ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕСА И ПРАВА
ФИЛИАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УКРАИНЫ
[pic]
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по дисциплине
“Уголовное право”
на тему:
“УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (ст.212
УК Украины)”
| |Выполнил: | | | | | |06/10/2003р. | | |Преподаватель: | | | | | |Осадчий В.И. | | | | | | |
м. Дніпропетровськ
2003
СОДЕРЖАНИЕ:
|Введение. |3 | |I. Налоги и налоговая система |6 | |§ 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей.|6 | |§ 1.2. Налоговая система. |7 | |§ 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем. |7 | |§ 1.2.2. Налоговая система в Украине. |8 | |II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных |11 | |платежей. Состав преступления. | | |§ 2.1. Объект преступления. |11 | |§ 2.2. Объективная сторона преступления. |11 | |§ 2.2.1. Способы уклонений от уплаты налогов. |13 | |§ 2.3. Субъект преступления. |28 | |§ 2.3.1 Субъективная сторона преступления. |30 | |III. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.|31 | |Заключение. |34 | |Задачи по уголовному праву. |36 | |Список использованных источников и литературы. |38 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоговые реформы, проводимые в последние годы, показали значение и влияние налогов на развитие социально-экономических процессов в Украине.
С началом экономических преобразований в Украине появилась острая необходимость в разрешении ряда проблем, связанных с системой налогообложения. В первую очередь, это раскрытие преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.
В соответствии со ст.67 Конституции Украины все граждане в государстве обязаны платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Поэтому за уклонение от уплаты налогов юридическими и физическими лицами предусмотрена уголовная ответственность. И это не случайно.
Решение этих проблем требует определенных действий на законодательном уровне и использование правоохранительными органами всего арсенала полномочий, предоставленых им законодательством.
Проведенный специалистами анализ негативного влияния на дестабилизирующих причин на состояние экономической безопасности Украины позволяет сделать вывод, что основными проблемами являются: криминализация украинского общества, увеличение противоправной деятельности субъектов предпринимательства, учитывая массовое уклонение от уплаты налогов, “тенизация”экономики и низкая эффективность борьбы правоохранительных органов с этими проявлениями.
Особенную тревогу вызывают попытки верхушки криминалитету в сфере экономики и представителей “теневого” бизнеса использовать экономические реформы как реальную возможность для легализации (“отмывания”) полученных незаконным путем прибылей, о чем свидетельствуют результаты совещания в Страсбурге Европейского комитета по проблемам борьбы с преступностью.
Необходимо отметить, что налоговая преступность отличается высоким уровнем профессионализма, тесными межрегиональными и международными связями, высокой оплатой участников преступных группировок, соединение легальной деятельности с нелегальной. Все чаще такие преступления хорошо организованы и замаскированы, к преступной деятельности привлекается большое количество субъектов предпринимательской деятельности. При этом значительная часть “теневых” финансовых ресурсов направляется не на сферу производства, а на обслуживание мошенничяеских торговых сделок, финансовых махинаций, происходит отток валютных ценностей за рубеж.[35, c.79-80].
В данное время в нашем государстве совершаются многочисленные преступления в сфере уклонения от налогообложения. Это, в свою очередь, связано с тем, что государство в лице его контролирующих органов устанавливает высокий уровень налоговых взысканий с целью решения, прежде всего, фискальных заданий и пополнения бюджета и это не может быть основной налоговой стратегией на длительное время, так как это препятствует эффективному функционированию предпринимательских структур, приводит к банкротству и спаду производства.
Однако, субъекты предпринимательской деятельности, уклоняясь от уплаты обязательных взносов в казну государства, таким образом нарушают наиболее важную функцию налогов - фискальную (бюджетную). Посредством этой функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства. Кроме того, формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного взимания превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Целью данной работы является полное изучение и рассмотрение социально важных проблем, таких как преступность в сфере налогообложения, то есть уклонения от уплаты налогов, проблем возмещения наносимого ущерба государству, проблем восполнения пробелов в законодательстве.
Рассматриваемая тема актуальна тем, что период, который переживает сейчас наше государство, характеризуется повышенной преступностью в области уклонения от налогообложения со стороны субъектов предпринимательства и сокрытие доходов от налогообложения практикуется в большинстве предпринимательских структур.
Для раскрытия сущности данной темы необходимо выбрать предмет исследования в виде способов совершения преступления в сфере уклонения от налогообложения. Рассмотрение всех или большей части таких способов совершения преступления влияет на правильную квалификацию преступления.
На основании высветленных способов можно будет определить какое деяние относится к преступлению предусмотренному ст. 212 Уголовного Кодекса
Украины и определить вид ответственности, которую влечет за собой это преступление. Также немаловажно более конкретно изложить состав такого преступления, как уклонение от уплаты налогов.
