При выполнении расчетов электрических распределительных сетей встречаются две основные задачи:
- площадь сечения проводников линий на всех участках сети известна, необходимо проверить потерю напряжения от точки питания до удаленных нагрузок;
- по допустимым потерям напряжения подобрать необходимую площадь сечения проводов линий на всех участках сети.
Для обеспечения нормальной работы электроприёмников, отклонение напряжения на их зажимах не должно превышать допустимых значений. ГОСТ 13109–97 «Нормы качества электрической энергии у электроприёмников, присоединённым к электрическим сетям общего пользования» допускает отклонение напряжения в электрических сетях на зажимах электроприемников в следующих пределах: у осветительных приборов, установленных на промышленных предприятиях, в общественных зданиях и прожекторных установках наружного освещения от минус 2,5 до плюс 5%; у других приемников, присоединенных к городским и промышленным электрическим сетям от минус 5 до плюс 5%.
1.5.2 Определение потерь напряжения в ЛЭП
Потерю напряжения рассчитываем исходя из активных и реактивных мощностей, протекающих по n‑му участку линии (кабеля)-Ρk и Qk, при этом обозначим сопротивление элемента схемы замещения Rk и Xk.
Падение напряжения находим на всех участках от пункта питания до каждой трансформаторной подстанции.
Для определения потери напряжения в линиях электропередачи необходимо найти сопротивления участков. Активное и индуктивное сопротивление участков линий приведены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Активные и индуктивные сопротивления участков ЛЭП
Наименование линии
№ фидера
Длина линии L, км
Индуктивное сопротивление 1 км провода x0, Ом/км
Активное сопротивление 1 км провода r0, Ом/км
Индуктивное сопротивление участка xk, Ом/км
Активное сопротивление участка rk, Ом/км
1
2
3
4
5
6
7
РТП‑220‑РППЦ
10,39
0,392
0,65
0,784
1,3
РППЦ – ТП №8
81,82
1,20
0,081
0,258
0,097
0,309
0,13
0,051
0,085
ТП №8‑ТП №5
0,21
0,017
0,011
0,83
0,403
0,91
0,334
0,755
РППЦ – ТП №20
201,2
1,60
0,627
1,04
РТП220‑ТП №18
25,28
0,06
0,079
0,206
0,005
0,012
3,00
1,176
1,95
Потери напряжения на участках ЛЭП, В, определяем по формуле:
(1.13)
где P – активная мощность на k‑ом участке, кВт;
Q – реактивная мощность на k‑ом участке, кВАр;
r – активное сопротивление k‑ого участка, Ом;
x – реактивное сопротивление k‑ого участка, Ом;
Uном – номинальное напряжение сети, кВ;
Зная индуктивное сопротивление xk, найдем потерю напряжения в линии, обусловленную передачей реактивной мощности, В:
(1.14)
Допускаемая потеря напряжения в линии при передаче активной мощности, В:
(1.15)
Определение сечений проводов линии по допустимой потере напряжения:
(1.16)
где F – искомая площадь сечения, мм2;
P – активная мощность линии кВт;
l – длина линии, км;
γ – удельная проводимость материала; удельная проводимость алюминия ;
Пример расчета:
Участок линии РТП‑220 – РППЦ-АБ
Потери напряжения на участке, составят:
Потери напряжения в линии, обусловленные передачей реактивной мощности на участке, составят: В
Допускаемая потеря напряжения в линии при передаче активной мощности, составят: В
Искомая площадь сечения проводов линии, мм2, будет равна:
мм2
Аналогично производим расчеты для других линий по формулам (1.13) – (1.16), результаты остальных расчетов сводим в таблицу 1.9
Таблица 1.9 – Потери напряжения в ЛЭП
Потери напряжения, обусловленные реактивной мощностью , В
Допускаемая потеря напряжения при передаче активной мощности , В
Потери напряжения , В
Соотношение расчетных и фактических сечений проводов Fрасч/Fфакт
239,6
81,5
158,1
48/50
8,1
28,4
121/120
3,2
6,4
36/35
0,4
0,5
0,8
123/120
22,1
54,9
34/35
ТП №5‑ТП №2
0,1
0,7
96/95
2,1
13,6
11,3
27,0
51/50
РТП‑220‑ТП №18
0,05
0,3
156/150
77,1
149,7
РТП‑220‑ЦРП
2,0
152/150
15,5
37,9
ЦРП – ТП №16
4,5
50/50
21,0
46,2
ЦРП – ТП №17
2,3
РТП‑220‑ТП №19
8,5
17,3
67/70
РТП‑220 – ТП №55
0,02
104/95
59,3
111,0
170,3
1.6 Выбор и проверка силового оборудования схемы электроснабжения
1.6.1 Расчет токов короткого замыкания
Согласно Правилам устройства электроустановок [2], выбор и проверка электрических аппаратов и токоведущих элементов по электродинамической и термической устойчивости производится по току трехфазного короткого замыкания Ik(3), поэтому в проекте необходимо произвести расчет токов короткого замыкания Ik(3) для всех РУ.
