Рефераты. Процессуальные функции следователя






p> Если профилактические мероприятия, направленные на пресечение попытки скрыться от следствия, не привели к положительному результату, следователю необходиму выполнить следующие процессуальные действия, направленные на розыск скрывшегося обвиняемого:1) допросить родственников, соседей, приятелей, сослуживцев, технический персонал по месту службы обвиняемого о его возможном местопребывании. В процессе допросов установить наиболее широкий круг знакомых, возможно обладающих необходимой информацией; 2) вынести постановления и прозвести обыска (по месту жительства самого обвиняемого, его семьи, родственников, при необходимости – иных лиц) с целью обнаружения сведений о месте нахождения обвиняемого; 3) в случае установления умышленности действий обвиняемого, направленных на уклонение от следствия, не дожидаясь окончания срока предварительного расследования, вынести постановление об объявлении скрывшего обвиняемого в розыск и направить его для исполнения в орган дознания; 4) если лицо, подозреваемое в совершении преступления, скрылось до предъявления обвинения и при наличии достаточных доказательств, дающих основания для предъявления обвинения, необходимо вынести постановление о привлечении в качестве обвиняемого
(заочно) и избрать ему меру пресечения. Если обвиняемый скрылся после предъявления ему обвинения и избрании меры пресечения, не связанной с лишением свободы, необхоимо решить вопрос об изменении меры пресечения; 5) вынести постановление и наложить арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, адресованную родственникам, знакомым; 6) принять меры к установлению наличия депозитных, текущих или иных счетов в сберегательных и
(или) коммерческих банках и наложить арест на эти счета; 7) дать отдельное поручение об организации прослушивания телефонных переговоров родственников, близких знакомых и иных лиц; 8) при истечении срока предварительного следствия, в случае выполнения всех возможных в отсутствие обвиняемого следственных действий и принятии всех возможных мер к его розыску, вынести постановление о приостановлении производства по делу.

Объявление розыска по существу является поручением органам дознания
(одному или группе – когда объявляется местный розыск, всем – при объявлении всероссийского розыска). Но поскольку розыск гражданина, хотя и обвиняемого в совершении преступления, сопряжён с определёнными правовыми последствиями, а также со значительными материальными затратами, законодатель установил в качестве особой гарантии обоснованности решения об объявлении розыска вынесение постановления (о приостановлении предварительного следствия и объявлении розыска или специального постановления).

Объявляя розыск, следователь должен приложить к постановлению и вместе с ним направить органу дознания справку о личности разыскиваемого, в которой излагаются все данные, необходимые для успешного осуществления розыска. При наличии оснований, указанных в законе, следователь может избрать в отношении разыскиваемого меру пресечения, в том числе с санкции прокурора – заключение под стражу (ч. 3 ст. 196 УПК). Правильное избрание меры пресечения – необходимая предпосылка предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда по завершению розыска. Постановление об избрании меры пресечения прилагается к постановлению, которым объявлен розыск обвиняемого.

Если по обстоятельствам дела ясно, что обвиняемый умышленно скрывается от следствия и суда, то избрание в отношении такого лица мерой пресечения заключение под стражу (при соблюдении требовании ст. 96 УПК) следует рассматривать не как право следователя, а как его обязанность (ч. 1 ст. 89 ч.1 ст. 101 УПК).

Обвиняемый, в отношении которого объявлен всероссийский розыск и мера пресечения которому избрана в виде заключения под стражу, может быть обнаружен и задержан вне места производства следствия, в другой области.
Чтобы обеспечить своевременное этапировании обвиняемого к месту производства расследования, необходимо одновременно с избранием меры пресечения вынести постановление и получить санкцию прокурора об этапировании обвиняемого к месту производства расследования в случае задержания его за пределами области. Постановление должно быть санкционировано прокурором и приобщено к постановлению об объявлении розыска.

К постановлению о розыске приобщается также постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого, что призвано обеспечить права и законные интересы обвиняемого. (ст. ст. 148 –150 УПК).

Таким образом, при объявлении всероссийского розыска обвиняемого следователь к постановлению о розыске должен приложить копии постановлений о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, об этапировании его (если мерой пресечения избрано заключение под стражу) и, наконец, справку о личности разыскиваемого.

