Предприятие не должно забывать о необходимости организации вторичного рынка облигаций. Облигационный займ тем и отличается от кредита, что это рыночный долг, который легко может быть переуступлен одним кредитором другому. Если облигации не обращаются на рынке, то пропадает сама идея, а вместе с ней и плюсы выпуска облигаций как финансового инструмента.
Необходимость организации вторичного рынка облигаций очевидна уже при их размещении. Эмитент должен позаботиться о том, чтобы создать вторичный рынок своих облигаций. Это необходимо потому, что инвесторы заинтересованы в ликвидности облигаций. Ликвидность является, если не первой, то, по крайней мере, - второй по привлекательности, чертой облигаций. При этом ликвидные облигации могут быть менее доходными. Следовательно, эмитент должен быть заинтересован в ликвидности своих облигаций, чтобы иметь возможность проводить размещение под низкие процентные ставки. Кроме того, привлекательностью будут пользоваться облигации с пут-опционом, то есть такие, которые инвестор может продать обратно эмитенту в определенные моменты времени. При размещении таких облигаций отношения инвестора и эмитента не ограничиваются разовым размещением. Инвестор имеет возможность продать эмитенту облигации обратно. При этом предприятие может регулярно выставлять оферты на выкуп своих облигаций для повышения спроса на свои облигации, что значительно укрепляет доверие инвесторов к таким ценным бумагам. Если эмитент не заинтересован в том, чтобы в настоящий момент выкупать обратно свои обязательства, то, при наличии вторичного рынка, инвестор может не дожидаться момента, когда можно предъявить облигации эмитенту для их досрочного погашения, а просто реализовать их на вторичном рынке. Если эмитент заинтересован в том, чтобы выкупить возможно больший объем облигаций, то это легче сделать при наличии ликвидного вторичного рынка. Предприятие не должно рассчитывать на то, что сразу же удастся разместить крупный выпуск облигаций. Сначала может быть размещен лишь сравнительно незначительный объем. И от того, удастся ли предприятию создать вторичный рынок для этого объема облигаций, показать привлекательность своих облигаций, будет зависеть возможность предприятия в дальнейшем дополнительно размещать более значительные объемы.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что и инвесторы, и эмитент заинтересованы в формировании вторичного рынка своих облигаций. Но инициатива создания такого рынка должна исходить, прежде всего, от эмитента.
При размещении облигаций с переменной купонной ставкой эмитент получает хороший ориентир того, какую процентную ставку есть смысл установить на следующий купонный период. Если облигации торгуются по цене выше номинала, следовательно, ставка текущего купона воспринимается инвесторами как достаточно высокая, и предприятие имеет возможность установить на следующий период более низкую процентную ставку. Напротив, если цены облигаций на вторичном рынке - меньше номинала, предприятие должно либо повысить купонную ставку по следующему периоду, либо предпринять иные меры по повышению привлекательности данного выпуска. Для предприятий, ценные бумаги которых обращаются на организованном фондовом рынке, законодательством предусмотрены соответствующие налоговые льготы. Так, в соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (с изменениями на 31.05.2000) Раздел II, п.15, абзац 4,5,6 выплата процентов по облигациям, обращающимся на организованном фондовом рынке включается эмитентом в состав внереализационных расходов. Для целей налогообложения затраты по уплате указанных процентов принимаются в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на три пункта. Таким образом, фактически все основные затраты, связанные с выпуском, обращением и выплатой процентов по корпоративным облигациям, в случае их обращения на организованном рынке ценных бумаг, включаются в себестоимость.
Независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет- мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку- продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет- мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда.
Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.
Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок. Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как "волатильность" (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.
Рассмотрим возможности обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ.
В общем виде ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.
Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 3).
