Рефераты. Инвестиционная деятельность в Тюменской области






Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы  аналогичными, но не одинаковыми  мотивами. В  обоих  случаях  инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том,  чтобы руководить  компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная  компания)  стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции,  которая будет реализовываться либо на российском потребительском  рынке  (пример ресторанов Макдональдс),  либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производственных мощностей.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные  инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные  прямым  инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров  народного потребления,  в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны,  и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Отток капитала. Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие из-за рубежа, мы можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За последние годы в России сложился слой предприятий и предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости экономического положения в стране большие средства переводятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. Отток денежных ресурсов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их приток. Как не парадоксально, но в течение 1997 года Россия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо России (когда страна является неттоэкспортером капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд. долларов. Мотивация оттока капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприятия используют свои сбережения не на  капиталовложения внутри страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило, хранят свою прибыль на  счетах  в  зарубежных  банках вместо того,  чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс, известный как отток капитала, очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому предприятия предпочитают  предоставлять кредиты иностранцам (помещая деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся санкционированные  инвестиции  в экономику других стран в форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, поскольку финансовая  статистика,  естественно,  учитывает  только  их легальную часть.

Отток в крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть принять организационно-правовые меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.  Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции, принятия четкого экономического законодательства, основанного на рыночных принципах.

На сегодняшний момент по сведениям Госкомстата объемы вложений прямых инвестиций составил всего 3 млн. долларов и они почти целиком направлялись в промышленность - цветную металлургию, химическую и нефтехимическую отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов в 1991-1999 годах из России было вывезено около 150 млрд. долларов “грязных”, т.е. заработанных незаконным путем, денег и по статистике около 10 млрд. долларов чистых денег ежегодно вывозиться из России незаконным путем. Естественно, что государство заинтересовано в том, чтобы хотя бы часть “уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

Сейчас правительство рассматривает законопроект о легализации размещенных за рубежом финансовых активов - о так называемой “экономической амнистии”. В этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться в Россию и при уплате определенного налога государству эти деньги перестанут считаться нелегальными. Этот законопроект необходим правительству для возвращения в Россию “уплывших” денег. Однако по мнению экспертов этот проект не имеет будущего, так как деньги уходили из России из-за недоверия государству и не вернутся обратно, пока доверие к государству не восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

 

 

§1.3. Состояние инвестиционной сферы российской экономики

 

 

Глубинные основы кризиса в народном хозяйстве следует искать  в  тенденциях  структурных изменений. В периоды эволюционного развития последние отличаются инерционностью, однако, в условиях кризиса их темпы многократно ускоряются, приобретают черты хаотичности, вызывая цепочку экономических и социальных противоречий.

За годы реформ наиболее значительные сдвиги произошли в отраслевой структуре  народного хозяйства, вызванные неравномерными темпами снижения производства и инвестиций в отдельных секторах.

Прежде всего, намного сократилась доля производственной сферы при соответствующем увеличении удельного веса сферы услуг.

В структуре производства промышленной продукции произошло изменение соотношения между добывающими и обрабатывающими отраслями в пользу первых. Особенно значителен рост удельного веса топливно-энергетического комплекса. Разбухание топливно-сырьевого комплекса происходило в ущерб потребительского и инновационно-инвестиционного секторам. Экономика оказалась неспособной удовлетворить потребности населения в продовольствии, промышленных товарах и услугах и обеспечит на только расширенное, но и простое воспроизводство, обновление основного капитала.

В числе других негативных тенденций - существенное снижение роли машиностроения, АПК и широкого круга отраслей, производящих потребительские товары. Заметно сдали позиции лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность стройматериалов, а также химическая и нефтехимическая отрасли. Ухудшилась технологическая структура экономики. Сократилась доля передовых технологий.

Невысокие темпы обновления производственного аппарата в последние годы еще более замедлились. Коэффициент выбытия оборудования — в 4 раза ниже, чем в промышленно развитых странах. В результате увеличивается износ основных производственных фондов. Особенно отметим более быстрое их старение (в 2 раза по сравнению с пищевой промышленностью) в отраслях, определяющих темпы НТП в экономике. В перспективе это приведет к ускоренному устареванию фондов всех остальных отраслей народного хозяйства.

