Рефераты. Общие вопросы методики преподавания физики






p> 5. Формирование физических понятий.
Понятие – єто знание наиболее общих существенных свойств (сторон) классов, предметов и явлений в действительности, а также знание существенных связей и отношений между этими предметами. В процессе познания понятия изменяется, они расширяются, углубляются и даже могут быть отброшены на каком-то этапе развития науки, и на их место приходят новые. (новые понятия – новая теория
– новые понятия).
Источниками понятия являются:
. Жизненный опыт (наблюдения, опыты, и т.д.)
. Целенаправленное формирование понятий учителем
. Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)
. Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)
Ошибки учащихся:
V Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть его содержание, отделить существенные от несущественных,
V не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и соподчинения),
V путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с признаками кинетической и потенциальной энергии),
V не умеют классифицировать понятия.
Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие
(углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)
Основные способы формирования понятия:
1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения, опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».
2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его конкретизация и обобщение.
(первое используется на первой ступени обучения).
Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.
1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа графиков и схем, и фотографий
2. Синтез существенных признаков.
3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.
4. Выделение общего и особенного.
5. Установление связи и отношения
6. Использование этого понятия в решении физических задач.
7. Классификация понятия и систематизация.
Критерии оценки усвоения понятия:
Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков понятия)
Усвоение объема понятия
Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями
Умение оперировать этим понятием при решении задач.

Тема 4: Методы обучения физики.

4.1. Классификация методов обучения
Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов, иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты, наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом, фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.
Методы классифицируют по:

I. Способу передачи информации от учителя к ученику

1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с литературой.

2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.

3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.
II. По основным дидактическим задачам

1. метод приобретения знания

2. метод формирования умений

3. метод применения знаний

4. метод творческой деятельности

5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык – автоматизированное умение.
III. По характеру познавательной деятельности

1. объяснительно – иллюстративный

2. эвристический

3. репродуктивный

4. исследовательский

5. проблемное изложение
IV. По Юрию Бабанскому:

1. метод организации и осуществления познавательной деятельности

2. метод стимулирования и мотивации

3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной деятельности.

V. В современной школе используется классификация по используемых средствах обучения:

1. словесный

2. демонстрационный

3. лабораторный

4. работа с книгой

5. решение задач

6. иллюстративный

7. учет и контроль знаний
VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и экспериментальные методы.

4.2 Словесные методы.
Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных результатов.
. Беседа. Используется на первой стадии учения физики.
Включается :
V Сообщение новых знаний
V Закрепление знаний
V Углубление знаний
V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов
V Проверка домашнего задания и знаний школьников
Наилучший способ – эвристическая беседа.
План беседы включает:
1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и последовательностью.
2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока.
3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и которые должны быть занесены в тетрадь учениками.
Требования к вопросам:
1. Четкость
2. Ясность
3. Краткость
4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал, доказывать и самостоятельно получать выводы
5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть наводящими, но не должны содержать подсказку.
. Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии ученых, перспективы развития науки и техники.
Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют и углубляют рассказом.
. Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения, доказательства, обоснования.
. Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной, логической последовательностью и длительностью. Используется на второй ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции, а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки зрения и общих позиций.
Требования к изложению материала:
Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями, иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д.
Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических).
LT-1 – размерность м/с – единица скорости (единица измерения)
Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.

3. Записи и зарисовки на доске
Основные правила:
1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения на доске.
2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух, мускульное напряжение.
Фиксировать на доске:
1. План урока
2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д.
3. Формулы и их выводы
4. Примеры числовых данных
5. Решения задач
6. Фамилии ученых и даты их жизни
7. Даты наиболее важных открытий
8. Новые термины
9. План лабораторной работы
10. Задание для домашней работы
Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро.
Требования к записям:
. Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта.
. Рисунки: вид спереди или сверху.
. Формулы взять в рамочку.
. Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или другим цветом мела.

4. Проблемное обучение физики
Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности.
Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить.
Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации:
1. Формирование проблемы.
2. Нахождение способов ее решения.
3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом.
4. Формулирование выводов.
5. Подведение итогов.
Уровни проблемного обучения:
1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает, либо показывает как она была решена в науке).
2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно с учащимися ее решает).
3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения, исследовательская работа).
4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее самостоятельно решить.
Для создания проблемной ситуации используются:
1. Проблемные вопросы
2. Физические эксперименты (демонстрации)
3. Факты из истории открытия
4. Лабораторные работы
5. Экспериментальные задачи
Для постановки задачи важно:
1. Правильно сформулировать вопрос
2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным материалом и новыми знаниями
3. Создавать видимые границы известного и неизвестного
4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и понимать о необходимости приобретении новых знаний.
Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль)
Опыт: 2 стакана с водой, комнатная температура. Алюминиевые тела в t=100 0C

c разными массами. Где больше температура

? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.

