Вот некоторые положения Закона, касающиеся конвертируемости российской национальной валюты:
1.Расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без ограничений.
2. Порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской ФедерацииФедеоации нерезидентами устанавливается Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации.
3.Вызов и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляется резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации совместно с Министерство финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. (Статья 2. Защита валюты Российской Федерации)
1.Валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности как резидентов, так и нерезидентов... (Статья 3. Право собственности на валютные ценности)
1.Резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Центральным банком Российской Федерации.
2.Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производится через уполномоченные банки...
Покупка и продажа иностранной валюты минуя уполномоченные банки не допускается.(Статья 4. Внутренний валютный рынок Российской Федерации)
1.Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках.
Иностранная валюта, получаемая предпреиятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках...
2. Резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации...(Статья 5. Счета резидентов в национальной валюте)
1.Текущие валютные операции совершаются резидентами без ограничений.
2.Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
3.Резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию...(Статья 6. Валютные операции резидентов)
1.Нерезиденты могут иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках.(Статья 7. Счета нерезидентов в иностранной валюте)
1.Нерезиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию...
2.Нерезиденты имеют право продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
4.Порядок перевода, вывоза, и пересылки нерезидентами из Российской Федерации валютных ценностей устанавливает Центральный банк Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.(Статья 8. Валютные операции нерезидентов)
Для полного анонса законодательной базы Российской Федерации относительно валютных отношений в Российской Федерации следует также привести некоторые выписки из инструкции Центрального банка Российской Федерации от 29 июня 1992 г. :
“Предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки РоссийкойРоссийской Федерации по рыночному курсу.”
Данные законопроекты означают одно: валюта Российской Федерации одномоментным политическим решением фактически приобрела качества внутренней и ограниченной внешней обратимости. Но оправдывала ли общая экономическая и политическая ситуация в России подобные скоропалительные действия, на которых настаивал МВФ.
Почему рубль не стал действительно обратимой валютой
В мировой практике выделяются три основные причины неконвертируемости денег: 1) завышенный валютный курс; 2) нерациональные внутренние цены; 3) товарная неконвертируемость.1
Первая причина в основном является болезнью развитой рыночной экономики, поэтому России это пока мало касается. После отмены твердого курса рубля произошло обвальное падение его рыночного курса, так что его сегодняшнее состояние никак нельзя назвать завышенным.
График 1
Динамика уровня покупательской способности рубля (в %)2
[pic]
Таблица 4
Индексы потребительских цен и курса доллара
(по отношению к предыдущему году)
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 | |Индекс потребительских цен (раз) |26,1 |9,4 |3,2 |2,3 |1,2 |1,093| |Индекс курса доллара |244,1|3 |2,8 |1,3 |1,2 |1,072| |(раз) | | | | | | | |курс доллара |415 |1247 |3550 |4640 |5560 |5960 | |(руб./$) | | | | | | |
Источник: Россия в цифрах. - 1997.
Завышенный валютный курс часто приводит к дефициту платежного ббалансааланса по текущим операциям. Постоянный дефицит приводит к неконвертируемости по мере истощения резервов иностранной валюты. Для нашей страны это опять же несущественно важно, т.к. российский экспорт всегда превосходил импорт. К сожалению, его структура оставляет желать лучшего, но торговое сальдо в России всегда было положительным.
Что касается цен, то после отмены диктаторской государственной ценовой политики, потребительская стоимость большинства товаров и услуг стала зависеть от рыночной ситуации. На протяжении последних лет российские цены приближаются к мировым эквивалентам.
Товарная неконвертируемость, являющаяся основной причиной плохой обратимости российской национальной валюты, означает, что только относительно небольшой ассортимент товаров, услуг и имущества свободно покупается нерезидентами.
Низкое качество и неразнообразие большей части российской продукции, являющиеся следствием административно-планового ведения хозяйства на протяжении 70 лет, сводит к нулю конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке, несмотря на дешевизну российской рабочей силы. А ведь именно способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является основным фактором, делающим западные валюты конвертируемыми.