Когда обвиняемый скрылся или по иным причинам не установлено место его нахождения, предварительное следствие по истечении срока на его производство приостанавливается (ч. 3 ст. 195 УПК).
После приостановления производства по делу, следователь должен незамедлительно направить в орган дознания следующие документы: 1) копию постановления о приостановлении уголовного дела; 2) постановление о розыске обвиняемого (если оно не направлялось ранее); 3) справку о личности обвиняемого; 4) копию постановления о привлечении в качестве обвиняемого;
5) постановление об избрании меры пресечения.

Одновременно с процессуальными следственными действиями следователь может как до, так и после приостановления выполнять следующие мероприятия, направленные на розыск обвиняемого: направить запросы в ЗИЦ, ГИЦ о возможном привлечении в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; направить запросы в лечебные учреждения для исключения факта заболевания и госпитализации; направить запросы в морги для исключения факта смерти; направить запросы в ЗАГС для исключения факта регистрации брака со сменой фамилии, просто смены фамилии, а также регистрации факта смерти; запросить паспортный стол по месту жительства о возможном место нахождении обвиняемого; направить запрос в приёмники –распределители для исключения факта содержания в них обвиняемого; направить запрос в ОВИР для установления наличия или выдачи загранпаспорта; направить запросы в службы и таможенного контроля для исключения факта пересечения границы; запросить военкомат для исключения факта призыва на военную службу или военные сборы; запросить службу занятости для исключения факта вербовки (найма) обвиняемого на сезонные работы с выездом; направить запрос на телефонную станцию для получения распечатки переговоров; в случае установления факта пребывания обвиняемого за границей, поручить органу дознания направить запрос на имя начальника Национального центрального бюро Интерпола с просьбой о розыске данного лица; в случае необходимости обратиться к населению через телевидение, радио и другие средства массовой информации.[41]

Однако в тех случаях, когда есть основание считать, что начатые следствием мероприятия по розыску дадут положительный результат, следователь вправе возбудить ходатайство о продлении срока расследования, чтобы не приостанавливать производство по делу и успешно завершить розыск.

Розыск обвиняемого осуществляется до истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности. По истечении срока давности производство по приостановленному делу прекращается (ч.5 ст. 195 УПК).

Течение давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от следствия или суда. В этих случаях течение давности возобновляется с момента задержания лица или явки его с повинной.
При этом лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со времени совершения преступления истёк срок давности.

§ 8. Разрешение уголовного дела.

Сущность функции разрешения уголовного дела заключается в окончательном решении компетентным органом государства в установленном порядке и в соответствии с законом трех основных вопросов : 1) о наличии
(или отсутствии) события и состава преступления; 2) о виновности (или невиновности) определённого лица или лиц в совершении данного преступления;
3) о форме и степени ответственности виновных.

Следователь, при наличи к тому оснований, может прекратить дело, а прекращение дела есть его разрешение по существу. Подобно вступившему в законную силу приговору суда постановление следователя о прекращении дела является заключительным актом уголовного судопроизводства. Как и приговор, это постановление порождает ряд важных правовых, социально-психологических и иных последствий. [42]

Следователь осуществляет функцию разрешения уголовного дела в ограниченных пределах: он может лишь прекратить уголовное дело по основаниям и в порядке, предусмотренным в законе. При окончании следствия составлением обвинительного заключения уголовное дело разрешается только судом. Судом разрешается уголовное дело и в том случае, когда следствие оканчивается вынесением постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

По действующему законодательству следователь обязан прекратить уголовное дело, установив обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу (ст. 5 УПК). Прекращение дела за истечением сроков давности, вследствие актов амнистии, а также ввиду помилования отдельных лиц не допускается, если обвиняемый против этого возражает. В этом случае производство по делу продолжается в обычном порядке (ч. 3 ст. 5 УПК).

С согласия прокурора следователь вправе также прекратить уголовное дело: 1) в связи с изменением обстановки ; 2) в связи с деятельным раскаянием; 3) в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия; 4) в связи с примирением с потерпевшим
(ст.ст. 6-9 УПК).

