Рефераты. Трибология лыжных гонок






•          Всегда имеет смысл проводить повторное тестирование мази после того, как она уже "откатана", с тем, чтобы проверить ее на снижение скорости.

Теперь мы знаем, как правильно подбирать мазь под погоду. Теперь разберемся как мазь наносится на лыжи. 

3.3. Подготовка лыж.

3.3.1. Инструменты

Стол для смазки и обработки

Прежде всего для смазки и обработки лыж нам понадобится стол удобной высоты, оснащенный необходимыми для работы приспособлениями (электророзетки, дополнительное освещение и т.д.). Столы бывают как самодельные, так и производства каких-либо фирм (например "SWIX"), стационарные или переносные, с большим разнообразием конструкций и их модификаций.

Щетки

Бывают двух типов: обычные (для ручной обработки) и вращающиеся (для механической обработки с помощью электродрели).

Для ручной обработки используются щетки нескольких разновидностей:

  • металлические (латунные, бронзовые, стальные),
  • нейлоновые (жесткие, средние, мягкие),
  • натуральные (обычно из конского волоса),
  • комбинированные (латунно-нейлоновые, бронзово -нейлоновые, латунно-натуральные,натурально-нейлоновые),
  • полировальные (в виде натуральной пробки или блока с фланелью).

Для механической обработки (в этом случае в качестве привода используются электрические или аккумуляторные дрели) применяются вращающиеся щетки. Они размещаются на специальной оси, одна сторона которой служит ручкой для держания, а другая крепится в патроне дрели (наподобие сверла).

Вращающиеся щетки по используемым материалам "щетины" аналогичны вышеперечисленным щеткам для ручной обработки. В принципе можно бы без труда назвать как минимум несколько десятков разновидностей щеток, но вряд ли в этом есть смысл. Важнее, наверное, разобраться, на какие принципиальные классы они подразделяются и для каких целей используется каждый конкретный вид щеток.

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ЩЕТКИ (кроме стальной) в основном используются для очистки скользящей поверхности и микроструктуры от старого парафина и грязи.

СТАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ обычно применяется не столько для удаления парафина, сколько для нанесения на скользящую поверхность мелкой микроструктуры (в зависимости от погодных условий).

НЕЙЛОНОВЫЕ ЩЕТКИ бывают жесткие, средние и мягкие. Жесткие используются для удаления более твердого (морозного) парафина, средние - для удаления мягкого (предназначенного для переходной и теплой погоды). Мягкие щетки применяются при окончательной полировке скользящих поверхностей.

НАТУРАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ применяются для удаления мягкого парафина и для обработки поверхностей после нанесения на них порошков и ускорителей.

ПОЛИРОВАЛЬНЫЕ ЩЕТКИ используются при сухом (без применения утюга) способе

ЖЕСТКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ используется для снятия ворса после циклевки скользящей поверхности.

МЯГКИЙ ФИБЕРТЕКС С АБРАЗИВОМ - для удаления верхнего очень тонкого слоя поверхности (фактически - своеобразного сглаживания) без изменения структуры лыжи.

ФИБЕРТЕКС БЕЗ АБРАЗИВА служит для полировки скользящих поверхностей.

Цикли, скребки

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ - служат для выравнивания скользящих поверхностей и удаления ворса (твердость стали, из которой сделана цикля и ее толщина зависят от того, насколько большой слой пластика вам необходимо снять). Металлические цикли выпускаются различными фирмами ("TOKO", "SWIX" и т.д.) или делаются на заказ из специальных сортов стали. Мягкий металл позволяет производить заточку циклей в обычных, "полевых" условиях с использованием специальных заточек. Жесткий металл предполагает заточку циклей только в заводских условиях.

Совет: для первичной обработки применяйте цикли из более твердого металла, позволяющего за один проход снять достаточно большой слой пластика, а для доводки - из более мягкого.

СКРЕБКИ ИЗ ОРГСТЕКЛА, ПЛАСТМАССЫ служат для удаления парафина и обработки скользящей поверхности после нанесения структуры. Выпускаются толщиной 3, 4 и 5 мм. Чем толще скребок, тем более жесткую обработку вы сможете провести.

