Тема 4: Методы обучения физики.
4.1. Классификация методов обучения Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов, иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты, наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом, фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль. Методы классифицируют по:
I. Способу передачи информации от учителя к ученику
1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с литературой.
2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.
3. Практический – решение задач и лабораторные опыты. II. По основным дидактическим задачам
1. метод приобретения знания
2. метод формирования умений
3. метод применения знаний
4. метод творческой деятельности
5. метод закрепления и контроля знаний, умений и навыков. Навык – автоматизированное умение. III. По характеру познавательной деятельности
1. объяснительно – иллюстративный
2. эвристический
3. репродуктивный
4. исследовательский
5. проблемное изложение IV. По Юрию Бабанскому:
1. метод организации и осуществления познавательной деятельности
2. метод стимулирования и мотивации
3. методы контроля и самоконтроля в эффективности учебно-познавательной деятельности.
V. В современной школе используется классификация по используемых средствах обучения:
1. словесный
2. демонстрационный
3. лабораторный
4. работа с книгой
5. решение задач
6. иллюстративный
7. учет и контроль знаний VI. если в основу положен метод изучаемой науки, тогда теоретические и экспериментальные методы.
4.2 Словесные методы. Специфическими особенностями является то, что на ряду с изложением материала нужно использовать рисунки, графики, а также анализ полученных результатов. . Беседа. Используется на первой стадии учения физики. Включается : V Сообщение новых знаний V Закрепление знаний V Углубление знаний V Обсуждение результатов лабораторных работ и опытов V Проверка домашнего задания и знаний школьников Наилучший способ – эвристическая беседа. План беседы включает: 1. Составить группу вопросов, которые связаны единой логикой и последовательностью. 2. Перечислить опыты и демонстрации и указать их место в ходе урока. 3. Перечислить записи, рисунки, которые необходимо выполнить на доске и которые должны быть занесены в тетрадь учениками. Требования к вопросам: 1. Четкость 2. Ясность 3. Краткость 4. Они должны стимулировать учащихся анализировать обучаемый материал, доказывать и самостоятельно получать выводы 5. Они должны учить выделять главное, устанавливать связи, они могут быть наводящими, но не должны содержать подсказку. . Рассказ – это связное изложение, непрерываемое диалогами, проводится в случае, если у учащихся отсутствуют знания, необходимые для беседы, а также для сообщения историй открытия законов или явлений, биографии ученых, перспективы развития науки и техники. Рассказ полезно сочетать с беседой, при этом в начале выясняют, что знают учащиеся об обучаемом явлении, затем систематизируют эти знания, дополняют и углубляют рассказом. . Объяснение – это разновидность рассказа. Используется для объяснения, доказательства, обоснования. . Школьная лекция: отличается от рассказов или объяснения большей глубиной, логической последовательностью и длительностью. Используется на второй ступени обучения в таких случаях: вступительная и заключительная лекции, а также, когда необходимо объяснить большую группу явлений с единой точки зрения и общих позиций. Требования к изложению материала: Не должны просто сообщать содержимое учебника (параграфа), его необходимо объяснить, дополнить, углубить. Материал нужно оживить демонстрациями, иллюстрациями, примерами из жизненного опыта и т.д. Все словесные методы, как правило, сопровождаются экспериментом. При этом темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации. Когда излагаются новые термины, то их надо записать на доске четким почерком, проставить ударение, прочитать по слогам. Если дается определение, то темп нужно уменьшить, интонацию повысить и повторить определение, речь должна быть четкой, ясной и чистой и не должно быть жаргонов (физических). LT-1 – размерность м/с – единица скорости (единица измерения) Очень часто дети запоминают слова, но не знают их значение, такое запоминание называется вербальным. В психологии существуют понятия представления памяти – то, что мы видим и воспроизводим, представление воображения – то, что мы никогда не видели, а только представляли.