Таблица 3. Требования предъявляемые при прохождении листинга. |Параметры |Котировальный | |Котирова| | | |лист 1-го | |льный | | | |уровня | |лист | | | | | |2-го | | | | | |уровня | | | |ММВБ |МФБ |ММВБ |МФБ | |Чистые активы эмитента|Не менее 3 млрд|Не менее |Не менее|Не менее 2 | | |руб. |20 млн |50 млн |млн евро | | | |евро |руб. | | |Срок осуществле-ния |Не менее 3 |Не менее |Не менее|Не менее 1 | |деятельности | |3 |1 | | |эмитентом, лет | | | | | |Количество акционеров |Не менее 1000 |Не менее |Не менее|Не менее 500 | |или участников | |1000 |500 | | |общества, чел. | | | | | |Безубыточность баланса|В течение любых|- |- |- | | |2 из 3 лет, | | | | | |пред-шествующих| | | | | |подаче | | | | | |заявления на | | | | | |листинг | | | | |Наличие |Не менее 3 |Не менее |Не менее|Не менее 2 | |маркет-мейкеров, чел. | |2 |2 | | |Объем эмиссии |Не менее 200 |- |- |- | |корпоративных ценных | | | | | |бумаг, млн руб. | | | | | |Средний объем продаж |Не менее 1,5 |Не менее |Не менее|Не менее 10 | |за месяц по итогам |млн. руб. |50 тыс. |300 тыс.|тыс. евро* | |отчетного квартала | |евро* |руб. | |
Источник: НечаевВ. Корпоративные облигации: Проблемы и решения//Рынок ценных бумаг 2000, №14.с20
Как видно из таблицы, включение облигаций в котировальные листы биржи под силу, пожалуй, только крупным предприятиям-эмитентам, которые в принципе и сами должны быть заинтересованы в этом, так как это повышает ликвидность их облигаций и позволяет разместить их большие объемы среди широкого круга инвесторов.
Для мелких и средних предприятий более удобным и менее трудоемким является включение облигаций во внесписочный список ценных бумаг, обращающихся на бирже. Это связано с тем, что, во-первых, у таких предприятий, как правило, объем эмиссии небольшой и круг инвесторов заранее известен, а во-вторых - появляется основание отнести проценты (дисконт) по облигациям по установленному нормативу на затраты. Единственная, пожалуй, сложность (как, впрочем, и по ценным бумагам, включенным в котировальный лист 2-го уровня) может возникнуть при привлечении кредитных организаций в качестве инвесторов.
Основанием для рассмотрения вопроса о допуске облигаций к обращению на МФБ в качестве внесписочных ценных бумаг является заявление установленного образца от эмитента или участника торгов.
На ММВБ требуются два таких заявления: от эмитента и участника торгов. Особенность в последнем случае в том, что дирекция ММВБ вправе принять решение о допуске облигаций к обращению и без указанных заявлений.
Дополнительно на биржу должны быть предоставлены нотариально заверенные копии: учредительных документов эмитента; документа, подтверждающего присвоение ценной бумаге государственного регистрационного номера; проспекта эмиссии или решения о выпуске облигаций; отчета об итогах выпуска облигаций; анкеты облигации (на ММВБ); анкеты заявителя (на МФБ).
Основанием для принятия биржей решения о прекращении обращения внесписочных ценных бумаг является: аннулирование государственной регистрации ценной бумаги; ликвидация эмитента ценной бумаги; признание эмитента ценной бумаги несостоятельным; истечение срока обращения ценной бумаги.
Проблемы, препятствующие обращению корпоративных облигаций на вторичных рынках, в частности проблема включения затрат на выплату дохода по облигациям в себестоимость и «неразумный» эмиссионный налог, будут рассмотрены в следующей главе.
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и Республике Коми
Своим появлением на рынке корпоративные облигации российских эмитентов во многом обязаны финансовому кризису 1998 г. Крах системы государственных заимствований на внутреннем рынке, серьезные потрясения в банковском секторе и последовавшее за этим резкое сокращение финансовых инструментов явились мощным стимулом для развития новых для российского рынка долговых обязательств. Таким образом, появление на авансцене финансового рынка крупнейших российских корпораций выглядело абсолютно естественным и логичным.
В настоящее время рынок корпоративных облигаций в России дает инвесторам определенную возможность выбора. В то же время круг облигации и особенно вторичный рынок остаются крайне узкими.
Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:
• среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2—5 лет);
• краткосрочные(3—9 мес.) рублевые облигации;
• небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавающую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования ЦБР или ставкам по депозитным счетам Сбербанка РФ.
