Оба указанных направления антиинфляционной политики активно использовались в ведущих капиталистических странах в борьбе с галопирующей инфляцией 60-70 гг. Дефляционная политика применялась во всех странах, «политика доходов» - в США и Англии.
Монетаристы свели меры борьбы с инфляцией к жесткому ограничению платежеспособного спроса, то есть по сути, к более жесткому использованию основных мер дефляционной политики. Особое значение придается полной ликвидации дефицита госбюджета и поддержанию рестрикционной кредитно-денежной политики. Монетаристы полностью отрицают самостоятельную борьбу с инфляцией издержек.
Если говорить о развивающихся странах, то в них используются стимулирующие и антиинфляционные меры, рекомендуемые и кейнсианцами, и монетаристами, и структуралистами. В большинстве развивающихся стран борьба с инфляцией основывается на сочетании мер монетаристского характера с «политикой доходов», а также мерами, предлагаемыми структуралистами. По их мнению, при помощи одного чисто денежного, финансового и ценового регулирования с инфляцией не справится, к тому же рестрикционные меры без сопутствующих структурных перестроек могут привести к кризису в экономике. [10]
Именно исходя из опыта борьбы с инфляцией в развивающихся странах, особенно в латино-американском регионе, были сформулированы два основных варианта антиинфляционной программы – ортодоксальная и гетеродоксная. Первый вариант программы используется при признании господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов, второй вариант программы применяется в условиях действия серьезных инфляционных факторов не денежного характера.
Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное задействование рыночных регуляторов, уменьшение хозяйственной деятельности государства (монетаристский характер).
Гетеродоксная программа включает более активное регулирующее воздействие государства. Она предусматривает меры, рекомендуемые теоретическими школами немонетаристского характера.
Какими же методами и с какими успехами боролись с инфляцией в развитых странах?
В 70–е годы США, основываясь на кейнсианских рекомендациях, государство использовало два основных варианта антиинфляционной политики – дефляционный и политику доходов. Опыт свидетельствовал о слабой результативности этих методов борьбы с инфляцией. Непрерывная, галопирующая инфляция вызывала недовольство населения. Основные упреки были в сторону постоянно высоких государственных расходов, они представлялись чуть ли не главной проблемой в борьбе с инфляцией. 80-е гг начались с галопирующей инфляцией. На первый план выдвинулись консервативные методы борьбы с инфляцией - монетаристские и структуралистские теории. Первостепенными целями стали борьба с инфляцией, стимулирование эффективности и быстрого улучшения условий для частного капитала.
Однако, только в самом первом предвыборном варианте антиинфляционная политика администрации Рейгана тяготела к монетаризму, поскольку в качестве решающих мер по борьбе с высокой инфляцией она предусматривала заметное сокращение социальных и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита федерального бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно - денежной политики.
Целью ее была борьба со стагфляцией, т.е. параллельная борьба и с высокой инфляцией, и с высокой безработицей (также стимулирование производства). Однако в 1982 году программа была пересмотрена, т.к. стало ясно, что жесткое следование монетаристским рекомендациям только усугубляет ситуацию.
Новая антиинфляционная программа сочетала в себе методы монетаристов, и кейнсианцев, и структуралистов. В итоге галопирующая инфляция была снижена до «ползущей», а безработицы снизилась до умеренных размеров.
Ликвидация дефицита государственного бюджета не только была достигнута, дефицит бюджета наоборот, достиг больших размеров (в результате сокращения налогов, а также заметного увеличения военных расходов). Администрация Рейгана смогла перекрыть инфляционное воздействие этого дефицита за счет денежного рынка, т.е. сбережений предприятий и населения, а также притока иностранного капитала, привлеченного высокими процентными ставками.
Последующие администрации также не устранили этот недостаток. Высокий дефицит бюджета превратился в устойчивый структурный элемент экономического развития США.
Обратимся к 2006 году. Американская экономика на подъеме, однако тревогу вызывает ситуация на рынке труда, где отмечен рекордно низкий показатель безработицы – 4,7 %, что гораздо ниже классических 6 %. И действительно индекс потребительских цен в США в апреле вырос на 0,7 %. Это увеличило годовой уровень инфляции в США с 1,7 до 2,3 %. Во многом данный скачок связан с резким увеличением цен на бензин: они поднялись на 17 %. Индекс Dow Jones в течение часа упал на 110 пунктов (после объявления информации об инфляции). Несмотря на всплеск инфляции, руководство ФРС решило оставить базисную учетную ставку без изменений. В конце 2007 года США постиг экономический кризис, в целях сохранения стабильности экономики правительство пошло на значительное снижение учетной ставки.
Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имела монетарные и немонетарные причины.
Немонетарные причины:
1. Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы.
2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса).
3. Малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости.
4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.
5. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП).
6. Инфляционные ожидания населения.
Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.
Монетарная природа российской инфляции:
1. Дефицит госбюджета.
2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары. (Сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)
3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.
4. Особенность российской инфляции - временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой[11].
Сегодня можно утверждать, что поскольку инфляция порождена диспропорциями общественного воспроизводства в сложных условиях перехода России к рыночной экономике и распада традиционных связей с бывшими союзными республиками, то доминантой в антиинфляционной стратегии и политике должен быть воспроизводственный аспект.
Поэтому первоочередной задачей в борьбе с инфляцией являлось преодоление экономического спада, эффективная инвестиционная политика, формирование стабильной макроэкономической структуры рынка с целью постепенного выравнивания диспропорций общественного воспроизводства.
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.
В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.
Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.
Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты[12].
России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен.
Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи:
- повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников;
- привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат;
- сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.
Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных средств[13].
В российской экономике с начала рыночных реформ с 1992г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992 г. в 26,1 раза, в 1993г. - 9,4 раза, 1994г. - 3,2 раза, 1995г. - 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций.
Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население.
Следствием разбалансированности экономики и политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г., в 1999 году инфляция составила 36,5%.
Уровень инфляции составил в 2000 г - 20,2%; в 2001 г - 18,6%; 2002 г - 15,1%, 2003 г – 14,7%. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. По итогам 2004г. рост потребительских цен в РФ составил 11,7%. С середины 2005г. темпы инфляции замедлились по сравнению с аналогичным периодом 2004 года вдвое, отмечают эксперты. Инфляция в России в 2005 г составила 10,9%. Инфляция в России по итогам 2006 года составила 9%.[14]
В 2007 году правительство не справилось с задачей по сдерживанию инфляции в рамках восьми процентов. По итогам года цены в России, согласно различным источникам, выросли приблизительно на 12 процентов. Причиной столь резкого скачка цен стало подорожание продуктов питания минувшей осенью. В первом трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы сказано, что инфляция в 2008 году должна составить около восьми процентов.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира. С теоретической точки зрения инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением.
Инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; и если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический и стала постоянным фактором воспроизводственного процесса.
Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Но высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
В отличие от Запада в России инфляционный процесс развертывался, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживали инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности.
1. Булатов А.С. Экономика. М.: Бек, 2004. – 420с.
2. Бункина М.К. Макроэкономика. – М.: Инфра-М, 2005. – 375с.
3. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – 544с.
4. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. - М.: Банки и биржи, 2006. – 175с.
5. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. - М.: МГТУ, 2006. – 361с.
6. Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. - М.: Финансы, 2005. – 275с.
7. Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М.: Юнити, 2006. – 351с.
8. Липсиц И. Экономика без тайн. – СПб.: Нева, 2006. – 210с.
9. Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. – 368с.
10. Самуэльсон П.А. Экономика. – М.: Феникс, 2005.– 415с.
11. Современная инфляция: истоки, причины, противоречия./Под ред. И.М. Лукина. - М.: Мысль, 2005. – 175с.
12. Современная экономика./Под ред. О.Ю. Мамедова. – М.: Норма, 2005. – 425с.
13. Федин С.В. Основы экономики. – М.: Экономика, 2006. – 320с.
14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело,2005. – 829с.
15. Российский статистический ежегодник./Роскомстат России. - М.: Финансы и статистика. 2007.
[1] Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело,2005. с. 528.
[2] Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. с. 328.
[3] Камаев В.Д. Экономика и бизнес. - М.: МГТУ, 2006. с. 236.
[4] Лившиц А. Я. Введение в рыночную экономику. М.: Юнити, 2006. с. 129.
[5] Липсиц И. Экономика без тайн. – СПб.: Нева, 2006. с. 101.
[6] Федин С.В. Основы экономики. – М.: Экономика, 2006. с. 189.
[7] Бункина М.К. Макроэкономика. – М.: Инфра-М, 2005. с. 152.
[8] Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. - М.: Банки и биржи, 2006. с. 94.
[9] Самуэльсон П.А. Экономика. – М.: Феникс, 2005. с. 368.
[10] Современная инфляция: истоки, причины, противоречия./ под ред. И.М. Лукина. - М.: Мысль, 2005. с. 74.
[11] Красавина Л.Н. Инфляция в условиях современного капитализма. - М.: Финансы, 2005. с. 87.
[12] Сажина М.А. Основы экономической теории. – М.: Экономика, 2005. с. 313.
[13] Современная экономика./ Под ред. О.Ю. Мамедова. – М.: Норма, 2005. с. 126.
[14] Российский статистический ежегодник./Роскомстат России. - М.: Финансы и статистика. 2007.
Страницы: 1, 2