Кроме отмеченных негативных моментов, необходимо учитывать значительное качественное отставание отечественных технологий от мировых аналогов.

Из доклада управления РАО “ЕЭС России” стало известно, что в настоящее время в электрических сетях остро встала проблема старения оборудования.

По состоянию на 01.01.99г. около 5 тыс.км высоковольтных линий 110-220 кВ и подстанций 110-500 кВ общей мощностью 8 млн.кВА подлежат реконструкции. К 2010 г. потребуется реконструкция уже 20 тыс.км линий электропередачи и 300 млн.кВА мощности подстанций напряжением 110 кВ и выше.

Из всего парка выключателей, установленных в сетях 220 кВ и выше, отключающая способность примерно 700 выключателей не соответствует уровням токов короткого замыкания, в том числе 517 выключателей в сетях 220 кВ (из них, 181 в ОЭС Сибири, 148 в ОЭС Центра, 117 в ОЭС Средней Волги), 48 выключателей в сетях 330 кВ (в ОЭС Северо-Запада), 99 выключателей в сетях 500 кВ (36 в ОЭС Центра, 41 в ОЭС Средней Волги, 22 в ОЭС Урала). В перспективе до 2010 г. рост токов короткого замыкания в сети 220 кВ и выше составит 1-5 кА, поэтому одной из основных задач в развитии электрических сетей является приведение в соответствие уровней токов к.з. и коммутационной способности выключателей за счет модернизации выключателей и замены на более мощные.

К 2010 г. потребуется заменить более 600 выключателей, большая часть которых установлена в ОРУ 220-500 кВ действующих электростанций (Братская, Саратовская, Волжская ГЭС, Заинская, Костромская, Конаковская, Черепетская ГРЭС, Курская, Воронежская АЭС и др.).

Износ основных фондов электрических сетей РАО “ЕЭС России” по состоянию на 01.01.99г. составил в среднем 40 %, а уже через 4-5 лет износ достигнет в среднем 65-80%. Срок службы первых высоковольтных линий 500 кВ превысил 40 лет, высоковольтных линий 750 кВ - 28 лет.

На ПС 330-1150 кВ РАО “ЕЭС России” установлено 380 силовых автотрансформаторов единичной мощностью 125 тыс.кВА и более и 267 шунтирующих реакторов единичной мощностью 60 тыс.кВА и более, из которых находятся в эксплуатации более 25 лет, соответственно, 45 (12 %) и 35 (13 %).

В период до 2010г. потребуется на 22 подстанциях напряжением 330 кВ и выше провести реконструкцию с заменой трансформаторов и реакторов, основная часть которых (13) приходится на ПС 500 кВ в ОЭС Сибири: Тайшет, Барнаульская, Новоанжерская, Беловская, Камала, Иркутская, Новокузнецкая, Новозиминская и др. На европейской территории ЕЭС России потребуется реконструкция следующих ПС 500кВ: Липецк, Ногинск, Тюмень, Демьянская, Магистральная и 330 кВ: Восточная и Южная (Северо-Запад), Белгород, Чир-Юрт и др.

Решающим фактором повышения эффективности функционирования оптового рынка электроэнергии и надежности энергоснабжения потребителей являются усиление межсистемных сечений, дальнейшее развитие системообразующих электрических сетей, повышение их разветвленности и пропускной способности путем реконструкции существующих линий электропередачи и строительства новых.

Первоочередными задачами развития основных межсистемных связей в ЕЭС России являются:

·        создание мощного электрического транзита между восточной и европейской частями ЕЭС России. С этой целью в дополнение к первой межсистемной электропередачи 1150 кВ Сибирь-Казахстан-Урал, объединяющей ОЭС Сибири с европейской частью России через территорию Казахстана, намечается усиление электрической сети линиями электропередачи 500 кВ и в последующем - 1150 кВ, проходящими по территории России;

·        усиление системообразующих связей 500 кВ по направлениям: Урал - Средняя Волга - Центр, Средняя Волга - Центр - Северный Кавказ, Северо-Запад - Центр;

·        создание электрической связи 500 кВ между ОЭС Сибири и Востока, что позволит перевести на синхронную работу ОЭС Востока с ЕЭС России и осуществить передачу мощности в направлении ОЭС Востока до 600 МВт.

