Формирование целей банковской деятельности должно основываться на критериях эффективности. Это означает: во-первых, что кредитные вложения направляются в объекты с высокими народнохозяйственными показателями отдачи и, наоборот, неизбежно совершают “отток” при низких показателях; во-вторых, что государственное регулирование инвестиционным процессом должно определять главные параметры в работе банков по этому направлению, а его деятельность состоит в выборе эффективных направлений кредитования, отвечающих интересам банка, как коммерческого центра и тех вкладчиков, которые предоставили свои средства в распоряжение ссудного фонда.
Тем самым, сравнительная оценка предлагаемых решений в области инвестиционных вложений, приобретения и использования новой техники, а также выбор преимущественных назначений кредита – специфические формы экономической деятельности банковской системы. В этом же смысле можно говорить и о кредитоспособности предприятий, способности их с наибольшей эффективностью использовать добавочные ресурсы. Проводя своеобразный конкурс кредитоспособности своих клиентов, банки тем самым способствуют наиболее эффективному размещению кредитов, гарантируют своевременный возврат вкладчикам средств, мобилизованных банками для кредитования, поддерживают эластичность денежного обращения.
Заинтересованность в получении банковских средств сверх рыночных ресурсов предприятий возникает лишь в условиях, когда вложения этих средств обеспечивает дополнительный эффект. Количественно он равен дополнительной прибыли, получаемой от создания новых мощностей с меньшими затратами (экономия капитальных вложений). Во всех случаях решение о получении заемных средств зависит от того, насколько дополнительный эффект от их использования в условиях рыночной стихии, скажется на экономическом положении инвестора, то есть, какая доля дополнительной прибыли остается в его распоряжении.
Важно, чтобы кредитный процент за инвестиции в реальное производство стимулировал интерес кредитополучателя к предпочтительному использованию этой формы пополнения средств. Спрос на долгосрочный кредит на капиталовложения должен регулироваться обязанностью уплаты в срок определенных платежей с процентами, так как бюджетные формы финансирования крайне ограничены в силу несбалансированности бюджета, особенно в период переходного характера экономики.
Поэтому, по нашему мнению, следует проводить совершенствование кредитной политики, при которой, с одной стороны, гарантировались бы интересы банков, а с другой – обеспечивалось повышение заинтересованности рыночных субъектов в получении кредитов под инвестиционные проекты. Ну и при всем этом, прежде всего, ни в коей мере бы ни были каким-то образом принижены интересы государства. К стимулам пользования кредитом можно отнести: во-первых, право выбора кредитополучателем приоритетных объектов вложений исходя из ориентации на рыночную конъюнктуру; во-вторых, возможность отчисления в фонды потребления добавочных средств в результате использования более эффективных проектов.
Основные направления повышения эффективности инвестиционной деятельности.
Действенность инвестиционной деятельности, как на микро, так и на макро уровне, определяется эффективностью использования инвестиционных ресурсов. В этом плане решающее значение имеют результаты хозяйственной деятельности инвестиционных отраслей. Их технический уровень, организация производства, развитие предпринимательства, способность к освоению инноваций оказывают основное воздействие на инвестиционный цикл, окупаемость и отдачу инвестиционных ресурсов.
Только структурная переориентация инвестиций дает возможность безболезненно уменьшить часть фонда накопления в составе национального дохода, перебороть застарелые диспропорции, сбалансировать экономику, достичь более высокого жизненного уровня населения. Важно также наладить эффективный механизм инвестирования научно-технического прогресса, чтобы не допустить отставания страны от мирового уровня.
Рассматривая основные начала инвестиционной деятельности на ближайшую перспективу, следует иметь в виду, что Россия сама может выступать солидным инвестором за границей. Хотя, по мнению инвестиционных аналитиков, уровень политических рисков в России достаточно высок, но высокое качество корпоративного управления может нейтрализовать часть этих и других рисков и увеличить стоимость компаний на треть.[3]
Российский инвестиционный сектор уже сегодня, а тем более в будущем, может занять важные позиции на рынках капиталов других стран. Прежде всего, в таких традиционных для нас отраслях как металлургия, электроэнергетика, гидротехническое и гидромелиоративное строительство, строительство магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных путей, морских портов и терминалов и т.п.
Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, сводятся к следующему:
· уменьшение зависимости от импорта стратегических ресурсов и товаров, улучшение платежного баланса за счет приоритетного развития отраслей и производств по выпуску конкурентоспособной продукции, стимулирование снижения ресурсоемкости производства;
· сдерживание структурной безработицы и падения реальной заработной платы путем создания новых рабочих мест, конкурентоспособных производств и отраслей;
· блокирование структурных факторов инфляции посредством увеличения товарного покрытия платежеспособного спроса, содействия конкуренции и демонополизации производства;
· создание организационно-экономических условий для экологизации производства, рационального использования природных ресурсов;
· увеличение доли производственного накопления в национальном доходе, реструктуризация экономики с учетом требований научно-технического прогресса;
· обеспечение финансовой стабилизации.
В настоящее время, формируемые в России структурно-инвестиционные программы государства должны быть сориентированы на следующих основных направлениях:
· развитие сферы услуг, в том числе, кроме совершенствования традиционных, новых отраслей: информационной, научно-технической, коммуникационной, финансовой;
· предотвращение развала социальной инфраструктуры и строительной базы;
· агропромышленный комплекс (развитие инфраструктуры для аграрного производства, перерабатывающих производств, сельскохозяйственного машиностроения, химических препаратов для сельского хозяйства, внедрение новых технологий и подготовка кадров для сельского хозяйства, развитие социальной инфраструктуры на селе;
· развитие собственной энергетической и сырьевой базы, снижение ресурсоемкости производства;
· расширение объемов выпуска и ассортимента товаров массового спроса, медикаментов и медицинской аппаратуры;
· укрепление экспортного потенциала, освоение конкурентоспособных импортозаменяющих производств, создание и развитие производств, основанных на передовых достижениях отечественной науки;
· поддержание мощностей и обновление ассортимента выпуска продукции отраслей, формирующих базу технического обновления народного хозяйства, на уровне, достаточном для проведения реконструкции и перевооружения народного хозяйства;
· свертывание деятельности производств экономически неперспективных и экологически вредных.
На последующих этапах предстоящей перспективы, инвестиционными приоритетами государства должны выступать:
· формирование законченных многоотраслевых комплексов на базе более углубленной обработки сырья и выпуска продукции на уровне мировых стандартов;
· привлечение капиталов, в том числе и иностранных, для развертывания высокотехнологичных производств и современной инфраструктуры;
· перевооружение базовых отраслей и производственной инфраструктуры на основе достигнутого мирового технико-технологического уровня и превосходящего его;
· ускоренное развитие социальной инфраструктуры и сферы услуг.
Инвестиционный климат России.
На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития и возросшие объемы инвестиций привели наконец к долгожданному процессу ускоренного обновления основных фондов Наделение полномочиями глав исполнительной власти почти трети субъектов федерации также повышает предсказуемость их действий в отношении инвесторов. Особенно выросло доверие к России со стороны иностранных инвесторов, что они активно подтвердили в прошлом году привычным долларом, желанным евро и даже подозрительным пока юанем.