БРИТВЕННЫЕ СТАНКИ служат для удаления ворса после механической и ручной шлифовки (циклевки) лыж.

СКРЕБКИ ДЛЯ ОЧИСТКИ ЖЕЛОБКА выпускаются различных разновидностей. Сейчас все большее распространение приобретают скребки, своей формой напоминающие авторучки.

РУЧНЫЕ НАРЕЗКИ И НАКАТКИ. Структура, нарезка наносятся на лыжу специальными накатками вручную. Накатки могут быть с вращающимися или закрепленными стационарными резцами (ножами). Кроме того, они могут быть с заменяемыми или стандартными (в виде металлических пластинок) резцами (ножами). Кроме того, они подразделяются на нарезающие структуру и выдавливающие. Ясно, что выдавливающие являются более щадящими по отношению к пластику по сравнению с нарезающими.

3.3.2. Этапы подготовки лыж.

1. Снимите транспортировочную мазь скребком из оргстекла и скребком для желобка.

2. Пройдите лыжу белой нейлоновой щёткой Т1б1, затем щёткой со смешанной набивкой Т155.

3. Заделайте повреждения скользящей поверхности, заплавив их ремонтным пластиком Т170 или Т171.

4. Охладив отремонтированные места, удалите избыток ремонтного полиэтилена стальной циклей Т80 или бруском Т108.

5. Сгладьте края скользящей поверхности стальной циклей Т80 и/или 0.18 мм шкуркой.

6. При необходимости дальнейшее приведение в порядок и выравнивание скользящей поверхности производится стальной циклей и/или шкуркой Swix.

7. Новая структура, если она необходима, наносится накаткой Т401 с соответствующим резцом.

8. Несколько раз несильно пройдите по поверхности бритвенным скребком, чтобы срезать верхушки грядок структуры. Фибертексом Т266 слегка скруглите все острые кромки структуры. Эта обработка фибертексом снимет также оксидирование поверхности.

9. Очистите поверхность методом «горячего соскребания" мягкой мазью наподобие СН8 или СН10.

10. После охлаждения лыжи снимите всю оставшуюся мазь белой нейлоновой щёткой и щёткой со смешанной набивкой Т155.

11. Нанесите мазь для гонки, соответствующую погодным и снежным условиям, в соответствие с картой смазки Swix.

12. Аккуратно прогрейте мазь утюгом. Повторный прогрев через 20 минут, после охлаждения мази, увеличит проникновение мази в поверхность.

13. Прочистите скребком желобок, боковины и края лыжи.

14. При использовании мазей для мороза легко сциклите большую часть мази не дожидаясь ее окончательного остывания.

15. Очистите боковины фибертексом Т266. Положите на них пасту F4, дайте высохнуть и отполируйте.

16. Пройдите поверхность белой нейлоновой щёткой Т161. Для более твёрдых мазей используйте щётку со смешанной набивкой Т155.

17. Пройдите поверхность несколько раз скребком из оргстекла с меньшим нажимом.

18. Продолжите обработку белой нейлоновой щёткой Т161 и/или щёткой со смешанной набивкой Т155 для более тонких структур/более холодных мазей.

19. Доводка производится синей нейлоновой щёткой Т160.

При использовании Сеrа F выполните следующие шаги

20. Нанесите Сеrа F. Распределите порошок равномерно по поверхности лыжи. Прогрейте Сеrа F утюгом. Достаточная для вплавления Сеrа F в поверхность температура достигнута, когда маленькие блестящие звездочки "пляшут» на скользящей поверхности сразу за утюгом.

21. После охлаждения тщательно обработайте Сеrа F щёткой из конского волоса Т157. Доводка производится синей нейлоновой щёткой Т160.

После гонки

22. Очистите колодку от держащей мази. При необходимости используйте скребок для желобка; все остатки мази удалите фиберленом Т150 и смывкой для мази.

23. Очистите скользящие зоны щёткой со смешанной набивкой Т155. Если поверхность очень грязная, используйте смывку перед обработкой щёткой.

24. Проверьте скользящую поверхность и выполните необходимый ремонт.

25. Пройдите поверхность несколько раз фибертексом Т266 для снятия оксидирования.

26. Закройте поверхность слоем мягкой мази наподобие СН8 или СН10.

