Рефераты. Инфляция: природа, измерение, социально–экономические последствия






Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предостав­лении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потреб­ностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имею­щих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спе­куляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия реше­ний по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товар­ной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, орга­низацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищ­ное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нуж­ны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частно­сти, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необ­ходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике Рос­сии большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промыш­ленности северных территорий, в строительстве. В .мировой практике под се­зонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные уч­реждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные инсти­туты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреж­дения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводите­лей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способ­ствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли без­наличного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направ­лении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

6. Особенности инфляционных процессов в России

Российский тип инфляции отличается от всех других известных типов, что объясняется условиями ее развития при переходе от плановой экономи­ки к рыночной, а также высокими темпами роста цен.

Ряд исследователей считают, что характер инфляции в России не может быть объяснен только разрушением денежной массы вследствие гипертро­фированного спроса. Они полагают, что инфляция имеет немонетарную или, по крайней мере, не только монетарную природу. В качестве причин, вызывающих инфляцию приводятся следующие:

1. Структурные диспропорции между отраслями экономики, оставшиеся в наследство от централизованной плановой системы, микро- и макроэко­номические перекосы не только не соответствуют стандартам рыночной экономики, но и не позволяют быстро победить инфляцию. Последняя мо­жет быть остановлена только после радикальных структурных преобразова­ний, на которые потребуются десятилетия.

2. Высокий уровень монополизации экономики, что объясняет моно­польный характер поведения производителей на рынке и устанавливаемые ими монопольные цены.

3. Глобальная милитаризация экономики, гипертрофированный уровень развития ВПК. Эти сектора экономики, по своему определению, являются нерыночными. Их продукция не ориентируется на свободный рынок и  производится только по государственным заказам, а финансирование осуществ­ляется из государственного бюджета. Факторы производства не являются до­статочно мобильными и не могут быть легко перемещены в рыночно ориен­тированные секторы экономики. Другими словами, разрыв между спросом на потребительские товары, который предъявляет население, и рыночным предложение этих товаров не может быть легко устранен, что сохраняет ба­зу для роста инфляции.

4. Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенци­ал. Импорт, который в относительно небольшой стране может создать кон­курентную среду для внутренних производителей, не может полностью ней­трализовать монопольные тенденции и все существующие перекосы российской экономики.

При определенном высоком уровне инфляция становится опасной для экономики и социальной стабильности общества. Отрицательное влияние вы­сокой инфляции для национальной экономики России состоит в следующем:

- обесцениваются доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере;

- происходит перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения, что подрывает социальную стабильность в обществе и усиливает социальное расслоение;

- разрушается денежная система страны, иностранные денежные знаки постепенно вытесняют национальную валюту, расцветает бартер;

- денежные накопления предприятий обесцениваются, невозможны ин­вестиции, никакие долгосрочные решения не могут быть приняты, подрыва­ется база для экономического роста.

Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспро­порциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект. Поэтому первоочеред­ной задачей в борьбе с инфляцией является преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.

По данным комитета государственной статистики индекс инфляции (индекс - дефлятор, ИРИП), применяемый для индексации стоимости основных фондов и иного имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой прибыли в РФ  с 2000 по 2006 гг. составил (табл. 1):

Способствуя развитию банковской системы. Центральный Банк России ис­пользовал весь арсенал доступных ему рыночных инструментов регулирования предложения денег в экономике: политику резервных требований, дисконтную политику, политику рационального предоставле­ния кредитов, меры административного воздействия в сфере валютного кон­троля и валютного регулирования.

Кризис 1998 года потряс всю экономическую систему России и, конечно же, отразился на росте цен. В результате за 1998 год индекс цен составил 182%, т.е. цены увеличились почти в 2 раза. В 1999 году по мере выхода стра­ны из кризиса наблюдалось снижение темпов инфляции: 3% - в начале го­да; 1,2% - в конце, и за год индекс цен составил 136,5%.

Таблица 1

Индекс инфляции (индекс потребительских цен)

Индекс потребительских цен
     в % к предыдущему месяцу

(информация приведена по состоянию на 16 декабря 2006 г.)

