Рефераты. Анализ объема, динамики, структуры и скорости товарооборота в торговом предприятии






p> Изучение ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий товарооборот предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его увеличения.

4 этап – анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от положения конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли.

Исследование состава товарооборота предприятием проводится за отчетный период и в динамике. Предвидит определение основных закономерностей отдельных видов товарооборота – реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, оплата наличными и по безналичному расчету, новых и бывших в употреблении товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкооптовой торговли и др.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их веса в общем объеме товарооборота.

5 этап – анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определение факторов, которые их обуславливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, которые характеризуют ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота ([pic]) и коэффициент вариации (v):

[pic]

[pic] где хi – товарооборота за i-тый период;

[pic] - средний объем товарооборотов за n периодов; n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в %) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.

Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товара по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем выше значение имеют показатели, тем не ритмичнее является процесс реализации товаров на данном предприятии.

6 этапом – анализа разно оптового товарооборота является изучение факторов, которые имели влияние в отчетном периоде на его объем и структуру. С этой целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и продуктивностью работы; с использованием основных способов) исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рынки, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, которые обслуживаются, социально-демографические факторы и др.)

Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

Завершается анализ товарооборота предприятия – 7 этап – исследование запаса финансовой прочности предприятия, в ходе которого определяется возможное падение товарооборота (в абсолютном и относительном измерении) к достижению критической таблицы «точки безубыточности деятельности».

Допустимая граница снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой прочности (ЗФПто). Их значения рассчитываются так:

ПБто= Тф – Тб/з

[pic]

где Тф – фактический объем товарооборота предприятием;

Тб/з – объем товарооборота, при котором обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем большее значение имеют порог безопасности и запас финансовой прочности предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом, динамикой, скоростью и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансировании.

Глава 2. Анализ розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ»

Таблица 2.1.

Динамика розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 г.г.
| |Фактический розничный |Цепные темпы роста|Базисные темпы |
|Годы |товарооборот (тыс. |товарооборота, % |роста |
| |грн.) | |товарооборота, % |
| |В |В |В |В |В |В |
| |действующ|сопоставимых |действу|сопоставим|действ|сопоставим|
| |их ценах |ценах |ющих |ых ценах |ующих |ых ценах |
| | | |ценах | |ценах | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1998 |2141,5 |2141,5 |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |
|1999 |2620,7 |2176,6 |122,4 |101,7 |122,4 |101,7 |
|2000 |3105,2 |2227,5 |118,5 |102,3 |145,0 |104,0 |
| | | | | | | |

Данные таблицы показывают, что за последние три года темпы роста розничного товарооборота снижаются: в 1999 году рост товарооборота составил
122,4%, а в 2000 году - 118,5%.Эго объясняется тем, что цены на товары, реализуемые в предприятии, выросли в 2000 году по сравнению с 1999 годом, но меньше, чем в 1999 году по сравнению с 1998 годом (средний индекс цен в
1999 году - 1,204 или 120,4%, в 2000 году - 1,158 или 115,8%). Количество реализованных товаров увеличилось в 1999году на 1,7%, в 2000 году на 2,3%.
Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) невысокие, но тенденция намечается положительная.

За три года розничный товарооборот предприятия возрос на 45,0% (в действующих ценах) или на 963,7 тыс. грн. (3105,2 -141,5). Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 4,0%, что составило 86,0 тыс. грн.
(2227,5 - 2141,5), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на
877,7 тыс. грн. (3105,2 - 2227,5).

По данным этих расчетов можно сказать, что свыше 90% прироста товарооборота получено за счет роста цен. Потери покупателями денежных средств от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в предприятии) составили 877,7 тыс. грн.

За 1998-2000 г.г. среднегодовой темп роста товарооборота предприятия в действующих ценах составил 120,4%, в сопоставимых ценах 102,0%.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте.

По кварталам розничный товарооборот предприятия распределялся неравномерно. Наибольший удельный вес в годовом товарообороте занимает оборот четвертого квартала - свыше 27,0%, а наименьший удельный вес в годовом обороте приходится на первый квартал - свыше 23,0%. И распределение оборота по кварталам года продолжает изменяться.

