2.2 Оценка уровня энергетической безопасности государства
В таблице 2 приведён расчёт показателей, перечисленных в параграфе 1.3 и вычисленных на основании данных в таблице 1.
Таблица 2. Оценка энергетической безопасности государства
Показатель (рассчитывается из табл. 1)
Год
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Доля собственной выработки эл. эн. (строка 2 /строка3)
1,01951
1,01921
1,01915
1,01868
1,0182
1,01792
1,01715
1,01639
1,01721
1,01767
Производство электроэнергии на душу населения в кВтч, (1000000000*ст.3/ст.1)
5988
6106
6155
6338
6535
6667
6992
7332
7328
7145
Потребление электроэнергии на душу населения в коммунально-бытовом комплексе в кВтч, (1000000000*ст.4/ст.1)
1278
1343
1427
1537
1693
1773
1844
1917
1977
1963
Коэф-т покрытия тепловой энергией, (ст.5/ст.6)
1,33148
1,32959
1,33642
1,34646
1,36294
1,30898
1,31254
1,33275
1,36213
1,35963
Производство тепловой энергии на душу населения в гигакал., (ст.7/ст.1)
6,81241
6,78381
6,74266
6,80118
6,70548
6,65351
6,63013
6,36338
6,11035
6,12577
Расход КПТ в %, (ст.11/ст.12)
99,29
99,39
119,5
98,96
99,23
97,75
98,57
98,52
98,97
Доля введённых источников теплоснабжения в %, (ст.14/ст.13)
2,886
2,424
2,713
2,519
2,052
2,428
3,044
3,417
3,781
3,947
Коэф-т потерь тепловой энергии в %, (ст.9/ст.7)
9,8213
10,9492
11,4011
11,4
11,7187
12,1799
12,7358
12,4835
13,0376
13,6731
Среднее число аварий на один источник теплоснабжения, (ст.16/ст.13)
1,418
1,586
1,280
1,655
0,515
0,425
0,342
0,286
0,236
0,176
Коэф-т износа тепловых и паровых сетей в %, (ст.18/ст.17)
16,22
19,90
18,35
18,33
19,30
25,21
25,02
25,90
26,17
26,93
Россия отстаёт в производстве электроэнергии на душу населения от большинства развитых стран (например от США в 2 раза), но значительно превосходит развивающиеся страны (например Китай в 6 раз);
· В среднем по РФ большой запас мощности по выработке тепла, более трети, об этом свидетельствует коэффициент покрытия тепловой энергией;
· Расход топлива фактический незначительно меньше, чем запланировано по норме. Об этом свидетельствует показатель расхода КПТ в таблице 2;
· Огромны потери тепловой энергии (строка 8), которые увеличиваются от года к году. Так с 2000 по 2009 годы они выросли в 1,39 раза. Этот рост обусловлен старением энергетических установок и тепловых сетей, а также отсутствием должного внимания к ним;
· Ещё более впечатляет коэффициент износа тепловых и паровых сетей: в 2009 г. 26,93 %, а с 2000 по 2009 год он вырос в 1,66 раза;
· Среднее число аварий на один источник теплоснабжения заметно сократилось: за 10 лет раз в 10.
2.3 Нормативно-правовые основы обеспечения энергетической безопасности государства
Основная цель создания нормативно-правовой базы энергетической безопасности – устранить и преодолеть противоречия, определить круг ответственности в системе обеспечения потребителей энергоресурсами. Ниже представлен типовой набор нормативно-правовых документов[7].
1. Закон об энергетической безопасности.
Определяет ответственность органов власти и участников процесса энергообеспечения области. Создает условия функционирования системы энергетической безопасности.
2. Закон «Об обеспечении потребителей тепловой и электрической энергией на территории».
Составляется с учетом изменения статуса региональных энергетических комиссий и началом функционирования независимых производителей энергии.
3. Закон «Об использовании газа на территории».
Закладывает основы правового регулирования в использовании газа, определяет ответственность органов власти и участников процесса в использовании газа.
4. Закон об использовании газа в виде газомоторного топлива.
Закон устанавливает условия функционирования рынка моторного топлива, ответственность и права участников процесса органов управления, предприятий и организаций, создает условия для функционирования рынка топлива.
