Рефераты. Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой экономике Республике Беларусь






p> Таблица 1

Размер предприятий Республики Беларусь по численности занятых
|Показатель |1970 г |I9SOI |1985 г.|1989г. |1990 г |199?г |
| | | | | | | |
|Средняя численность работающих| | | | | | |
|на | | | | | | |
|одном предприятии (чел.) |560 |9SO |998 |1010 |89U |-J5-0 |

* Данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь.

чистой монополией или олигополией (нали-чие ограниченного числа производителей од-нотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

В зависимости от критериев монополизм можно классифицировать следующим образом: по происхождению — искусственный и естественный; по степени влияния — всеобщий, Абсолютный и так называемая олигополия; по сфере влияния — отраслевой и межотраслевой; по территориальному признаку — тотальный и локальный; по функциональной роли -- ведомственный, должностной и производственный.

В советской практике были распространены и в настоящее время проявляются производные формы монополизма: так называемый функциональный монополизм отдельных должностных лиц (монополизация ими должностных функций, связанных с исполнением возложенных обязанностей); групповой монополизм отдельных групп людей, ведомств. Общей чертой различных видов монополизма является гарантированность существования субъекта независимо от реальных результатов ого деятельности.

Децентрализация государственной систе-мы распределения и отказ от прямого контро-ля над ценами стимулировали возникновение региональных и даже районных монополии в сфере торговли и сбыта.
Бывшие государственные сбытовые конторы и торговые отделы трансформировались в акционерные объединения и при отсутствии конкуренции диктуют потребителям монопольно высокие цены. В результате возведения региональных барьеров произошла монополизация региональных рынков, возник массовый сговор продавцов на потребительском рынке. На смену ведомственно- отраслевому пришел республиканско-регн-ональный монополизм.

Высокий уровень монополизации экономики характерен для тех ее секторов
(более 20 отраслей и подотраслей), производственный потенциал которых сосредоточен на небольшом количестве субъектов хозяйствования, концентрирующих основную массу производимой продукции (работ, услуг).
(Состояние монополизации белорусской промышленности отражено в табл.2.)

В промышленности республики функционирует более 40 единственных производителей определенного вида товара: Оршанский льнокомбинат (пряжа льняная товарная). Гомельский химический завод (фосфатные удобрения),
Солигорский «Беларуськалий» (калийные удобрения). Минский тракторный завод
(пропашные тракторы). Минский «Ат-лант" (холодильники и морозильники).

Особенность монополизма в ряде отраслей состоит в том. что наряду с чисто произ-

Таблица 2

Доля продукции предприятий-монополистов по отраслям промышленности
Республики Беларусь в 1997 г.*
| Отрасль промышленности |Число |Удельный вес |
| |предприятий-|предприятий-монополистов |
| |монополистов| |
| | | |
| | |в общем числе |в общем объеме |
| | |предприятий (%)|производства (%)|
| | | | |
|Вся промышленность |343 |14.3 |52.2 |
|в том числе | | | |
|топливная |1 |2.5 |28.5 |
|черная металлургия цветная |4 2 |21.1 50.0 41.8 |87,1 65,8 94.9 |
|металлургия химическая и |33 136 |21,4 |68.7 |
|нефтехимическая машиностроение и| | | |
|металлообработка | | | |
|лесная, деревообрабатывающая и |35 21 9 56 |11,5 13.4 60,0 |35.6 |
|целлюлозно-бумажная строительных| |12.1 |56.8 88,7 67,3 |
|материалов стекольная и | | | |
|фарфоро-фаянсовая легкая | | | |
|пищевая |29 |59.8 |24,7 |

* По предприятиям, включенным в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики
[22. С.258].

водственной монополией на определенные виды продукции в них сохранена организационная монополия в виде концернов, включающих практически все предприятия. Несмотря на то, что в составе концернов функционирует большое количество однопрофнльных предприятий, они фактически не конкурируют друг с другом из-за высокой стоимости выпускаемой продукции и ограниченного ее предложения на рынке.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, незагруженность производственных мощностей (например, в легкой промышленности - от 17-25 до 50%, при необходимых для рентабельного производства 60%), отсутствие оборотных средств, низкая рентабельность (в ряде случаев в начале 90-х годов она не достигала и 1%) - таковы некоторые характеристики отечественных монополистов [23. С. 2,3].

Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

Так, единственный в республике производитель сухого детского питания
Волковыс-ское ОАО «Беллакт» разоряется вследствие сдерживания цен на свою продукцию. Ценовая политика государства обусловила отсутствие оборотных средств. Долги предприятия в начале 1999 г. составили 172 млрд белорусских рублей и 420 тыс. долл. Имея в ассортименте около 20 наименований продукции, в настоящее время оно производит только два [3. С. 18]. В условиях высокой инфляции у предприятия есть только два пути выживания — рост цен или сокращение предложения (объемов производства).

Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике
Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. Ликвидация СССР привела к появлению монополизма поставщиков ресурсов для Беларуси, причины искусственного создания которого - командно- административное прикрепление к поставщикам предприятий-потребителей, лимитирование объемов поставок, запрет на реализацию сырья и материалов за пределы определенной территории и т.п.

