Что же касается структуры вложений в обрабатывающие производства, то здесь сохраняется прежняя четверка лидеров - металлургия, нефтехимия и химия, а также пищевая промышленность. На эти сектора, развитие которых, в общем-то, не выводит страну за рамки ее традиционной внешнеторговой ориентации на сырье и полупродукты, приходится более 70 процентов иностранных инвестиций, абсорбированных обрабатывающей промышленностью с начала 2006 года. При этом доля прямых вложений из-за рубежа во все указанные виды экономической деятельности, за исключением разве что производства продуктов питания, крайне низка. Из-за сохраняющихся формальных и неформальных ограничений крайне слаб приток инвестиций и в те сферы, где все острее ощущается потребность в них: электроэнергетику, газодобычу, ЖКХ.
В России нет пока четкой государственной программы привлечения иностранных инвестиций, предусматривающей приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В то же время законодательство многих стран бывшего Союза уже содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительные или первоочередные льготы.
По условиям обеспечения общей устойчивости правовой среды для деятельности иностранных инвесторов Россия проигрывает Латвии, Украине, Таджикистану, где приняты положения о том, что в случае появления более поздних законодательных актов, ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициям в течение десяти лет применяются те законодательные акты, которые были в силе в момент внесения инвестиций.
Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов – необходимое условие для притока иностранных инвестиций.
Другим моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, являются большое количество ведомственных актов, "уточняющих" положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, т.е. сети услуг которая позволяет функционировать рыночной экономике.
По показателю законодательной среды для инвестиций Россия не имеет значительных преимуществ перед другими государствами бывшего Союза, а по некоторым позициям даже проигрывает им.
Для активизации притока иностранных инвестиций в российскую экономику необходимы восстановление доверия иностранных инвесторов к России, улучшение ее положения на мировых рынках капитала, создание благоприятного инвестиционного климата, развитие системы стимулирования иностранных инвесторов, осуществляющих инвестирование в реальный сектор экономики, устранение барьеров на пути иностранных инвестиций и принятие общепризнанных стандартов в сфере международного инвестиционного сотрудничества.
Создание благоприятного инвестиционного климата в значительной мере решается путем развития нормативно-правовых основ государственного регулирования иностранных инвестиций. Оно осуществляется по двум направлениям: совершенствования российского законодательства в сфере международного инвестиционного сотрудничества и заключения международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений и об избежании двойного налогообложения.
В России осуществлен ряд мероприятий по развитию законодательства и информационного обеспечения иностранных инвесторов, улучшению налогового, таможенного и валютного регулирования, правовому обеспечению участия страны в международном инвестиционном сотрудничестве.
В июне 1999г. введен в действие Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», направленный на создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций. Он, в частности, предусматривает предоставление иностранным инвесторам гарантии стабильности условий осуществления инвестиционных проектов вне зависимости от неблагоприятных изменений законодательства Российской Федерации. [7;с.726]
Осуществляется переговорный процесс по заключению Россией международных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В настоящее время Россия имеет 53 соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, в которых предусмотрены: полная и безусловная защита прав и интересов иностранного инвестора; право иностранного инвестора на возмещение убытков, причиненных ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов и должностных лиц; гарантии иностранному инвестору осуществлять капиталовложения в любых формах, не запрещенных законодательством, и гарантии перехода прав (суброгация); порядок выплаты компенсации за экспроприируемое, а также национализируемое имущество и ряд других мер.
Завершено формирование законодательной базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций в форме соглашения о разделе продукции.
Реализация соглашений о разделе продукции направлена на обеспечение притока иностранных инвестиций в сферу добычи минеральных ресурсов и создание правовой основы, регулирующей отношения между государством — собственником недр и частным иностранным инвестором, в форме гражданского договора, а также она позволит получить дополнительные накопления для освоения месторождений минерального сырья, находящихся в сложных природно-климатических и горно-геологических условиях,сохранить рабочие места и обеспечить заказами на оборудование и материалы отечественные предприятия.