T1’>T2’ > Q1>Q2

> Q = f(C), C - теплоемкость.

ТЕМА5: Формы организации учебных занятий по физике.

5.1 Типы и структура уроков по физике.
Цели уроков:
1. Сообщить новые знания.
2. Сформулировать новые понятия.
3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике.
4. Углубить и закрепить знания.
5. Повторение, контроль и учет знаний.
При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса
(лабораторные работы, практические, …).
Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач):
1. Урок изучения нового материала
2. Урок формулирования практических умений и навыков.
3. Урок повторения и обобщения
4. Урок контроля и учета знаний.
5. Комбинированный урок.


Урок изучения нового материала.
Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция.
Структура:

I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний, которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал.
II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается гипотеза.
III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом.
IV. Анализ полученных результатов и выводы.

V. Упражнения на закрепление.
VI. Домашнее задание.
На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми знаниями, которые будут получены далее.
Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы:
Почему? На основании чего? Как?

Урок формирования практических умений и навыков:
Умение:
. Решать задачи
. Выполнять расчеты
. Собирать схемы
. Проводить наблюдения и измерения.
Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать этим навыкам и умениям.
Структурные элементы:

I. Выяснение цели работы
II. Теоретические обоснования и правила его выполнения.
III. Образец выполнения работы
IV. Упражнение или измерение

V. Подведение итогов и заключительная беседа.
VI. Домашнее задание.

Урок обобщения и повторения знаний:
Цель:
1. Привести знания в систему
2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления.
3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к изучению нового материала.
Формы работы:
1. Итоговая беседа
2. Обзорные лекции
3. Решение комбинированных задач
4. Просмотр учебных кинофильмов.
5. Телепередача.
Структура урока:
1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления
2. Решение задач и упражнений
3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения
4. Просмотр фильмов
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание

Урок контроля и учета знаний:
Формы проведения:
1. Индивидуальный опрос (один у доски)
2. Фронтальный (все сразу)
3. Рефераты
4. Решение задач
5. Используются тесты и раздаточный материал
Специальные виды урока контроля и учета знаний:
1. Письменные и контрольные работы

2. Контрольные и лабораторные работы – это 1) проведенная работа без инструкции (для слабых учащихся)

2) с измененным заданием (ученики это делали, но нужно определить что-то другое).
3. Зачеты (по большому разделу)

Структура работы:
1. Вступительный инструктаж
2. Выполнение работы
3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)

Комбинированный урок: (чаще всего проводится)
- пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин.
Структура:
1. проверка д/з и повторение пройденного
2. изложение нового материала
3. упражнения и проверка усвоения нового материала
4. домашнее задание

Система учебных занятий:
Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.

ТЕМА6: Методика и техника школьного физического эксперимента.

6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача.
Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его проведения. Это отражение научного метода познания.

Цели:

1. служит источником знания
2. является методом обучения
3. это вид наглядности.
Классификация по организационному признаку:
1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты

Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша)
2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения.
3. Физический практикум
4. Внеклассные опыты и наблюдения
. Количественные и качественные
. Экспериментальные задачи
. Творческие задания

6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.

Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов.
Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними.
Цель:
Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического мира и опытах.
Требования:
1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации
2. Должны быть на каждом уроке.
3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в ней.
4. Не должен загромождать урок
5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность.
Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны
(для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды
Дюара.

6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты.
Для фронтальных лабораторных работ:
1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин).
2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов.
На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем.
На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин.
Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания.
Классификация по дидактическим целям:
1. Наблюдение и изучение физических явлений
2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним.
3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов.
4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота)
5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана)
Схема проведения лабораторной работы:
1. Вступительная беседа
2. Проведение эксперимента
3. Обработка результатов
4. Выводы
На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание.
Инструкция (есть ход выполнения работы)
Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получится).
Критерии оценки:
1. Степень самостоятельности (по наблюдению)
2. Грамотность оформления

Для фронтальных опытов:
Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин), выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие
(наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.

6.4 Физический практикум.
Отличие:
Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим практикумом вводная беседа включает:
1. Задачу практикума
2. Его содержание
3. График выполнения
4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения
5. Правила пользования измерительными приборами
6. Анализ
7. Форма отчета и время сдачи
8. Требования к допуску
Задача учителя:
1. Воспитывать самостоятельность
2. Развивать и закреплять практические навыки
3. Помогать отстающим
4. Давать дополнительные задания
5. Оценивать результаты работы
В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы.
Д/з физический кабинет.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.