Так, на фоне более чем очевидного спада промышленного производства, нестабильности финансовой системы одномоментный переход к “конвертируемому” рублю стал причиной еще большего усугубления экономического положения в стране.
Негативные последствия введения режима “внутренней конвертируемости”
Хотя судя по внешним признакам, российские предприятия и граждане могут теперь менять свои отечественные деньги на иностранную валюту также свободно, как это делают резиденты, скажем, в Бельгии, Швеции, Австралии или в Сингапуре. Что же касается обмена наличных банкнот, то такого либерального режима вообще нет нигде в мире.
Если ограничить понимание конвертируемости той или иной степенью свободы обмена одной денежной единицы на другую, то все как будто бы правильно: механизм внутренней конвертируемости так или иначе действует; благодаря ему иностранная валюта стала более доступной для предприятий и граждан России, что сделало ограниченно “конвертируемый” рубль по сравнению с советским гораздо предпочтительней с этой точки зрения.
Но если посмотреть на дело глубже, если видеть в обратимости не просто факт обмениваемости денег как таковой, а подлинную конвертабиельность, т.е. проявление особого свойства национальной валюты, позволяющего полноправно и полнокровно участвовать в международном разделении труда, то напрашиваются иные оценки происходящего в России - более нелицеприятные и дистанирующиеся от оптимистических ожиданий Правительства.
Привычка радикалов-реформаторов идти “своим путем” в полной мере сказалась и на эксперименте с “внутренней конвертируемостью”. Во всем мире достижение обратимости валюты означало максимально возможное укрепление позиций и авторитета национальной денежной единицы внутри страны и за рубежом - на основе валютно-финансовой стабильности, относительной сбалансированности внутренних и внешних факторов производства, динамичного экономического роста. “Внутренняя конвертируемость” по-российски - это вовсе не особое, приобретенное с годами и экономически обусловленное свойство национальной валюты свободно и с минимальными издержками превращаться в равнокачественные денежные единицы других стран. Это, скорее, способ и возможность приобрести иностранную валюту и распорядиться ею без участия государства.
Механизм “Ввнутренней конвертируемости” не только открываетл доступ к иностранным валютам, но и поощрили поощряет их использование для международных платежей, что неизбежно привело СКВ, и прежде всего доллар, в центр валютно-платежного устройства России. Что же касается собственной национальной валюты, то повышением ее роли и международного авторитета намеренно или по недомыслию пренебрегалиют, о чем говорят следующие обстоятельства.
Во-первых, в базовом российском Законе “О валютном регулировании и валютном контроле” вообще нет ни слова об использовании рубля в качестве средства платежа по внешнеэкономическим операциям.
Во-вторых, российские власти упорно уходилият от того, чтобы взять на государственный уровень организацию системы международных расчетов с использованием собственной национальной валюты ответственностьответсвенность за их осуществление, переключаяив эту работу на страх и риск коммерческого банковского звена. Ничтожный эффект подобной ориентации был очевиден: деградирующий рубль не можетг выйти на международную арену без специальной государственной поддержки.
В-третьих, откровенно против международного авторитета рубля “работалает” официальная курсовая политика. Отказ правительства и Центрального банка Российской Федерации от обещанного установления регулируемого фиксированного курса, бездумное подражание западной практикепрактитке “плавающих” котировок - все это имело своим конечным итогом более чем тысячекратное падение рубля относительно доллара, что послужило, особенно на начальном этапе, мощным стимулом инфляционного взлета цен внутри страны. Это отбросило рубль в число самых второстепенных валют.
По прошествии ряда летлеи отчетливо проявились положительные результаты использования регулируоваемого фиксированного курса в некоторых странах переходного периода. Речь идет о Чехии, Словакии, государствах Балтии, где степень инфляции оказалась во много раз ниже, чем в России и других пост-социалистических странах с “плавающими” курсами.
