способствовавших даче ложных показаний."╜
В статьях 109,110,112-115 УПК РСФСР в качестве субъектов,
обладающих правом возбудить уголовное дело, называются проку-
рор, следователь, орган дознания и судья. Но в соответствии со
статьями 256 и 255 УПК РСФСР это может сделать и суд "по ново-
му обвинению" и "в отношении нового лица". Поэтому в перечне
субъектов возбуждения уголовного дела должен быть назван и суд.
Избежать или хотя бы сократить судебные ошибки возможно
лишь при условии применения "качественного уголовно-процессу-
ального права, которое ни одной нормой не противоречит принци-
пам данной отрасли права.Высокой оценки заслуживает также уго-
ловный процесс, осуществляемый в полном соответствии с нормами
уголовно-процессуального права".╙
______________________________________________________________
┘ Никандров В. О качестве и культуре осуществления право-
судия // Советская Юстиция. 19990. N20. c. 8.
╜ Джатиев В.С. Об устранении противоречий в уголовном
процессе // Государство и право. 1995. N5. с.100.
╙ Пономарев Г. Лжесвидетельство - угроза правосудию //
Советская Юстиция. 1991. N18. с.9.
- 37 -
Глава III. Пути предупреждения судебных ошибок.
Законодательная база и практика предоставляют нам до-
вольно скудный перечень реальных способов предупреждения и из-
бежания судебных ошибок. Основные из них, это: направление де-
ла на дополнительное расследование, определенная политика под-
бора кадров в органы правосудия, деятельность вышестоящих су-
дебных инстанций по пересмотру дел в кассационном и надзорном
порядке. К предупреждению судебных ошибок приведет и повышение
ответственности профессиональных юристов за допущенные ошибки.
Повышение квалификации и профессионализма участников процесса
также будет способствовать избежанию судебных ошибок. Законо-
дателю следовало бы применить ст.430 УПК РСФСР, в которой рег-
ламентируется последствие отказа прокурора от обвинения и из-
менения обвинения в суде, что влечет автоматическое вынесение
оправдательного приговора, не только при рассмотрении дел су-
дом присяжных заседателей, но и при слушании дела судьей еди-
нолично или судом в составе судьи и двух народных заседателей.
Введение суда присяжных заседателей повсеместно сократило
бы количество допускаемых судами ошибки. "Судья становится
действительно беспристрастным, не обязанным исправлять ошибки
следствия. Присяжные заседатели самостоятельно от судьи прини-
мает решение по делу. Их еще называют "судьями факта"."┘
Состязательная форма судебного процесса заставит юристов
повысить свой профессиональный уровень.
Не менее важно обеспечить организационную деятельность
┘ Кривомазов Н. Суд присяжных: пристань последней надежды
// Российская газета от 27 марта 1996.
судов. Необходимо обеспечить надлежащие условия для осущест-
вления правосудия: строительство зданий судов с достаточным
числом залов заседаний, совещательных комнат, помещений для
свидетелей, кабинетов для прокуроров и адвокатов, камер для
подсудимых и др. В настоящее время 69 % судов находятся в не
соответствующим данным требованиям зданиях.
Еще несколько лет назад Министерство юстиции РФ внесло
предложение в Правительство, которое приняло решение о разра-
ботке новых типовых проектов и строительстве 391 здания судов
в 1991-1995 гг. и 558 зданий в 1996-2000 гг., выделение ассиг-
нований на капитальный ремонт и приобретение мебели, оборудо-
вания, оргтехники и инвентаря. Выполняются ли эти требования?
В некоторых судах нет даже конвертов, чтобы отправить повестки
для вызова участников процесса на судебное заседание.
Такое положение дел отрицательно влияет на авторитет пра-
восудия и влечет совершение судебных ошибок.
1. Направление дела на дополнительное расследование.
Направление дел на дополнительное расследование решает
две основных задачи: предупреждение судебных ошибок и исправ-
ление следственных ошибок. Эти две цели тесно взаимосвязаны.