5. Закон «Об энергетическом заказе».
Одной из причин нарастающей угрозы энергетической безопасности – неплатежи и в первую очередь бюджетной сферы. Законом устанавливается порядок ежегодного формирования заказа на обеспечение энергией бюджетной сферы с дальнейшим включением этих затрат в ежегодный закон субъекта РФ о бюджете с включением этих затрат в защищаемую строку.
6. Закон «О принципах тарифной политики на топливо, электро- и теплоэнергии».
Сегодня РЭК пользуется методиками ФЭК, зачастую нарушая законодательство. Закон приводит в соответствие законодательную базу. Закон также определяет условия установки тарифов на рынке.
7. Закон «О льготах на топливо, электро и теплоэнергию и источниках покрытия выпадающих доходов энергоснабжающих организаций».
Имеющиеся льготы, которые даются потребителям на региональном и муниципальном уровне не обеспечивают покрытия вкладывающих доходов энергоснабжающих организаций, что приводит к значительной финансовой потере, а следовательно к снижению энергетической безопасности. Закон позволяет устранить эти противоречия.
8. Закон «О сертификации продукции и услуг по энергоэффективности».
Сертификации продукции по энергоэффективности в Российской Федерации и в регионах нет. До введения в действие федеральных законов, создается региональный закон, определяющий требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции.
9. Постановление «О нормировании потребления энергоресурсов в бюджетной сфере и применении методики расчета лимитов на энергопотребление».
Действующие нормативы потребления значительно устарели и не дают реальной картины потребления. Постановление определяет порядок введения в действие методик расчета норм и лимитов потребления.
10. Пакет документов администрации и РЭК о тарифной политике в исполнении закона.
В порядке реализации закона о порядке формирования тарифов.
11. Пакет документов о мотивации энергосбережения.
В порядке реализации закона «Об основах энергосбережения на территории».
12. Пакет документов о формировании энергосберегающего поведения.
13. Постановление «О создании механизмов страховой защиты имущественных интересов производителей и потребителей энергоресурсов.
Защита интересов участников энергообеспечения от рисков и угроз.
14. Постановление «О создании системы управления энергетической безопасностью.
3. Угрозы энергетической безопасности и направления их нейтрализации (на примере России)
3.1 Возможные (потенциальные) угрозы энергетической безопасности государства
На состояние энергетической безопасности влияет широкий круг факторов, касающихся ресурсной и производственной базы энергетики, уровень развития экономики и качество межхозяйственных связей.
Выделяются следующие ее аспекты[8]:
· функциональные свойства систем энергетики, как системы повышенной опасности;
· защищенность энергетических интересов от внутренних и внешних угроз.
Если первое направление обеспечивается техническими регламентами и правилами, то второе регулируется управляющими воздействиями органами власти федерации и региона.
Для выявления тенденций и формирования прогноза состояния необходимо провести учет, анализ и оценку угроз (таблица 3).
Таблица 3. Угрозы и их последствия[9]
Угрозы
Последствия
1. Экономические угрозы.
1.1. Острый дефицит инвестиционных ресурсов, недофинансирование проектных, строительно-монтажных работ, работ по реконструкции, техническому перевооружению предприятий ТЭК и обеспечивающих его отраслей.
- Физический и моральный износ оборудования, вывод его из работы или опасное продление его эксплуатации.
- Отставание ввода новых мощностей, опережение роста спроса, снижение резервов.
- Рост аварийности оборудования и недоотпусков энергии потребителям, в том числе и особо ответственным.
- Рост объемов аварийно-восстановительных и ремонтных работ.
- Увеличение потребления энергоресурсов от внешних поставщиков.
- Увеличение доли неоптимальных, аварийновынужденных решений
1.2. Диспропорции цен на ТЭР в результате неэффективности тарифной политики, низкой производительности труда и неэффективного использования природных ресурсов.
- Отсутствие рыночных отношений и конкуренции в производстве. Недополучение энергоресурсов, необходимость перехода на другие топлива, снижение производственного эффекта, повышение цен на продукцию, инфляция.
1.3. Рост неплатежей и задолженностей за поставляемые энергоресурсы.
- Цепная финансовая дестабилизация, задержки выплаты зарплаты и другие социальные проблемы.
