Рефераты. Максимизация прибыли в условиях монополии






Максимизация прибыли в условиях монополии

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение………………………………………………………………………….

1.     Несовершенная конкуренция и ее модели. Характеристика монополии…………………………………………………………….........

2.      Монополия и экономическая власть…………………………………….

3.     Определение цены и объема производства в условиях монополии…………………………………………………………….........

3.1.          Спрос и доход. Моноценовая монополия ………………………........

3.2.          Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах……………

3.3.          Многоценования монополия. Ценовая дискриминация……………..

Заключение

Список использованных источников информации……………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Цель данной курсовой работы - исследование процесса принятия фирмой решения об объемах производства и максимизации прибыли на монопольном рынке. Здесь станет понятным влияние условий рынка на решение фирмы о цене и объеме выпуска продукции согласно теории организации рынка.

Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, то, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея- идея максимизации прибыли- помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Монополия есть  исключительное  право деятельности в какой-либо сфере деятельности. По владельцу этого права различают монополии государственные и капиталистические. Государственными монополиями называются монополии,  принадлежащие государству. Возникают в результате строительства государственных предприятий (военной  промышленности,  новых или  капиталоемких  отраслей)  или  национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.

Монополии капиталистические - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов,  научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли.  Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе  концентрации производства и капитала. Основные формы капиталистических  монополий - картели,  синдикаты,  тресты, концерны./7/

















1.     Несовершенная конкуренция и ее модели. Характеристика монополии

 

Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором отсутствует хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Обычно выделяют три основные модели несовершенной конкуренции:

- монополию;

- монополистическую конкуренцию;

- олигополию.

Существуют два подхода к понятию "монополия". Во-первых, монополию  можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее  положение  в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в  мире  в  целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка.

Но может существовать и другая трактовка понятия  "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация,  когда  покупателям  противостоит  предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида.  В этом случае монополистом может  оказаться сравнительно  небольшое  по размерам предприятие И напротив,  крупная фирма  может и не быть монополистом,  если ее доля на данном рынке невелика.

Обращаясь к  монополии  как виду экономической структуры рынка,  ее следует рассматривать как определенный тип экономических  отношений,  который  дает  возможность  одному  из участников этих отношений диктовать свои  условия  на  рынке определенного товара.

Монополия предполагает,  что в  отрасли  имеется  только один  производитель,  который  полностью  контролирует объем предложения товара.  Это позволяет ему  устанавливать  цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара.  Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки.  Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено.  К чистой монополии можно отнести предоставление  коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.

Так как фирма-монополист обычно имеет боле высокую прибыль, то, естественно, это привлекает в отрасль и других производителей. Однако попасть в монополизированную отрасль практически невозможно, ибо барьеры для вступления в нее достаточно велики. Такими барьерами могут быть как легальные (или естественные) препятствия, так и любые






действия, которые искусственно препятствуют проникновению в отрасль новых фирм./1/

К реальным барьерам, препятствующим вступлению в монополизированную отрасль экономики, можно отнести следующие:

1. Эффект масштаба производства.

В условиях крупного производства при монополизации рынка объем производства фирмы растет быстрее, чем применяемые ресурсы. Следовательно, издержки на единицу продукции у такой фирмы значительно ниже, что позволяет с общественной точки зрения значительно экономить производственные ресурсы. Такая монополия, при которой долгосрочные средние издержки являются минимальными, получила называние «естественной монополии». Говоря иначе, эта отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких затратах, чем если бы его производством занималась бы не одна, а несколько фирм. Поэтому экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что выпуск данной продукции целесообразно сосредоточить в одной фирме.

К естественной монополии можно отнести предоставление различных коммунальных услуг (водопровод, канализация, газо- и энергосбережение и т.д.), телефонные компании кабельного телевидения и т.д. В этих условиях монополия может быть оправдана экономически целесообразной.