27. Свяжите лыжи вместе связкой R400 или R395.


3.4. ТЕСТИРОВАНИЕ ЛЫЖ И СКОЛЬЖЕНИЯ.

Тестирование мази и лыж - это сложное занятие, и многое из того, что проходит через "проверку", не дает достоверной информации. С другой стороны, понимание методов тестирования поможет любому лыжнику делать более осознанный выбор инвентаря и мази.

Чтобы быть достоверным, тестирование должно быть максимально простым. В этой главе мы рассмотрим целый ряд различных методов тестирования, от самых элементарных до таких, которые доступны только лыжным командам или лыжникам, способным потратиться на достаточно дорогое оборудование. Целью, тем не менее, будет вернуться к некоторым простым методам, которые пригодятся любому, кто интересуется выполнением базисных тестов.

Первое правило тестирования: Исключайте переменные. Это необходимо для получения точных выразительных результатов. Исключение переменных означает, что для тестирования мази лыжи должны соответствовать друг другу по прогибу, марке и структуре. Для тестирования структуры - по прогибу, марке и мази. А для тестирования лыж - по структуре и мази.

Рассмотрим четыре самых распространенных типа тестирования: тестирование с использованием радара скорости, тест на длину выката, тест на "соревновательное" скольжение и субъективное тестирование.

 

3.4.1. Радары скорости.

Наиболее "научный" метод тестирования - это использование радара скорости: вы пересекаете световой луч, который запускает секундомер, проезжаете заданную дистанцию и пересекаете следующий световой луч, который останавливает секундомер. В последнее время в продаже появился целый ряд недорогих и простых систем измерения скорости. Они состоят из устройства, надеваемого на ногу, которое срабатывает, когда вы проезжаете мимо врытого в снег столбика с электромагнитом.

Проблемы, которые могут мешать выполнению этого теста:

•          ветер

•          изменения в лыжне вызванные катанием по ней или вы падением снега

•          истирание мази

•          неровность лыжни: изгибы, бугры

•          неровность горы разгона

•          чехлы на ботинках (они могут цепляться за стенки лыжни, замедляя скольжение)

•          снег в лыжне может отличаться от снега вне лыжни

•          неровное движение лыж от спуска к спуску


Метод с радаром скорости не пригоден для подбора лыж (о котором мы поговорим позже в этой главе), но он имеет следующие преимущества:

•          дает объективные и удобные для регистрации данные времени/скорости

•          тест может выполняться на скоростях, свойственных соревновательной или тренировочной скорости передвижения лыжника

•          дает возможность протестировать большое количество лыж/мазей за короткое время

•          подходит для подбора мази и структуры


Знайте, что при использовании этого метода возможен большой предел погрешности. Отклонения от спуска к спуску на 0,1 км/ч -обычное дело, и эти значения могут быть гораздо больше. На практике различия внутри серии спусков на одной и той же паре лыж часто бывают больше, чем разница между средними спусками двух пар лыж. Это ставит под сомнение надежность данного метода, однако если вести тщательные записи результатов, появляются долговременные закономерности; эти записи являются самой весомой информацией.

Тесты с использованием радара скорости, выполняемые вне лыжни, привносят бесчисленное число дополнительных переменных (без лыжни просто невозможно одинаково скатиться на каждой паре лыж). По моему опыту, подобные тестирования дают результаты с таким широким разбросом данных, что оказываются просто бесполезными.

Второе правило тестирования: Ведите записи!


3.4.2. Тест на длину выката.

Это наиболее распространенный и самый простой метод тестирования: скатываетесь со склона из общей начальной точки, и смотрите, какие лыжи уезжают дальше. Трудности, которые могут возникнуть во время выполнения этого теста те же самые, что и при использовании радара скорости, однако добавляется еще одно обстоятельство - на решающей финальной части выката скорость лыжника значительно ниже скорости, свойственной передвижению на лыжах. На этом участке, где скорость и кинетическая энергия имеют наименьшие значения, минимальные изменения ветра, нагрузки, и т.д., могут создать огромную разницу в результатах.

Главное преимущество этого метода - его простота; в некоторой степени он может оказаться полезным при подборе лыж.


3.4.3. Тест на "соревновательное" скольжение.

