Рефераты. Информационные системы в экономике






Информационные системы в экономике

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ Системы

В ЭКОНОМИКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Информация. Теоретические основы.

1.1     Основные понятия курса

1.2     Экономическая характеристика информации

1.2.1 понятие информации в современных экономических и

Неэкономических учениях

1.2.2. Информационный аспект производства

1.2.3. Информация как товар, рынки информации

Глава 2 теория систем  управлния

2.1 основные понятия систем управления, информационных систем

2.2  классификация информационных систем

2.3  применение информационных систем для получения конкурентных преимуществ

2.4 управление на основе бизнес-процессов и цепочка наращивания потребительской стоимости.


Глава 3. Аппаратное и программное обеспечение информационных технологий

3.1 компьютеры и программное обеспечение. Базы данных 

3.2  модели данных

3.3 типы и классификация компьютерных сетей

3.4 понятие, структура и принципы работы  сети интернет

3.5 .информационные технологии электронного бизнеса


Глава 4. Основы проектирования информационных систем

4.1методы проектирование информационных систем.

4.2 этапы разработки автоматизированных информационных систем.


Глава 5. Стандарты управления mrp,  mrp ii, erp, csrp.  Crm-системы

5.1 основные стандарты информационных систем

5.2 краткий обзор российского рынка систем управления предприятием.

5.3 примеры информационных систем управления предприятием


ЛИТЕРАТУРА




























ВВЕДЕНИЕ

XXI в., с которого начинается третье тысячелетие, бросил человече­ству вызов в форме всепроникающей международной связи, всемир­ной «паутины» Интернет и появления виртуальной экономики. И кто сегодня может с полной уверенностью сказать, что, уходя, XXI в. не принесет человечеству более серьезную угрозу в виде появ­ления «машинного (т. е. электронного) интеллекта» и «человеко-ма­шинной» экономики? XXI в. предоставляет нам возможность взглянуть на развитие экономики с момента ее зарождения, а также осмысленно взглянуть на будущее экономики и человечества.

Используя средства связи, можно, не выходя из дома, управлять технологическими линиями на произ­водстве или финансово-коммерческой деятельностью предприятия, вести бухгалтерский учет, учиться дистанционным путем в учебном заведении, читать книги в библиотеке, покупать товары, совер­шать банковские, биржевые и другие финансовые операции, и т. п. Появление в конце XX в. информационных технологий приве­ло к появлению самого прибыльного бизнеса — интерактивного бизнеса.

Мож­но с полной уверенностью утверждать, что в середине XXI в. лиде­рами мировой экономики и международной торговли станут те страны, которые будут обладать высокой технологией и наукоемки­ми производствами. А это означает, что экспорт российской нефти, полезных ископаемых, торговля оружием и изделиями тяжелого ма­шиностроения российскими фирмами займет в международной тор­говле одно из самых последних мест и уже не будет давать того дохо­да, который Россия имела в конце XX в.

В условиях рыночной экономики коренным образом меняется  подход к управлению, от функционального - к бизнесориентированному, кардинально меняется и  роль информационных технологий. Ориентация на управление на основе бизнес-процессов обеспечивает конкурентное преимущество для организации в условиях острейшей конкуренции, а управление на основе бизнес-процессов не может эффективно реализовываться без применения информационных технологий и систем.

 

 

 

 

 




Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ.

Теоретические основы.


1.1           Основные понятия курса.

Информация - по законодательству РФ - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Информация уменьшает степень неопределенности, неполноту знаний о лицах, предметах, событиях и т.д.

Информация -  передача сообщений между передающей и принимающей системами, что ведет к изменению разнообразия состояний последней.

Термин происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение.  В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

В нашем курсе мы будем рассматривать информацию как отношения между сведениями и их получателем, как меру полезности, ценности данных для конкретного получателя. А данные ¾ как сведения, представленные в формализованном виде и предназначенные для последующей обработки техническими средствами, например на компьютере. Таким образом, данные ¾ это любые сведения, а информация ¾ сведения нужные получателю, позволяющие устранить неопределенность и принять решение.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку в развитии общества. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.

Вторая (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е г.г.XX века) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных.

В конце 60-х годов 20-го столетия резко интенсифицировались информационные процессы. Основными составляющими этих процессов были увеличение объема добываемой, обрабатываемой и передаваемой информации. Графическое представление количества публикаций, изобретений, программ для ЭВМ и других результатов интеллектуальной деятельности в зависимости от времени показывает скачкообразный (экспоненциальный) рост на рубеже 50-70х годов. Эта графическая интерпретация получила название "информационного взрыва".

Отмеченные обстоятельства стимулировали разработку и создание автоматизированных средств создания, обработки и передачи информации. Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество ¾ общество, в котором  большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информатизация общества. Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силой  развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами. Так, в себестоимости современного автомобиля около 70% составляет стоимость информации.

Преобладающим сектором экономики становится сектор создания средств информационных технологий, обработки информации и информационных услуг. Подтверждением могут служить объёмы валового оборота в различных секторах экономики. Так, мировой экспорт информационных услуг и интеллектуальной собственности равен объединённому экспорту продуктов питания и нефтепродуктов. Но более веским аргументом является  включение в состав 30 акций, на основании которых рассчитывается биржевой индекс Доу Джонса, компаний Microsoft, Intel, АТТ и SBC Communications вместо акций известных химических компаний.