- Информационная «война», порождающая социальную напряженность.
- недополучение налоговых и иных платежей в бюджеты разных уровней.
1.4. Неэффективное использование топливно-энергетических ресурсов.
- Перерасход энергетических ресурсов и финансовых средств за их потребление.
1.5. Слабость хозяйственных связей.
- Недопоставки ресурсов, нарушения сроков поставки, качества энергоресурсов.
2. Технические угрозы.
2.1. Низкий технический уровень и качество оборудования, низкое качество строительно-монтажных, ремонтных работ и эксплуатации, недопустимо высокий уровень износа оборудования.
- Рост количества, объемов и последствий аварий и технологических нарушений и ремонтных затрат.
- Рост объемов недоотпуска энергоресурсов и экономических последствий аварий и технологических нарушений.
- Увеличение загрязнения окружающей среды.
- Рост опасности для жизни людей (персонала и населения).
2.2. Угроза – отсутствие владельцев электрической и тепловой сетей и установок (бесхозные сети)
- Отсутствие ответственных за техническое состояние объектов и увеличение количества отключений потребителями.
2.3. Нерациональное размещение производительных сил, приводящие к неуправляемой концентрации производств повышенного риска.
см. последствия 1.1.
- Рост количества каскадных (цепных) аварий.
- Рост последствий неэнергетических аварий.
2.4. Нарушение устойчивости электроснабжения от внешних источников ФОРЭМ.
- Недоотпуск электроэнергии потребителям, в т.ч. ответственным.
- веерное отключение потребителей.
2.5. Нарушение устойчивости теплоснабжения населения и предприятий от централизованных источников.
- Резкий рост социальных проблем при низких температурах.
- Рост числа заболеваний и обострение болезней.
- Эвакуация жителей и охрана жилья
2.6. Нарушение устойчивости топливоснабжения.
- Снижение объемов выработки и отпуска электрической и тепловой энергии.
- Переход на топливо низшего качества.
- Снижение объема предоставляемых энергетических услуг.
2.7. Снижение технической безопасности ТЭК.
- Перспектива лавинообразного выхода из строя энергетического оборудования, отработавшего свой ресурс.
2.8. Отсутствие развитого рынка топлива и энергии.
- Дефицит электроэнергии при наличии внутренних топливных ресурсов.
- Монополизм энергетического рынка.
- Отсутствие резервов и взаимопомощи при авариях.
2.9. Снижение экологической безопасности.
- Рост выбросов и загрязнений.
2.10. Стихийные бедствия – наводнения, ураганы, оползни, гололедные явления.
- Рост аварийности оборудования.
- Рост объемов недоотпуска.
3. Управленческо-правовые угрозы.
3.1. Неэффективность реализации экономической и энергетической политики, несовершенство законодательства.
- Экономические последствия по п.1.
3.2. Неэффективность энергосберегающей политики.
- Перерасход энергоресурсов.
- Перерасход бюджетных средств.
3.3. Низкий уровень правового обеспечения регулирования естественных монополий.
- Перерасход ресурсов.
- Криминализация энергетических бизнесов.
- Монополизация энергетического рынка.
3.4. Чрезмерное вмешательство органов власти в управление энергетикой.
- Угнетенный менеджмент энергоснабжающих организаций.
4. Социально-политические угрозы
4.1. Забастовки и другие трудовые конфликты на предприятиях ТЭК.
- Ограничение отпуска энергии.
4.2. Региональные политические конфликты, сопровождаемые диверсионно-террористическими актами на объектах ТЭК
- Повреждение оборудования, ограничение отпуска энергии.
4.3. Действие общественных движений антиатомной, антиэнергетической направленности.
- Блокирование принятия решений и осуществления обоснованных проектов на развитие энергетики.
4.4. Противоправные действия региональных органов власти и предприятий монополистов по ограничению свободы энергетического рынка.
- Рост тарифов.
- Ограничения отпуска энергоресурсов.
- Замораживание инвестиций.
3.2 Стратегические направления нейтрализации угроз энергетической безопасности государства
Для управления энергетической безопасностью РФ необходимо обеспечить[10]:
• мониторинг энергетической безопасности по показателям (индикаторам);
Страницы: 1, 2, 3