Ритмичность развития розничного товарооборота предприятия по кварталам рассмотрим на основе данных таблицы 2.2.

Таблица 2.2. Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по кварталам года
| | | |Откло |2000год|
| | | | |в |
| |1999 год |2000 год |нение |% к |
|Кварталы |сумма, |удельный |сумма, |удельный |в |1999 |
| | | | | | |году |
| |тыс. грн.|вес, % |тыс. грн.|вес, % |сумме | |
| | | | | |(+,-) | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|1 |610,8 |23,3 |714,0 |23,0 |+103,2 |116,9 |
|2 |655.2 |25,0 |770,5 |24,8 |+115,3 |11 7,6 |
|3 |647,3 |24,7 |770.1 |24,8 |+122,8 |119,0 |
|4 |707,4 |27,0 |850,6 |27,4 |+143,2 |120,2 |
|Всего за год |2620,7 |100,0 |3105,2 |100,0 |+484,5 |118,5 |

Данные таблицы свидетельствуют о неритмичном развитии товарооборота предприятия по кварталам: наиболее напряженным был четвертый квартал, а наименее напряженным - первый. Самый низкий темп роста товарооборота достигнут в первом квартале (116,9%), а самый высокий - в третьем и четвертом кварталах (119,0% и 120,0%). Неритмичное развитие розничного товарооборота по кварталам привело к изменению удельного веса оборота каждого квартала в годовом объеме товарооборота. Так, снизился удельный вес оборотов первого квартала на 0,3% и второго квартала - на 0,2% по сравнению с 1999 годом, потому что в этих кварталах темпы роста оборота ниже, чем в целом за год (118,5%).

Доля оборота третьего квартала возросла с 24,7% в 1999 году до 24,8% в 2000 году (темп роста оборота в этом квартале 119,0%), а доля оборота четвертого квартала составила в 2000 году 27,4% и возросла по сравнению с
1999 годом на 0,4% (темп роста товарооборота -119,6%). Таким образом, товарооборот предприятия по кварталам года распределялся неравномерно и развивался неритмично.

Еще более неритмичное развитие получил товарооборот по месяцам года.
(см. Таблицу2.3.)
Ритмичность развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» по месяцам года

|Кварталы |1999 год |2000 год |Отклоне|2000 г.|
| | | |ние в |в % к |
| | | |сумме |1999г. |
| | | |(+, - )| |
| |сумма, |удельный |сумма, |удельный | | |
| |тыс. грн.|вес, % |тыс. грн.|вес, % | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|Январь |202,1 |33,1 |228.2 |32.0 |+26,1 |112,9 |
|Февраль |198,3 |32,5 |225,0 |31,5 |+26,7 |113,5 |
|Март |210,4 |34,4 |260,8 |36,5 |+50,4 |124,0 |
|Итого за 1 кв,|610,8 |100,0 |714,0 |100,0 |+103,2 |116,9 |
|Апрель |220,9 |33,7 |243,3 |31,5 |+22,4 |110,1 |
|Май |215,4 |32,9 |256,4 |33,3 |+41,0 |119,0 1|
|Июнь |218,9 |33,4 |270,8 |35,2 |+51,9 |123,7 |
|Итого за 2 кв.|655,2 |100,0 |770,5 |100,0 |+115.3 |117,6 |
|Июль |216,0 |33,4 |256,2 | |33,3 |+40,2 |118.6 |
|Август |214,8 |33,2 |255,2 |33,1 |+40,4 |118,8 |
|Сентябрь |216,5 |33,4 |258,7 |33,6 |+42,2 |119.5 |
|Итого за 3 кв.|647.3 |100,0 |770,1 |100,0 |+122,8 |119,0 |
|Октябрь |232,5 |32,9 |279,7 |32,9 |+47,2 |120,3 |
|Ноябрь |229,0 |32,4 |270,8 |31.8 |+41,8 |118,3 |
|Декабрь |229,0 |32,4 |270,8 |31,8 |+41,8 |118,3 |
|Итого за 4 кв.|707,4 |100,0 |850,6 |100,0 |+143,2 |120,2 |
| | | | | | | |
|Всего за год |2620,7 |---------|3105,2 |---------|+484,5 |118,5 1|
| | |------- | |-------- | | |
| | | | | | | |

Из данных таблицы видно, что размах колебаний роста розничного товарооборота еще больше, чем по кварталам. Темп роста товарооборота колеблется от 110,1 % (апрель) до 124,0% (март).