Освоив российскую специфику рисков, иностранный инвестор начинает уделять все больше внимания потенциалу региона. В международной практике под инвестиционной привлекательностью, или инвестиционным климатом, территории обычно понимается совокупность некоммерческих рисков прихода инвестора в данную страну или регион и осуществления им инвестиционного проекта. Действительно, до финансового кризиса отечественные инвесторы ориентировались преимущественно на инвестиционный потенциал, мало принимая во внимание риски. А зарубежный инвестор, напротив, четко следовал «за риском». После 1998 года российские инвесторы «исправились» и стали отдавать приоритет учету инвестиционных рисков, как и их зарубежные коллеги. Однако в последние два года экспертное мнение поменялось на прямо противоположное. Как российские, так и зарубежные инвесторы, по-видимому, адаптировавшись к российской специфике инвестирования, дружно стали ориентироваться в большей мере на инвестиционный потенциал, отодвинув риски на второй план.[4]
Тем не менее, до поминаемого во всех отчетах населения финансовый жирок в 2004 году не дошел. Уровень бедности вновь вырос — с 22,5% населения с доходами ниже прожиточного минимума в начале 2004 года до 24,6% на начало 2005 года. И лишь монетизация льгот несколько подправила ситуацию: по оценкам МЭРТ РФ, на середину 2005 года доля бедных у нас сократилась до 17,5%.[5]
Фактическое снижение жизненного уровня большинства населения не замедлило сказаться на социальной стабильности. Уровень забастовочного движения в 2004 году поднялся в 36 с половиной раз! В забастовках, проходивших в 36 регионах России под лозунгами повышения заработной платы, участвовало более 200 тысяч человек. Вновь вырос уровень преступности — еще на 10% возросла вероятность стать жертвой преступления. Контраст между богатством страны в целом и социальными проблемами, возникающими вследствие низкого жизненного уровня населения, заставляет вспомнить известное выражение, характеризующее хроническую российскую болезнь: государство богатеет, народ нищает.
Выясняется, что ухудшение ситуации начинается уже с регионального уровня. Половина регионов сохраняет хронический дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституционные функции без помощи федерального центра. Естественно, такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов. Проведенное исследование вновь подтвердило усиливающуюся «тенденцию ножниц»: разрыв между страновым и региональными рисками неуклонно растет.
На рост среднерегионального уровня риска, прежде всего, повлияли: экономический, социальный и — особенно — финансовый риск, что подтверждает ухудшение положения дел с региональными бюджетами.
В связи с этим очень своевременным стало сделанное в Калининграде заявление президента РФ о предстоящем делегировании части полномочий из центра регионам. Если за этим последуют и финансовые ресурсы, то напряжение в бюджетной сфере регионов и, соответственно, финансовый риск должны снизиться. Поэтому в следующем рейтинге, по итогам 2005 года, можно ожидать некоторого улучшения инвестиционного климата регионов и снижения их среднего риска.
Однако уже в 2006 году в действие вступит новый мощный фактор риска — муниципальная реформа, порождающая бесчисленное множество муниципальных образований с далеко не всегда профессиональными администрациями, распыляющими бюджетные средства.
И лишь через три-четыре года после завершения сегодняшнего этапа реформирования можно ожидать коренного улучшения инвестиционного климата большинства регионов.[6]
Параметр 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г
Динамика ВВП (%) 105,6 110,7 105,1 104,7
Индекс физического объема 108,1 109,0 104,9 103,5
промышленного производства (%)
Индекс стоимостного объема 102,4 105,0 106,8 104,5
сельскохозяйственного производства (%)
Индекс объема СМР (%) 106,1 111,0 109,9 102,7
Индекс розничного товарооборота (%) 92,3 108,9 110,7 109,3
Индекс объема платных услуг населению (%) 102,4 105,7 100,8 103,7
Индекс реальных денежных доходов населения (%) 88,0 113,0 110,0 109,2
Износ основных фондов (%) 41,9 42,4 45,8 47,9
Индекс физического объема инвестиций 105,3 117,4 110,0 102,8
в основной капитал (%)
Объем прямых иностранных инвестиций (млн. долл.) 4260 4429 3980 4002
Источники: Федеральная служба госстатистики РФ и расчеты «Эксперт РА»
2003 г.
07,3 107,0
101,5
114,4 108,4 106,7 114,0 49,1 112,5
6781
2004 г.
107,1 106,1
101,6
110,1 112,1 107,0 109,8 43,7 110,9
9420
Основные параметры инвестиционного развития России в 1999-2004 гг.[7]
Крупнейшие инвестиционные сделки 2006 года.
Объемы финансирования российского бизнеса бьют рекорды.