В соответствии с ч. 2 ст. 208 УПК, если по делу привлечено несколько обвиняемых, а основания к прекращению дела относятся не ко всем обвиняемым, то следователь прекращает дело в отношении отдельных обвиняемых. В данном случае функция разрешения дела реализуется частично. Решение вопроса о невиновности либо о виновности с освобождением от уголовной ответственности одного или нескольких обвиняемых, либо о недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления является составным элементом функции разрешения уголовного дела. В остальной части (в отношении других обвиняемых) дело разрешается судом.

О прекращении уголовного дела следователь составляет мотивированное постановление, в котором излагает сущность дела и основания прекращения; одновременно должен быть решён вопрос о вещественных доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество.

В соответствии со ст.ст. 75 – 77 УК лицо, совершившее преступление впервые, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в этих статьях.

В теории остаётся неразрешённым вопрос о том, из каких соображений
(виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности) исходит следователь принимая решение о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям.

Прекращение уголовного дела в указанном порядке допустимо лишь в отношении лица, совершившего преступление. Отсюда следует, что основанием для прекращения дела в порядке пп. 3,4 ст.5 и ст. 6-9 УПК является установление состава преступления и виновности конкретного лица в совершении преступления. В то же время существует ст. 49 Конституции РФ в которой говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Отсюда делается вывод, что следователя надо лишить права прекращать уголовные дела по так называемым нереабилитирующим основаниям. Но в то же время наличие оговорок в ч.5 ст.5 и ч.4 ст. 6, ч.5 ст. 7, ч.5 ст. 8 (прекращение дел по выше указанным основаниям допускается лишь при условии, что против этого не возражает обвиняемый) объясняется стремлением законодателя устранить противоречия между УПК и Конституцией. В целом, прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям в стадии предварительного расследования следует рассматривать как институт освобождения от уголовной ответственности в отношении лиц, совершивших преступление; прекращая в подобных случаях дело, следователь исходит из виновности лица совершившего преступление и излагает свои выводы в постановлении.

Неверно было бы видеть здесь лишь абстрактную теоретическую проблему.
Это несоответствие затрагивает конкретные социальные ценности. Опираясь на результаты исседований практики, Божьев отмечает, что известны случаи, когда невиновное лицо, опасаясь судебной ошибки, удовлетворено самим фактом прекращения дела по нереабилитирующему основанию и не настаивает на рассмотрении его судом. Встречаются случаи необоснованного прекращения по нереабилитирующим основаниям, когда следователю не удалось полностью раскрыть преступление, достоверно установить преступника, выявить наиболее существенные эпизоды преступной деятельности, доказать самые тяжкие из предъявленных обвинений, установить лиц, чья роль в совершении преступления была более активной по сравнению с лицом, в отношении которого дело прекращено.[43] И это не удивительно. Исследование обстоятельств дела в судебном разбирательстве в условиях гласности, устности, непосредственности, состязательности (равноправия сторон) – важнейшая гарантия достижения истины в судопроизводстве. Отсутствие же этой гарантии достижения истины в судопроизводстве неизбежно снижает ответственность следователя за полноту, всесторонность, объективность расследования, способствует следственным ошибкам в выводах о преступлении и виновных лицах.

Вызывают вопрос и сами основания прекращения уголовных дел. Сверчков обращает внимание на такое основание, как изменение обстановки. Если в следствие изменения обстановки совершённое деяние ко времени расследования утратило свою общественную опасность, то возникает резонный вопрос: может ли при отсутствии признака общественной опасности деяние быть уголовно наказуемым. Там, где отсутствует общественная опасность деяния, нет объективной стороны состава преступления. Отсутствие же одного из обязательных элементов означает и отсутствие в деянии самого состава. При таких обстоятельствах есть предпосылки к тому, чтобы рассматриваемое основание квалифицировать как частный (хотя и специфический) случай прекращения дела за отсутсвтием состава преступления (пп. 2, 5 ч. 1 5
УПК).[44]

Как уже отмечалось, при прекращении уголовного дела, в том числе по нереабилитирующим основаниям, следователь должен решить вопрос о вещественных доказательствах (ст. 86 УПК), причём, орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации и передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются (п. 1); вещи, запрещённые к обращению, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются
(п. 2); вещи, не представляющие никакой ценности и не могущие быть использованными, подлежат уничтожению, а в случае ходатайства заинтересованных лиц или учреждений могут быть переданы им (п.3); деньги, иные ценности и вещи, изъятые преступником из законного владения, выдаются законным владельцам, а при неустановлении последних переходят в собственность государства; в случае спора о принадлежности этих вещей спор этот подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 4); документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при деле в течении всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным учреждениям (п. 5).

