Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом – не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики – особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.
Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как таковой, т.е. формы взаимоотношений хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
1) устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства.
2) свёртывание товарно-денежных отношений
3) ликвидация конкуренции
4) искусственная концентрация и узкая специализация производства
5) преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
Наша экономика уникальна: в ней монополизировано не только производство, но и среда обитания хозяйствующих субъектов. Государство выступает одновременно и как монопольный производитель, и как монопольно управляющее начало. Негосударственные экономические субъекты вмонтированы в монопольную среду обитания, им же созданную.
Отличия рыночной монополии от монополии в условиях командной экономики представлены следующим образом:
Государственный монополизм по своему содержанию является точной копией характерных признаков чистой монополии в рыночной экономике.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже – в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.
В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
1) становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями- за установление связей с производителями.
2) формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
3) зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Целесообразно различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.
Основными условиями появления конкуренции являются:
1) собственность на средства производства, продукт и доход
2) доступ к ресурсам и информации
3) множественность обособленных производителей, экономическая самостоятельность (выбор вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.)
Рыночная конкуренция - система отношений между экономически самостоятельными производителями (продавцами) товаров и услуг, стремящихся к поиску новых способов реализации их экономических интересов. Условиями её развития, наряду с указанными, выступают: заинтересованность субъектов в росте прибыли, стимулирование создания новых предприятий в монополизированных отраслях и др.
Ф.Хайек особо подчёркивал необходимость наличия: развитого института индивидуализированной (нечастной) собственности – единоличной, семейной, партнёрской, кооперативной, акционерной; разработанной правовой базы, определённой деятельности государства и правительства по созданию условий для конкуренции; исключение централизованного планирования, вмешательства в систему ценообразования и распределения ресурсов.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры – малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями – за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой – за рабочие места; между банками – за объекты кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Значимость конкуренции в рыночной экономике.
Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца — добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния на контрагента. Если, например, вас не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.
Во-вторых, конкуренция создает одно из главных условий, необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. Свободное ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения ресурсов и конечных товаров. Рынок как саморегулирующаяся система действенен только при наличии конкуренции.
В-третьих, конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень его соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть "поле экономической игры". В таком случае конкуренция подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности. Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей. Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно-технические разработки. Конкурентные преимущества и недостатки России
Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительные масштабы накопленных основных производственных фондов.
Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающего оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК.
Однако использование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
Перспективы развития внешней торговли России.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон России можно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешней торговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшее возрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов, нефтепродуктов, удобрений и т.д.).
Имеются возможности для стабилизации и расширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятся легковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование, оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевой рабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств из ввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок.
Имеются определенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, что тесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса (в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники, оборудования для АЭС, современного оружия).
По мере восстановления собственного сельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импорте будет сокращаться доля потребительских товаров, и увеличиваться доля инвестиционных товаров — машин и оборудования.
Внешняя торговля России ни по своему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствует экономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентных преимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессе возрождения экономики страны, создания полноценной системы государственной поддержки ее экспортного потенциала.
* * *
К концу 2004 года нас ждет новый закон о конкуренции. К созданию крупных корпораций он будет относиться добрее, но за нарушения антимонопольных законов предприятие будут доводить до банкротства и сажать руководителей. Не исключено, что среди них окажется довольно много чиновников.
"К сожалению, активность в нарушении антимонопольного законодательства выросла", - отметил министр по антимонопольной политике Илья Южанов, подводя итоги прошедшего года. И хотя рекорд принадлежит нарушителям рекламы (около 12 тыс. возбужденных антимонопольных дел), этот результат министр отнес к активности милиции, получившей право фиксировать нарушения рекламы. Гораздо тревожнее, по мнению Южанова, увеличение антимонопольных нарушений со стороны чиновников: около 64% расследований Министерства по антимонопольной политике (МАП) связано с органами власти различного уровня. "Продолжается бюрократизация антимонопольных нарушений, - отмечает Южанов. - Если раньше чаще всего шла речь об издании антиконкурентных нормативных актов, то сейчас власти все чаще становятся прямыми участниками монопольных соглашений".
В пример министр привел дело, возбужденное на днях МАПом, о вытеснении с рынка сбыта газа независимых продавцов ("Финансовые Известия" писали об этом 23 декабря). Напомним, что дело возбуждено против "Газпрома", его дочерней компании "Межрегионгаз", Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) и ее региональных "дочек" (РЭК) в Южном округе. При этом Южанов считает главным виновным именно государственный орган: "Именно региональные комиссии ФЭК не утверждают тарифы независимым газораспределительным организациям". Министр сказал, что надеется завершить дело в течение полугода, и пообещал, что оно будет очень громким.