В соответствии с соглашением о разделе продукции Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, определенном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить указанные работы за свой счет и на свой риск.
Характерные особенности соглашения о разделе продукции заключаются в следующем:
• определении прав инвестора на принадлежащую ему продукцию на основе права собственности на продукцию, которая может быть вывезена с таможенной территории Российской Федерации без каких-либо ограничений экспорта, в том числе квотирования и лицензирования, а также без обязательных требований к инвестору относительно реализации этого сырья через определенные коммерческие и некоммерческие организации;
· особом порядке налогообложения, при котором уплата налогов и сборов заменяется разделом продукции между государством, субъектом Российской Федерации и инвестором, за исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами;
· предоставлении государственных гарантий стабильности условий хозяйственной деятельности инвесторов на весь период действия соглашения о разделе продукции независимо от изменения российского законодательства.
Участниками соглашения о разделе продукции являются: государство, от имени которого выступает Правительство Российской Федерации; орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр; инвесторы — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические лица (российские и иностранные), объединение юридических лиц.
В процессе хозяйственной деятельности инвестор уплачивает налог на прибыль, платежи за пользование недрами и другие платежи. [7;с.727]
В настоящее время на условиях соглашений разрабатываются и подготавливаются к разработке 22 месторождения и участка недр. Крупными проектами, определяющими приток инвестиций на основе соглашений о разделе продукции, являются три крупномасштабных проекта: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и разработка Харьягинского месторождения нефти. Одной из эффективных форм привлечения крупномасштабных иностранных инвестиций является инвестиционное соглашение, которое заключается между Министерством экономического развития и торговли России и иностранной компанией, осуществившей вклад в уставной капитал российской коммерческой организации.Работа иностранных инвесторов по реализации инвестиционных соглашений регулируется положением о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений и приложениями к нему.
Для заключения инвестиционного соглашения иностранный инвестор представляет проект инвестиционного соглашения и основные экономические показатели, выполненные на основе технико-экономического обоснования, прошедшего независимую экспертизу. Кроме того, иностранный инвестор извещает о начале реализации инвестиционного соглашения с представлением плана-графика выполнения работ и финансового обеспечения на весь период осуществления инвестиционного проекта. [7;с.728]
В инвестиционном соглашении устанавливаются: объемы, направления и сроки осуществления инвестиций; номенклатура, объемы, сроки и порядок реализации на территории России иностранных товаров; ответственность сторон за нарушение инвестиционного соглашения и порядок его досрочного расторжения.
Значительные возможности для привлечения иностранных инвестиций предоставляют свободные экономические зоны (СЭЗ), представляющие собой ограниченные участки таможенной территории страны, в пределах которой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.
Создание СЭЗ способствует развитию экспортноориентированных производств, увеличению валютных поступлений в федеральный и местный бюджеты, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций, созданию дополнительных условий для развития экономики регионов.[7;с.728]
К свободным экономическим зонам относятся зоны экспортного производства и свободные таможенные зоны производственного и торгового типов. В исключительных случаях может быть создана особая экономическая зона.
Зона экспортного производства представляет собой ограниченный участок национальной территории, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для тех субъектов, которые зарегистрированы в этой зоне, проводят техническое перевооружение собственного производства, создают новые или совершенствуют применяемые технологии, производят новые виды готовой продукции, полуфабрикатов или сырья. Обычно для субъектов предпринимательской деятельности в зоне экспортного производства устанавливается норма вывоза с ее территории за пределы таможенной территории страны товаров собственного производства, или отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны.
Зона экспортного производства предусматривает также льготы по налогообложению, платежам по ресурсам и услугам, валютному контролю.
Импортные товары, предназначенные для производственных целей в зоне экспортного производства, могут освобождаться от таможенных пошлин. Беспошлинно также осуществляется экспорт продукции, произведенной на территории зоны. Следующей льготой является предоставление предприятиям в зоне экспортного производства кредитных средств под умеренные проценты.