Методом исследования данной работы является системно-структурный, так как налоговая система является довольно сложной системой, состоящей из множества взаимодействующих элементов, которые образуют относительно устойчивую целостность.
С целью полного и обоснованного анализа курсовой работы можно поставить задачи курсовой работы:
. Анализ понятия налогов и сборов, понятие налоговой системы Украины;
. Изучение составов преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов;
. Раскрытие способов уклонения от уплаты налогов;
. Анализ оснований уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов.
Исходя из поставленной цели и задач курсовой работы, курсовая работа имеет соответствующую структуру: введение, раздел 1, раскрывающий понятие налоговой системы Украины, раздел 2, раскрывающий и анализирующий состав преступления за уклонение от уплаты налогов, раздел 3, уделяющий внимание уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, заключение, список использованной литературы.
I. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
§ 1.1. Понятие налогов, сборов и других обязательных платежей
Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, которое представляет собой совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания, связанный с возникновением, функционированием, изменением и прекращением налоговых отношений.
Возникновение налоговых правоотношений возможно лишь при наличии налогового закона.
Налоговый закон - это правовой акт высшего органа законодательной власти, который обязывает юридических лиц и граждан уплачивать в бюджет платежи в виде налогов в определенном размере и в точно фиксированные сроки. (27, с.32(
Для досконального и полного исследования рассматриваемой темы, необходимо более подробно остановиться на понятии самого налога.
В соответствии со ст. 2 ЗУ «О системе налогообложения» от
25.06.91г. под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. (7(
Согласно налогового права налог - категория не только правовая, а и экономическая, так как это форма перераспределения национального дохода, а также часть его, приобретающая самостоятельное движение. При уплате налогового платежа происходит переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность всего государства. Такого перехода права собственности нет при внесении в бюджет обязательных платежей государственных предприятий. Такие платежи будут налогами только по форме, а не по смыслу. При перераспределении национального дохода, часть его, мобилизованная принудительно в форме налогов с юридических и физических лиц, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, то есть в основу его жизнедеятельности.
(27, с.56(
Налоги выступают наиболее важным и влиятельным инструментом регулирования экономических отношений и интересов государства, регионов, предприятий и граждан. Они играют значительную роль в формировании доходной части бюджета. Налоги призваны стимулировать развитие всего прогрессивного и эффективного, регулировать противоречия, которые возникают в процессе реализации экономических интересов.
Таким образом, можно сделать вывод, что налоги - это установленные высшим органом государственной законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом. Они - часть денежных доходов общества, отчужденная и присвоенная с помощью политического принуждения государством.
§ 1.2. Налоговая система
§ 1.2.1. Понятие и основные характеристики налоговых систем
Законодательное обоснование понятия «система налогообложения» приводится в ч.4 ст. 2 Закона Украины «О системе налогообложения» от
18.02.1997г. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов и сборов, в бюджеты и государственные целевые фонды, которые направляются в установленном законами порядке.
По мнению С. Пепеляева, налоговая система – взаимосвязанная совокупность установленных на данный момент в конкретном государстве существенные условия налогообложения.[34, c.60]
По мнению Кучерявенко М., налоговая система является совокупностью налогов и сборов и выступает как действующий механизм законодательно закрепленных мер по аккумулированию доходов государства.[34, c.60].
Базируясь на философской концепции, что "система - это совокупность элементов, которые пребывают во взаимоотношениях и взаимосвязях друг с другом, образуя целостность, единство", и руководствуясь тем, что каждый компонент системы, в свою очередь, можно рассматривать как отдельную систему, а каждая система является одним из компонентов более широкой системы, можно дать такое определение понятия налоговой системы.
Налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, налогоплательщиков и органов, осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в установленном законом порядке.
По оценкам специалистов, система налогообложения тем эффективнее, чем она удобнее как для того, кто уплачивает налоги, так и для того, кто осуществляет контрольные функции.
Существенными условиями налогообложения, характеризующими налоговую систему в целом, являются:
- порядок установления и введения в действие налогов;
- виды налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков;
- порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней;
- ответственность участников налоговых отношений.
§ 1.2.2. Налоговая система в Украине
Действующая ныне налоговая система Украины характеризуется четырьмя признаками. Во-первых, общий объем начислений на фонд заработной платы в условиях платежного кризиса, отсутствия оборотных средств и кредитных ресурсов достиг такого размера, за которым уплата налогов даже при нормальных ставках достаточно усложнена и активно подталкивает к переходу в «теневую» экономику.
Во-вторых, почти все законодательные акты настолько сложны для понимания и исполнения, что избежать ошибок при их применении не в состоянии ни один плательщик, а самих налоговиков они превратили из сборщиков налогов на сборщиков бумаг.
В-третьих, каждый законодательный акт содержит в себе огромное количество «дырок» и, соответственно, возможностей для уклонения от налогообложения.
