Рефераты. Сторона обвинения в российском уголовном судопроизводстве






В зависимости от характера защищаемого интереса всех участников процесса можно объединить в две нижеуказанные группы (см. схему 2 в Приложении 2).

К первой группе относятся государственные органы и должностные лица, ответственные за ведение уголовных дел и обладающие властными полномочиями. Это: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, лицо, производящее дознание.[83]

Общее для них, - охрана государственных интересов и выполнение функций, направленных на достижение задач уголовного процесса (разрешение уголовного дела, уголовное преследование). Только эти органы и лица на основе властных полномочий решают вопросы о начале процесса, о производстве тех или иных следственных и судебных действий, определяют направление и объем исследования, несут персональную ответственность за ведение уголовного дела. Закон обязывает их быстро и полно раскрыть преступление, изобличить виновных и обеспечить правильное применение закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы государства, защищая в процессе своей деятельности государственно-правовые интересы, действуют строго в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством.

Вторую группу участников уголовного процесса составляют подозреваемый, обвиняемый, защитник, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, законные представители обвиняемого и потерпевшего,  представители  гражданского  истца, гражданского ответчика,


общественный защитник и общественный обвинитель.

Объединяет всех этих лиц в одну группу то, что эти участники процесса защищают в уголовном деле свои или представляемые личные или общественные интересы.[84]

Так, законные интересы обвиняемого заключаются, прежде всего, в том, чтобы невиновный не был привлечен к ответственности и осужден, а виновный подвергся бы справедливому наказанию, т.е. с учетом тяжести содеянного и его личности. Законный интерес потерпевшего состоит в том, чтобы вред, причиненный ему преступлением, был заглажен, его нарушенные права восстановлены, а виновные в совершении данного преступления лица наказаны. Гражданский истец заинтересован в правильном установлении размера ущерба, причиненного преступлением, и своевременном его возмещении. В свою очередь, гражданский ответчик заинтересован в том, чтобы возлагаемая на него ответственность по возмещению ущерба не превышала его действительного размера.

Потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик могут самостоятельно защищать в процессе свои законные интересы. Если же они по каким-либо причинам не могут сами реализовать это право, им предоставляется возможность защищать свои интересы через представителей. Представители личных интересов в процессе не имеют, они призваны лишь защищать законные интересы своих доверителей. Так, в случаях, когда обвиняемый или потерпевший - несовершеннолетние или в силу психических или физических недостатков не способны защищать свои интересы, закон допускает к участию в деле родителей, усыновителей, опекунов и попечителей этих лиц, именуя их законными представителями обвиняемого или потерпевшего. Они наделены определенными процессуальными правами и также, являются самостоятельными участниками процесса.[85]

Общественный обвинитель и общественный защитник представляют интересы общественных организаций или трудовых коллективов, в которых работал или продолжает работать обвиняемый или потерпевший.

Характерная особенность участников уголовного процесса второй группы состоит в том, что они не обладают властными полномочиями. Они не вправе возбудить уголовное дело, произвести следственные действия, принять по делу процессуальное решение. Закон предоставляет им право в соответствии со своими законными интересами и выполняемой уголовно-процессуальной функцией ходатайствовать о проведении конкретных следственных и судебных действий, принимать участие в их производстве, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать действия и решения органа дознания, следователя, прокурора и суда. С учетом процессуального положения того или иного участника процесса закон возлагает на него и определенные обязанности.[86]

Уголовно-процессуальный закон устанавливает и порядок вовлечения в уголовный процесс участников второй группы. Так, обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик появляются в уголовном процессе после вынесения обоснованного постановления органами предварительного расследования и прокурора. Это вовсе не означает, что указанные участники появляются в процессе в зависимости от усмотрения суда, прокурора, следователя, органа дознания. Они осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в силу закона, и органы государства, ведущие процесс, обязаны при наличии законных оснований привлечь этих лиц к участию в такой деятельности и создать условия для реализации их прав и исполнения обязанностей.