Часть судебных ошибок как бы продолжает ошибки следствия. Нап-
ример, если на предварительном следствии не установлены все
обстоятельства дела, которое имеют существенное значение для
правильной квалификации, то суд в ходе судебного следствия не
всегда восполняет пробелы пробелы следствия, что влечет за со-
бой совершение судебной ошибки. Во избежание этого, на основа-
нии ст.308 УПК РСФСР суд направляет дело на дополнительное
расследование. Следует отметить, что установив ошибки или на-
рушения закона при рассмотрении дела в судебном заседании, суд
помимо направления дела на дополнительное расследование может
принять и другие меры к их устранению: непосредственно в ходе
судебного следствия выяснить оставшиеся не исследованными обс-
тоятельства; при наличии к тому оснований изменить обвинение,
вынести оправдательный приговор, прекратить дело в отношении
лиц, необосновано привлеченных к уголовной ответственности и
др. Эти меры направлены на устранение обстоятельств, могущих
породить судебные ошибки. Суд не всегда правильно, объективно
и мотивировано применяет ту или иную меру для устранения нару-
шения закона.
Как ранее указывалось, очень редко в судебном заседании
выносится оправдательный приговор при всей его очевидности.Для
того, чтобы не портить свои и органов следствия показатели,
суд направляет дело на дополнительное расследование, где оно и
прекращается.
Как замечает Ю.Кореневский "некритический подход судей к
материалам и выводам предварительного следствия, отсутствие
должной требовательности, поверхностная оценка обоснованности
обвинительного заключения не только препятствует правильному
разрешению рассматриваемых в суде дел, но и затрудняет своев-
ременное выявление, а,значит, и устранение недостатков следс-
твия. Практика свидетельствует о том, что суды иногда выносят
приговоры по плохо расследованным делам, не восполнив пробелы
следствия, в результате чего эти дела впоследствии возвращают-
ся на дополнительное расследование после отмены приговоров в
кассационном или надзорном порядке".┘
Направляя дело на дополнительное расследование, суд на
основании уголовно-процессуального законодательства может да-
вать указания об обеспечении необходимой полноты расследова-
ния, если допущенные следствием пробелы не могут быть воспол-
нены в судебном заседании (п.1 ст.232); об устранении наруше-
ний уголовно-процессуального закона, допущенного при произ-
водстве дознания или предварительного следствия (п.2 ст.232);
о предъявлении обвиняемому другого обвинения, связанного с ра-
нее предъявленным, либо изменение обвинения на более тяжкое
или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от
прежнего (п.3 ст.232); о привлечении к уголовной ответствен-
ности других лиц (п.4 ст.232,256 УПК РСФСР); о соединении двух
или нескольких дел в одном или разъединение неправильно соеди-
ненных дел (п.5 ст.232).
┘ Кореневский Ю. Судебная практика и совершенствование
предварительного расследования. - М., Юрид. лит., 1974,
с. 73-74.
Зачастую суд придерживается двух крайностей: забывая о
п.1 ст.232 УПК РСФСР, в соответствии с которым суд обязан вы-
полнять в пределах возможного пробелы предварительного следс-
твия в ходе судебного следствия или не используя возможности
направления дела на дополнительное расследование для выяснения
всех обстоятельств совершенного преступления выносят необосно-
ванный приговор, что ведет к совершению судебной ошибки.
Для того,чтобы выяснить все обстоятельства дела, и тем
самым застраховаться от совершения судебной ошибки в ходе су-
дебного следствия, есть два способа: во-первых, путем более
тщательного исследования уже имеющихся доказательств, во-вто-
рых, путем привлечения новых доказательств, необходимых для
выяснения недостаточно исследованных или вновь возникших воп-
росов.
Суды, не принимая во внимание положения ст.232 УПК РСФСР,
иногда возвращают дело для выяснения вопросов, разрешимых не-
посредственно в судебном заседании. Это также свидетельствует
об отсутствии профессионализма у судей, без нужды затягивает
громоздкий процесс и делает его еще более дорогостоящим.
Возникает вопрос: каковы пределы возможностей суда для
самостоятельного предотвращения судебных ошибок - когда это
можно сделать непосредственно в судебном разбирательстве, а
когда необходимо направить дело на дополнительное расследова-
ние.