И в-четвертых, независимо даже от степени налогового давления значительное количество предпринимательских структур склонно к сокрытию налогов, ощущая неспособность государства создать систему эффективного выявления и преследования за такие правонарушения.
Такая налоговая система в Украине не только не закладывает основы для развития экономики в будущем, но и беспощадно эксплуатирует легального плательщика налогов, истощая его финансовые ресурсы и невольно загоняя его в нелегальное положение, то есть в «тень».
Действующая в Украине система налогообложения определяется Законом
Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991г. Согласно этой законодательной базе в Украине взимаются:
- общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи);
- местные налоги и сборы (обязательные платежи).
В настоящее время предусматриваются следующие виды общегосударственных налогов к сборов (обязательных платежей): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизный сбор; 3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, которые перечисляются в бюджет государственными, казёнными или коммунальными предприятиями; 4) налог на доходы физических лиц; 5) таможенная пошлина; 6) государственная пошлина; 7) налог на недвижимое имущество (недвижимость); 8) плата (налог) за землю; 9) рентные платежи; 10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; 11) налог на промысел; 12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета; 13) сбор за специальное использование природных ресурсов; 14) сбор за загрязнение окружающей природной среды; 15) сбор в Фонд по осуществлению мероприятий по ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы и социальной защите населения; 16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование; 17) сбор в Государственный инновационный фонд; 18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности 19) фиксированный сельскохозяйственный налог; 20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства; 21) единый сбор, который осуществляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины; 22) сбор на использование радиочастотного ресурса Украины; 23) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный).
Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины, взимаются на всей территории
Украины и зачисляются в соответствующие бюджеты и государственные целевые фонды согласно законодательству Украины.
В соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения» к местным налогам относятся: 1) налог с рекламы; 2) коммунальный налог.
А к местным сборам (обязательным платежам) относятся: 1) гостиничный сбор; 2) сбор за парковку автотранспорта; 3) рыночный сбор; 4) сбор за выдачу ордера на квартиру; 5) курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах на ипподроме; 7) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме; 8) сбор с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме; 9) сбор за право использования местной символики; 10) сбор за право проведения кино- и телесъемок; 11) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей; 12) сбор за проезд через территорию приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу; 13) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг; 14) сбор с владельцев собак.
Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках размера предельных ставок, установленных законами Украины; кроме сбора за проезд по территории приграничных областей автотранспорта, направляющегося за границу, который устанавливается областными советами.
Суммы местных налогов и сборов (обязательных платежей) зачисляются в местные бюджеты согласно порядку, установленному местными советами, если иное не предусмотрено законами Украины.
II. Уклонение от уплаты налогов, сборов, др. обязательных платежей.
Состав преступления.
§ 2.1. Объект преступления
Частью 1 ст.212 Уголовного кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введённых в установленном законом порядке, совершенное служебным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или каким-либо другим лицом, которое обязано их уплачивать, если указанные деяния привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах. (2(
Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения в сфере государственного регулирования налогообложения и формирования прибыльной части государственного бюджета. Государство путем налоговой политики должно оказывать воздействие на ход и результаты осуществляемой предпринимательской деятельности, при этом обеспечивать сохранение стимула к работе, вложению капитала, расширению производства. При формировании бюджета планируется поступление средств и соответственно их расход по отдельным направлениям. Создание преград плановому поступлению налогов в бюджет ставит под угрозу его выполнение и финансовое обеспечение государственных программ, снижает эффективность налоговой политики как регулирующего фактора экономической деятельности государства.
Предметом данного преступления являются налоги, сборы, др. обязательные платежи, которые выплачиваются как юридическими так и физическими лицами.
§ 2.2. Объективная сторона преступления
Объективная сторона преступления характеризуется совокупностью трёх признак: 1) деяние - уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения; 2) общественно опасные последствия в виде фактического непоступления в бюджет или государственные целевые фонды денег в значительных размерах
(ч. 1 ст. 212); крупных (ч. 2 ст. 212) или особо крупных (ч. 3 ст. 212) размерах; 3) причинная связь между деянием и последствиями.
Объективную сторону данного преступления характеризуют внешнее проявления действий преступника, целью которых является уклонение от уплаты в бюджет причитающихся налогов и других неналоговых платежей.
Преступная деятельность может носить самый разнообразный характер: неотражение или частичное отражение в учетных данных сведений о поступивших (реализованных) товарах и полученной выручке; выполнение ннеправильных переводов в бухгалтерском учете; завышение затратной части или необоснованное отнесение на затраты выполненных отдельных хозяйственных операций; предоставление ложной информации о льготах по налогообложению; необоснованное выставление или уменьшение к уплате НДС по введенным в эксплуатацию Основным фондам в части произведенной и реализованной продукции, имеющей льготы по обложению данным налогом; ведение финансово-хозяйственной деятельности и предоставление отчетных документов без ее отображения и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4