§2. Особенности субъектов уголовного процесса, наделенных властными полномочиями

 

К участникам процесса со стороны обвинения, субъектам, наделенным властными полномочиями, относят прокурора (ст. 37 УПК РФ), следователя (ст. 38 УПК РФ), начальника следственного отдела (ст. 39 УПК РФ), орган дознания (ст. 40 УПК РФ), дознавателя (ст. 41 УПК РФ) (см. схему 2 в Приложении 2).

В уголовном процессе прокурор возбуждает уголовное дело (ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Помимо этого прокурор осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством, и участвует в рассмотрении дел судами, вносит представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.[87]

Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов Федерации, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, их заместители и помощники, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные полномочия прокурора устанавливаются не только ст. 37 и 246 УПК РФ, но и некоторыми другими статьями Кодекса. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения (ст. 30 Закона "О прокуратуре Российской Федерации").

Правовой статус прокурора имеет три составляющие. Общий статус, права и обязанности на досудебных и судебных стадиях.

К общим правам, и обязанностям, присущим прокурору вне зависимости от того, на какой стадии уголовного процесса он участвует, относятся:

1) осуществлять уголовное преследование (ч. 1 и 3 ст. 21 УПК РФ);

2) собирать доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК РФ);

3) заявлять отводы (ч. 1 ст. 64 УПК РФ);

4) устраниться от участия в производстве по уголовному делу при наличии оснований для отвода (ч. 1 ст. 62 УПК РФ);

5) оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК РФ);

6) выносить законные, обоснованные и мотивированные постановления;

7) иные общие права и обязанности.

Помимо названных прав и обязанностей прокурор наделен широким кругом иных полномочий.[88] Так, прокурор вправе:

1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

2) знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу (ст. 33 Закона о прокуратуре);

3) отменить указание нижестоящего прокурора (ч. 4 ст. 38 УПК РФ);

4) в случаях, указанных в ч. 2 ст. 75 УПК РФ, признать доказательство недопустимым (ч. 2 ст. 88 УПК РФ).

Приведенный перечень прав прокурора нельзя признать исчерпывающим. Помимо прав на досудебных стадиях у прокурора есть и обязанности:

1) немедленно освободить своим постановлением каждого в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению (ст. 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

2) не реже одного раза в год проверять состояние и условия хранения вещественных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету, о результатах проверки составлять акт;

3) принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершенном преступлении, в каждом случае обнаружения признаков преступления (ч. 2 ст. 21 УПК РФ);

4) обеспечить участие защитника в деле в случаях, предусмотренных законом (ст. 51 УПК РФ), если защитник не был приглашен самим обвиняемым или другими лицами по его поручению, и др.

Прокуроры не осуществляют надзора за деятельностью судов; они поддерживают государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.[89]

Принятый новый УПК РФ закрепил четкое определение процессуальной функции прокурора в уголовном процессе. По новому УПК прокурор - это сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования, а уголовное преследование, осуществляемое также следователем, органом дознания и дознавателем, рассматривается как деятельность, осуществляемая с целью изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5).

Таким образом, законодатель поставил, наконец, точку в дискуссии о том, какую функцию осуществляет прокурор в уголовном процессе - обвинения (уголовного преследования) или надзора за соблюдением законов.

Как считает С.Н. Алексеев, наряду с тем, что прокурор является органом надзора за законностью в Российской Федерации, нелепо оспаривать и обвинительную направленность уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Все полномочия прокурора в уголовном процессе направлены на достижение единственной цели - обеспечить законность предварительного расследования, т.е. законность раскрытия преступления, собирания доказательств виновности подозреваемого, обвиняемого.[90] Обеспечивая соблюдение законов в стадии предварительного расследования, прокурор создает условия, необходимые для рассмотрения уголовного дела судом, для постановления судом законного и обоснованного обвинительного приговора. Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания, за соблюдением в ходе расследования прав и свобод участников уголовного процесса - не самоцель, а эффективное средство достижения задач уголовного судопроизводства. Отрицать это - значит, отрицать очевидное.