При этом, как самокритично признал Южанов, именно МАП давал три года назад разрешение "Газпрому" на организацию региональных отделений "Межрегионгаза". В результате последние скупили большинство газораспределительных организаций (ГРЭО) - и сегодня чиновники помогают "Газпрому" лишить бизнеса тех немногих, что остались независимыми. Однако министр заявил, что сейчас на местах будет проверяться конкуренция на рынке сбыта газа, и намекнул, что результаты могут дать повод задуматься об исправлении ошибок: "Может быть, будут структурные требования о продаже активов".
МАП достаточно часто воюет с госорганами и естественными монополиями. И Южанов уверяет, что успешно, несмотря на упорное обжалование решений МАПа в судах. Например, в течение года прошла череда дел, связанных с чинимыми ФЭК и РЭК препятствиями независимым компаниям, желающим выйти на ФОРЭМ, - и все они выиграны МАПом, говорит Южанов.
А в отношении компаний "Трансаммиак" и "Трансазот", которые не подчинились предписанию МАПа, дела переданы в Генпрокуратуру. "Они практически административно приватизировали аммиакопровод в Николаев, - пояснил министр. - Что ж, если эти господа не умеют говорить на языке Гражданского кодекса, будем говорить с ними на языке кодекса уголовного".
Впрочем, старому антимонопольному законодательству жить осталось недолго. Как заявил Южанов, к декабрю 2004 года МАП представит в правительство проект закона о конкуренции, который заменит два существующих (для товарных и для финансовых рынков) и будет гораздо либеральнее относиться к слияниям и поглощениям. Так, порог совокупных активов желающих объединиться компаний поднимется до 3 млрд. рублей. Зато штрафы, средний размер которых сейчас около $400, станут значительно больше. Южанов приводит в пример ЕС, где штрафы составляют до 10% от годового оборота компании. При этом за год оштрафовать можно трижды, что составит 30% от оборота: "А это уже банкротство". Правда, успокоил министр, сразу такие штрафы вводить не будут, "будет ступенчатая шкала". Но общее направление сохранится: "Ужесточение антимонопольного контроля и увеличение штрафов при либерализации самого антимонопольного законодательства". По мнению Южанова, это равноценный размен.
В 2004 г. можно ожидать снижения банками процентных ставок по кредитам в среднем на 3-5% годовых по рублевым займам и на 2-3% - по валютным, считает первый заместитель управляющего Международным промышленным банком (МПБ) Сергей Мельников.
По его мнению, в 2004 г. российские банки столкнутся с серьезной конкуренцией на рынке кредитования крупных предприятий и компаний. В условиях снижающейся доходности по основным финансовым инструментам кредитование крупных корпоративных клиентов является для многих банков основным источником дохода, отмечает С.Мельников. Между тем, уже сегодня наметилась тенденция, когда сами предприятия отдают предпочтение более дешевым кредитам западных банков или же привлекают средства через размещение собственных облигаций. В будущем это создаст проблемы банкам, ориентированным на кредитование реального бизнеса, считает С.Мельников.
Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал в журнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество в опасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощным тормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причем государство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуют монополизму».
При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообще для российской экономики монополизация — исторически закономерное явление. Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России, приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Но централизованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-бедно обеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов (средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы и бизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, где интеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще не созданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что и делает монополистичной целиком всю экономику».
Поэтому не случайно, что «…все более распространенным становится мнение, что деньги можно зарабатывать, только имея «особые отношения» с властью (например, муниципальной), которая рассматривает любой бизнес на своей территории как свою вотчину и, ограждая «свои» фирмы от конкуренции, получает экономическую ренту».
Если добавить к этому, что «…роль судебной системы, контролирующей исполнение контрактов, взяли на себя бандиты», то становится ясно, почему «новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает сам институт предпринимательства».
Необходимо также обозначить еще одну большую проблему — ограничения, наложенные на конкуренцию на рынке рабочей силы. В первую очередь это ограничения, сдерживающие ее мобильность. «Сегодня в России рабочая сила прикована к индустриальным городам системой регистрации и связанной с ней системой социальных благ. Семья безработного, живущая в экономически неблагоприятном районе, имеет пособие по безработице и экономические субсидии, все члены семьи лечатся бесплатно, а дети получают бесплатное среднее образование и бесплатно пользуются услугами детских садов. Переезд, как правило, означает утрату всех этих льгот. И в первую очередь самой главной — права на жилье… Внеэкономические формы прикрепления людей к земле (крепостное право, изъятие паспортов у крестьян и проч.) просто уступили место экономическим ограничениям в виде социальных благ. Но сути это не меняет: феодальная экономика всегда менее эффективна, чем капиталистическая».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5