Рефераты. Допрос и очная ставка, как следственные действия






В тех случаях, когда допрашиваемый не может вспомнить какие-либо факты (обстоятельства), следователь формулирует вопросы, направленные на оживление ассоциативных связей, с целью восстановления в памяти воспринятых допрашиваемым фактов (напоминающие вопросы).

Если есть основания полагать, что допрашиваемый по тем или иным причинам сообщил неправильные сведения, следователь проверяет возникшее предположение путем постановки вопросов, направленных на выяснение условий восприятия события или факта, о которых допрашиваемый дает показания, а также установление иных источников сообщаемых сведений (контрольные вопросы). При этом недопустимо задавать вопросы, в формулировке которых содержится ожидаемый, желательный ответ (наводящие вопросы).

Содержание тактических приемов варьируется в зависимости от процессуального положения допрашиваемого и особенностей его личности, от желания или нежелания допрашиваемого давать показания (бесконфликтная, конфликтная или смешанная обстановка допроса) и от других факторов.

Недопустимо применение таких тактических приемов, которые:

основаны на обмане;

 связаны с угрозой и шантажом;

 сопряжены с физическим и психическим насилием, унижением чести и достоинства допрашиваемого;

связаны с понуждением допрашиваемого к даче ложных показаний, оговору и самооговору;

основаны на использовании низменных побуждений (корысти, мести и др.), религиозных чувств, невежества и предрассудков допрашиваемых.


Допрос подозреваемого и обвиняемого.

 

Допрос подозреваемого - это неотложное следственное действие, что определяет специфику тактики его производства. Во-первых, подготовка к допросу должна быть произведена в сроки, указанные в ст. 123 УПК. Во-вторых, у следователя к моменту допроса имеются доказательства, которые дают основания, хотя и с большой степенью вероятности, но лишь предполагать причастность подозреваемого к совершению преступления. В-третьих, личность подозреваемого практически не изучена и потому тактика допроса определяется, главным образом, уже в ходе самого допроса. Все это требует от следователя умения в сжатые сроки тщательно проанализировать исходную информацию и составить план допроса.

В момент допроса подозреваемый либо растерян в связи с неожиданным задержанием и готов дать показания, либо, наоборот, возбужден, агрессивен и настроен отрицать причастность к совершению преступления.

В первом случае допрос подозреваемого протекает в так называемой «бесконфликтной ситуации» и заключается в том, что подозреваемый сообщает следователю сведения, относящиеся к событию преступления, в той последовательности и в том объеме, как считает нужным. В данной ситуации следователь путем постановки допрашиваемому вопросов (дополняющих, уточняющих, напоминающих) направляет его рассказ так, чтобы допрашиваемый излагал сведения в той последовательности, как происходило событие, о котором он дает показания. При этом следователь должен направлять рассказ допрашиваемого на максимально полное и детализированное изложение сведений об обстоятельствах совершенного преступления.

Убедиться в достоверности полученных показаний следователь должен путем постановки контрольных вопросов, направленных на выяснение обстоятельств, позволяющих проверить правильность определенного объяснения.

Иногда подозреваемый охотно дает показания об одних обстоятельствах и уклоняется от дачи показаний о других обстоятельствах. В таком случае целесообразно сосредоточиться на выяснении тех обстоятельств, о которых подозреваемый сообщает охотно, а затем направить допрос в русло выяснения тех обстоятельств, которые еще не нашли своего отражения в его показаниях. В этой связи следователь может оказывать психологическое воздействие на подозреваемого:

побуждать допрашиваемого отказаться от противодействия и введения следователя в заблуждение;

создавать впечатление о безнадежности таких попыток;

использовать сомнения допрашиваемого в способности и целесообразности придерживаться избранной им линии поведения;

внезапно предъявить уличающие подозреваемого доказательства и т.д.

В «бесконфликтной ситуации» получению полных и достоверных показаний от подозреваемого способствует доброжелательная обстановка, сохраняющаяся на протяжении всего допроса. Однако для достижения целей допроса не следует подстраиваться под речь и манеры поведения подозреваемого, проявлять к нему панибратское или снисходительное отношение, использовать в разговоре вульгарные и жаргонные выражения, так как это может дать диаметрально противоположный эффект.

Если подозреваемый отказывается давать показания либо отрицает свою причастность к совершению преступления, и имеющихся в деле доказательств недостаточно для его изобличения, а иногда и для утверждения о том, что подозреваемый именно тот, кто совершил преступление, то в ходе допроса создается так называемая «конфликтная ситуация».