Среди других льгот, предоставляемых в зоне экспортного производства, следует выделить снижение арендной платы за землю, здания, сооружения и другие объекты, ускоренную амортизацию основных производственных фондов. [7;с.729]
Свободная таможенная зона также представляет собой ограниченный участок таможенной территории, в пределах которой устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. Свободная таможенная зона является беспошлинной территорией, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без уплаты таможенных пошлин и налогов.
Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территорий, имеющих развитую производственную и транспортную инфраструктуру и другие условия для предпринимательской деятельности. В указанной зоне разрешается осуществление производственных операций.
Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пограничных пунктах и других участках. Территория такой зоны используется для проведения выставок, доработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых товаров для последующего их вывоза за пределы территории страны или на остальную часть ее территории за пределами зоны.
Свободные таможенные зоны освобождаются от уплаты налогов, таможенной пошлины, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, обычно устанавливаемых таможенным законодательством принимающей страны. Кроме того, может иметь место освобождение от налогов деятельности, разрешенной в свободной экономической зоне.
Для привлечения иностранных инвестиций в последние годы в России реализован ряд мер по облегчению налогового бремени, введен ряд, освобождений от уплаты НДС, таможенных пошлин и налога на прибыль. Так, освобождаются от уплаты НДС: товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов; товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организаций (предприятий) с иностранными инвестициями; товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия). [7;с.730]
Другая льгота, которая предоставляется иностранным инвесторам, — освобождение от налога на прибыль. От налога на прибыль освобождаются средства: направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения; направленные предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства.
От обложения таможенными пошлинами освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, при условии, что эти товары: не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются также товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и совместные предприятия, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют более 30%, вправе без лицензий импортировать продукцию для собственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных действующими на территории Российской Федерации международными договорами. [7;с.730]
Большое значение для привлечения иностранных инвестиции имеет благоприятный инвестиционный климат на уровне регионов. Практика подтверждает, что иностранные инвестиции концентрируются в регионах с развитой рыночной инфраструктурой и высокой платежеспособностью населения, а также обладающих значительными сырьевыми запасами.
Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в части гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам регионального значения.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества, является Министерство экономического развития и торговли, которое организует разработку и обеспечивает реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом, координирует сотрудничество с международными финансовыми организациями в инвестиционной сфере, осуществляет экспертизу предложений в области международного инвестиционного сотрудничества. [7;с.731]
На ближайшие годы предусматривается комплекс мер по дальнейшему Улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для иностранных инвесторов, способствующих притоку иностранных инвестиций в экономику России. [7;с.731]
Основные страны-инвесторы в 2006 г. – Кипр, Великобритания, Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Виргинские (Британские) острова, Швейцария, США. На долю этих стран приходилось 84,8 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в т.ч. на долю прямых – 85,8 % от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.
В 2006 г. в экономику России поступило 55,1 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 2,7% больше, чем в 2005 году (приложение 3, таблица 1).
Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2006 г. составил 14,3 млрд. долларов. В 2006 г. из России за рубеж направлено 52,0 млрд. долларов иностранных инвестиций, или на 67,0 % больше, чем в 2005 году.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 45,2 млрд. долларов, или на 44,5 % больше, чем в 2005 году (приложение 3, таблица 2).
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала- необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Таким образом, оценка инвестиционной привлекательности РФ характеризует процесс вложения капитала в экономику страны как высоко рисковый, что обуславливает повышенные требования к его доходности. Однако оценки большой группы факторов, определяющих возможности ведения эффективного бизнеса в РФ, политическую ситуацию, защиту собственности и коррумпированность, характеризуют инвестиционный климат в России как неблагоприятный относительно большинства других стран мира. Поэтому пока в стране не будут созданы благоприятные, реально привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций в приоритетные перспективные отрасли и регионы, зарубежный капитал по-прежнему будет отдавать предпочтение рынкам развивающихся стран, предлагающих более выгодные условия.
