Рефераты. Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем В...






Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).


1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.

 

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке.

Высший орган предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива, утвержденным органом предприятия. Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.


Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.

2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России.

 

 Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики : в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства.

Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Также в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

В программе необходимо предусмотреть формирование эффективных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринимательства, информационной, консультационной и аудиторской деятельности, а также создание комплексной государственно-общественной системы поддержки малого предпринимательства, включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров, привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства.

Для реализации данных программ должны быть привлечены не столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного - отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования государственных ресурсов должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.


       2.2. Государственная поддержка малого бизнеса

В условиях переходного периода и нарушения производственно-хозяйственных связей между предприятиями, предпринимательство как важная часть преобразований экономических институтов, играет роль экономического демпфера. В России пока лишь малый бизнес имеет достаточно высокий потенциал, дающий возможность приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды. Исходя из этого необходимо оказывать всяческое содействие со стороны законодательной и исполнительной власти.

Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:

ü        создание необходимых условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недозагруженных основных фондов, в том числе и при осуществлении санационных мероприятий в отношении предприятий-банкротов;

ü        концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;

ü        упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

ü        формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

ü        создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Для выработки основных направлений и определения приоритетов в развитии малых и средних предприятий в субъектах Российской Федерации с учетом основных характеристик можно выделить три группы регионов.

Первая группа характеризуется достаточно высоким уровнем развития малых предприятий, выполнением комплексных региональных программ и инвестиционных проектов с использованием бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Для второй группы характерны начальная стадия развития малого бизнеса и системы его государственной поддержки, незначительный объем бюджетного и внебюджетного финансирования региональных программ. Третья группа характеризуется сложными общеэкономическими и социальными условиями, низким уровнем развития малых предприятий, региональные программы поддержки малого предпринимательства не подкреплены организационными структурами, нормативно-правовыми актами и финансовыми ресурсами.

В среднесрочной перспективе будет осуществлен перенос центра тяжести финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, построенной на принципах бюджетного федерализма, на региональный и муниципальный уровень. Это позволит направить налоговые сборы и платежи от малых предприятий в бюджеты субъектов Российской Федерации. Приоритетный комплекс задач связан с формированием целостной системы финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающей создание гарантийно-инвестиционных банков, региональных и муниципальных гарантийных фондов, страховых компаний и обществ взаимного кредитования.

Планируется активизировать предоставление гарантий Правительством Российской Федерации по иностранным инвестиционным кредитам для быстроокупаемых инвестиционных проектов малых предприятий, прежде всего производственного и инновационного направлений, по переработке сельскохозяйственной продукции, производству продуктов питания, других социально значимых товаров и услуг.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации  создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.

необходимо в соответствии с законодательством предусматривать создание в регионах инновационных центров, которые будут обеспечивать координацию взаимодействия и поддержку участников инновационной деятельности. Наряду с активизацией инновационной деятельности в крупных организациях необходимо создать условия для привлечения к этому процессу субъектов малого предпринимательства, в том числе и за счет выделения малых организаций из крупных фирм.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налого­вых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законо­дательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, форми­рования сети бизнес-парков, нала­живания эффективной координации в этой об­ласти между федераль­ным центром и субъектами Федерации, а также с мест­ными органами власти. 

    Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям отнесены:

ü     производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

ü     производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;

ü     лекарственных препаратов и медицинской техники;

ü     оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

ü     строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения.

   Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

   Важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.


2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке.

 

В регионах Дальнего Востока изначально рождение бизнеса происходило в более неблагоприятной обстановке по сравнению с западными регионами страны. Становление малого предпринимательства в крае не имело равных стартовых условий. Так, в западных регионах страны лучше развиты отрасли, привлекательные для малого бизнеса, прежде всего, пищевая и легкая промышленность, сфера услуг, производственная инфраструктура, сеть автомобильных дорог, более дешевые источники электрической и тепловой энергии, позволяющие производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию.

Уровень развития малого предпринимательства в мировой практике измеряется по количеству фактически действующих малых предприятий на одну тысячу жителей. В Хабаровском крае этот показатель соответствует общероссийскому (6,2 малых предприятий), что выше, чем в дальневосточном регионе в целом (5,3), но существенно уступает развитым странам (в странах-членах ЕС – не менее 30). В среднем, численность представителей малого предпринимательства приближается к среднеевропейскому или общемировому показателю.[1]

Отраслевая структура малого предпринимательства отражает картину, характерную для России в целом.  Малый бизнес создает свои «ниши» практически во всех отраслях экономики, однако доминирующей остается сфера торговли и общественного питания.

В то же время в значительной мере малый бизнес занимает рынок, приносящий высокую добавленную стоимость, прежде всего, рынок информационных технологий. Сегодня наиболее активна его роль в оказании услуг на основе трансферта информационных технологий.

Сложившаяся отраслевая структура на Дальнем Востоке и в частности в Хабаровском крае свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания, в которой действует почти каждое второе  малое предприятие (рис. 1).