Самыми напряженными периодами реализации товаров в каждом квартале являются последние месяцы квартала. Например, рост оборота в целом за первый квартал составил 116,9%, а в марте - 124,0%, за второй квартал - соответственно 117,3% и 123,7%, за третий квартал - 119,05 и 119,5% и за четвертый квартал - 120,2% и 122,0%.

Эта напряженность в работе последних месяцев квартала ведет к неравномерному удовлетворению спроса покупателей на товары. Причинами этого были недостатки в снабжении товарами, в организации торговли, в рекламе и др.

Для оценки динамики развития розничного товарооборота по отделам предприятия используем следующую таблицу 2.4.

Таблица 2.4.

Розничный товарооборот по отделам магазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г. г.

|Отделы |Фактический розничный |Отклонение в |1998г. в % к |
|предприятия |товарооборот, тыс. грн..|сумме (+,-) |1997 г. |
| |1999 |2000 |В |В |В |В |
| | | |действ|сопост|действу|сопост|
| | | |ующих |авимых|ющих |авимых|
| | | |ценах |ценах |ценах |ценах |
| | |В |В | | | | |
| | |действу|сопоста| | | | |
| | |ющих |вимых | | | | |
| | |ценах |ценах | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |
|Мясной |372,1 |447.0 |376,6 |+74,9 |+4,5 |120,1 |101,2 |
|Колбасные |652,6 |767.0 |653,8 |+114,4|+1,2 |117,5 |100,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Ликероводочные|597,4 |705,0 |604,7 |+107,6|+7,3 |118,0 |101,2 |
|изделия | | | | | | | |
|Соки-воды |264,7 |321,8 |304,8 |+57,1 |+40,1 |121,6 |115,1 |
|Рыбный |76,1 |90,1 |77,3 |+ 14,2|+1,2 |118,7 |101,6 |
|Бакалейный |369,5 |441.7 |378,5 |+72,2 |+9,0 |119,5 |102,2 |
|Хлебный |117,9 |136,6 |117,5 |+18,7 |- 0,4 |115.9 |99,7 |
|Непродовольств|170,4 |195.8 |168,3 |+25,4 |- 2,1 |114,9 |98,8 |
|енные товары | | | | | | | |
|Итого по |2620,7 |3105,2 |2681,5 |+485,5|+60,8 |118,5 |102,3 |
|предприятию | | | | | | | |

Таблица 2.5.

Розничный товарооборот магазина «ВИЗИТ» по товарным группам за 1999-2000 г.г.