В целом, рассматривая монополию, как определенный тип экономической структуры, позволяющий диктовать свои условия на рынке определенного товара или услуг, необходимо иметь в виду, что, независимо от вида монополии («естественная» она или нет), новым конкурентам пробиться в такую отрасль чрезвычайно трудно, так как при прочих условиях это требует огромных капиталовложений. К тому же доминирующая в отрасли фирма может определенное время снизить цену на свою продукцию (так как имеет более низкие издержки производства), чтобы уничтожить потенциального конкурента.

Организационная монополия – выступает как объединение одинаковых по профилю видов деятельности предприятий и организаций (отраслевые министерства, концерны, ассоциации)

2. Исключительные права монополий.

Такие права обусловлены тем, что правительства ряда стран официально предоставляют некоторым фирмам статус единственного (монопольного) продавца услуг или товара (транспортные услуги, связь, газоснабжение и тт.д.), сохраняя, как правило, за собой право регулирование их действий с целью исключении (или сведения к минимуму) злоупотребляя монопольной властью. В этой ситуации «войти» в такую отрасль сторонней фирме практически невозможно.

3. Патентная и лицензионная защита монополий.

Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям,  что обеспечивает производителям монопольные позиции на  рынке  и  на  определенный промежуток  времени  гарантирует  их исключительное право на владение рынком данного товара.

4.     Собственность монополий на важнейшие виды сырья.

Некоторые копании могут быть монополистами в силу того, что их безраздельном владении находятся производственные ресурсы, необходимые для изготовления монополизированного продукта. Так, американская алюминиевая компания является владельцем всех основных источников бокситов (алюминиевых руд).

Таким образом, возникновению монополий способствует естественные и юридические барьеры для вступления в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Итак, можем обобщить вышесказанное, что под монополией нужно понимать рыночную структуру, отвечающим следующим условиям:

1.                     Выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним продавцом.

2.                     Производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей.

3.                     Монополия закрыта для входа в отрасль новых фирм./2/





























2.     Монополия и экономическая власть

 

Теория и практика функционирования экономических систем показывают, что монополизация национальной экономики обусловлена рядом взаимодополняющих факторов:

- стремление предпринимательской фирмы максимизировать объем прибыли, что ориентирует на расширение масштабов производства;

-  дифференциацией товаропроизводителей в соответствии с законами рынка, когда выделяются «процветающие» фирмы и менее удачливые, которые вынуждены покидать отраслевой рынок;

- преимуществами крупного производства, которые имеют объективный характер; длительным сохранением положительного масштаба производства, при снижении средних и предельных издержек производства;

- влиянием НТП, когда возможность внедрения новшества предполагает наличие крупного капитала, а само внедрение такого новшества обусловливает появление дополнительных экономических преимуществ. Следует отметить, что многие отрасли 1-го подразделения национальной экономики просто обречены на образование «естественных монополий»;

- издержками конкурентной борьбы, что сопровождается возрастанием общего риска хозяйствования и способствует образованию соответствующих союзов или «экономических монополи»;

- моделью реализуемой экономической политики, которая способствует образованию, например, « национальных чемпионов».

В экономической жизни монополия выступает как крупная предпринимательская фирма и т.д., которая обладает определенными экономическими преимуществами.

В образовании монополий обнаруживаются две основные тенденции:

появление крупных предприятий или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;

образование союзов или достижение соглашений ряда крупных и средних фирм.

Возможность таких союзов возрастает на определенном этапе вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности и стремление уменьшить издержки конкурентной борьбы.

Картель – объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли национальной экономики, которые не ограничивает их самостоятельность, предполагает установление единых цен, раздел рынка, определение квоты на производство и реализацию продукции.






Синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли производства при ликвидации их коммерческой самостоятельности. В этом случае обеспечиваются совместные реализация продукции, закупка исходного сырья и т.д.

Трест – объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей национальной экономики при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность; возникают акционерные общества, объединения по типу комбинатов, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку и др.