Субъекты малого предпринимательства действуют на локальных рынках, постоянно ориентируются на местных потребителей, учитывают местные особенности. И главное – развитие малого предпринимательства обеспечивает рост жизненного уровня активной части населения, его занятости, смягчает социальную нагрузку на бюджет, постепенно ведет к формированию среднего класса как основы социально-политической стабильности в обществе.

В настоящее время проводится множество программ по развитию и поддержке малого бизнеса на Дальнем Востоке. К примеру в 2004 году осуществлялась реализация пятой краевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004 – 2006 годы», утвержденной постановлением Правительства края  № 29-пр от 20 октября 2003 года. Положительная динамика основных показателей деятельности малого предпринимательства свидетельствует об эффективности мер государственной поддержки.[2]

Также в Хабаровском крае продолжает осуществляться финансовая политика поддержки малого предпринимательства в соответствии с краевой программой развития и поддержки малого предпринимательства путем ее реализации за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Развивается сеть инфраструктурных организаций, предоставляющих субъектам малого бизнеса финансовые и другие услуги.

Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства по-прежнему связано, в первую очередь, с решением задач доступности финансовых ресурсов для малого бизнеса, и особенно, для начинающих предпринимателей. Одной из форм решения этих проблем является развитие механизмов микрокредитования. Это одно из основных мероприятий краевой программы развития и поддержки малого предпринимательства, являющееся наиболее востребованной формой среди предпринимателей.

В 2004 году из краевого бюджета на осуществление финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства края было выделено 8,2 млн.рублей, в том числе на реализацию программы микрокредитования - 3,2 млн.рублей.

На фоне кредитных ресурсов, выдаваемых коммерческими банками малому предпринимательству, выделяемые бюджетные средства выглядят скромно. Однако они направляются, в большей степени, на оказание поддержки начинающим предпринимателям, на реализацию небольших, но важных для края и муниципальных образований проектов.

Возможность доступа предпринимателей к финансовым ресурсам и, прежде всего, начинающих свое дело, является не только экономической, но и политической задачей на ближайшие годы. Решение задачи связано с совершенствованием системы и форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Это и дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, как наиболее востребованной формы финансовой поддержки среди предпринимателей, и долевое финансирование на конкурсной основе инвестиционных и инновационных проектов предпринимателей, а также поддержка выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого бизнеса, призванная содействовать продвижению продукции и услуг наших товаропроизводителей.

Перспективной формой финансовой поддержки, позволяющей снизить издержки предпринимателя при реализации производственных или социально- значимых проектов, становится новая форма финансовой поддержки малого бизнеса – субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым коммерческими структурами субъектам малого предпринимательства. За 2004 год принято решение о субсидировании процентной ставки по кредитам 8 социально-значимых проектов субъектов малого предпринимательства на сумму 560 тыс. рублей.[3]

Таким образом мы можем увидеть, что Правительство Российской Федерации и органы местного самоуправления не оставляю без внимания проблему поддержки и развития Малого бизнеса на Дальнем востоке.


Рисунок 1:









































1. Лысенко ГИ Государство и рынок: региональный аспект.- Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2005.

2. Приложение1

3. Приложение2


Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.

 

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.


Заключение.

 

Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России – это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что несомненная перспективность сектора малого и среднего предпринимательства в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисных мер. Это долговременное направление структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии экономического роста в течение долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих пор открытыми остается большое количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики  способствовало освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация практически всех отраслей экономики и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных каче­ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

·   - развитие МП способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества;

·    занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

·    объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью;

·    сектор МП способен создавать новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

·    массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Список использованной литературы:

 

1.            Лысенко Г.И., Государство и рынок: региональный аспект.- Хабаровск:       ХНЦ ДВО РАН, 2005.

2.            Минакир П.А., Системные трансформации в экономике. – Владивосток:    Дальнаука, 2001.

3.            Минакир П.А., Дальний Восток и Забайкалье – 2010// Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.- Москва: Экономика, 2002.

4.            СамуэльсонП.Э., Нордхаус В.Д.,   Экономика. – Москва, 2001.

5.            Краевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 2004-2006 годы». Утверждена постановлением Правительства края  № 29-пр от 20 октября 2003 года.

6.            Чемберлин Э.,  Теория монополистической конкуренции. – Москва, 1996.

7.            Альянс Медиа. 16 декабря 2004.

8.            Пресса и телевидение России.// Обзор прессы. 15 декабря 2004.

9.            Восток-Медиа  4 июня 2006.

10.        Юркова Т.И., Юркос С.В.,  Экономика предприятий.- Москва, 2002.

11.        Успенский И.В.,  Маркетинг. – Санкт-Петербург: СПГУЭ и Ф., 2003.

12.        Клейнер Г.Б.,  Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. – Москва: «КОНСЭКО», 1998.

13.        Мескон М., Альберт М.,   Основы менеджмента. – Москва: «Дело», 1997.

14.        Багиев Г.Л., Асаул А.Н.,    Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2001.

15.        Закон «О развитии малого и среднего бизнеса РФ» от 02.10.2006.

16.        Гражданский кодекс РФ, Ч 4.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.