Рефераты. Инвестиции и экономический рост в переходной экономике






p> Так, за первое полугодие 1997 г. во всей России в действие был введен только один капитальный объект социальной сферы — котельная детского санатория. На каждом втором объекте, финансируемом из бюджета, строительство не велось вовсе. Несмотря на это, бюджет 1997 г. предусматривает финансирование государственных инвестиционных программ на уровне 60% от 1996 г. Можно смело сказать, не вникая в тонкости бюджетного планирования, что как минимум половина этих инвестиций на самом деле профинансирована, не будет. Пожалуй, по бесхозяйственности и безответственности в использовании государственных средств современные плановики превзошли своих предшественников. Поскольку принятие реального бюджета — естественный шаг в дальнейшей политико-экономической динамике реформ, государству необходимо реалистично посмотреть на эффективность политики государственного финансирования инвестиций. Ограниченные государственные средства следует сосредоточить в тех областях, где никто, кроме государства, не будет осуществлять инвестиций. Частные же инвестиции следует поощрять созданием благоприятного инвестиционного климата и продуманными налоговыми мерами.

3.2. Меры по привлечению инвестиций на ближайшую перспективу

Необходимой предпосылкой инвестиционной деятельности является низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.
Поэтому важнейшей задачей остается проведение политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий. Требуются ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение и кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.
Полученная правительством РФ двухлетняя отсрочка по выплате внешних долгов должна быть эффективно использована для реструктуризации накопленных обязательств. Жить взаймы Россия больше не может.

Представляется, что простая, понятная система налогообложения отвечала бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы. В первую очередь необходимо скорейшее введение в действие второй части Налогового кодекса РФ, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли, а также возникающих разниц при переводе из одной валюты в другую нуждается в дальнейшей рационализации для снижения объемов увода доходов из-под налогообложения.

В третьем чтении Госдумой принят закон, вводящий новую трехступенчатую шкалу подоходного налога с максимальной ставкой 30%. Сумма дохода, облагаемого по минимальной 12-процентной ставке, увеличивается с 30 тыс. до
50 тыс. руб. На самом деле либерализация шкалы - видимость, и ожидаемого уменьшения подоходного налога не произойдет. В перспективе целесообразно сократить число ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий необходимо снизить до 20%. Необлагаемый минимум надо определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Следует разрешить из налогооблагаемой базы вычитать расходы на профессиональное образование и повышение квалификации.

Крайне необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя их долю в фонде заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.

Необходимо пересмотреть и резко сократить налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер. Но важное место среди возможных фискальных стимулов предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями (полное или частичное освобождение от импортных пошлин), а также экспорта продукции этих предприятий (освобождение от экспортных пошлин, льготы по доходам от экспортных операций или полное освобождение их от налогов). Следует ввести "дедушкину оговорку" в отношении всех инвестиций; определить соответствующие российским реалиям критерии выделения прямых инвестиций и особенности их правового режима.

Требуются реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам. Критически важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года.

В кратчайшие сроки следует реализовать программу реструктуризации банковской системы, завершить введение новой системы бухгалтерского учета, базирующейся на международных принципах.

Центральный банк РФ должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков) до тех пор, пока эти банки не осуществят выплаты по долгам.

Важно более четко регламентировать порядок определения валютного курса при удовлетворении претензий кредиторов по обязательствам в иностранной валюте, ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Возможности привлечения новых инвестиций во многом зависят от качества внешнеэкономической и таможенной политики. Вот почему на нынешнем этапе целесообразно активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по соответствующей корректировке законодательства в этой области. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, надо разрабатывать с учетом требований ВТО.

Необходимо упростить порядок таможенного регулирования импорта товаров на территорию России в режиме временного ввоза. Также следует упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачу технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

Надо ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить сложившийся порядок начисления НДС. Существенного совершенствования требует валютное регулирование, в сфере которого необходимо проведение следующих мер:
. отмена лицензирования ввоза иностранного капитала на территорию России; для этого в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" надо внести поправки;
. введение уведомительного порядка регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных в законодательном порядке
. упрощение выдачи налоговых кредитов и освобождений тем инвесторам, которые имеют на это право но закону.[?]