В-четвертых, существующий порядок распоряжения валютной выручкой также не помогает укреплению позиций рубля. При относительно небольшом спросе на российскую валюту со стороны иностранцев В практически полном отсутсвии внешней конвертируемости, когда совершенно нет спроса на национальную валюту со стороны иностранцев, чрезвычайно чрезвычайно актуально стимулирование такого такого спроса со стороны резидентов. Как показывает мировой опыт, нужный эффект достигается, среди прочего, установлением обязательной продажи всехвсх поступлений в иностранной валюте в обмен на местные деньги с соответствующимсоответсвующим поддерживающим воздействиемвохдействием этого постоянного фактора на их валютный курс. В России уже несколько лет обещают ввести такое регулирование, однако, пока экспортеры обязаны продавать всего 50% выручки в СКВ на внутреннем валютном рынке.
По официальной версии, “внутренняя конвертируемость”, должна была, среди прочего, обеспечить открытость национальной экономики перед благотворным влиянием интернационального мирового рынка. В действительности дело обернулось односторонней и беспрецедентнойбесприцендентной перекачкой колоссальныхколлосальных валютных средств за рубеж через частные коммерческо-банковские каналы, что нанесло стране невосполнимый ущерб. По самым скромным подсчетам заграничные активы российских коммерческих банков составляют не менеемение 20 млрд. долларов, что превышает текущие официальные валютные резервы Российской Федерации.
График 2
Динамика иностранных активов коммерческих банков
($ млрд.)
[pic] Источник: “Экономика и жизнь.” - 1997. - №21.
Механизм “внутренней конвертируемости” требует постоянного притока иностранных платежных средств для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровойсдоровой и независимой национальной экономики.
В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание “внутренней конвертируемости” достигается очень дорогой ценой - ценой международного банкротства России, фактически отказавшейся платитьплатиь по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущиетекущии платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозированодозированно кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.
Действия Правительства Российской Федерации, направленные на достижение внешней обратимости рубля.
Несмотря на очевидность отрицательных последствий “внутренней конвертируемости” рубля для российской экономики, Правительство Российской Федерации с 1 июня 1996 г. приняло на себя обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ статьей VIII, согласно которым рубль становится свободно конвертируемой валютой. Согласно этим обязательствам Российская Федерация не может вводить ограничения на платежи и переводыпереводч по текущим операциям, практиковать использование множественных валютных курсов или дискриминационные правила валютного регулирования. А в соответствиисоответсвии с пунктом 4 этой статьи Центральный Банк Российской Федерации принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ. Выкуп может осуществляться либо в СДР, либо в валюте страны, его запросившей.
Инструкцией Центрального банка Российской Федерации №16 “О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации” был создан механизм свободной репатриации рублевых средств, полученных нерезидентами при проведении текущих операций. В соответствиисоответсвии с этой инструкцией банки и предприятия-нерезиденты впервые получили возможность конвертировать в иностранную валюту находящиеся на их рублевых счетах средства без применения замысловатых схем с использованием фиктивных договоров. Снятие ограничений на конвертируемость рублевых средств нерезидентами в условиях относительной стабильности национальной валюты не привело к массовому оттоку валюты за рубеж как ввиду незначительности объемов этих средств, так по причине простого перераспределения каналов конвертируемости от теневых к открытым.
Возможность без проблем репатриировать свою рублевую выручку инициировала более активное открытие нерезидентами счетов в России. Одновременно значительно увеличился оборот средств, проходящих по этим счетам, т.е. у нерезидентов появилась серьезная заинтересованность в работе с рублями. Эту тенденцию можно проиллюстрировать на примере корреспондентских счетов банков-нерезидентов и текущих счетов фирм- нерезидентов, открытых в банках Санкт-Петербурга.