Планируется сооружение линий электропередачи внутри энергообъединений, предназначенных для ликвидации технических ограничений существующей схемы электрической сети, выдачи мощности новых электростанций и “запертой” мощности существующих.

Вводы электрических сетей напряжением 330 кВ и выше до 2005 г. намечается в объеме около 14-16 тыс.км, в период 2006-2010 гг. - 10,4-12 тыс.км, что потребует более 20 млрд.долл.США.

В период до 2005 года предстоит решить ряд актуальных задач, связанных с реконструкцией, техническим перевооружением и заменой морально устаревшего и выработавшего ресурс электротехнического оборудования подстанций на оборудование нового поколения, разработанное по новейшим мировым технологиям и обладающего повышенной надежностью функционирования, экологической и технологической безопасностью, а также позволяющее применять дистанционное управление с удаленных диспетчерских центров при минимуме эксплуатационных затрат.

В качестве нового поколения электротехнического оборудования для замены выбывающего планируется использовать следующее оборудование:

·        автотрансформаторы с улучшенными электрическими характеристиками и повышенной надежностью, сниженными суммарными потерями и оборудованными надежными РПН и надежными высоковольтными вводами;

·        шунтирующие реакторы напряжением 500 кВ с бронестержневой конструкцией магнитопроводов, с пониженным уровнем потерь, аналогичных реакторов других классов напряжения;

·        управляемые шунтирующие реакторы;

·        элегазовые выключатели наружной установки напряжением 110 кВ и выше взамен воздушных и масляных, оборудованные приводом без использования сжатого воздуха;

·        высоконадежные разъединители напряжением 110 кВ и выше, с улучшенной кинематикой и контактной системой, оборудованные малогабаритными автоматизированными двигательными приводами;

·        современные высоконадежные трансформаторы напряжения и тока, напряжением 110 кВ и выше, с количеством вторичных обмоток, определяемых заказчиком (покупателем) и обеспечивающих работу приборов учета электрической энергии с классом точности 0,2;

·        взрывобезопасные ограничители перенапряжений с повышенной пропускной способностью вместо вентильных разрядников;

·        высоковольтные вводы напряжением 110-750 кВ повышенной надежности, в т.ч. вводы с твердой изоляцией напряжением до 220 кВ;

·        современные микропроцессорные комплексы устройств релейной защиты и автоматики, высокочастотная аппаратура с микропроцессорными средствами настройки, универсальные испытательные системы, системы управления с использованием цифровой аппаратуры и ВОЛС.

Применение современных средств и систем управления позволит повысить пропускную способность электрической сети, улучшить качество электроэнергии, повысить надежность и экономичность работы электрических сетей.[3]

Приведенные выше данные свидетельствуют о большом потенциале рынка электросетевого оборудования в России, на котором иностранные инвесторы могут занять определенную нишу в финансировании строительства и реконструкции электрических сетей, а также в поставках электросетевого оборудования.

Анализ состояния и тенденций развития отраслей агропромышленного комплекса (АПК) России свидетельствует, что технический уровень производства не удовлетворяет современным требованиям. Мировому уровню соответствует не более 15% важнейших групп машин и механизмов, имеющихся в этих отраслях. Удельный вес устаревшей техники, требующей безотлагательной замены, превышает 27%. Потребность в важнейших видах оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности удовлетворяется на 55%.[4]

Возможности проведения инновационных процессов в пищевой и перерабатывающей промышленности серьезно ограничены существующей возрастной структурой основных производственных фондов (ОПФ). Во всех отраслях АПК фактический срок их службы значительно превышает нормативный. Более одной трети машин и оборудования отработало уже два и более амортизационных срока. Наиболее тяжелое положение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, где физически изношенных ОПФ достигает 85%. В целом же по стране эта величина составляет 50%. Доля импортного оборудования в активной части ОПФ - 27%.[5] На отдельных производствах отечественного оборудования практически нет.

Решение данных проблем определяет уровень экономического развития. Сейчас, когда снижается инвестиционная активность, необходимо значительно ускорить темпы обновления производства за счет внедрения перспективных технологий, техники, инноваций.

Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью.

Инвестирование средств в инновационный сектор производства позволит повысить уровень общественного производства, улучшить качество продукции, способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Новые технологии обеспечивают повышение доходов предприятия. Рост налоговых поступлений в казну государства позволит увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества.

Итак, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.