|Товарные группы |1999 |2000 |2000 г. в % к |
| | | |1999 г. |
| |сумма |удель| в действующих |в сопоставимых|в сопо|в |
| |тыс. |ный |ценах |ц енах | |деист |
| |грн. |вес, | | |стави |вующих|
| | |% | | |мых |ценах |
| | | | | |цепях | |
| | | |сумма |удель |сумма |удель |Ценах | |
| | | |тыс. |ный |тыс. |ный | | |
| | | |грн. |вес ,%|грн. |вес, %| | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
|Мясо и птица |372,1 |14,2|447,0 |14,4 |376,2 |14,0 |120.1 |101,2 |
|Колбасные |340,8 |13,0|403,4 |13,0 |342,7 |12,8 |118,4 |100,6 |
|изделия | | | | | | | | |
|Рыба, сельдь |76.1 |2,9 |90,3 |2,9 |77,3 |2,8 |118,7 |101.6 |
|Масло животное |97.0 |3,7 |114,9 |3,7 |98,8 |3,7 |118.5 |101,9 |
|Молоке, сыр и |214,8 |8,2 |248.7 |8,0 |212,2 |7,9 |115,8 |98.8 |
|молочные | | | | | | | | |
|продукты | | | | | | | | |
|Яйца |68,2 |2,6 |80,9 |2,6 |69,8 |2,6 |118,6 |102.3 |
| | | | | | | | | |
|Сахар |81.3 |3,1 |99,3 |3,2 |84,0 |3,2 |122,1 |103,3 |
| | | | | | | | | |
|Кондитерские |157,3 |6,0 |186,8 |6,0 |160,5 |5,9 |118.8 |102.0 |
|изделия | | | | | | | | |
| Хлеб и |117,9 |4,5 |136,6 |4,4 |117,5 |4.4 |115,9 |99,5 |
|хлебобулочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Мука, крупа и |62,7 |2,4 |74,7 |2,4 | 64,2 |2.4 |119,1 |102,4 |
|макаронные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Водка и |314,4 |12,0|375,7 |12,1 |323,5 |12,1 |119.5 |102„9 |
|ликероводочные | | | | | | | | |
|изделия | | | | | | | | |
|Вина, |283,0 |10,8|329,3 |10.4 |281,2 |10,5 |116.4 |99,4 |
|шампанское, | | | | | | | | |
|коньяк | | | | | | | | |
|Прочие |264,7 |10,1 |321,8 |10,4 |304,8 |11,4 |121,6|115,1 |
|продовольсгвенны| | | | | | | | |
|е товары | | | | | | | | |
|Непродовольствен|170,4 |6,5 |195,8 |6,3 |168,3 |6,3 |114,9|98,8 |
|ные товары | | | | | | | | |
| | | | | | | | |— |
|Всего товаров |2620,7|100,0|3105,2 |100,0 |2681,5|100,0 |118,5|102,3 |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | |. „ | |

Розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным труппам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, яиц, сахара, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.

Однако в сопоставимых ценах темпы роста товарооборота по товарным группам значительно ниже, и это говорит о том, что большой заслуги предприятия в росте суммы товарооборота нет, так как она растет за счет увеличения цен. Об удовлетворении спроса покупателей на отдельные товары и товарные группы магазин заботится мало. Снизился физический объем товарооборота (количество реализованных товаров) но таким товарным группам, как молоко и молочная продукция - на 1,2%, хлебобулочные изделия - на 0,5%, непродовольственные товары - на 1,2%, вина, шампанское, коньяк - на 0,6%.

Неравномерность развития розничного товарооборота в ассортиментном разрезе привела к изменению его структуры. В частности, по сравнению с 1999 годом в общем объеме товарооборота (в сопоставимых ценах) возросла доля продажи сахара, водки и ликероводочных изделий, прочих продовольственных товаров при: относительном снижении реализации мяса и птицы, колбасных изделий, молока и молочной продукции, кондитерских изделий, хлебобулочных изделий , вина, шампанского и коньяка, непродовольственных товаров. Это говорит об ухудшении структуры розничного товарооборота предприятие.

Факторный анализ общего розничного товарооборота.

На развитие розничного товарооборота предприятия оказали следующие факторы:

. обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников;
. состояние и эффективность использования материальны технической базы предприятия.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

По магазину данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:

Товарный баланс по магазину «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.

Таблица 2.6

(суммы в тыс. грн.)
| | | |Отклон |Влия |
| | | |ение |ние на |
| | | |в |изме |
|Показатели |1999 |2000 |сумме |нение |
| | | | |това |
| | | |(+-) |рообо |
| | | | |рота |
| | | | |(+-) |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Запасы товаров на начало |209,2 |243,0 |+33,8 |+33,8 |
|года | | | | |
|Поступление товаров |2656,3 |3169,3 |+513,0 |+513,0 |
|Прочее выбытие товаров |1.8 |1,0 |-0,8 |+0,8 |
|Запасы товаров на конец |243,0 |306,1 |+63,1 |-63,1 |
|года | | | | |
|Розничная реализация |2620,7 |3105,2 |+484,5 |+484,5 |
|товаров | | | | |

Розничный товарооборот предприятия возрос в 2000 году по сравнению с
1999 годом на 484,5 тыс. грн. за счет завышенных товарах запасов на начало года (+33,8 тыс. грн.), роста поступления товаров в магазин (+513,0 тыс. грн.) и уменьшения прочего выбытия товаров (+0,8 тыс. грн.). Но возможности роста товарооборота в динамике уменьшились в результате увеличения товарных запасов на конец года (–63,1 тыс. грн.).

Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза в магазин товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в магазин в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров в магазине, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.

На предприятии в 2000 году прочее выбытие товаров снизилось по сравнению с 1999 годом на 0,8 тыс. грн. Прочее выбытие товаров включило товарные потери, бой, лом, недостачу товаров. Следует назвать работу магазина по снижению прочего выбытия товаров в 2000 году положительной.

Одним из факторов успешного развития розничного товарооборота является обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников.

Оценку показателей по труду магазина «ВИЗИТ» Произведем на основе следующей таблицы:

Таблица.2.7.

Показтели по труду по магазина «ВИЗИТ» за 1999 -2000 г.г.


| | | |Откло |2000 г.|
|Показатели |1999 |2000 |нение |В % к |
| | | |(+,-) |1999 г.|
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Розничный товарооборот, | | | | |
|тыс.грн.: | | | | |
| в действующих ценах |2620,7 |3105,2 |+484,5|118,5 |
| в сопоставимых ценах |2620,7 |2681,5 |+60,8 |102,3 |
|Среднесписочная численность | | | | |
|торговых работников - всего |27 |28 |+1 |103,7 |
|,чел. | | | | |
|в т.ч. продавцов |20 |21 |+1 |105,0 |
|Удельный вес продавцов в | | | | |
|общей численности работников,|73,2 |75,0 |+1,8 |-------|
|% | | | | |
|Среднегодовая выработка | | | | |
|на одного торгового работни | | | | |
|ка, тыс.грн.: | | | | |
|в действующих ценах |97,06 |110,90 |+13,84|114,2 |
|в сопоставимых ценах |97,06 |95,77 |-1,29 |98,7 |
|Среднегодовая выработка на | | | | |
|одного продавца, тыс. грн. | | | | |
| в действующих ценах |131,04 |147,87 |+16,83|112,9 |
| в сопоставимых ценах |131,04 |127,69 |-3,35 |97,5 |
|Прирост товарооборота в | | | | |
|действующих ценах за счет | | | | |
|роста производительности |71,8 |73,3 |+1,5 |------|
| | | | |- |
|труда, % | | | | |

Как видно из таблицы, среднегодовая выработка одного торгового работника в действующих ценах составила 110,9 тыс. руб. и по сравнению с
1999 годом возросла на 13,8 тыс. грн. или на 14,2%. За счет роста производительности труда получена сумма прироста товарооборота в размере
354,9 тыс. грн. (+16,9 тыс. грн. х 21 чел.). В общей сумме прироста товарооборота в действующих ценах за 2000 год это составило 73,3%.

На изменение суммы розничного товарооборота в 2000 году оказало влияние и увеличение численности продавцов на одного человека или на 5,0% по сравнению с 1999 годом. За счет роста численности продавцов получена дополнительная сумма розничного товарооборота в размере 131,0 тыс. грн. (+1 чел. Х 131,0 тыс. грн.) или 26,7% общей суммы прироста товарооборота.

Влияние трудовых факторов на динамику розничного товарооборота в действующих ценах рассмотрим на основе таблицы 2.8

Таблица 2.8.

Расчет влияния трудовых ресурсов на динамику розничного товарооборота

| |Влияние на динамику товарооборота |
|Наименование | | |
|факторов |расчет |сумма, |
| | |тыс. грн. |
|1 |2 |2 |
|Изменение численности | | |
|продавцов |(21-20) х 131,0 |+131.0 |
|Изменение среднегодо | | |
|вой выработки |(147,9-131,0) х21 |+354,9 |
|продавцов | | |
|Всего | |+484,5 |

Большое влияние на динамику розничного товарооборота оказывает эффективность использования материально-технической базы предприятия.

