Рефераты. Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...






Стратегия «наращивания», которую используют США, ФРГ, Франция и Англия, определяется развитием и использованием собственного потенциала с привлечением зарубежных ученых, способствует постоянному обновлению производимых видов продукции, активизации инновационной деятельности предприятия, что, естественно, обусловливает увеличение масштабов внедрения инноваций в производство.

Что касается России, то для нее целесообразен, на наш взгляд, выбор такой адаптационной стратегии управления инвестиционным и инновационным процессом, в которой присутствовали бы совместные элементы различных стратегий, опирающиеся на отечественный интеллектуальный потенциал и научно-инновационные ресурсы, способствующие выпуску конкурентоспособных видов продукции и услуг, их реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Результативность инвестиционного процесса зависит не только от объемов инвестиций, но и от их эффективности. В свою очередь, на показатель эффективности инвестиций оказывают влияние динамика и объем трансакционных издержек. Для их снижения необходимо осуществить меры, предусматривающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинг, консалтинг, проектное финансирование, мониторинг инвестиционных проектов, система информации и т.д.); регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий (услуги железнодорожного транспорта, связи, электроснабжения, арендная плата за производственные помещения, особенно для малого бизнеса); защита собственности и личности инвестора от криминогенной среды и другие.

Рассмотрев с различных сторон факторы, сдерживающие поток инвестиций в нашей стране, можно предложить несколько решений этих наболевших проблем.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакции Закона «Об инвестициях», Закона «О концессиях» и Закона «О свободных экономических зонах».* Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке инвестиций был образован «Пакет законов» принятый правительством РФ в мае 1994 году.

«Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.»:

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо отметить:

- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

- создание в кратчайшие сроки национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода его к полной конвертируемости.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций.


РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.


Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала Республики Татарстан, к поддержанию достойного жизненного уровня населения, проведению взвешенной и эффективной приватизации дала свои положительные результаты.

Преобладающее место в экономике Республики занимает промышленность. Она в значительной степени сохранила управляемость и большую часть инфраструктуры. Ряд предприятий сумел даже увеличить объем выпуска продукции. Общий спад производства в Татарстане оказался несколько ниже, чем по России в целом.

Характерными особенностями экономической ситуации в Республике является последовательное снижение темпов инфляции и тенденция к стабилизации объемов промышленного производства. За январь-сентябрь 1998 года в Республике Татарстан объем промышленного производства составил 99,9% по сравнению с аналогичным периодом 1997 года. Увеличилась доля отгружаемой продукции, наметились структурные сдвиги. За этот период выпущено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на 31 080 млрд. руб., отгружено потребителям – на 29 092 млрд. руб.

В 1998 г. индекс физического объема произведенной продукции с учетом производства малых и совместных предприятий, а также промышленных подразделений при непромышленных организациях составил 100,2%. Объем валового регионального продукта в 1998 г. составил 64,6 млрд. деноминированных руб. Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 8 193,4 млн. деноминированных руб.

По данным Минфина Республики Татарстан консолидированный бюджет 1997 года исполнен по доходам в сумме 19 230,4 млрд. руб., по расходам – 19 580 млрд. руб. По состоянию на 1 января 1998 года консолидированный бюджет сведен с дефицитом 349,6 млрд. руб., что составило 1,8% к расходам консолидированного бюджета в 1997 года.

 

Бюджетная политика

Бюджетные взаимоотношения с Российской Федерацией регулируются Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" и Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Республики Татарстан о бюджетных взаимоотношениях между Российской Федерацией и Республикой Татарстан.

В соответствии с Договором органы государственной власти Республики Татарстан формируют республиканский бюджет, устанавливают и взимают республиканские налоги. В ведении органов государственной власти Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Прогноз бюджета Республики Татарстан составляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики и в составе бюджетного послания ежегодно представляется Президентом Республики Татарстан на рассмотрение Государственного Совета Республики. Бюджетный процесс регулируется Законом Республики Татарстан "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Татарстан".

Государственным Советом Республики принимается Закон о бюджетной системе Республики Татарстан на год, которым утверждается бюджет Республики Татарстан и взаимоотношения республиканского бюджета с местными бюджетами городов и районов. Ежегодно Государственный Совет заслушивает исполнение республиканского бюджета за минувший год.