За последние 12 месяцев в виде займов и дохода от продажи акций отечественные компании привлекли гигантскую сумму - $86 млрд. В ходе собственного исследования СМИ, было выявлено 200 лидеров инвестиционной гонки
Рост экономики и повышение суверенных кредитных рейтингов страны спровоцировали в России настоящий инвестиционный бум. Он охватил все виды финансовых вложений: иностранные и российские, долговые и акционерные, прямые и портфельные. За один только прошлый год, как подсчитали эксперты Всемирного банка, отечественные компании только на Западе заняли $40,1 млрд., вдвое опередив Китай и втрое — Бразилию и Индию.
Получив «зеленый свет» от западных и российских банков и фондов, компании развернули небывалую инвестиционную активность. Автор решил выяснить, какие предприятия в период с ноября 2005 по ноябрь 2006 года добились наибольшей благосклонности у кредиторов и инвесторов. Другой вопрос — какие именно способы финансирования развития бизнеса пользовались в России наибольшей популярностью. В результате появился рейтинг «200 крупнейших инвестиционных сделок», который был составлен на основе сводок специализированных агентств, сообщений СМИ и рекомендаций аналитиков. А поскольку три четверти из $86 млрд., привлеченных российскими компаниями, составили кредиты и облигационные займы, то в первую очередь стоит исследовать картину на долговом рынке.
За минувшие 12 месяцев наши компании наделали вдвое больше долгов, чем за предыдущий аналогичный период. А крупнейшими заемщиками, как водится, стали сырьевые монстры: «Газпром», «Роснефтегаз», «Роснефть», ТНК-ВР и «Русал». Они собрали в совокупности почти $39 млрд.
Двукратное увеличение долговой нагрузки объясняется, прежде всего, ростом числа слияний и поглощений. Главным источником финансирования таких сделок стали банковские ссуды, в первую очередь — синдицированные. Таких ссуд, по оценкам исследовательской компании Dealogic, лишь за первые семь месяцев 2006 года было выдано на $17 млрд. По сравнению с тем же периодом 2005-го ($7,8 млрд.) рост превысил 100%.
Важнейшие сделки такие. Для покупки «Сибнефти» банковские синдикаты выдали «Газпрому» гигантский кредит на $13 млрд., профинансировали приобретение ЛУКОЙЛом компании Nelson Resources ($1,93 млрд.) и предоставили «Роснефтегазу» кредит в $7,5 млрд. для приобретения 10,74% акций «Газпрома». Синдицированной ссудой в $800 млн. было оплачено слияние «Пятерочки» и «Перекрестка». На консолидацию активов получила синдицированный кредит в $780 млн. пивоваренная компания «Балтика» — рекордная сумма для отечественной пивной отрасли. «Евразхолдинг» ($525 млн.) и Челябинский цинковый завод ($139 млн.) тоже приобрели новые активы на деньги синдикатов.
Заем на $1,33 млрд., полученный «Мобильными телесистемами», также пойдет на новые приобретения. Сделка считается беспрецедентной не только по размеру, рекордному для телекоммуникационной компании, но и по финансовым условиям: годовая процентная ставка по первому траншу кредита МТС составила почти символические ЗМ USD LIBOR + 0,8% (всего 6,2%). А самым мелким синдицированным займом, стал кредит на 16,4 млн. евро, выданный производителю ПЭТ-тары «Реталу» на покупку двух заводов компании Tombacco в Италии и Испании.
В структуре заимствований, сделанных участниками рейтинга, как и следовало, ожидать, наибольшая часть пришлась на кредиты - традиционно самый емкий сегмент долгового рынка. Однако компании из топ-200 активно пользовались и альтернативным инструментом — облигациями. Так, с ноября 2005 по ноябрь 2006 года этот рынок демонстрировал даже еще более бурный рост, чем сектор кредитования. По оценкам Банка Москвы, объем размещений за девять месяцев 2006 года составил 213,6 млрд. руб. против 114,1 млрд. руб. за аналогичный период 2005 года. И все это на фоне отрадного для эмитентов удешевления займов: с начала года доходность облигаций, которую компании предлагают потенциальным покупателям, снизилась на 0,5%.
Страницы: 1, 2, 3, 4