3. Записи и зарисовки на доске Основные правила: 1. Учитель должен продумать последовательность записи и форму расположения на доске. 2. Эти записи руководят вниманием учащихся, вовлекают зрение и слух, мускульное напряжение. Фиксировать на доске: 1. План урока 2. Схемы, рисунки, чертежи и т.д. 3. Формулы и их выводы 4. Примеры числовых данных 5. Решения задач 6. Фамилии ученых и даты их жизни 7. Даты наиболее важных открытий 8. Новые термины 9. План лабораторной работы 10. Задание для домашней работы Рисунки делать карандашом от руки, линии четкие. Выполнять быстро. Требования к записям: . Буквы и математические знаки высотой от 4 до 6 см с учетом госта. . Рисунки: вид спереди или сверху. . Формулы взять в рамочку. . Если нужно динамику рисунков, то можно воспользоваться пунктиром или другим цветом мела.
4. Проблемное обучение физики Цель проблемного обучения – это усвоение не только основ физики, но и усвоение самого процесса получения знаний и научных фактов, где используются познавательные и творческие способности. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия». Однако проблемное обучение нельзя представить как цепочку самостоятельных открытий учащимися. Здесь нужно оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Проблемная ситуация предполагает появление несоответствия между теми знаниями, которые усвоили учащиеся, и явлениями, которые нужно объяснить. Этапы, которые следуют за созданием проблемной ситуации: 1. Формирование проблемы. 2. Нахождение способов ее решения. 3. Решение проблемы наиболее оптимальным способом. 4. Формулирование выводов. 5. Подведение итогов. Уровни проблемного обучения: 1. Проблемное изложение (учитель сам выдвигает проблему и сам ее решает, либо показывает как она была решена в науке). 2. Эвристическая беседа, поисковое задание (учитель формулирует и совместно с учащимися ее решает). 3. Учитель формулирует проблему, а учащиеся самостоятельно решают ее (без учителя). (решение экспериментальных задач, какие-то опыты, наблюдения, исследовательская работа). 4. Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать проблему и ее самостоятельно решить. Для создания проблемной ситуации используются: 1. Проблемные вопросы 2. Физические эксперименты (демонстрации) 3. Факты из истории открытия 4. Лабораторные работы 5. Экспериментальные задачи Для постановки задачи важно: 1. Правильно сформулировать вопрос 2. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее изученным материалом и новыми знаниями 3. Создавать видимые границы известного и неизвестного 4. Вызывать чувство удивления, когда сопоставляется новое с известным и понимать о необходимости приобретении новых знаний. Проблемные вопросы должны содержать противоречивость информации и побуждать к поиску закономерностей. (плавание: гвоздь и корабль) Опыт: 2 стакана с водой, комнатная температура. Алюминиевые тела в t=100 0C
c разными массами. Где больше температура
? t1’>t2’, Q = f(m) – зависит от массы.
T1’>T2’ > Q1>Q2
> Q = f(C), C - теплоемкость.
ТЕМА5: Формы организации учебных занятий по физике.
5.1 Типы и структура уроков по физике. Цели уроков: 1. Сообщить новые знания. 2. Сформулировать новые понятия. 3. Сформулировать умения и навыки применения знаний на практике. 4. Углубить и закрепить знания. 5. Повторение, контроль и учет знаний. При подготовке к уроку необходимо выделить цель (задачу) занятия и определить методы для решения, а также формы организации учебного процесса (лабораторные работы, практические, …). Классификация уроков (их типы по решению дидактических задач): 1. Урок изучения нового материала 2. Урок формулирования практических умений и навыков. 3. Урок повторения и обобщения 4. Урок контроля и учета знаний. 5. Комбинированный урок.