Согласно Закону "О бюджетной системе Республики Татарстан на 1999 год", принятому Государственным Советом Татарстана 22 декабря 1998 года республиканский бюджет Республики Татарстан на 1999 год утвержден по расходам в сумме 13,7 млрд. руб. и по доходам в сумме 13,06 млрд. руб. В соответствии с законом доходы республиканского бюджета формируются за счет:

à     НДС – 1,7 млрд. руб.;

à     акцизов – 1,2 млрд. руб.;

à     налога на прибыль предприятий – 849 млн. руб.;

à     подоходного налога с физических лиц – 121 млн. руб.;

à     налога с розничных продаж – 240 млн. руб.;

à     государственных целевых бюджетных фондов – 6,9 млрд. руб.;

à     прочих налоговых платежей и сборов.

Расходы бюджета планируется распределить следующим образом:

à     на сельское хозяйство – 1,6 млрд. руб.;

à     социально-культурную сферу – 1,4 млрд. руб.;

à     правоохранительную деятельность – 440 млн. руб.;

à     государственную и международную деятельность – 244 млн. руб.;

à     обслуживание государственного долга – 1,05 млрд. руб.;

à     дотации нижестоящим бюджетам – 1,1 млрд. руб.;

à     расходы целевых бюджетных фондов – 6,9 млрд. руб.

Верхний предел внутреннего долга Татарстана на 1999 год установлен в сумме 1,7 млрд. руб., внешнего – в размере, эквивалентном 6 млрд. руб.

Кризис на международных финансовых рынках наряду со снижением мировых цен на нефть в 1998 г. оказал негативное влияние на финансовую и бюджетные сферы Республики. Это привело к необходимости корректировки бюджета 1998 г., в том числе к сокращению государственных расходов. Важным шагом в деле стабилизации экономики Республики и жизненного уровня людей стало принятие Президентом и Правительством Республики Татарстан следующих документов:

à     Указ Президента Республики Татарстан "О мерах по созданию экономических условий для стабилизации и оздоровления финансового состояния предприятий" от 7 мая 1998 г. №УП-378.

à     Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "О мерах по оздоровлению государственных финансов" от 8 мая 1998 г. №244.

à     Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "О мерах по снижению просроченной задолженности по заработной плате и созданию условий для стабилизации экономики Республики Татарстан" от 8 мая 1998 г. №245.

à     Постановление Кабинета министров Республики Татарстан "Об уполномоченном банке Кабинета министров Республики Татарстан по работе с неплатежами" от 8 мая 1998 г. №246.

Согласно указу намечено провести реструктуризацию задолженности юридических лиц перед республиканским бюджетом Республики Татарстан по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафом за нарушения налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 года.

В постановлениях Правительства речь идет о проведении комплекса мер правового, организационного и экономического характера, направленных на преодоление сложившейся практики задержек с выплатой зарплаты, снижение дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий и укрепление их финансового состояния.

 

Интеграция с Российской Федерацией и странами СНГ

Для экономики Республики Татарстан с высокоразвитым топливно-энергетическим комплексом, машиностроением, химической и нефтехимической промышленностью и в то же время, не имеющей своего металла, располагающей значительными объемами нефти и не имеющей в достаточных количествах бензина, керосина и других нефтепродуктов, актуальной остается необходимость сохранения и дальнейшего развития интеграционных связей со странами СНГ и регионами Российской федерации.

Кроме того, Республика Татарстан полностью зависима от внешних поставок угля, проката цветных металлов, кабельной продукции, соды кальцинированной и каустической, плит древесноволокнистых, ткани, бумаги, стекла, цемента, автобусов, троллейбусов, трамваев, тракторов, экскаваторов, бульдозеров, зерноуборочных комбайнов, локомотивов, железнодорожных вагонов, многих видов химического сырья, продукции неорганической химии, машинно-технической продукции, оборудования и товаров народного потребления.

В недостаточных объемах или ассортименте производятся в Республике газ, моторное топливо, щебень, древесина, картон, минеральные удобрения, стальные трубы, легковые автомобили, кожевенное и меховое сырье, растительное масло, маргарин и другие виды продукции. В республику ввозится большая доля реализуемых обоев, ковровых изделий, бытовой радиотехники, стиральных и швейных машин, велосипедов и мотоциклов, одежды, обуви, рыбных консервов, лекарственных препаратов.