В этом случае следователь обязан исходить из того, что показания подозреваемого - это не только источник доказательств, но и средство защиты допрашиваемого от подозрения в совершении преступления. Поэтому он должен, прежде всего, неукоснительно выполнять предписания закона относительно процессуального порядка допроса:

объявить допрашиваемому в совершении какого именно преступления он подозревается, разъяснить права подозреваемого и предложить дать показания об обстоятельствах, связанных с его задержанием или заключением под стражу, и об иных известных ему обстоятельствах по данному делу.

Тактика допроса обвиняемого имеет определенные особенности, обусловленные следующими факторами:

1) в отношении данного лица собраны доказательства, дающие основание  утверждать, что преступление совершено им;

2) обвиняемому предъявлено обвинение  и он, сопоставляя формулировку обвинения и реальное событие преступления, может сделать вывод о том, какими  доказательствами располагает следователь. Кроме того, допросу данного лица в  качестве обвиняемого нередко предшествовал допрос в качестве подозреваемого, и следователь располагает определенной информацией о личности обвиняемого. Допрос обвиняемого может производиться в условиях бесконфликтной, конфликтной или смешанной ситуации. Бесконфликтная ситуация складывается тогда, когда обвиняемый, ознакомившись с постановлением о привлечении в качестве обвиняемого, дает утвердительный ответ на вопрос следователя о том, признает ли он себя виновным, и дает показания по предъявленному ему обвинению и по поводу иных известных ему обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. В противном случае возникает конфликтная ситуация. Смешанная ситуация складывается в том Случае, когда обвиняемый, признавая себя виновным в какой-либо части предъявленного обвинения, отрицает свою виновность остальной его части.

Если обвиняемый признает себя  виновным и дает показания по существу  предъявленного обвинения, следователь обязан применять все возможные в условиях бесконфликтной ситуации допроса тактические приёмы, направленные на получение максимально полных и подробных показаний. Следует иметь в виду, что признание обвиняемым своей вины в совершении преступления небольшой или средней тяжести может быть самооговором с целью избежать уголовной ответственности за тяжкое или особо тяжкое преступление. Поэтому полученные показания необходимо тщательно проанализировать и сопоставить с показаниями обвиняемого, полученными в другое время. Следует проверить, нет ли в них схематичности и стереотипности, которые обычно бывают тогда, когда обвиняемый, не совершавший инкриминируемое ему преступление, но имеющий о нем представление, создает подходящую легенду и придерживается ее на протяжении всего предварительного следствия. Признаками самооговора также являются: обилие противоречий между отдельными частями показаний, между показаниями, которые обвиняемый давал в разное время;

наличие в показаниях неправдоподобных деталей;

совпадение показаний обвиняемого со слухами, которые распространились в данной местности в связи с обнаружением преступления и т.п.

При наличии признаков самооговора следователю необходимо:

тщательно изучить материалы уголовного дела, содержащие данные о личности обвиняемого, особенно указывающие на его волевые качества (темперамент, внушаемость, смелость или трусость и т.п.) и возможные расстройства психики;

проверить, не было ли оказано на обвиняемого физическое или психическое воздействие с целью склонения его к самооговору (допросить лиц, принимавших участие в предыдущих допросах и других следственных действиях, в ходе которых обвиняемый признавал себя виновным;

принять меры к установлению возможных соучастников преступления и лиц, которые могут по тем или иным причинам оказывать на обвиняемого воздействие и т.д.);

произвести повторный допрос обвиняемого, в ходе которого применить тактические приемы, направленные на проверку достоверности его показаний (изменить последовательность выяснения обстоятельств, по поводу которых обвиняемый уже давал показания, что вынуждает его отступать от стереотипов в показаниях;

акцентировать внимание на выяснении фактов, которые в показаниях обвиняемого вообще не затрагивались (хотя по логике вещей он должен знать о них), либо излагаются схематично, неоднозначно и т.п.).

Тактика допроса обвиняемого в условиях конфликтной ситуации сходна с тактикой допроса подозреваемого в такой же ситуации.

