперты- _________________________________________________________________ 73 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59.
52 криминалисты. Особенно полезно оказываемое или содействие при производстве осмотра места происшествия74 . Какими бы хорошими познаниями ни обладал следователь в области криминалистической техники, специалист-криминалист всегда может более эффективно применить научно-технические средства в целях обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и предметов, могущих быть вещественными доказательствами по делу. Кроме того, участие специалиста значительно освобождает следователю время, необходимое для более тщательного изучения и описания места происшествия.
Второе место по степени оказания содействия занимают работники ГИБДД75 . Они участвуют в каждом случае осмотра места происшествии по делам о ДТП, а также при производство следственного эксперимента.
Третью категорию лиц, которые оказывают содействие при производстве осмотра места происшествия по делам о поджоге и преступном нарушении противопожарных правил, составляют работники государственной противопожарной службы. Однако доля их участия при производстве следственных действий невелика. Вызвано это тем, что чаще всего такой осмотр (в случае возникновения пожара) проводится работниками государственной противопожарной службы как органа дознания76.
4. Представление органом дознания следователю научных и технических средств, необходимых для надлежащего выполнения отдельных следственных действий. Хотя на практике научные и технические средства при производстве отдельных следственных действий преимущественно применяются специалистами- криминалистами, тем не менее ими приходится пользоваться и непосредственно следователю. Поэтому он обращается к работникам органов дознания с просьбой о предоставлении тех или иных поисковых средств (металлоискателя, _________________________________________________________________ 74 Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. И.Н. Кожевникова. А.Я. Качанова. Изд. 2.-М-: «Спарк». -997. -С. 226. 75 Дербенев А.П. Указ. работа. -С. 59. 76Там же. -С. 60.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6