Мощность короткого замыкания, МВА, на шинах подстанций, которые являются источниками питания сетевого района, приведена в таблице 1.10
Таблица 1.10 – Мощность короткого замыкания
Наименование подстанций
Мощность короткого замыкания, МВА
РТП‑220
111,8
ЦРП
70
РППЦ-АБ
87
Зная мощность короткого замыкания, по [12] находим сопротивление источника питания, Ом,
. (1.17)
где UHOM – номинальное напряжение сети, кВ;
SК.З – мощность короткого замыкания источника питания, МВА.
Полное сопротивление линии, по которой будет протекать ток короткого замыкания, определяем по формуле, Ом,
, (1.18)
где r – активное сопротивление линии, Ом;
х – индуктивное сопротивление линии, Ом.
Расчет активного и реактивного сопротивления линии ведем по формулам:
, (1.19)
где - активное сопротивление 1 км линии, Ом/км;
- индуктивное сопротивление 1 км линии, Ом/км;
- длина линии, км.
Полное сопротивление до точки короткого замыкания рассчитываем по формуле:
. (1.20)
Ток трехфазного короткого замыкания, кА, находим по формуле:
. (1.21)
Рисунок 1.3 – Схема замещения для расчета токов короткого замыкания в распределительной сети
Для участка ЛЭП РТП‑220 – РППЦ:
- мощность короткого замыкания источника питания Sк.з.= 111,8 МВА;
- тип линии – АС‑50;
- длина линии 2 км;
- активное сопротивление 1 км линии 0,65 Ом/км;
- реактивное сопротивление 1 км линии 0,392 Ом/км.
- сопротивление источника питания
Ом.
Активное сопротивление линии: Ом.
Индуктивное сопротивление линии: Ом.
Полное сопротивление линии:
Сопротивление до точки короткого замыкания: Ом.
Ток короткого замыкания на шинах: кА.
Результаты остальных расчетов по формулам (1.17) – (1.21) приводим в таблице 1.11.
Таблица 1.11 – Токи короткого замыкания.
Наименование трансформаторной подстанции
, Ом
, кА
0,151
1,085
5,588
4,862
ТП №16 «Склад ГСМ»
1,859
2,794
2,169
1,887
ТП №17 «Локомотивное депо»
0,873
1,807
3,356
2,919
ТП №18 «Котельная»
2,29
3,224
1,880
1,636
ТП №55 «2‑й подъем»
3,850
4,784
1,267
1,102
ТП №19 «Водозабор»
3,827
4,761
1,273
1,108
ТП №8
0,421
1,355
4,474
3,892
ТП №5
1,263
2,197
2,760
2,401
ТП №2
1,763
2,697
2,205
1,918
ТП №20 «Очистные»
1,214
2,148
2,823
2,456
2,44
1.6.2 Расчет максимальных рабочих токов
Электрические аппараты выбираем по условиям длительного режима работы сравнением рабочего напряжения и наибольшего длительного рабочего тока присоединения, где предполагается установить данный аппарат, с его номинальным напряжением и током. При выборе необходимое исполнение аппарата.
Расчет максимальных рабочих токов производится на основании номинальных параметров оборудования по формулам:
– для вторичных вводов силовых трансформаторов 10 кВ, А:
, (1.22)
где Кпер – коэффициент, учитывающий перегрузки трансформаторов, принимается равным 1,5.
– для сборных шин подстанции 10 кВ, А:
, (1.23)
где Крн2 – коэффициент распределения нагрузки на шинах вторичного напряжения, равный 0,5 – при числе присоединений пять и более; 0,7 – при меньшем числе присоединений.
– для первичных вводов трансформаторов РУ‑10 кВ, А:
, (1.24)
– для сборных шин подстанции 0,4кВ кВ, А:
, (1.25)
– для вторичных вводов трансформаторов РУ – 0,4 кВ, А:
, (1.26)
Таблица 1.12 – Расчет максимальных рабочих токов
Наименование потребителя
Iрmax, А
Вторичная обмотка
трансформатора 10 кВ
Сборные шины подстанции 10 кВ
Первичная обмотка
трансформатора ЗРУ‑10кВ
ТП‑17
По найденным максимальным рабочим токам производим выбор силового оборудования по условию:
, (1.27)
где Iн – номинальный ток аппарата, кА;
Iрабmax – максимальный рабочий ток, кА.