Первая группа облигаций стала самой значительной в номинальном выражении, на нее пришлось более 80% объемов размещенных средств на рынке корпоративных инструментов. К этой группе относятся облигации Газпрома, Тюменской нефтяной компании (ТНК), ЛУКОЙЛа, РАО «ЕЭС России», СУАЛа, Самараэнерго, Ростовэнерго и Михайловского ГОКа (2 с.23). Срок их обращения составляет 3—5 лет с возможностью досрочного погашения для ряда бумаг, как правило, через два года с начала размещения. Купонные платежи и номинальная стоимость данных облигаций индексируются в соответствии с изменением курса доллара.
Валютно-индексируемые облигации не представляли интереса для широкого круга инвесторов и были в своем большинстве куплены узкой группой нерезидентов, пока риск девальвации рубля был существенным. Основная доля этих бумаг была размещена с июня 1999 г. до начала президентских выборов в России(1 с.20).
Вторичный рынок по этим облигациям фактически отсутствует, несмотря на то, что их подавляющее количество было внесено в листинг ММВБ. Единственными эпизодически торгуемыми бумагами из этой группы являются облигации Газпрома и ТНК, однако, и по ним сделки в настоящее время проходят крайне редко.
Наиболее крупные облигационные займы по подобной схеме сделали ТНК (9 млрд. руб.), ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ» и РАО «ЕЭС России» (по 3 млрд. руб.). Сам факт того, что облигации со сроком погашения в 5 лет были размещены под достаточно низкую доходность (около 10% в долларах), однозначно свидетельствовал о том, что новый рынок стартовал весьма успешно(2.с.24).
Подавляющее количество корпоративных облигаций этой группы было приобретено нерезидентами, чьи средства после августа 1998 г. «зависли» на счетах типа С. Однако этот ресурс по целому ряду причин вскоре был исчерпан, и даже ко II кв. 2000 г. стало понятно, что риск возможной девальвации рубля значительно снизился, а потому надобность в размещении рублевых средств под нерыночную ставку даже при условии валютного хеджирования пропала.
К первой группе облигаций условно можно отнести и обязательства компании «ТАИФ-Телеком» (оператора сотовой связи г. Казани). Вторичный рынок этих бумаг организован в РТС. Несмотря на то, что облигации данного эмитента имеют довольно высокую (15—18% годовых) валютную доходность, их ликвидность также очень низка(2.с24).
Вторая группа облигаций со II кв. 2000 г. была самым быстро растущим сегментом рынка корпоративных облигаций.
Первыми среди облигаций данного вида были бумаги компаний «АЛРОСА», консультантом по размещению которых стала ИГ «Русские фонды». Потом были размещены краткосрочные облигации (6 траншей) Магнитогорского металлургического комбината (ММК) и еще два транша облигаций АЛРОСы. По сходной схеме были размещены облигации МДМ-Банка(2 с.24).
Наиболее совершенной схемой в размещении облигаций воспользовался Внешторгбанк РФ (ВТБ), консультантом которого в вопросе размещения его облигаций стал ИБ «Флеминг». Облигации ВТБ, формально имея двухгодичный срок погашения, позволяют инвесторам определять сроки заимствования самостоятельно, так как в проспекте эмиссии облигаций ВТБ предусмотрены схема досрочного погашения с периодом в три месяца, а также возможность реинвестирования средств под доходность, предлагаемую эмитентом(2с.24)
Именно на облигации второй группы приходится большая часть новых размещений, и вторичный рынок этих облигаций (на ММВБ) также является наиболее активным. Эти займы, в отличие от облигаций первой группы, получили среди операторов фондового рынка название «рыночные займы». Облигации второй группы оказались наиболее интересными для широкого круга инвесторов. Среди облигаций этой группы в настоящее время наиболее активно торгуются облигации ВТБ. В 2000 г. на долю бумаг Внешторгбанка РФ пришлось около 60% числа всех сделок с корпоративными облигациями в фондовой секции ММВФ, среднедневной оборот этих облигаций на бирже превышал 10 млн. руб.(2с.25)