Первые два метода предполагают, что все спуски выполняет один лыжник. Тем не менее, широко распространен и третий метод, который можно было бы назвать тестом на "соревновательное" скольжение, где два лыжника определяют, кто из них скользит дальше и разгоняется быстрее. Два лыжника встают бок о бок, затем, держась за руки для уравнивания стартовой скорости, начинают скольжение вниз по лыжне. По завершении равного старта, лыжники должны отпустить руки, и смотреть, чьи лыжи ускоряются быстрее и/или скользят дальше.

С этим методом также связаны определенные трудности:

•          Лыжники с разным весом будут иметь разные результаты: вес влияет на распределение давления и, следовательно, на ускорение и скольжение. Тяжелый лыжник обычно быстрее наращивает скорость и дальше скользит.

•          Как правило, разные лыжники пользуются лыжами разных марок или с различной структурой.

•          Все лыжники загружают лыжи по-разному (переднюю или заднюю часть, скользят на кантах), влияя на скольжение и ускорение.

•          Тест на "соревновательное" скольжение не подходит для тестирования большого количества лыж.

•          Квалификация данных невозможна.

Некоторые из этих трудностей можно устранить, если лыжники будут постоянно меняться лыжами.

Следует понять одну серьезную проблему, которая является общей для всех этих методов тестирования. Во время использования лыжных ходов, нагрузка на лыжи в период скольжения равна массе тела лыжника или превосходит ее. Например, во время передвижения классическим ходом вы скользите на одной лыже, загружая ее всей массой тела. В коньковых ходах, во время подготовки к следующему шагу, вы можете загрузить скользящую лыжу весом, превышающим массу вашего тела в несколько раз. В противоположность этому, все тесты на скольжение выполняются при 50% массы тела (т.е. вес равномерно распределен на обе лыжи). Таким образом, все вышеописанные методы тестирования дают информацию по скольжению в условиях отличных от реального передвижения на лыжах!

Тесты на скольжение чаще всего используются для подбора мази или структуры. Для подбора же лыж следует пользоваться другим методом - методом "субъективного тестирования".


3.4.4. Субъективное тестирование.

Для подбора лыж можно пользоваться тестом на длину выката (второй метод), однако наиболее эффективным в этом случае будет метод субъективного тестирования, который также является хорошим методом тестирования мази. Субъективное тестирование выполняется двумя способами. Первый способ: для сравнения "расхождений" в скорости/ощущениях и определения того, какая из лыж "тормозит" на подъемах, нужно покататься на двух разных лыжах - на одной ноге с лыжей из пары "А", и на другой - с лыжей из пары "Б". Второй способ: проходите небольшую петлю на одной паре лыж, а затем проходите ее же, но уже на другой паре.

Метод субъективного тестирования требует практики, поэтому он должен быть постоянной и неотъемлемой частью подготовки спортсмена, независимо от того, какая стоит задача - тестирование лыж или мази. Лыжники должны знать свои лыжи; опыт, приобретаемый во время выполнения такого вида тестирования, бесценен.

Хорошие лыжники могут сравнивать лыжи с большой точностью.

На чемпионате мира 1999 года, Торгни Могрен проводил чрезвычайно важное и точное тестирование, полагаясь только на свои ощущения, в условиях, когда ветер и падающий снег сделали другие способы тестирования просто бессмысленными. Это еще один повод культивировать чувство своих лыж.


3.4.5. Простые варианты тестов.

Как выполняет тест рядовой лыжник или даже средняя команда? Если допустить, что покупка радара скорости невозможна, можно предложил следующее:

Тестирование мази/структуры

Тестирование мази не так уж и важно: все современные марки мазей хорошего качества, и если вы читаете этикетки, у вас есть термометр для воздуха и термометр для снега, и даже гигрометр, то вы вряд ли сильно ошибетесь.

Если вы хотите протестировать мазь или структуру, то используйте тест на длину выката или тест на "соревновательное" скольжение, но при этом обязательно исключите переменные. Убедитесь, что лыжня хорошая, и что вы выкатываетесь на равнину: если после спуска вы будете натыкаться на подъем, заметить какую-либо значительную разницу в скольжении будет очень сложно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.