И. В. Розмаинский
Основные представители: Карл Менгер (1840-1921), Ойген фон Бем-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926)
Австрийская школа маржинализма в значительной мере отличается от других течений маржинализма. Это отличие обусловлено следующими особенностями австрийской школы.
а) Больший акцент - по сравнению с другими школами маржинализма - на субъективизме и психологизме.
б) Больший акцент на сфере потребления и большее пренебрежение сферой производства - по сравнению с другими школами маржинализма.
в) Следование «принципу исходной категории», характерному для классической политической экономии.
г) Понимание экономической науки как науки, исследующей причинно-следственные, а не функциональные связи.
д) Качественный характер экономического анализа. При этом представители австрийской школы маржинализма отрицательно относились к использованию графических и алгебраических методов анализа.
е) Трактовка экономических феноменов как результатов спонтанных процессов (это характерно для К. Менгера).
ж) Отказ от трактовки рыночного хозяйства как равновесной системы.
Основная работа: «Основания народнохозяйственного учения» [«Grundsatze der Volkswirtschaftslehre»] (1871)
После издания в 1871 году книги с указанным выше названием, Менгер, наряду с У.С. Джевонсом и Л. Вальрасом, считается «творцом» маржиналистской революции. Также можно утверждать, что именно К. Менгер заложил основы самой австрийской школы.
Исходным пунктом экономического анализа К. Менгера является исследование соотношений между человеческими потребностями и способностями вещей удовлетворять эти потребности. К.Менгер выделяет ряд условий превращения вещи в благо:
а) существование некоей человеческой потребности;
б) наличие у данной вещи потенциальных свойств, позволяющих ей удовлетворить эту потребность;
в) знание человеком указанных потенциальных свойств вещи;
г) обладание вещью, позволяющее использовать вышеперечисленные свойства.
При этом если количество единиц данной вещи безгранично, то такая вещь является свободным благом. В противном случае - когда вещь является редкой - она представляет собой экономическое благо. При этом благо и товар - разные категории. «Товар - это экономическое благо, предназначенное для продажи»[1] [11].
Учение К. Менгера об (экономическом) благе лежит в основе современной микроэкономической теории.
Субъективная ценность - это значение, которое имеет для индивида данное благо. Чрезвычайно важно то, что ценность не является объективным свойством вещи. Ценность - это суждение индивида о благе. Поэтому одно и то же благо может обладать разной ценностью для разных индивидов.
Необходимыми условиями для обладания благом ценности являются следующие:
а) его полезность для данного индивида;
б) редкость.
Субъективная ценность блага определяется полезностью последней единицы потребляемого блага. К. Менгер иллюстрирует этот тезис на условном примере с десятью разными благами (см. табл. 3.1).
Таблица 1.
Б л а г а
Акты потребления
(потребляемые единицы)