К третьей группе облигационных займов, размещенных в течение последних полутора лет, относятся облигации компаний «МАКФА» (макаронная фабрика, г Челябинск), «Таттелеком» (г. Казань), «Каравай» (хлебозавод, г Ангарск), «Морион» (г. Пермь) и ряда других.(2с.27)
Облигации этой группы в основном размещаются среди частных инвесторов — жителей соответствующего региона. Для частных инвесторов они могут быть неплохой альтернативой банковским вкладам. Таблица 4. Размещенные эмиссии корпоративных облигаций
|Эмитент |Номер |Дата |Объем, млн. |Дата погашения | | |госрегистраци|окончания |руб. | | | |и |размещения | | | |АО «Газпром» |4-01-00028-А |12.07.1999г. |3000 |15.04.2003 г. | |РАО «ЕЭС России» |4-01-00034-А |17.02.2000 г.|3000,из них |20.12.2002 г. | | | | |982 |(1-транш) | | | | |(1-й транш), |14.02.2003 г. | | | | |2 018 |(2-транш) | | | | |(2-й транш) | | |АО «НК"ЛУКОЙЛ"» |4-01-00077-А |13.08.1999 г.|3000 |22.07.2003 г. | |АО «Тюменская |4-01-00168-А |09.08.1999 г.|2500,из них | | |нефтяная компания» | |(1-й транш), |1157 | | | | |20.09.1999 г.|(1-й транш), | | | | |(2-й транш) |1343 | | | | | |(2-й транш) | | | | | | |09.07.2004 г.—1-й | | | | | |транш, 20.08.2004 | | | | | |г.—2-й транш, | | | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение: | | | | | |24.07.2001 г.— 1-й| | | | | |транш, 06.09.2001 | | | | | |г.— 2-й транш) | |АО «Тюменская |4-02-00168-А |31.12.1999 г.|2500, из них | | |нефтяная компания» | |(1-й транш), |1307 (1-й | | | | |07.02.2000 г.|транш), 1193 | | | | |(2-й транш) |(2-й транш) | | | | | | |08.12.2004 г.—1-й | | | | | |транш, 18.01.2005 | | | | | |г.—2-й транш, | | | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение: | | | | | |10.12.2000 г.— 1-й| | | | | |транш, 20.01.2001 | | | | | |г.— 2-й транш) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |АО «Тюменская |4-03-00168-А |12.07.2000 г.|4000 |26.06.2003 г., | |нефтяная компания» | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение | | | | | |26.06.2000 г. и | | | | | |26.06.2002 г.) | |АО «Ростовэнерго» |4-01-00125-А |30.05.2000 г.|2200 |30.05.2003 г.—1-й | | | |(1-й транш), |(2транша) |транш, | | | |08.09.2000 г.| |08.09.2003 г.—2-й | | | |(2-й транш) | |транш | |АО «Михайловский |4-01-00081-A |29.05.2000 г.|1500 |29.05.2003 г. | |ГОК» | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение через 1 | | | | | |—2 года) | |ЗАО ИК «МДМ-Траст» |4-01-55361-Р |21.08.2000 г.|1500 |11.08.2004г. | |АО «Мостотрест» |4-01-02472-А |Н.Д. |1050 |10.12.2002 г. | | | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение) | |АО «СУАЛ» |4-01-30141-D |28.02.2000 г.|1000 |14.02.2003 г. | |АО Самараэнерго» |4-01-00127-А |24.03.2000 г.|1000 |22.03.2003 г. | | | | | |(возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение через | | | | | |3,6,12,18,24,30 | | | | | |месяца) | |ЗАО «АЛРОСА» |4-02-40046-N |14.06.2000 г.|500 |11.03.2001 г. | |ЗАО «АЛРОСА» |4-03-40046-N |08.08.2000 г.|500 |04.02.2001 г. | |000 «ГУТА-Инвест» |4-01-00001-R |30.08.2000 г.|450(2 транша)|Июнь—август 2003 | | | | | |г. (возможно | | | | | |досрочное | | | | | |погашение) | |АО «Магнитогорский |4-05-00078-A |12.04.2000 г.|50 |29.10.2000 г. | |мметаллургический | | | | | |комбинат» | | | | | |АО «Магнитогорский |4-06-00078-A |30.05.2000 г.|50 |03.12.2000г. | |металлургический | | | | | |комбинат» | | | | | |АО «Казанская ГТС» |4-05-55110-D |Август 2000 |30(3 транша) |Май — июль 2002 г.| | | |г. | | | |ГУП «Таттелеком » |4-03-28003-R |Сентябрь 2000|30 |13.08.2002 г. | | | |г. | | | |АО «ТАИФ-Телеком» |4-01-55301-D |23.11.1999г. |26.98 |09.09.2002 г. | |ГУП «Таттелеком » |4-02-28003-R |23.12.1999г. |16 |27.11.2001г. | |ао «НК "Таркосале- |4-01-00035-Р |10.03.1999 г.|81 |02.10.2001 г. | |АО 'Донской табак» |4-01-30863-Е |22.09.1999 г.|70 |15.12.2009 г. | |АО 'Уралсвязьинформ»|4-12-00175-А |05.02.1999г. |9,66 |Ноябрь 2000 г. — | | | | | |февраль 2001 г. | |АО «Морион» |4-02-30493-D |27.01.2000 г.|4 |01.11.2000г. |