Урок изучения нового материала. Основной метод – беседа, рассказ, школьная лекция. Структура:
I. Вступительная часть (беседа или упражнение). Повторение знаний, которые знают учащиеся и подводят к новым знаниям. Письменный или устный опрос, короткие упражнения, раздаточный материал. II. Создание проблемной ситуации и организации ее решения. Выдвигается учебная задача, анализирующая способы ее решения и выдвигается гипотеза. III. Гипотезы подтверждаются, в основном физическим экспериментом. IV. Анализ полученных результатов и выводы.
V. Упражнения на закрепление. VI. Домашнее задание. На протяжении всего урока идет учет и оценивание учащихся. Урок должен всегда быть законченным целым, он должен связывать предыдущие знания с теми знаниями, которые будут получены далее. Если проводится эвристическая беседа, то нужно ставить такие вопросы: Почему? На основании чего? Как?
Урок формирования практических умений и навыков: Умение: . Решать задачи . Выполнять расчеты . Собирать схемы . Проводить наблюдения и измерения. Учитель должен показать образец выполнения любого задания, а потом обучать этим навыкам и умениям. Структурные элементы:
I. Выяснение цели работы II. Теоретические обоснования и правила его выполнения. III. Образец выполнения работы IV. Упражнение или измерение
V. Подведение итогов и заключительная беседа. VI. Домашнее задание.
Урок обобщения и повторения знаний: Цель: 1. Привести знания в систему 2. Научить выделять существенные признаки изучаемого явления. 3. Установить связи между ранее изученными явлениями и подготовить к изучению нового материала. Формы работы: 1. Итоговая беседа 2. Обзорные лекции 3. Решение комбинированных задач 4. Просмотр учебных кинофильмов. 5. Телепередача. Структура урока: 1. Беседа с целью анализа (повторения) физического явления 2. Решение задач и упражнений 3. Рефераты или сообщения учащихся и их обсуждения 4. Просмотр фильмов 5. Подведение итогов 6. Домашнее задание
Урок контроля и учета знаний: Формы проведения: 1. Индивидуальный опрос (один у доски) 2. Фронтальный (все сразу) 3. Рефераты 4. Решение задач 5. Используются тесты и раздаточный материал Специальные виды урока контроля и учета знаний: 1. Письменные и контрольные работы
2. Контрольные и лабораторные работы – это 1) проведенная работа без инструкции (для слабых учащихся)
2) с измененным заданием (ученики это делали, но нужно определить что-то другое). 3. Зачеты (по большому разделу)
Структура работы: 1. Вступительный инструктаж 2. Выполнение работы 3. Итог (общие и индивидуальные ошибки)
Комбинированный урок: (чаще всего проводится) - пик внимания учеников приходится на первые 25-30 мин. Структура: 1. проверка д/з и повторение пройденного 2. изложение нового материала 3. упражнения и проверка усвоения нового материала 4. домашнее задание
Система учебных занятий: Активность учащихся зависит от чередования видов учебной деятельности. В систему входят: зачеты, семинары, учебные конференции, уроки повторения и обобщения материала, лабораторные практикуму, факультативы, экзамены.
ТЕМА6: Методика и техника школьного физического эксперимента.
6.1 Учебный физический эксперимент, его структура и задача. Учебный эксперимент – это воспроизведение физического явления на уроке с помощью специальных приборов в условиях наиболее доступных для его проведения. Это отражение научного метода познания.
Цели:
1. служит источником знания 2. является методом обучения 3. это вид наглядности. Классификация по организационному признаку: 1. демонстрационные опыты (эксперименты). (обязательные в программе: опыты
Кулона, Столетова (фотоэффект), опыты Герца, Максвелла, весы Камидеша) 2. Фронтальные лабораторные работы, опыты, наблюдения. 3. Физический практикум 4. Внеклассные опыты и наблюдения . Количественные и качественные . Экспериментальные задачи . Творческие задания
6.2 Демонстрационный эксперимент и дидактические требования к нему.