Эти пределы определяются особенностями судебного следс-
твия, объективно существующими в нем процессуальными условиями
и возможностями исследования доказательств по каждому конкрет-
ному делу. Для судебного следствия характерны элементы иссле-
дования, проверки доказательств, их сопоставления и оценки. В
ходе судебного заседания производство некоторых следственных
действий оказывается затруднительным и не может дать таких ре-
зультатов, которые могут быть получены при дополнительном
расследовании. Суд для избежания и предупреждения судебных
ошибок должен направлять дело на дополнительное расследование,
если требуется провести большую работу по отысканию, обнаруже-
нию и закреплению доказательств; требуется провести исследова-
ние новых доказательств, но это связано с выполнением большого
объема следственных действий, которые могут быть осуществлены
лишь в течении длительного времени; при необходимости получе-
ния новых данных, которые не могут быть положены в основу при-
говора прежде, чем они будут проверены органами следствия;
когда требуется проведение следственно-розыскных действий,
связанных с отысканием новых доказательств; требуется проведе-
ние следственных действий в другой местности или в таком объ-
еме, что их выполнение в суде не представляется возможным.┘
Главное, чтобы при вынесении приговора у суда имелся оп-
ределенный минимум установленных и проверенных данных не вызы-
вающих никакого сомнения в виновности подсудимого. Если этого
нет, это приведет лишь к еще одной судебной ошибке.
┘ Кореневский Ю. Восполнение судом пробелов предварительного следствия // Советская Юстиция. 1992. N3. c. 8-9.
2. Подбор кадров в судьи.
Одним из основных путей предупреждения судебных ошибок,по
моему мнению, является правильная кадровая политика. Судья не
только должен быть юристом-профессионалом, свободно ориентиру-
ющемся в нормах материального и процессуального права, хотя
эта задача первостепенной важности. Не менее важно, чтобы в
понимании любого гражданина процессуальное положение судьи ав-
томатически ассоциировалось бы с величавостью,властностью пол-
номочий, особым положением и недоступностью.
Это обусловливает определенные требования, которым должен
соответствовать судья. Естественно, что в процессе осуществле-
ния судебной деятельности формируются те качества, которые
профессионально необходимы судье; но это приходит с практикой,
т.е. по истечении определенного времени, а иногда в связи с
особенностью личности может совсем не произойти. Следователь-
но, на судебную работу должны приходить люди уже обладающими
рядом необходимых качеств.
В круг задач для профессионального отбора для судебной
работы должно входить: выявление общих и специальных способ-
ностей, динамика и развитие выявленных закономерностей; изуче-
ние личностных характеристик, способствующих успешному овладе-
нию деятельностью судьи; критерий анализ деятельности судьи с
описанием ее функций и основных показателей; разработка модели
личности с учетом необходимых требований к деятельности судьи;
коррекция профессионального развития судьи на различных эта-
пах: подготовки, подбора, расстановки, адаптации к деятельнос-
ти, совершенствование профессионализма.
Вышеперечисленные задачи решаются путем использования со-
циометрического метода, экспертных оценок,метода наблюдения,
индивидуальных бесед, социологических опросов судей, а также
специально разработанная методика экспертных оценок судебной
деятельности, в основу которой легли такие необходимые судье
качества, как: честность, принципиальность, независимость,
эрудиция, объективность, справедливость, выразительность уст-
ной и письменной речи и др. Что касается последнего качества,
то им должны обладать все профессиональные участники судебного
процесса, но судья - в первую очередь, т.к. он представляет
правосудие и его речь должна соответствовать тому высокому по-
ложению, которое он занимает как представитель государствен-
ной власти. "Составляя процессуальные акты, - считает Н.Иваки-
на, - юрист должен помнить, что грамотно оформленные предложе-
ния, правильно сформулированная мысль способствует повышению
культуры судебного процесса".┘
По мнению психологов, в судебной деятельности можно выде-
лить пять стилей поведения: авторитарный, демонстративный, ли-
дирующий, конструктивный и ригидный. Практика выработала пять
групп требований,предъявляемых к индивидуально-психологическим
особенностям судей: качества, способствующие развитию коммуни-
кативных способностей; интеллектуальные; нравственные; адми-
нистративные; позволяющие проводить объективную самооценку.