Данные приведены на 1.07.2000 Источник: Баранов А. Проблемы становления российского рынка корпоративных облигаций// Рынок ценных бумаг 200.№12
Вторичного рынка по таким облигациям обычно нет (единственным исключением является Таттелеком, облигации которого торгуются на бирже в Казани), поэтому купить их можно только в момент первичного размещения (табл. 4)
Определенный интерес к облигациям российских предприятий проявляют паевые инвестиционные фонды, через которые на этот рынок могут прийти средства населения. Потенциальными покупателя ми облигаций являются и сотрудники самих предприятий-эмитентов, с одной стороны, они вкладывают свободные средства в развитие своего предприятия; с другой стороны, эти вложения (в отличие от вложений в акции) приносят гарантированный доход.
В Республики Коми из 1.5 тысяч акционерных облигаций только одно – ОАО «Связь» - эмитировало корпоративные облигации. Первый выпуск состоялся 1995г. За счет привлечения инвестиций компании удалось развить инфраструктуру связи в Республики путем ввода новых АТС в ряде городов и районов РК.
На сегодняшний день ОАО «Связь» провело 3 выпуска, из них 2 погашены полностью в соответствии с проспектом эмиссии. Функции андеррайтера выполняет «Банк Сбережений и Развития». Средства, мобилизуемые путем эмиссии облигаций третьего выпуска, в соответствии с президентской программой «Российсский народный телефон», будут использованы для приобретения оборудования и проведения строительно-монтажных работ по вводу телефонных станций в комплексе со строительством магистральных и распределительных телефонных сетей в г.Сыктывкаре и г.Инте.
В настоящее время в России сложились как никогда благоприятные предпосылки для ускоренного развития рынка корпоративных облигаций, которые состоят в следующем:
Позитивные сдвиги в Российской экономике и во внешней торговле позволяют предприятиям и организациям получать дополнительные денежные накопления, которые можно использовать для инвестирования в производство.
Значительный инвестиционный потенциал имеют банки и иные коммерческие организации, а также население, которое до сих пор предпочитает хранить свои накопления в наличных долларовых авуарах.
Достаточно напомнить, что на корреспондентских счетах банков находится постоянно 60-70 млрд. руб. Более того, рост положительного сальдо торгового баланса России, который по оценкам, в 2000г. может достичь 36 млрд. долл., создает для банка России и Минфина РФ проблему поиска путей стерилизации огромной рублевой денежной массы, растущей в результате вынужденной скупки Банком России иностранной валюты, ввозимой экспортерами (11 с.102).
Одним из наиболее реальных путей решения этой проблемы также является ускоренное формирование предложения на рынке корпоративных облигаций.
Вместе со стабилизацией политического и экономического положения России неизбежен рост предложения инвестиционных ресурсов со стороны иностранных инвесторов. Как проявление растущего доверия к инвестициям России можно рассматривать тот факт, что в мае 2000г. международное рейтинговое агентство Fitch IBCA повысило оценку кредитоспособности страны по международным обязательствам на два пункта с ССС до В-(11с.103).