1.6.3 Проверка сборных жестких шин на трансформаторных подстанциях
В закрытых РУ‑10 кВ сборные шины выполнены жесткими алюминиевыми шинами.
Сборные жесткие шины проверяются по [14]
– по длительно допускаемому току:
, (1.28)
где Iдоп. – длительно допускаемый ток для проверяемого сечения, А;
Iр.max – максимальный рабочий ток сборных шин.
– по термической стойкости
, (1.29)
где q – проверяемое сечение, мм
qmin – минимальное допустимое сечение токоведущей части по условию её термической стойкости, мм;
Вк – тепловой импульс тока короткого замыкания для характерной точки подстанции, кА;
С – коэффициент,
Тепловой импульс тока короткого замыкания по [14] находим по формуле:
(1.30)
где Iк – ток короткого замыкания на шинах подстанции, кА;
– время протекания тока короткого замыкания, с;
Та – постоянная времени цепи короткого замыкания, с.
Находим время протекания тока короткого замыкания, с.,
, (1.31)
где tз – время срабатывания основной защиты, с;
tв – полное время отключения выключателя, с.
– по электродинамической стойкости
, (1.32)
Электродинамическая стойкость шин, укрепленных на опорных изоляторах, проверяется по механическому напряжению , возникающему в них при коротком замыкании, МПа,
, (1.33)
где l – расстояние между соседними опорными изоляторами, м;
а – расстояние между осями шин соседних фаз, м;
iу – ударный ток короткого замыкания, кА;
W – момент сопротивления шины относительно оси, перпендикулярной действию усилия, м.
Ударный ток короткого замыкания определяем по формуле
(1.34)
Момент сопротивления однополюсных прямоугольных шин при расположении плашмя определяем по формуле
, (1.35)
где в – толщина шины, м;
h – ширина шины, м;
– допустимое механическое напряжение в материале шин.
На ЦРП установлены шины размером 40х5.
Проверяем по длительно допускаемому току.
Для шин сечением 200 мм, выполненных из алюминиевого материала по [9] длительно допускаемый ток Iдоп.=513 А.
Максимальный расчетный ток сборных шин Iр.max=69,28 А
513А > 69,28 А.
Проверяем по термической стойкости:
Сечение шин q=200 мм;
время протекания тока короткого замыкания tк=0,14 с.
Для распределительных сетей напряжением 10 кВ постоянная времени цепи короткого замыкания Та = 0,045 с.
Ток короткого замыкания Iк = 5,58 кА таблица (1.11)
Тепловой импульс тока короткого замыкания:
кА2с.
Согласно [12] для алюминиевых шин коэффициент С=88 .
Минимально допустимое сечение токоведущей части
мм2.
Условие проверки 200 мм> 21 мм выполняется.
Проверяем по электродинамической стойкости:
Момент сопротивления шины:
м3.
Ударный ток короткого замыкания:
кА.
Механическое напряжение в материале шины при длине пролета l=1 м и расстоянии между шинами фаз а = 0,25 м
МПа.
Допустимое механическое напряжение в материале шин [12]что больше . Таким образом, по результатам расчетов видно, что шины, установленные на подстанции ЦРП удовлетворяют условиям проверки.
Аналогичные расчеты для остальных подстанций приводим в таблице 1.12.
Таблица 1.12 – Проверка сборных шин в распределительных сетях 10 кВ ст. Февральск
Наименование подстанции
Тип токоведущих частей мм2
Соотношение паспортных данных и расчетных данных
Iдоп. /Iр.max., А
q/qmin, мм2
, МПа
А‑40х5
513/69,28
200/21
40/6,6
200/17
40/40,2
А‑40х4
456/173
160/15
40/4,3
А‑60х6
827/69,28
360/15
40/1,2
456/43,3
160/22
40/8,3
513/28,3
200/16
40/3,9
160/35
40/21,3
456/109
160/49
40/31,3
703/69
300/18
40/2,4
160/18
40/5,7
А‑30х4
347/70
120/28
40/25,3
По результатам расчетов видно, что сборные шины в распределительных сетях 10 кВ, полностью удовлетворяют паспортным данным.
Страницы: 1, 2, 3, 4