Месяц

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Январь

104,6

101,5

101,0

101,5

101,4

101,7

101,2

Февраль

103,3

100,6

98,6

101,1

100,4

101,0

101,8

Март

102,0

100,6

99,3

101,1

100,4

101,6

99,7

Апрель

101,7

101,5

101,4

100,7

100,7

100,7

99,6

Май

102,1

100,4

99,7

100,0

100,7

100,6

100,5

Июнь

103,7

100,6

98,2

100,1

100,7

100,6

100,1

Июль

99,9

98,3

98,5

99,9

100,0

100,3

100,9

Август

100,0

99,8

99,8

98,3

99,9

100,0

100,0

Сентябрь

102,6

100,4

100.2

100,6

101,3

100,4

102,0

Октябрь

101,4

100,2

100.7

101,3

102,2

100,9

102,6

Ноябрь

100,4

100,5

100.7

101,9

101,6

101,2

101,8

Декабрь

101,6

101,6

101.4

101,5

102,4

100,9

100,9

Всего за год

125,8

106,1

99.4

108,2

112,3

110,3

111,6

 

Таблица 2

Индекс инфляции в % к предыдущему месяцу по Саратовской области

год

январь

февраль

март

апрель

май

Июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

2006

101,8

101,9

101,6

100,4

100,1

100,4

100,1

100,5

100,3

100,04

100,4


2005

101,7

102,3

101,1

100,9

100,5

100,4

100,3

99,2

99,93

100,4

100,9

100,4

2004

102,2

101,3

100,5

100,7

100,4

100,2

100,9

100,2

100,4

100,8

101,3

101,2

2003

101,7

101,6

100,6

100,5

99,97

101,04

100,5

99,1

100,9

100,9

101,2

101,5

2002

101,5

100,4

100

101,5

101,6

100,5

100,7

100,2

100,4

101,5

101,4

101,5

2001

102,5

102

101,4

101,4

101,2

101,5

99,4

100,3

101,3

103,8

101,3

101,7

2000

101,2

100,3

100,1

100,7

102

103,3

101,6

99,95

102,2

102

101,7

102,6

 

Проанализировав официальные данные, приведенные выше, я могу сказать, что правительство таки уложило инфляцию в прошедшем году в рамки, правда, предварительно раздвинув их. Однако, уже в начале 2007 инфляционная «гидра» отрастила новые головы. По прогнозам Минфина, рост инфляции только за январь составит 2,2%. Вряд ли такими темпами можно будет обуздать инфляцию до 6,5-8% за весь год.

Выкладки и прогнозы финансовых властей вызвали скепсис у экспертов сразу после их появления. В Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отметили, что, не смотря на то, что сама тенденция снижения инфляции сохранится, она останется на уровне 2006 года – 8,7%. В основном, по мнению специалистов ЦМАКП причиной является монетарный фактор. Правда, дальнейшая перспектива представляется более радужной, но антиинфляционным фактором станет замедление роста золотовалютных резервов и снижение денежного предложения. "Инфляцию до 8% будет снизить трудно и маловероятно. Хорошо, если удастся удержать ее на имеющейся отметке в 9%", - прокомментировал президент ММВА Алексей Мамонтов.

Ситуация в этом году течет по прошлогоднему накатанному сценарию. Тогда, в январе 2006 года инфляция так же составила неожиданно большую цифру - 2,4%. Увидев, что на деле инфляция никак не укладывается в прогноз, правительство изменило цифры. К концу года ему удалось не допустить пробивания измененной нормы. В этом году разговоров о раздвижении предельных показателей пока нет, но правительство обеспокоилось бурным инфляционным ростом. Бороться предлагают старыми средствами. В предложениях Минфина по снижению темпов роста денежного предложения и инфляции в 2007 г. говорится, что необходимо снизить цены на нефть, прекратить увеличивать расходы госбюджета, ограничив их параметрами, уже определенными законом "О федеральном бюджете на 2007 год", а так же ограничить расходы естественных монополий. Меры чрезвычайно непопулярные. До сих пор, как отмечают эксперты, они всегда оставались только в качестве предложений на бумаге.
(«Новые известия» № 12(365) 21/01/07, Ладислав Липский)

Консервативная приверженность финансовых властей своему дискурсу отмечалась экономистами и по вопросу "Основных направлений кредитно-денежной политики" ЦБ на нынешний год. Действительно, почему прогнозы по инфляции и другим показателям никогда не сбываются? "В документе явно не хватает механизма среднесрочного планирования политики Банка России, - отмечает профессор кафедры РАН "Денежно-кредитные отношения и банки" Олег Лаврушин. – Поставив цель по снижению инфляции на трехлетний период – к 2009 г. до 4-4,5%, регулятор не показывает, каким образом эта цель будет достигнута". По инфляции прогнозы ЦБ и факты совпали только единожды, в 2003 году, если не считать прошлого года, когда показатели правили. Олег Лаврушин полагает, что чиновники используют слишком расплывчатые принципы и понятия для расчетов. Правда, четко определенный набор индикаторов еще нуждается в разработке: "В результате такой исследовательской работы исполнительная и законодательная власть получат надежный инструмент для оценки работы эмиссионных институтов, а общество получит достаточно объективную картину ситуации, складывающейся в денежно обращении страны

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.