Методика и техника подготовки и проведения демонстрационных опытов. Демонстрация – это показ учителем физических явлений и связи между ними. Цель: Создание физических представлений, физических понятий, проиллюстрировать явления и приучить учащихся искать источник знания в явлениях физического мира и опытах. Требования: 1. Темп изложения должен совпадать с темпом демонстрации 2. Должны быть на каждом уроке. 3. Должны логически соединять предшествующие опыты с последующими. Для этого можно использовать одну и туже установку, но проводить измерения в ней. 4. Не должен загромождать урок 5. Должна присутствовать новизна и заинтересованность. Перед демонстрацией можно уяснить проведение ее с помощью схемы на доске. В некоторых случаях полезно собирать схему перед учащимися. Можно использовать проблемный подход, т.е. поставить проблему и решить с помощью эксперимента. Установка должна быть простой, на столе не должно быть лишних предметов, лучше использовать в вертикальной плоскости, использовать экраны (для темных предметов светлый, для светлых - темный), использовать подсветки, использовать индикаторы. Эксперимент готовить заранее, он должен быть убедительным. Требования техники безопасности, запрещается работать с ртутью, радиоактивными элементами, правила пожарной безопасности, сосуды Дюара.
6.3 Фронтальные лабораторные работы и опыты. Для фронтальных лабораторных работ: 1. Все работы выполняется на однотипном оборудовании и всеми учащимися, непродолжительные (10-45 мин). 2. В конце урока обязательное коллективное обсуждение результатов. На первой ступени: проверка физических закономерностей (например, параллельное соединение), знакомят с методами измерений, тренируют по составлению простейших схем. На второй ступени: определение физических констант, закономерностей, физических величин. Встречаются качественные лабораторные работы (наблюдение физического явления), количественные (измерение какой-то величины), кратковременные или рассчитанные на один урок, творческие задания. Классификация по дидактическим целям: 1. Наблюдение и изучение физических явлений 2. Знакомство с физическими приборами и измерениями по ним. 3. Знакомство с устройством и принципом действия некоторых приборов. 4. Проверка физических закономерностей (закон Бойля - Мариота) 5. Определение физических констант (g, Ридберга, больцмана) Схема проведения лабораторной работы: 1. Вступительная беседа 2. Проведение эксперимента 3. Обработка результатов 4. Выводы На вступительной беседе должно оговариваться: если есть приборы, то как их использовать, объяснить шкалу измерений, техника безопасности, как оформить работу, класс разделить на бригады, применять дифференцированный подход т.е. если в классе есть передовики, то для того чтобы они не мешали им нужно выдать дополнительное задание, при этом в начале нужно оговорить что будет более высокая оценка за дополнительное задание. Инструкция (есть ход выполнения работы) Отчет (нет хода, должны быть таблицы, графики, выводы, вычисление погрешности (средняя и относительная), учитель заранее должен знать какая погрешность должна получится). Критерии оценки: 1. Степень самостоятельности (по наблюдению) 2. Грамотность оформления
Для фронтальных опытов: Отличаются от фронтальных лабораторных работ кратковременностью (3-10 мин), выполняются на простом оборудовании, выполняется одно практическое действие (наблюдение или измерение), вывод увязать с изложением материала.
6.4 Физический практикум. Отличие: Большая самостоятельность (длительность 1-2 урока), более сложное оборудование, обработка результатов более объемная (систематическая ошибка приборов, оценка полученного результата). Перед физическим практикумом вводная беседа включает: 1. Задачу практикума 2. Его содержание 3. График выполнения 4. Анализ каждой работы и правила ее выполнения 5. Правила пользования измерительными приборами 6. Анализ 7. Форма отчета и время сдачи 8. Требования к допуску Задача учителя: 1. Воспитывать самостоятельность 2. Развивать и закреплять практические навыки 3. Помогать отстающим 4. Давать дополнительные задания 5. Оценивать результаты работы В отчете у школьников должны быть ответы на контрольные вопросы. Д/з физический кабинет.
Страницы: 1, 2, 3