По магазину «ВИЗИТ» имеются следующие данные об использовании материально-технической базы:

Таблица 2.9

Показатели эффективности использования материально-технической базы магазина «ВИЗИТ» за 1999-2000 г.г.
| | | |Отклоне |2000 г. в %|
| | | |ние (+,-) | |
|Показатели |1999 |2000 | |к 1999 г. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Торговая площадь, м 2 |400 |420 |+20 |105,0 |
|Количество рабочих |324 |319 |-5 |98,5 |
|дней за год | | | | |
|Средняя |11,6 |11,5 |-0,1 |99,1 |
|продолжи-тельность | | | | |
|рабочего | | | | |
|дня, час | | | | |
|Выработка на 1 м тор- | | | | |
|говой площади за час |174,3 |201,5 |+27,2 |115,6 |
|работы, грн. | | | | |
|Розничный товарообо | | | | |
|рот в действующих |2620,7 |3105,2 |+484,5 |118,5 |
|ценах, тыс. грн. | | | | |

Из данных таблицы видно, что в 2000 году возросла торговая площадь магазина за счет проведенной реконструкции, переоборудования и лучшей планировки торгового зала, оптимального размещения в нем товаров. Прирост составил 20 кв. метров или 5,0%.

Количество рабочих дней в году сократилось с 324 дней в 1999 году до
319 дней в 2000 году. Это произошло в результате нарушения сроков проведения реконструкции, которая затянулась из-за недостатка строительных материалов, несвоевременного поступления оборудования. Сократилась и средняя продолжительность рабочего дня на 0,1 часа.

Выработка на один квадратный метр торговой площади за час работы составила в 2000 году 201,5 гривен против 174,3 гривен в 1999 году. Это свидетельствует о повышении эффективности использования торговой площади.

Все эти факторы оказали влияние на динамику развития розничного товарооборота (см. таблицу 2.10.).

Таблица 2.10

Расчет влияния показателей эффективности использования материально- технической базы предприятия на динамику розничного товарооборота
| | |Цепная подстановка | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
|Показатели |1999 | |2000 |
| | | | |
| | | | |
| | |торгова|число |средняя | |
| | |я |рабочи|продолжит| |
| | |площадь|х |ельность | |
| | | |дней |рабочего | |
| | | | |дня | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Фактическая торговая | | | | | |
|площадь, кв.м. |400 |420 |420 |420 |420 |
|Фактическое число рабо | | | | | |
|чих дней |324 |324 |319 |319 |319 |
|Фактическая средняя про | | | | | |
|должительность рабочего | | | | | |
|дня, час |11,6 |11,6 |11,6 |11,5 |11,5 |
|Фактическая выработка на | | | | | |
|1 кв.м. торговой площади | | | | | |
|за час работы, грн. |174,3 |174,3 |174,3 |174,3 |201,5 |
|Розничный товарооборот | | | | | |
|в действующих ценах за | | | | | |
|год, тыс. грн. |2620,7 |2751,4 |2708,9|2685,6 |3105,2 |

Из данных таблицы следует, что на динамику товарооборота предприятия повлияли следующие факторы:

. рост торговой площади 2751,4 - 2620,7 = + 130,7 тыс. грн.

. уменьшение количества рабочих дней 2708,9 - 2751,4 = - 42,5 тыс. грн,

. уменьшение продолжительности рабочего дня 2685,6 - 2708,9 = - 23,3 тыс. грн.
. повышение выработки на 1 кв. метр торговой площади за час работы

3105,2 - 2685,6 = + 419,6 тыс. грн.
Итого 3105,2 - 2620,7 = + 484,5 тыс. грн.

Использование материально-технической базы позволяло предприятию добиться роста товарооборота в 2000 году на 550,3 тыс. грн. (130,7 +419,6), но в результате нарушения режима работы предприятия розничный товарооборот уменьшился на 65,8 тыс. грн.(42,5 + 23,3). В совокупности эти факторы обеспечили прирост товарооборота в 2000 году на 484,5 тыс. грн.

Выводы и предложения по развитию розничного товарооборота и увеличению его объема.

Формирование рыночных отношений в стране, переход к многообразию форм собственности, приватизации требуют дальнейшего развития теории и практики анализа розничной продажи товаров как составной части единой системы управления экономикой предприятия.