Таким образом, активизация инвестиционного процесса в России и увеличение объемов капитальных вложений, в том числе за счет притока иностранного капитала, для обеспечения роста конкурентоспособности страны предполагает: выравнивание норм рентабельности между сырьевыми и перерабатывающими секторами экономики; снижение налоговой нагрузки на главные отрасли экономики, способные повысить рейтинговые позиции России среди мировых конкурентов.
1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маковикова Г.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2001. – 480с.
2. Булатов А. Капиталообразование в России// Вопросы экономики. - 2005. - №9. – с.7.
3. Булатов А. Россия в мировом инвестиционном процессе// Вопросы экономики. – 2006. - №11. – с.74-84.
4. Вахрин В.И. Инвестиции: Учебник – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 384с.
5. Шишкин М. Суверенные инвестфонды// Коммерсант – 11.09.2007. – с.11-15.
6. Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 424с.
7. Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832с.
8. Журавлев С. Инвестиции поднялись на расходах//Российская Бизнес-газета 2007 - №583 – с.16-22
9. Мельникова Н. Иностранные инвестиции в экономике России// Экономист. – 2005. - №4. – с.39-44.
10. Мырынюк А. Ключевые задачи и цели государственной инвестиционной политики в России// Еженедельная газета «Стройка». – 2006. - №36.
11. Розанова Ю.М. Формирование инвестиционного климата в экономике России// Вестник московского университета. Серия 6. Экономика. – 2000. - №4. – с.30-45.
12. Российская экономика: тенденции и перспективы. Сентябрь, 2005. – М.: ИЭПП, 2005.
13. Россия в цифрах. 2006.
14. Экономическая теория. Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспет, 2001. – 448с.
Интернет- сайты:
15. Базина Г. Иностранные инвестиции – это дополнение к внутренним источникам. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
16. Нещадин А. Инвестиционные риски российских регионов. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
17. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
18. Федорова А. Страхование инвестиционных рисков: состояние и перспективы. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
19. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков. http://www.InvestmentRUSSIA.ru/rus/stat/invclimat.htm.invest.rin.ru.
20. www.km.ru. Пути и меры по привлечению инвестиций.
21. #"#">#"#">#"1.files/image003.gif" align=left>
Приложение 2.
Рис. 2. Накопленные иностранные инвестиции
Рис. 3. Структура поступления иностранных инвестиций за 9 месяц 2006 года.
Приложение 3.
Таблица 1. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам (млн. долларов США)
Накоплено на конец 2006 г.
В том числе
Справочно поступило в 2006 г.
всего
в % к итогу
прямые
портфельные
прочие
Всего инвестиций
142926
100
67887
4902
70137
55109
из них по основным странам-инвесторам, в т.ч.:
123871
86,7
58502
4245
61124
43853
Кипр
32276
22,6
22796
1358
8122
9851
Нидерланды
23451
16,4
19234
62
4155
6595
Люксембург
22870
16,0
587
203
22080
5908
Германия
12260
8,6
3320
1692
7248
5002
Великобритания
11801
8,2
2907
169
8725
7022
США
7698
5,4
4588
507
2603
1640
Виргинские острова (Британские)
4259
3,0
2410
102
1747
2054
Франция
3699
2,6
1058
0,0
2641
3039
Швейцария
2832
2,0
1353
151
1328
2047
Япония
2725
1,9
249
1
2475
695
Таблица 2. Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом (млн. долларов США)
Справочно направлено в 2006 г.
14277
6054
1070
7153
51978
из них в страны - крупнейшие получатели инвестиций, в т.ч.:
11754
82,3
4464
971
6319
44266
Украина
3291
23,0
92
381
2818
3001
2629
18,4
1293
553
783
2686
Багамские острова (Британские)
1097
7,7
-
0,2
403
Австрия
1037
7,3
145
892
12970
1018
7,1
857
0,1
161
1012
1007
728
29
250
735
597
4,2
584
13
18241
469
3,3
358
110
2006
318
2,2
133
7
178
3190
Литва
291
274
17
22
Страницы: 1, 2, 3