Принятие нормативных актов по СРП находится в компетенции правительства
России. Нормативные акты являются условием предоставления 3-го займа на структурную перестройку (structural adjustment loan-3) Всемирным банком.
Важно, чтобы эти нормативные акты создали такой режим СРП, который позволит
России конкурировать с другими энергодобывающими странами в области дефицитного инвестиционного капитала. Нормативные акты также остро необходимы для проектов СРП с "дедушкиными оговорками": "Сахалин-1",
"Сахалин-2" и Харьягинское месторождение. От успешной реализации этих проектов во многом будет зависеть способность России привлекать новые инвестиции,

Налоговый кодекс РФ должен предусматривать обеспечение режима, установленного федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции". Для этого во вторую часть Кодекса положение о СРП должно быть включено в качестве отдельного пункта.

Для привлечения инвестиций вне рамок режима СРП России необходимо перейти от регрессивной системы налогообложения доходов к прогрессивной, основанной на прибыли, - системе, открыто управляемой и согласованной с мировыми стандартами. Такой переход позволит защитить государственные доходы в периоды высоких цен и сохранить потенциал добывающей отрасли во время действия низких цен.

Количество налогов для предприятий ТЭК необходимо уменьшить. Те компании, которые полностью и вовремя платят налоги, нужно поощрять, например, путем предоставления большего доступа к системе экспортных трубопроводов. Государство должно отказаться от практики принуждения компаний к поставкам нефти на перерабатывающие заводы по ценам ниже рыночных.

Законы и нормативные акты об охране окружающей среды необходимо упростить и привести в соответствие с международными экологическими стандартами.

Следует обеспечить защиту прав собственности. Надо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон "Об акционерных обществах", исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.
Подобные случаи надо придавать широкой огласке для утверждения норм деловой этики. Следует законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета.

Попытки "разводнения" капитала должны жестко пресекаться и широко освещаться в средствах массовой информации. Необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти при обнаружении нарушения законодательства в процессе выпуска, а также предшествующих сделок с этими финансовыми инструментами. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Нельзя налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности был связан с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.

Недавно произошедшие скандалы на Ломоносовском фарфоровом заводе.
Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате, в АО "Черногорнефть" дают возможность правительству продемонстрировать инвесторам серьезность своих намерений по наведению порядка в области защиты прав собственности.

Необходимо стимулировать создание профессиональными участниками рынка ценных бумаг и само регулируемыми организациями компенсационных фондов, из которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине брокеров, регистраторов (особенно!), депозитариев и других инфраструктурных институтов.

Важно срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий, в первую очередь ввести более четкое определение оснований для инициирования процедуры банкротства, детализировать некоторые аспекты этой процедуры: ограничить перечень лиц, могущих выполнять функции внешнего управляющего, повысить возможности предприятий для защиты от незаконно инициированного банкротства и предупреждения использования банкротства с целью захвата собственности. В то же время необходимо резко ускорить инициирование и проведение процедур банкротства в отношении действительно несостоятельных предприятий.

Требует ужесточения уголовная и административная ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость нарушения - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания.

Особое внимание следует уделить защите прав интеллектуальной собственности. Надо не только защищать зарегистрированные товарные знаки, выданные патенты, продукцию от подделки, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством.

Следует законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров. Целесообразно ввести ограничение на количество мест в совете директоров для владельца контрольного пакета.

Свобода входа на рынок - один из существенных факторов улучшения инвестиционного климата в России. В настоящее время требуется резолюция 20-
30 автономных и дислоцированных в разных местах инстанций и от 50 до 90 разрешительных документов. Надо разработать технологию, базирующуюся на принципе "одного окна", когда предпринимателю достаточно обратиться в одну инстанцию, чтобы за относительно короткий период, исчисляемый несколькими днями, он мог получить разрешение или четко аргументированный отказ.
Одновременно важно создание независимого института для апелляций. Конечно, для внедрения подобной процедуры потребуется изменение местных законодательных актов. Барьеры входа на рынок надо сделать "прозрачными", чтобы предприниматель мог точно представлять, сколько он должен инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, необходимо принять закон о регистрации юридических лиц.

В условиях России наиболее эффективным способом сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где действия чиновников необходимы, должны быть разработаны предельно простые и "прозрачные" процедуры исполнения ими административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Россия заинтересована в повышении внимания зарубежных предпринимателей, поэтому надо стремиться говорить с миром на понятном для бизнеса языке - на языке финансовых стандартов, где уровень "прозрачности", полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов. С моей точки зрения, следует срочно внедрять меры как по повышению качества работы над российскими стандартами учета, так и по организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов. В этой связи необходимо:
. пересмотреть состав и полномочия Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности с тем, чтобы в ее состав включались специалисты в области международного учета. Без ее одобрения ни один нормативный документ, разрабатываемый в ходе реформы бухгалтерского учета, не должен приниматься Минфином России:
. предложить Международному центру по реформе системы бухгалтерского учета провести срочную экспертизу действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету с целью выявления несоответствия данных документов международным стандартам финансовой отчетности;

. поручить Межведомственной комиссии по реформе бухгалтерского учета и финансовой отчетности пересмотреть уже принятые положения по бухгалтерскому учету с учетом результатов их экспертизы на предмет соответствия международным стандартам финансовой отчетности и внести необходимые изменения. Обязать Комиссию рассматривать в дальнейшем подготовленные проекты положений бухгалтерского учета только при наличии соответствующих позитивных заключений международных экспертов

(Комитета по МСФО, МЦРСБУ);
. повысить роль института профессиональных бухгалтеров.[?]