Проведенный на основе данных бухгалтерского учета анализ динамики развития розничного товарооборота магазина «ВИЗИТ» за 1998-2000 гг. позволяет сделать следующие выводы:
. розничный товарооборот предприятия из года в год увеличивается, темпы роста его высокие;
. достигнут рост товарооборота по всем отделам предприятия и по всем товарным группам которыми торгует предприятие;
. прирост товарооборота, в основном, достигнут за счет эффективного использования всех видов ресурсов: товарных, трудовых и др.;
. предприятие в 2000 году активно вело работу по дополнительной закупке товаров у производителей и других поставщиков.

Вместе с этим предприятие не использовало всех возможностей роста товарооборота в 2000 году. Так, объем розничного товарооборота мог бы возрасти за счет:
. улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов на 63,1 тыс. грн.;
. повышения: эффективности использования трудовых ресурсов на 70,4 тыс. грн.;
. повышения эффективности использования материально-технической базы предприятия на 68,8 тыс. грн.

Таким образом, неиспользованные резервы роста товарооборота составили
202,3 тыс. грн.

Предложения по дальнейшему развитию розничного товарооборота магазина
«ВИЗИТ»:

. совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность и пользования товарных ресурсов;

С этой целью коммерческой службе предприятия производить закупки товаров непосредственно у производителей (промышленных и сельскохозяйственных предприятий, кооперативных предприятий, предприятий общественного питания и др.), значительно расширить закупку и реализацию сопутствующих непродовольственных товаров, имеющихся в достаточном количестве у производителей и других поставщиков, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками.

Расчеты показывают, что если в 2001 году темпы роста поступления сохранятся на уровне 2000 года - 119,3%, то прирост товарных ресурсов составит в сумме 610 тыс. грн. Прирост товарных ресурсов позволит получить прирост товарооборота на 219,6%

(610:3105,2 х100)
. добиться роста эффективности труда торговых работников;

С этой целью привлекать на работу лиц на не полный рабочий день, произвести установку современных кассовых аппаратов, электронных весов, добиться от поставщиков увеличения доли фасованных товаров в общем объеме поставок, осуществлять совмещение профессий, должностей, вести работу по предупреждению прогулов и сокращению потерь рабочего времени по болезни и другим причинам. При неизменной численности работников и увеличении средней выработки одного продавца (в сопоставимых ценах) в соответствии с ростом количества, реализованных товаров в 2000 году розничный товарооборот может увеличиться в 2001 году на 65,0 тыс. грн. (131,0х2. .%х21).
. улучшить пользование материально-технической базы предприятия;

С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли, сократить до минимума проведение инвентаризаций, проверок.

Произведенные расчеты говорят о том, что доведение в 2001 году числа рабочих дней в году до уровня 1999года (324 дня) и увеличения средней продолжительности рабочего дня на 0,1 часа позволят дополнительно получить в 2001 году 75,5 тыс. грн. товарооборота, т.е. возрастет на 2,4%

В совокупности за счет повышения эффективности ресурсов можно получить прирост товарооборота в 2001 году на 750,5 тыс. грн. или на 24,2%.
. экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития розничного товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

Это позволит руководству предприятия и его службам оперативно решать вопросы обеспечения и эффективности использования всех видов ресурсов, добиться ритмичного и равномерного развития розничного товарооборота по периодам года и по отделам предприятия.
. совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (увеличение количества реализованных товаров, обслуживание наибольшего количества покупателей, получение доходов от рёализации товаров и др.);
. внедрить на предприятии журнально-ордерную форму учета, оперативнее представлять данные по розничной продаже для принятия управленческих решений;
. осуществить компьютеризацию бухгалтерского учета на предприятии, использовать справочную компьютерную систему для консультаций, разъяснении и др.

Список используемой литературы.

1. Абдукаримов И. Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. – 2-е изд.,перераб.-М.:
Экономика, 1989.-319 с.-ISBN 5-282-00174-8

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1998г.

3. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учеб. Для вузов. – 4-е изд., пераб. и доп. – Мн.:Выш. шк.,1995г.

4. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. Учебник. – М.: Экономика,

1996 г.

5. Шуляк П.Н. Ценообразование/ Учебно – практическое пособие. – М.: Изд-во

«Информационно- практический центр «Маркетинг»,1998г.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.