Поэтому, во многих странах проводится  активная и целенаправленная техническая политика  развития ключевых технологий информационного общества, создание на их основе широкого спектра приложений, систем услуг в различных сферах жизни человека, промышленности и общества. Эта политика, определяющая экономическое и социальное положение, перспективы страны или региона, их позиции в мировой и национальной экономике  получила название ¾ информатизация.

Информатизация ¾ организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Документированная информация ¾ информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.

Информационные ресурсы ¾ отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, ¾ называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

Информационная технология (ИТ) ¾ это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные технологии в сфере экономики ¾ это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Информационные процессы ¾ процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.

Телекоммуникации ¾ дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура ¾ умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Свойства информации. Измерение информации и данных. Основными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуальность.

Достоверность информации.  Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.

Актуальность информации. Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм метода обычно доступен, но продолжитель­ность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

К важным свойствам информации также относятся адекватность и доступность.

Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Количественная оценка информации и данных. Внимание к проблеме передачи и количественной оценки информации было привлечено фундаментальными работами Н. Винера, К. Шеннона (США), положившими начало теории информации. Значительный вклад в теорию информации внесли отечественные ученые А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич, В.А. Котельников. Только принимая за основу новизну сведений, можно дать количественную оценку информации, так как новизна сведений является следствием неопределенности сведений об объекте, процессе, явлении, а неопределенность поддается измерению. Например, сообщение имени победившего на выборах в губернаторы, если было всего два кандидата, несет меньшее количество информации по сравнению со случаем, если бы выборы происходили в кон9курентной борьбе шести кандидатов.

За единицу информации принимают количество информации, заключенное в выборе одного из двух рав­новероятных событий. Эта единица называется двоичной единицей, или битом (binary digit, bit).

Измерение только количества информации не отвечает насущным потребностям современного общества ¾ необходима мера ценности информации. Проблема определения ценности информации, исключительно актуальна в настоящее время, когда уже трудно даже с помощью компьютеров обрабатывать мощные информационные потоки. Разработанные методы определения ценности информации призваны сыграть существенную роль в получении человеком необходимой информации.

В информатике и вычислительной технике принята система представления данных двоичным кодом. Наименьшей единицей такого представления является бит.

Байт ¾ это группа взаимосвязанных битов. 1 байт = 8 бит. Одним байтом кодируется один символ текстовой информации.

1 Килобайт (Кб) =  1024 байт.

Однако, повсюду, где это не принципиально, считают, что 1 Кб равен 1000 байт. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста равна 2 Кб.

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.

1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.

1 Терабайт (Тб) = 1024 Гб.


1.2           Экономическая характеристика информации

1.2.1 Понятие информации в современных экономических и

неэкономических учениях

Сложность рассмотрения информации с точки зрения экономической науки сказана с тем, что информации является несколько инородным понятием для нее. Хотя информационные потоки пронизывают экономическую жизнь общества, до последнего времени ей уделялось недостаточное внимание. Пристальный интерес к информации сейчас во многом связан сформированием информационного общества, когда информация явственно стала проступать во всех сферах экономической жизни и игнорировать ее становится просто невозможно. Отчасти это объясняется тем, что пока информация сама не стала вступать в товарооборот, ею во многих случаях обоснованно пренебрегали, что видно на примере различных экономических учений.

Информация (по Ф. Найту) представляется как понятие, противоположное неопределенности и обратно пропорциональное риску.

П. Хейне утверждал, что "информация является редким благом», приобретение которого связано с затратами.

Исследование процессов информатизации общества актуально для Российской экономики, для успешного развития которой необходим учет информационных аспектов современного общественного производства, разработка информационного подхода к анализу экономических явлений. Информация пронизывает всю экономику, что создает сложность исследования информационной стороны экономической жизни.

Все произведенное человечеством несет в себе информационную составляющую. Различие и результатах производств состоит только в том, что человек потребляет либо информацию, как таковую, либо тo, что ее материализует. Соответственно и все товары:, реализуемые на рынке, содержат в себе информацию, которая имеет большую или меньшую материальную составляющую.

С развитием рынков растет количество информационных связей. Поэтому для описания всего объема информационных связей, существующих на рынке между продавцами и покупателями, введен термин рыночное информационное поле. Искажение последнего влияет на нормальное функционирование рыночной экономики, противодействует конкуренции и приводит к неоптимальному распределению ресурсов в обществе Роль государства в экономике информационного общества должна состоять в обеспечении как можно более однородного информационного поля.

Информация как товар может существовать в двух основных формах: продажа права собственности (Информация -С); продажа права пользования (Информация -П). Информационный рынок - трехзвенная рыночная структура. включающая в  себя не только рынок информации, но и рынки сопутствующих товаров и услуг. Предлагается выделять первичный, вторичный и третичный информационные рынки Первичный информационный рынок - это непосредственно рынок информации. Вторичный информационный рынок -услуги по сбору, накоплению, передаче информации от производителей информации до их потребителей. Третичный информационный рынок - группа отраслей сферы материального производства, призванная обеспечивать техническую реализацию первичного и вторичного информационных рынков.

Увеличение доли работников интеллектуальных специальностей приводит к усилению значения личного фактора производства в информационном обществе Следствием данного процесса является трансформация капитализма в новую социальную систему. В основе этой трансформации лежит противоречие между собственниками интеллектуального капитала (инженеры, ученые) и собственниками физического и денежного капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.