Концерн – объединение предприятий ряда отраслей национальной экономики, включая банки, транспорт, торговые компании.

Монополия обладает доминирующим положением на рынке. Этому способствуют:

- концентрация производства и капитала и появлением предпринимательской фирмы со значительным экономическим потенциалом;

- централизация производства и капитала, что приводит к образованию монополистического союза;

- тотальный дефицит товаров и услуг, неразвитость рыночной инфраструктуры;

- возможность дальнейшей дифференциации продукта, т.. возможность производить товар с особыми потребительскими свойствами, включая упаковку, расфасовку и торговый знак.

Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это еще дополняется и снижением объема производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителей.

Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для НТП. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса, стремясь оторваться от ближайших конкурентов и обеспечить рост прибыли, овладеть новым рынком сбыта.

В структуре прибыли монополии можно условно выделить:

1. среднюю прибыль;

2. избыточную прибыль (экономическая);

3. монополистическую сверхприбыль.

Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится малоубыточной  или малорентабельной, то монополия покидает ее.

Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы.

Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая экономическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в ее пользу перераспределяется определенная часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. «Донорами» могут выступать поставщики сырья, работополучатели, поставщики комплектующих изделий, покупатели продукции. Поэтому монополия затрагивает интересы широкого круга субъектов национальной экономики.

Степень экономической власти монополии можно измерить разными способами. Например, если определить долю сверхприбыли в общей массе присваиваемой прибыли. Используется так ж показатель монопольной власти Абба Лернера (1934г.):


                                   L=(P-MC)/P, т.е. = прибыль/цена                         (1)

 

Чем больше коэффициент – тем больше монопольная власть.

Регулирование экономической власти монополии выступает важнейшей задачей в общем регулировании процессов национальной экономики./4/
































3.     Определение цены и объема производства в условиях монополии

 

3.1   Спрос и доход. Моноценовая монополия

 

Фирма, обладает монопольной властью тогда, когда она может влиять на цену своего товара, изменяя объемы его предложения. Степень, до которой отдельный продавец может использовать монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей и от доли его в общих продажах на рынке. Монопольной власти присущи:

1.                            Рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса.

2.                            Для монополиста невозможно определить кривую спроса, т.к. данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости  от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объемы выпуска могут быть связаны с одной ценой.

Поскольку монополия сама устанавливает цену, постольку кривая спроса не объясняет величину объема предложения.

Для длительного поддержания монопольной власти необходимы определенные условия или так называемые «барьеры для входа в отрасль», о них мы рассказывали выше.

Рассмотрим ситуацию, когда фирма-монополист реализует некоторое количество единиц товара Х и устанавливает единичную цену на все эти единицы продукции; иными словами, если фирма-монополист выпустила 100 единиц товара Х, то все 100 единиц она предложит покупателем по одной цене. Если нам известен спрос на товар Х (т.е. построена кривая спроса на товар, производимой фирмой), то можно вычислить значения средней и предельной выручки: в том случае, когда все единицы товара продаются по одной цене, средняя выручка равняется цене товара

                                                      

                                             AR=P                                                            (2)

 

Однако, в отличие от совершенной конкуренции, где предельная выручка также равняется цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара.

Это важное обстоятельство можно объяснить условиями спроса («падающим характером кривой спроса) на товар фирмы-монополиста. Действительно, как мы только что отметили, чтобы продать






дополнительную единицу товара, монополист должен снизить ее цену. Но так как по нашим начальным условиям фирма устанавливает единичную цену на все реализуемые единицы товара Х, то она обязана будет продавать по этой пониженной цене и то количество товара, которое раньше, до решения расширить выпуск, фирма продавала по более высокой цене. Поскольку MR равняется приращению TR при изменении объема выпуска на единицу, то снижение цены всех реализуемых единиц товара Х, когда цена возрастает на единицу, приводит к тому, что MR будет ниже новой цены товара. Наглядно это можно проследить на числовом примере (таблица 3.1.1.)

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.