Конфискация орудий преступления является уголовного –процессуальным институтом; цель её – исключить возможность использования в будущем для совершения новых преступлений. По смыслу ст. 86 УПК данный вид конфискации может применяться при прекращении уголовного дела непосредственно следователем. Некоторые учёные рассматривают такую конфискацию как наказание, особенно, если предметы подлежащие конфискации имеют значительную материальную ценность. В то же время едва ли надо доказывать, что далеко не всегда можно возвращать орудие преступления даже при освобождении виновного от уголовной ответственности, хотя оно и имеет определённую материальную ценность. Но не стоит отождествлять юридическую природу конфискации орудий преступления (имеющих материального ценность) и конфискации имущества в качестве наказания. Первая, будучи мерой уголовно- процессуального принуждения, преследует цель не допустить использования орудий преступления для совершения нового преступления, вторая является уголовно-правовой мерой и как наказание преследует иные цели.

Общее правило гражданского процесса – разрешение гражданского иска судом – нашло своё выражение и в уголовном процессе: гражданский иск рассматривается судом совместно с уголовным делом. Но уголовное дело разрешается не только судом, но в ряде случаев органами предварительного расследования и прокурором. В таком случае имущественные права лиц, понесших материальный ущерб от преступления, остаются нарушенными, принятые во время расследования меры обеспечения гражданского иска отменяются, пострадавшее лицо встаёт перед необходимостью вновь обращаться к государственным органам за защитой своих имущественных прав; в то же время не в полной мере обеспечивается ответственность правонарушителя.

Действующий закон в определённой мере наделяет следователя правом разрешения вопроса о возмещении ущерба, причинённого преступлением, предоставляя ему право возвращать законному владельцу деньги и иные ценности из числа признанных вещественными доказательствами.

Судебное разрешение гражданского иска по существу требуется только тогда, когда есть спор о правомерности материального взыскания либо о его размере. В таких случаях обжалование решения следователя потерпевшим, гражданским истцом, обвиняемым или их представителями приостанавливало бы исполнение решения следователя и вопрос о гражданском иске разрешался бы судом.

Изложенный порядок разрешения гражданского иска при прекращении уголовного дела способствовал бы охране прав лица, пострадавшего от преступления. В то же время он обеспечивал бы обвиняемому необходимые гарантии от неосновательного возложения на него материальной ответственности.

Разрешение вопроса о возмещении материального ущерба, причинённого преступлением, одновременно с разрешением уголовного дела выгодно для всех заинтересованных участников процесса, поскольку в уголовном процессе они освобождены от обязанности доказывать обстоятельства, установление которых необходимо для разрешения гражданско-правовых отношений, а также от уплаты государственной пошлины. Это удобно также и незаинтересованным в исходе дела субъектам (свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам, понятым) поскольку они не отвлекаются повторно от своих обычных занятий.

По групповым делам, когда часть обвиняемых освобождается от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, а в отношении других дело направляется в суд, вопрос о материальной ущербе может быть разрешён следователем только в том случае, если размер ущерба, причинённого по вине освобождаемого лица, не вызывает у следователя сомнения и не является спорным. В остальных случаях, в том числе и при солидарной материальной ответственности, следовало бы привлекать освобождённого от уголовной ответственности в качестве гражданского ответчика.

Глава 3. Условия осуществления функций.

§ 1. Общеправовые условия осуществления функций в деятельности следователя.

Общие правовые условия деятельности следователя – это установленные уголовно-процессуальным законом специальные правила, обеспечивающие наиболее благоприятные возможности для выполнения функций следователя и реализации принципов его деятельности. Условия деятельности следователя не являются основополагающими и руководящими для данной деятельности и носят служебный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.