Такое назначение прокурора в уголовном процессе вытекает и из ч. 2 ст. 21 УПК РФ: "В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания, дознаватель принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры к установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления". Это принципиальное положение закреплено и в ст. 14 УПК РФ: "Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого и обвиняемого, лежит на обвинителе".

Закрепление в Уголовно-процессуальном кодексе этого давно и широко известного постулата следует признать несомненным достоинством нового Закона. Такая четкая формулировка, из которой вытекает, что прокурор, следователь и суд в равной мере обязаны полно, объективно и всесторонне исследовать обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, свидетельствует о том, что состязательность и презумпция невиновности перестают быть простыми декларациями и превращаются в реально действующие и законодательно обеспеченные принципы уголовного процесса.[91]

Ряд важных положений в новом УПК РФ касается права прокурора отказаться от продолжения уголовного преследования. Тем самым законодатель учел высказывавшиеся многими авторами предложения о расширении элемента диспозитивности в уголовном процессе, в том числе в распоряжении государственным обвинением.

Новым для УПК РФ является возможность участвовать в суде в качестве государственного обвинителя не только должностному лицу прокуратуры, но и - по поручению прокурора - представителю органа дознания. В определенной мере это новшество способно снять то напряжение, которое может возникнуть в связи с необходимостью обеспечить участие прокуроров в судебных заседаниях по всем уголовным делам. Практике уже сегодня известны факты поддержания государственного обвинения следователями районных прокуратур, особенно в сельской местности. Однако эта мера решить все проблемы не может, более того, она способна породить новые проблемы, вызванные порой не квалифицированностью государственных обвинителей из представителей органов дознания.[92]

Начальник следственного отдела - это начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, действующие в пределах своей компетенции.[93]

Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству уголовные дела. Старший следователь - руководитель такой группы - имеет статус начальника следственного отдела.[94]

Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предварительного расследования. Этот субъект уголовного процесса обычно обладает статусом руководителя следственной (следственно-оперативной) группы и в определенной степени контролирует входящих в нее следователей.

Начальник следственного отдела уполномочен:

1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);

2) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе давать поручения: возбудить (в случае получения на то согласия прокурора) уголовное дело и начать производство предварительного следствия; принять к производству уже возбужденное другим следователем уголовное; приступить к предварительному следствию по уголовному делу, по которому в соответствии со ст. 157 УПК РФ производится дознание;

3) проверять материалы уголовного дела, заявления (сообщения) о преступлении и материалы по исполнению поручений, поступивших из других органов предварительного следствия;

4) давать указания о направленности расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения;

5) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

6) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Начальник следственного отдела должен давать указания в письменном виде. Такие указания обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы прокурору.

Осуществляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера, постановления о прекращении уголовного дела, а также при передаче дела прокурору для направления другому органу предварительного следствия или в орган дознания, начальник следственного подразделения обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещественных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещественных доказательств.[95]

Таким образом, процессуальное положение начальника следственного отдела схоже с положением прокурора при производстве предварительного расследования.

Следователь как субъект уголовного процесса - это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности.[96] Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России, так как, согласно ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурорами и следователями могут быть только российские граждане.

Постановления, требования, поручения и запросы следователя по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для всех без исключения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом применять оперативно-розыскные меры (ст. 40 УПК РФ), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем, следователь обладает такой процессуальной самостоятельностью, которой нет у дознавателя.[97]

Подробно процессуальные функции следователя как субъекта уголовного процесса проанализированы в монографии А.П. Гуляева[98] и в работе С.А. Шейфер[99], в работах А.Р. Ратинова, П.С. Элькинд, А.М. Ларина, Н.Я. Якубович и других ученых. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к вопросам о функциях следователя как субъекта, наделенного властными полномочиями.

По мнению А.П. Гуляева, следователь осуществляет следующие процессуальные функции: 1) рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении; 2) исследование обстоятельств дела; 3) обвинение в совершении преступления; 4) ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении преступления; 5) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; 6) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления; 7) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно; 8) разрешение уголовных дел.[100]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.