Возможности рынка корпоративных облигаций повышаются в связи с умеренной политикой заимствований Минфина РФ на внутреннем финансовом рынке, а именно с его отказом от крупномасштабных заимствований под любые проценты.
Наметившийся подъем производства и улучшение финансовых результатов деятельности предприятий различных отраслей экономики непосредственно влияют на подъем их спроса на инвестиции.
Наконец, несмотря на кризис в России, сохранилась весьма эффективная инфраструктура фондового рынка, состоящего из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций. Эта инфраструктура фондового рынка, состоящая из крупных бирж, расчетных и депозитарных организаций способна обеспечить переток крупных финансовых ресурсов на предприятия реального сектора при относительно низких трансакционных издержках и рисках для инвесторов и эмитентов ценных бумаг.
3.2. Проблемы развития рынка корпоративных облигаций в России и возможные пути их решения.
Несмотря на объективно сложившиеся благоприятные условия для развития российского рынка корпоративных облигаций, необходимо отдельно остановиться на трудностях, с которыми сталкиваются эмитенты при реализации подобных проектов.
На сегодняшний день, на мой взгляд, основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигаций, является действующее российское законодательство. Здесь следует отметить вопросы, связанные с подготовкой документов для размещения облигаций, само размещение, организацию вторичных торгов и налоговое законодательство. Для повышения ликвидности корпоративных облигаций требуется реализовывать достаточно широкий комплекс мероприятий.
1. Прежде всего, на мой взгляд, представляется необходимым скорректировать систему налогообложения операций с ценными бумагами.
Речь идет о налоге, выплачиваемом при регистрации проспекта эмиссии.
Так, в соответствии с законом РФ № 2023-1 от 12 декабря 1991 г. "О налоге на операции с ценными бумагами" (с учётом изменений и дополнений) при эмиссии ценных бумаг юридические лица являются плательщиками налога на операции с ценными бумагами. При этом объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленных эмитентом. Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8% от номинальной стоимости суммы выпуска.(28)
1.1.Выпуск краткосрочных корпоративных облигаций (со сроком обращения менее одного года) осложняется, тем, что ставка налога на операции с ценными бумагами, уплачиваемого эмитентами при государственной регистрации в размере 0,8 % от их номинальной стоимости, никак не зависят от срока обращения облигаций. Например, для компании, размещающей трехмесячные облигации, уплата указанного налога увеличивает стоимость заимствований на 3,2% годовых. И тогда предприятия вынуждены либо делать их достаточно «длинными», либо мириться с этой высокой стоимостью. Это означает фактическое увеличение ставки на несколько процентов годовых (в зависимости от срока обращения).
Интересное решение проблемы, касающейся выпуска «коротких» облигаций, было найдено в сфере банковских облигаций, что может быть использовано и при выпуске корпоративных облигаций. По истечении трех месяцев эмитент осуществляет выкуп своих облигаций по заявленной цене и одновременно осуществляет их реализацию, предварительно опубликовав новую безотзывную оферту о выкупе через три месяца по определенной цене, и т.д. При этом инвестор в зависимости от ситуации может акцептовать оферту, а может и оставить облигации на следующие три месяца. Результатом этого является, во- первых, то, что инвесторы получают на руки краткосрочный финансовый инструмент, который можно продать минимум через три месяца по фиксированной цене, т.е. заранее можно спланировать доходность; а во-вторых, эмитент не несет затраты, связанные с выплатой раз в квартал налога на операции с ценными бумагами.
1.2.Второй отрицательный момент данного налога заключается в том, что уплата налога осуществляется до подачи документов на регистрацию выпуска и не возвращается эмитентам вне зависимости от результатов регистрации и/или размещения выпуска ценных бумаг. Осуществляя выпуск ценных бумаг, эмитент принимает на себя коммерческий риск, связанный с возможностью их неразмещения на рынке. Сумма налога уплачивается плательщиком за счёт чистой прибыли одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. Получается, что предприятие должно отдать под ещё не привлечённые инвестиции и вне зависимости от результатов регистрации иили размещения выпуска ценных бумаг достаточно большую сумму денег.