Н.В.Кузнецова приводит перечень противопоказаний для ус-
пешной деятельности судей: "низкие показатели интеллектуальных
способностей; чрезмерная, постоянная озабоченность состоянием
своего физического здоровья; тревожность личности, склонность
┘ Ивакина Н. Сложные предложения в процессуальных актах
// Советская Юстиция. 1990/ N24. c. 24.
- 45 -
к беспокойству, волнениям; низкий уровень эмоциональной устой-
чивости; сочетание импульсивности, эгоцентризма, эмоциональной
незрелости, стремление к доминированию".┘
В.Байдуков считает, что необходимо использовать достиже-
ние социальной психологии при отборе судебных кадров. " Для
этих целей можно и нужно ввести в штат отделов юстиции долж-
ность консультанта-психолога, который наделялся бы правом да-
вать соответствующие рекомендации при подборе кадров в судеб-
ные органы, при передвижениях кадров, а также мог бы участво-
вать в разрешении различных межличностных конфликтных ситуаций
и т.д. Такой подход в подборе судебных кадров позволит умень-
шить вероятность кадровых ошибок, что повысит качество работы
судебных органов, уменьшит материальные потери, связанные с
этими ошибками, повысит авторитет суда."╜
В заключении хотелось бы выделить два основных заключения
в кадровой политике: "для поднятия авторитета судьи важно
знать не только круг его профессиональных обязанностей, но и
комплекс необходимых личностных свойств, обусловленный этими
обязанностями. Для этого нужно изменить сложившуюся систему
аттестации, превратившуюся в формальную процедуру, путем вве-
дения системы психологического тестирования в специально соз-
данных социолого-психологических центрах", кроме того, "нужда-
ется в реформировании и существующая система повышения квали-
фикации кадров. Набирающая силу тенденция разрушения старой
┘ Кузнецова Н.В. А судьи кто? // Государство и право.
1994. N8-9.c.133-234.
╜ Байдуков В. Помощь психолога в подборе кадров юстиции
// Советская Юстиция. 1990. N22. c. 22.
системы повышения квалификации работников юстиции и судов и
отсутствие программы по созданию новой, отвечающей требованиям
времени системы непосредственно сказываются на падении присти-
жа и авторитета работников Министерства юстиции".┘
Все это приведет к снижению количества судебных ошибок в
работе суда.
1994. N8-9/ c. 134-135.
3. Деятельность вышестоящих судебных инстанций.
В настоящее время самым распространенным путем устране-
ния судебных ошибок, допущенных судьями первой инстанции, яв-
ляется деятельность вышестоящих судов по пересмотру дел в кас-
сационном и надзорном порядке.
Но и здесь есть свои проблемы. "Мы исходим из презумп-
ции, что судьи вышестоящих судов более высококвалифицированные
правоприменители и из другого мы исходить не можем. Но мы
упускаем из виду, что, во-первых, это не всегда соответствует
действительности, а, во-вторых, что самое главное, решение в
кассационных и надзорных инстанциях принимается в принципиаль-
но других условиях, нежели решение, принимаемое в суде первой
инстанции, в условиях гласности, непосредственности, устнос-
ти".┘
Например, можно ли считать судебной ошибкой отмененный
вышестоящим судом приговор (ст. 342 УПК РСФСР), если судья
первой инстанции считает, что он поступил по закону, по совес-
ти, по справедливости. Где гарантии, что его внутренние убеж-
дения совпадут с мнением судьи вышестоящей инстанции как по
вопросу доказанности обстоятельств дела, так и по вопросу пра-
вильного понимания закона, допускающего в силу своей неопреде-
ленности различное толкование, не говоря уже о назначении той
или иной меры наказания.
Как показывает изучение судебной практики, недостатки в
работе вышестоящих судов связаны как с организационными труд-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5