f. резюме,
g. конспекта,
h. аннотации,
i. рецензии,
j. обзора литературы,
k. реферата.
5. Подготовка и оформление результатов самостоятельной работы в ходе учебной-познавательной деятельности, а так же оформление результатов с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.
6. Подготовка и представление публичного выступления, доклада (в том числе подготовка презентации).
7. Участие в публичной дискуссии (теледискуссии).
8. Составление и отправка письма (электронного письма).
Данные критерии по владению информационной компетенции мы выделили, опираясь на те требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования [27]. Так, к примеру, «умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников», «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего», «представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии» [27].
Что касается учебно-познавательной компетенции, то в данном случае она разделяется на составляющие: целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка [22]. При рассмотрении данной компетенции мы будем опираться на таблицу, сформированную Черных Е.Д. Так в данной таблице рассматриваются те умения учащихся, которые должны быть сформированы при целеполагание и планирование. В стандарте среднего общего образования к требованиям подготовке выпускников имеется следующее содержание «умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи» [27], для достижения данного умения ученик должен уметь объяснять причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем, уметь описать ситуацию и указать свои намерения, уметь обосновать идеальную (желаемую) ситуацию, уметь назвать противоречия между идеальной и реальной ситуацией, уметь формулировать задачи, соответствующие цели работы, уметь предлагать способы убедиться в достижении цели, уметь обосновать достижимость цели и назвать риски, уметь предлагать стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. Так же в требованиях к подготовке выпускников говорится «самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях» [27] для этого учащиеся должны уметь предлагать действия, необходимые для достижения цели работы, а так же необходимые ресурсы, описывать последовательность действий по достижению цели, указывать взаимосвязь данных действий, составлять план действий, указывать время для выполнения действий, описывать результат, его характеристики важные для использования результата, указывать каким образом учащийся панирует использовать результат, называть обоснованно потенциальных потребителей результата. Для достижения умения контроля, учащийся должен уметь планировать текущий контроль с учетом специфики деятельности. Так же при оценке результатов ученики должны уметь высказывать оценочное отношение к полученному результату, аргументировать отношение, сравнивать ожидаемый результат и полученный, делать вывод о соответствии результата замыслу, предлагать способы оценки результата, высказывать своё отношение к проекту и называть трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом, приводить причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом, предлагать способы преодоления трудностей, с которыми он столкнулся при работе, выделять и аргументировать возможность использовать освоенные в ходе работы умения в других видах деятельности, анализировать результаты работы с точки зрения жизненных планов на будущее. Это нашло отражение в стандартах среднего общего образования «ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения» [27].
Данные компетенции – учебно-познавательная и информационная непосредственно связаны с образованием учащихся в школе. И для составления заданий для учащихся, мы будем опираться на них, как на подтверждения компетентностно-ориентированных задач. Так же примером компетентностно-ориентированных может служить исследование PISA, направленное не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
1.3 Пути формирования учебно-познавательной и информационной компетенций в школьном курсе физики
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, и вместе с тем учебно-познавательной и информационной компетенции возможно только через специально организованную работу учащихся.
При рассмотрении курса физики основной школы, возможно рассмотрение следующих способов формирования учебно-познавательной компетенции [24]:
1. Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно делать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:
· все вещества состоят из частиц;
· в жидкости и газе существует выталкивающая сила;
· кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;
· ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.
В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, анализировать, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.
2. Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.
3. Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.
4. Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни.
Если рассматривать курс физики старшей школы, то здесь можно ещё добавить некоторые виды деятельности, направленные на формирование компетенции:
1. Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно заданной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:
· история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;
· экспериментальное исследование проблемы;
· решение задач, моделирование процессов;
· объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.
2. При такой организации занятий, контролем деятельности являются:
· результаты перекрёстных дискуссий
· отчёт группы в ходе итогового занятия
· тестовая работа по теме
· оценка работы каждого члена группы её руководителем
· лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.
3. Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой. В качестве примера можно привести примерный план проведения такого занятия по теме «Транспортные средства и законы сохранения».
Физика – как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационных компетенций учащихся.
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией [22]:
Поиск и сбор информации:
· задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.;
· задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»);
· задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить).
Обработка информации:
· задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно-следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование);
· составление планов к тексту;
· подготовка вопросов к тексту;
· составление диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту;
· задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов;
· задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения.
Передача информации:
· подготовка докладов, сообщений по теме;
· подготовка плакатов, презентаций MS Power Point к учебному материалу;
· подготовка учебных пособий по теме;
· подготовка стендов, стенгазет, объявлений, пригласительных билетов, программ мероприятий и т.п.
Комплексные методы:
· составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
· информационные учебные проекты (индивидуальные и групповые), например проекты типа «Процесс изготовления батарейки» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов;
· телекоммуникационные проекты, предполагающие работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте;
· учебно-исследовательская работа, предполагающая различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.;
· выпуск ученических СМИ – печатных, электронных.
Для диагностики сформированности информационной компетенции мы придерживались взгляда Киселёвой Т.Г., которая в свою очередь опиралась на разработки Загребиной М.Г., Плотниковой А.Ю., Севостьяновой О.В., Смирновой И.В. Данные авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа» [19].
2. Компетентностно-ориентированные задания в школьном курсе физики
2.1 Критерии компетентностной ориентации заданий по физике
Основными областями для оценки образовательных достижений в 2006 году были «естественнонаучная грамотность», «математическая грамотность» и «грамотность чтения». [6]
Задания, используемые при проверке естественнонаучной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности являлись комплексными или структурированными. Каждое из заданий включало отдельный текст, в котором описывалась некоторая проблема, и 1–6 вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивалась способность учащихся понять проблему (т.е. «Способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач» [4] – что является требованием по освоению учебной программы, и вместе с тем, является одной из сторон учебно-познавательной компетенции. На основании чего можно говорить о компетентностной направленности задания), тем или иным образом связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя знания из той или иной предметной области (что так же нашло отражение в требованиях к подготовке выпускников: «Освоение обучающимися в рамках интегрированных курсов ключевых теорий, идей, понятий, фактов и способов действий совокупности предметов, относящихся к единой предметной области» [4], что в свою очередь обнаруживается в информационных компетенциях, как владение информацией и её использование) [6]. Собственно, именно выполнение таких заданий и показало бы уровень готовности учащихся к полной «взрослой» жизни, что в данном случае показывало бы сформированность ключевых компетенций. Именно решение задач, не связанных с учёбой в школе, и является показателем готового человека к разнообразным трудностям в жизни.
Естественнонаучная грамотность в рамках международного исследования PISA характеризуется:
1. контекстом (личностный, социальный, глобальный), т.е. те жизненные ситуации, которые можно рассматривать с точки зрения науки;
2. знаниевым компонентом, в который входят знания об окружающем мире и знания о естественных науках;
3. компетентностный компонентом, под которым понимают умения применять имеющиеся научные знания к жизненным ситуациям;
Страницы: 1, 2, 3