Специфика тактики допроса обвиняемого заключается также 'в более широком применении психологического воздействия. К моменту допроса лица в качестве обвиняемого следователь, как правило, имеет достаточно полное представление о личностных свойствах допрашиваемого. В зависимости от их характеристики и складывающейся в ходе допроса ситуации, он применяет приемы психологического воздействия:

активизирует положительные качества допрашиваемого (например, анализирует положительные характеристики, приводит данные личного наблюдения за поведением обвиняемого и делает выводы о том, что обвиняемый может исправиться и стать полноправным членом общества и т.п.);

разъясняет правовые последствия деятельного раскаяния и активной помощи в раскрытии преступления (однако при этом, не заверяя обвиняемого в том, что в случае дачи полных и правдивых показаний он будет освобожден от уголовной ответственности или освобожден из-под стражи и т.п.).

Применение тактических приемов нередко убеждает обвиняемого в нецелесообразности дальнейшего отрицания факта совершения преступления. Однако, не решаясь резко изменить позицию, он может просить перенести допрос на следующий день либо отказывается давать показания до принятия решения о дальнейшем образе действий.

Если обвиняемый категорически отказывается давать показания, то допрос лучше прекратить и дать обвиняемому возможность взвесить все доказательства, которые могут убедить его в необходимости дать правдивые показания, И напротив, допрос нецелесообразно прерывать, если обвиняемый просит перенести его на следующий день с тем, чтобы он мог подумать и затем рассказать всю правду. Как правило, после перерыва в допросе обвиняемый не дает полных и правдивых показаний, а время перерыва использует для того, чтобы продумать линию своего поведения с учетом сведений, почерпнутых в ходе допроса, особенно в случаях, когда ему были предъявлены доказательства. Поэтому колебания в позиции обвиняемого следует стимулировать применением тактических приемов, направленных на укрепление появившейся готовности дать полные и достоверные показания.

Тактика допроса обвиняемого по уголовному делу о преступлении, совершенном группой лиц, имеет особенности, обусловленные характером отношений между соучастниками. С одним из соучастников обвиняемый может быть связан узами дружбы, с другими его отношения основаны на чувстве страха, на подчиненности или зависимости и т.п.

Если соучастники преступления изолированы друг от друга, то отношения между ними со временем меняются, особенно когда обвиняемый, находящийся под стражей, не получает помощи, которая ему была обещана теми, кто остался на свободе. Поэтому в ходе подготовки к допросам следователь должен попытаться определить, у кого из обвиняемых появилась неприязнь к соучастникам и по какой причине. Ему следует выбрать того, кто считает себя обиженным или обделенным со стороны своих соучастников, раскрыть перед ним в ходе допроса систему отношений, существовавших в преступной группе, и место обвиняемого в сложившейся иерархии отношений.

Однако в данном случае необходимо очень осторожно выбирать методы психического воздействия с тем, чтобы их применение не привело к разжиганию у допрашиваемого низменных чувств и побуждений, которые могут толкнуть его на оговор соучастников.

 

Допрос свидетеля.

 

Если свидетель дал исчерпывающие ответы на поставленные перед ним вопросы, то  следователь достаточно поставить дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы с целью по лучения более конкретизированных сведений и проверки их достоверности. В случае обнаружения в показаниях свидетеля пробелов и неточностей, следователь обязан принять меры к их устранению путем применен а тактических приемов, содержание  которых зависит от причин этих пробелов и неточностей: добросовестного заблуждения допрашиваемого или его нежелания дать полны  и правдивые показания.

Причинами добросовестного заблуждения свидетеля могут быть:

непонимание того, какие именно сведения от него хотят получить;

ошибки в восприятии, запоминании воспроизведении воспринятого;

неблагоприятное психологическое состояние свидетеля во время допроса.

Непонимание свидетелем поставленной перед ним задачи довольно легко устраняется путем постановки дополняющих, уточняющих и напоминающих вопросов. Устранение неполноты и противоречивости показаний свидетеля, обусловленных ошибками в восприятии, запоминании и воспроизведении воспринятого, требует от следователя, с одной стороны, знания процесса формирования показаний и влияющих на него факторов, а с другой - применения тактических приемов, направленных на оказание помощи допрашиваемому в припоминании фактов и событий.

Процесс формирования свидетельских показаний складывается из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе фактов (явлений), связанные с событием преступления.

Восприятие - это процесс отражения в сознании свидетеля события преступления или отдельных его фрагментов на основе зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений.

Запоминание представляет собой сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринимаемым событием преступления или его отдельными фрагментами (явлениями, фактами).