Таблица 5
Остаток средств (млн. руб.)
| |1 января 1996 г. |1 января 1997 г. | |Банки |18 848 |81 260 | |Фирмы |11 800 |19 973 |
Источник: Деньги и кредит, 1998, №1
Работа с рублевыми счетами дает возможность нерезидентам избегать процедур валютного контроля и необходимости получения лицензий Центрального банка Российской Федерации по операциям, вольно или невольно попавших в категорию капитальных. Учитывая приведенные преимущества, можно прогнозировать постепенное увеличение доли рублевых расчетов по внешнеторговым операциям. Новым импульсом в развитии таких расчетов могла бы стать отмена требования о наличии филиала или представительства на территории России для открытия счета типа “Т”.
Банки-нерезиденты могут осуществлять покупку иностранной валюты вне зависимости от рода сделки, для выполнения которой на его рублевый корсчет поступили рубли. Но есть один немаловажный нюанс: банк-нерезидент имеет возможность купить свою национальную валюту у любого уполномоченного банка, ведущего его рублевый счет; другую иностранную валюту (по умолчанию СКВ) фактически - только у банка, имеющего генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации, т.е. канал конвертирования и перевода за рубеж СКВ на практике ограничен наиболее сильными и квалифицированными банками.
Присоединение России к VIII статье МВФ позволило нашей стране получить достаточно неплохой международный кредитный рейтинг. Ведущие мировые агентстваагенства признали условия для деятельности нерезидентов на территории Российской Федерации, соответствующимисоответсвующими основным требованиям международных финансовых организаций и соглашений. Послесоглашений.После этого иностранные инвесторы стали пересматривать свои позиции в сторону увеличения доли средств, направляемых на российский рынок. Достаточно красноречиво это подтверждается объемами вложений нерезидентов в российские государственные и корпоративные бумаги в III квартале 1997 года (по разным оценкам не менее 30 и 50% суммарной капитализации рынка соответственносоответсвенно).Однако, как показал опыт мирового финансового кризиса конца 1997 г. , иностранные деньги весьма нестабильная “субстанция”. Краткосрочные спекулятивные средства быстро приходят в страну, но при малейшей нестабильности еще быстрее убегают, вызывая “цепную реакцию” и среди отечественных инвесторов. Поскольку кризисы различного масштаба цикличны и финансовые потери для государства при этом практически неизбежны, на первый план выходит проблема поиска эффективного набора экстренных мер, позволяющих минимизировать негативные последствия кризиса.
В 1997 г. денежно-кредитная политика Центрального банка России была направлена на сдерживание резких колебаний курса национальной валюты. Это способствовало снижению инфляционных ожиданий и давало возможность участникам внешнеэкономической деятельности формировать устойчивые целевые ориентиры. В результате официальный курс рубля к доллару на конец года составил 5960 руб./$ и находился в рамках установленного Банком России валютного коридора.
Еще одним аспектом развития позитивных процессов в отношении обратимости российской валюты стало укрепление авторитета страны в мировом сообществе. В этом контексте нельзя не отметить значение состоявшегося в сентябре 1997 г. Приема России в Парижский клуб стран-кредиторов в качестве полноправного члена. Это должно оказать позитивное воздействие на дальнейшую интеграцию России в международную валютно-финансовую систему, повышение эффективности использования российских внешних финансовых активов.
Деноминация и обратимость
Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1997 г. “Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен” была объявлена грядущая в 1998 году деноминация. Решение Правительства с 1 января 1998 года убрать три нуля с российских банкнот аргументировалось следующим:
“Деноминация воздействует на оценки людей. Полновесный рубль должен укрепить доверие к нашей национальной валюте. Деноминация сделает простым и понятным соотношение с мировыми ценами, удобным для обращения масштаб цен как для населения, так и для экономики в целом. Конвертируемый россий ский рубль станет полноценной валютой. Появится заинтересованность в зарабатывании денежных средств ради того, чтобы приобрести состояние именно в рублях...”1 .[1]
Страницы: 1, 2, 3, 4