Для создания привлекательного имиджа России в сфере иностранных инвестиций необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно- информационных кампаний в СМИ, организации и участия в инвестиционных выставках, презентациях и семинарах и т.д.

В мире широко применяются технологии формирования положительного имиджа целой страны и отдельных предприятий. Коррупция, преступность, некомпетентность не являются исключительно российским феноменом, однако
"сон разума рождает чудовищ", а отсутствие информации - нелепые домыслы.
Учитывая, что за мощными инвестиционными корпорациями стоят простые обыватели-инвесторы, необходимо развернуть кампанию в странах, где сосредоточены потенциальные инвесторы, по адекватному, и оперативному отражению событий в России.

Широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами. Подобные агентства действуют примерно в 100 странах и выполняют три основные функции: создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов; целевое привлечение инвестиций; оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Такое агентство было создано в России по инициативе Консультативного совета по иностранным инвестициям - Российский центр содействия иностранным инвестициям. Однако он не пользуется вниманием со стороны правительства РФ, к тому же не имеет достаточных источников финансирования.

Для сокращения накопленной задолженности необходимо проводить политику
"кнута и пряника" по отношению к предприятиям-дебиторам и предприятиям- кредиторам. Следует предусматривать: разный налоговый режим по текущей и просроченной задолженностей; сокращение при определенных условиях дееспособности предприятий и их менеджеров; облегчение возможности замены менеджеров в случае их неэффективной работы по сокращению накопленной задолженности; обеспечение контроля над своевременным переводом безнадежных долгов в разряд убытков.

Необходимо повысить роль Федерального долгового центра в организации публичных торгов просроченной дебиторской задолженностью, расширить его полномочия по инициированию процедуры банкротства. При этом существенным инструментом воздействия на предприятия должна стать возможность секъюритизации его долгов. Следует резко повысить "прозрачность" и организованность рынка долгов российских предприятий, привлекая тем самым на него финансовые учреждения, которые могли бы активно финансировать
"расшивку" цепочек неплатежей.

3.3. Меры по активизации инвестиционной деятельности на средне и долгосрочной перспективе.

В перспективе для серьезного улучшения инвестиционного климата в
России, роста производства и производительности исключительно важны структурные реформы - выравнивание условий конкуренции и дальнейшая либерализация экономики. Неэффективные предприятия не должны поддерживаться государством и местными властями ни прямо, ни косвенно. Следует сокращать перекрестное субсидирование, а предпочтение оказывать сильным, более эффективным компаниям, чтобы ускорить процесс обновления экономики.
Структурная перестройка экономики должна сопровождаться реализацией специальных социальных программ типа трудоустройства и переобучения высвобожденных работников, переселения людей из северных регионов.

Следует определиться с выбором модели развития финансовой системы из известных в мире двух: условно называемой американской, предполагающей преобладание в структуре источников финансирования средств многочисленных частных инвесторов, и условно называемой немецкой, предполагающей опору на собственные средства финансовых групп. Первая модель, в наибольшей степени ориентированная на привлечение иностранных инвестиций, предполагает либерализацию финансового рынка и диверсификацию собственности. Вторая - во главу угла ставит накопление банковского капитала и банковский контроль за производством. В России после кризиса 1998 г. появились новые аргументы, чтобы выбрать первую модель, так как отсутствуют внутренние финансовые ресурсы, а контроль банков неэффективен. Меры по внедрению некоторых элементов второй модели привели к формированию неэффективной системы олигархического капитализма.

Необходимо создать полноценную инвестиционную инфраструктуру, прежде всего распределительную и накопительную системы: банки, страховые компании, паевые и пенсионные фонды, фондовый рынок, и т.д. Надо дать инвесторам возможность управлять рисками, для чего предоставить им адекватные финансовые инструменты. Целесообразно стимулировать развитие фьючерсных и опционных рынков, на которых инвесторы могли бы хеджировать рыночные риски.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.