Возникают сомнение на предмет соответствия данного положения принципам налогового законодательства: налог уплачивается при отсутствии фактически размещенной эмиссии, т.е. по существу , налогооблагаемой базы. Вполне очевидно, что необходимо возвращать эмитентам сумму уплаченного налога в случаен отсутствия эмиссии, либо платить налог после размещения ценных бумаг и в зависимости не от суммы эмиссии, а от суммы размещения. Другими словами, речь идет о предоставлении налогового кредита акционерным обществам. Данные изменения будут способствовать активизации эмиссионного процесса.
Государству необходимо создать ряд условий, стимулирующих выпуск облигаций, среди которых важным является вопрос налогообложения. Возможными вариантами решения данной проблемы является законодательная отмена эмиссионного налога в размере 0,8% от суммы эмиссии, а при отсутствии возможности отмены -. часть налога платить в местный бюджет, где уже на уровне местного законодательного органа, в целях стимулирования привлечения инвестиций можно отменить часть эмиссионного налога, который поступает в местный бюджет.
Исходя из сказанного, предлагается внесение определенных изменений в действующее законодательство РФ, регулирующее выпуск и обращение долговых ценных бумаг. Так, ст.3 ФЗ «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12.12.91 г. (в ред. от 30.05.2001г.) изложить в следующей редакции: - Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,5 процента номинальной суммы выпуска. - В случае отказа в регистрации эмиссии, а также в случае аннулирования выпуска ценных бумаг или признания его несостоявшимся сумма уплаченного налога возвращается. 2. Существенно снижает привлекательность вложений в облигации нынешняя разница ставок налогообложения купонных облигационных доходов и других видов дивидендов. Так, процентные выплаты по облигациям облагаются по ставке 30%, в то время как для ГКО соответствующая ставка составляет 12%, а для дивидендов по акциям - 15%. На лицо дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства. Таким образом, облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия.
Унификация налоговой политики по отношению к различным формам заимствований и привлечения инвестиционных ресурсов ускорила бы создание на финансовом рынке реальной конкурентной среды.
3.До недавнего времени в качестве источника выплаты дохода по облигациям могла выступать только прибыль предприятия, прошедшая процедуру налогообложения. Эти требования-ограничения шли вразрез с мировой практикой, увеличивали затраты эмитента на обслуживание займа и являлись своего рода тормозом в развитии корпоративных заимствований. Ситуация частично изменилась летом 1999 г., когда вышло постановление Правительства РФ № 696 от 26 июня 1999 г. «О внесении дополнения в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (далее - Постановление № 696). В соответствии с данным постановлением п. 15 Положения о составе затрат № 522 от 5 августа 1992 г. был дополнен абзацем, который позволяет относить эмитенту на себестоимость проценты (дисконт), уплачиваемые эмитентом по облигациям в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной на три пункта. Однако здесь есть одно условие - облигации должны обращаться через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России, т.е., проще говоря, на биржах.
Таким образом, проблема частично была решена, однако видится все же, что на себестоимость должен относиться выплачиваемый доход по облигациям независимо от места их обращения. Именно так и происходит по банковским облигациям, по которым кроме того отсутствует ограничение отнесения затрат, связанных с выплатой дохода по собственным облигациям, на себестоимость в пределах ставки рефинансирования Центробанка плюс три процента. соответствии с Постановлением № 696 «по облигациям, условиями выпуска которых не предусмотрена выплата процентов, к проценту приравнивается разница между номинальной стоимостью и ценой первичного размещения облигаций (дисконт)» .Здесь необходимо отметить, что так как дисконт обычно выражен в процентах, то для целей налогообложения и сопоставимости данных он должен быть пересчитан на доходность в процентах годовых. Заметим, что если до конца разобраться с данной фразой постановления, то она звучит не совсем корректно. Если точно следовать ее логике, то получается, что нельзя приравнять к процентам дисконт при наличии в условиях выпуска процентов. А если условиями выпуска предусмотрены как процент, так и дисконт? Ответ на данный вопрос дает п. 3 ст. 43 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым
Страницы: 1, 2, 3, 4