Воспроизведение заключается в том, что свидетель на допросе вызывает в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания события преступления или его фрагментов, и сообщает информацию (сведения) о нем следователю.

Процесс формирования показаний свидетеля протекает в условиях воздействия различного рода факторов. Все эти факторы заранее учесть невозможно, но из основных и наиболее часто встречающихся одни относятся к индивидуальным свойствам самого свидетеля, другие - к внешним условиям и, обстоятельствам, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение свидетелем события преступления и отдельных его фрагментов. К таким факторам относятся:

1) свойства восприятия и памяти свидетеля. Полнота и точность восприятия свидетелем событий (фактов, явлений) зависит, прежде всего, от состояния его зрения и слуха, хотя не исключено восприятие отдельных фрагментов события преступления с помощью органов обоняния и осязания.

Свойства памяти у людей неодинаковы. Одни лучше запоминают то, что связано с движением и временем, у других лучше  развита память на зрительные и слуховые  образы и т.д. Неодинаковые свойства памяти накладывают специфический отпечаток на  показания свидетелей, в которых одни события (факты, явления) описаны полно и точно, а другие - в самых общих чертах;

2) физическое и психическое состояние; свидетеля в момент восприятия события (факта, явления). Болезненное состояние, нервное расстройство, усталость, опьянение, сильное душевное волнение и другие особенности физического и психического состояния свидетеля могут неблагоприятно влиять на процесс формирования его показаний. Поэтому в ходе допроса свидетеля необходимо получить подробную информацию об обстоятельствах, на восприятие и  запоминание которых могло оказывать влияние его  физическое и психическое состояние;

3) направленность внимания свидетеля. Восприятие и запоминание может быть целенаправленным (преднамеренным), если оно вызвано профессиональным интересом, необычностью наблюдаемого события  (факты, явления), пониманием того, что в будущем о нем придется давать показания и т.д. Информация, воспринятая целенаправленно, дольше сохраняется в памяти  свидетеля, и при ее воспроизведении на  допросе его показания бывают более полными и точными.

Большую роль в пробуждении ассоциаций играет эмоциональная память. Воспоминание о впечатлении или переживании, связанном с тем или иным объектом или лицом, может оживить в памяти детали или подробности определенного события.

4) патологические дефекты психики и нервной системы. Нервные заболевания и  психические недостатки могут существенно влиять на процесс формирования свидетельских показаний. Поэтому, если у следователя возникают сомнения относительно способности свидетеля правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить сведения об обстоятельствах, по поводу которых он  дает показания, то в соответствии со  ст.79 УП (необходимо назначить  судебно-психиатрическую или комплексную  психолого-психиатрическую экспертизу);

5) обстановка восприятия свидетелем события (факта, явления). Полному и  правильному восприятию свидетелем события (факта, явления) содействуют или препятствуют:

удаленность от наблюдаемого события (факта, явления); условия видимости; наличие или отсутствие препятствий, которые могут поглощать звуки;

состояние погоды (например, в туман все предметы кажутся больше, чем они есть в действительности) и т.п.;

6) промежуток времени, истекшего с момента восприятия свидетелем события (факта, явления) до момента дачи им показаний. Чем больше этот промежуток, тем больше вероятность искажения, полной или частичной утраты воспринятой свидетелем  информации. Поэтому нежелательно медлить с производством  допроса свидетеля;

7) склонность к фантазированию. Это свойство проявляется в том, что некоторые свидетели в своем стремлении дать полные показания по существу заданных вопросов восполняют пробелы восприятия и запоминания фантазированием. Основная сложность получения показаний в такой ситуации состоит в том, чтобы отличить заведомую ложь от фантазии свидетеля, а также отделить достоверные показания от вымышленных. В этой связи от следователя требуется умение формулировать и задавать допрашиваемому контрольные и уточняющие вопросы;

8) обстановка допроса свидетеля. Иногда вначале допроса свидетель дает неточные показания из-за необычной для него обстановки. Негативное влияние данного обстоятельства значительно снижается, если допрос производится в спокойной, деловой атмосфере. Очень важно, чтобы обстановка допроса не нарушалась внешними раздражителями (телефонными звонками, отвлечением следователя на разговоры с посетителями и т.п.). Решающая роль в создании оптимальной обстановки допроса принадлежит следователю, который в любой ситуации - бесконфликтной или конфликтной - должен быть уравновешенным и корректным по отношению к допрашиваемому.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.