Вместе с тем Республика в настоящее время остается вывозящей по основным видам производимой продукции. Главный продукт вывоза из Республики – сырая нефть, а также продукты органического синтеза, электроэнергия, грузовые автомобили, кинофотопленка, магнитная лента, разнообразные приборы, часы, бытовые холодильники, медицинские инструменты и приборы, изделия бытовой химии, лабораторное стекло, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и др. Рынок сбыта имеет широкий диапазон. В итоге Республика Татарстан глубоко интегрирована в экономику многих регионов Российской Федерации и стран СНГ.

По данным Госкомстата Республики Татарстан, за январь-сентябрь 1998 года розничный товарооборот в Республике Татарстан составил свыше 14 млрд. деноминированных руб. (более 2,3 млрд. долларов США).

 

Перспективы развития экономики

С целью развития экономики и производительных сил Республики Татарстан, предполагается осуществление следующих важных проектов, в финансировании которых принимают участие Республика Татарстан и Российская Федерация, а также инвесторы стран ближнего и дальнего зарубежья:

à     строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Нижнекамске;

à     стабилизация производства Камского автомобильного завода в г. Набережные Челны;

à     развитие производства автомобилей "Шевроле Блейзер" в рамках проекта "Дженерал Моторз – ЕлАЗ" на базе Елабужского автомобильного завода с привлечением российских и иностранных инвестиций;

à     создание в Татарстане свободной экономической зоны "Елабуга" на территории ПО "ЕлАЗ";

à     строительство мостового перехода через реку Каму в районе села Сорочьи Горы;

à     создание мощностей по производству аммиака и карбамида на базе Новоменделеевского химического завода;

à     проведение конверсии оборонной промышленности Республики, в том числе, производство средне магистральных пассажирских самолетов ТУ-214 и освоение производства ТУ-324, разработка новых моделей вертолетов;

à     производства сельскохозяйственной техники на базе машиностроительных предприятий Татарстана;

à     внедрение современных интенсивных технологий выращивания и уборки сахарной свеклы;

à     промышленная разработка с привлечением иностранного капитала и технологий залежей тяжелых углеводородов;

à     реконструкция Казанского международного аэропорта;

à     создание международного центра логистики в Зеленодольском районе Республики;

à     создание нефтеналивного флота, производство судов типа "река-море";

à     строительство метрополитена в г. Казани.

 

Экономика Республики Татарстан как объект инвестиций.

Существующая нормативная правовая база

Заинтересованность в развитии деловых отношений с Татарстаном основывается, в первую очередь, на политической и экономической стабильности Республики. Одной из основных причин, с которой связывают поступательное развитие экономики Республики, является благоприятный инвестиционный климат. В первую очередь, это законодательное обеспечение деятельности инвесторов.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан "О разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными властями", а также целый блок межправительственных экономических соглашений позволили сформировать собственную законодательную базу, обеспечивающую инвестиционный процесс и максимально учитывающую мировой опыт экономических реформ.

Прежде всего, это Закон Республики Татарстан "Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан", принятый 19 июля 1994 г., который в отличие от аналогичного федерального закона предусматривает возможность получения дополнительных налоговых льгот и гарантий по инвестиционным проектам, представляющим особо важное народнохозяйственное значение.

Льготы по налогообложению для иностранных инвесторов установлены также рядом специальных нормативных актов. Это, прежде всего Указ Президента Республики Татарстан "О стимулировании привлечения иностранных инвестиций в Республику Татарстан", предусматривающий освобождение сроком на три года предприятий с иностранными инвестициями, у которых доля иностранных инвесторов в уставном капитале составляет не менее 30%, а в эквивалентной сумме не менее 1 млн. долларов США, от уплаты налогов на прибыль и на имущество, в части, зачисляемой в Республиканский бюджет.

С целью привлечения более широкого круга зарубежных бизнесменов для инвестирования в отрасли экономики. не требующие больших капитальных вложений (общественное питание, торговля) в настоящее время готовятся изменения в данный Указ, уменьшающие оплаченную долю иностранных инвесторов в уставном капитале, при которой возможно предоставление налоговых льгот. с 1 млн. долларов США до 300 тыс. долларов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.