Разрушение госснабовской системы вело к потере сводной информации о производителях. Организации бывшего Госснаба превратились в коммерческие структуры, монополизировавшие складское и транспортные хозяйство, информационные базы данных, < ли диктовать свои кабальные условия при заключении хозяйственных договоров. Так, Минский автомобильный завод и
Жлобинский металлургический, имевшие налаженные хозяйственные связи, приобретают сегодня продукцию друг друга через посредническую коммерческую фирму, что сказывается на росте цен [24. C.3].

Условия переходного периода, некоторые негативные результаты приведенных реформ, создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ), региональные консорциумы, ассоциации не могут не отражаться на монополизме.
Происходит его трансформация в скрытые формы. Складываются государственно- чиновничья, директорско-админнстративная, мафиозно-клановая монополии.
Нигде в мире не существует таких структур.

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.

В республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования

Демонополизация в Беларуси предшествововала конкурентной политике.
Если на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Понятие «демонополизация» в западной экономической литературе почти не используется (применяют «антимонопольное, или антитрестовское, регулирование»), а в постсоветской - оно вошло в оборот после 1990 г. и трактуется как политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по пре-одолению монопольных тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца).

Беларусь впервые приступила к реализации этих мер после принятия в
1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»
(заметим, что в нем отсутствует определение демонополизации экономики).
Специализированным органом, обеспечивающим координацию и контроль за мерами по ограничению и устранению злоупотреблений монополистов, развитию конкуренции и предпринимательства, является Министерство предпринимательства и инвестиций, созданное в 1996 г. на базе Министерства по антимонопольной политике (ранее - Госкомитета по АМП).

Особенности антимонопольного регулирования состоят в том, что 1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии; 2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала; 3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений; 4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.

На Западе антимонопольное регулирование было направлено на ослабление господства монополий, в постсоветской экономике -на ограничение государственного влияния на рынки, ослабление государственной монополии - монополии государственной собственности и власти, и прежде всего в сфере управления. Но решение этой проблемы сопровождается усилением монополизма.

Цели, основные задачи, принципы и подходы к демонополизации нашли отражение в Комплексной программе демонополизации народного хозяйства
Республики Беларусь на 1993 г., программах демонополизации экономики
Беларуси на 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Так, целями объявлены: изменение монопольной структуры рынков и создание правовых и экономических условий для прихода на них новых товаропроизводителей (поставщиков), снижение концентрации производства и создание необходимых условий для развития конкуренции, повышение эффективности экономических процессов путем включения конкуренции хозяйствующих субъектов в систему стимулов и экономических рычагов развития производства, общества в целом.

Основными направлениями демонополизации выступают: 1) формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий; 2) разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции; 3) государственное регулирование деятельности монополий; 4) контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.

Основным критерием определения доминирующего положения является доля хозяйствующего субъекта на рынке конкретного товара, превышающая предельную величину, устанавливаемую Министерством предпринимательства и инвестиций.
Для хозяйствующих субъектов - производителей товаров и услуг (кроме продукции производственно-технического назначения ) она составляет: для одного - 30%, для двух - 54, для трех - 72, для четырех - 95%; для хозяйствующих субъектов -производителей продукции производственно- технического назначения - соответственно 45, 67, 86 и 100% [25. С. 18]. На
1 января 1999 г. в Государственный реестр было включено 1739 хозяйствующих субъектов. Их количество - величина переменная, зависящая от поведения субъектов на определенных товарных рынках.

Под контролем Министерства находятся примерно 100 видев товаров
(товарных групп), поставляемых на республиканский и местные рынки. В основном это товары из потребительской корзины, а также важнейшие виды продукции производственно-технического назначения. В целом Государственным реестром охвачены предприятия более чем 20 отраслей, подотраслей и видов деятельности.

В 1996-1997 гг. к числу секторов экономики, подлежащих приоритетной демонополизации, относились строительство, транспорт, переработка сельскохозяйственной продукции и торговля, в 1998-1999 гг. - агропромышленный комплекс и жилищное строительство [26. С. 15-20].

Противоречивость современной ситуации заключается в том, что. с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем [27.
С.1; 28. С.20].

Отсутствие подлинной приватизации, при которой появляется реальный собственник предприятия, произведенного продукта и дохода; превращение ее в самоцель; административный, распорядительно-принудительный характер ее осуществления (наряду с необоснованным разукрупнением) приводят к деградации крупной промышленности, разрушению технологических основ того, что составляло базу научно-технического потенциала страны, к формированию новых монополистов. - производителей промежуточной продукции и
Мингосимущества.

Особенность белорусского антимонопольного закона состоит в том, что он направлен на устранение монополизма на всех уровнях и прежде всего в сфере управления. Демонополизация в этой сфере предполагает качественно новую роль государства и его органов, сокращение прямого государственного вмешательства в экономику. В третьей статье первого раздела прямо указано па субъекты закона — органы управления и должностные лица. Подробный перечень запрещенных антимонопольным законом актов и действий органов управления, ограничивающих права хозяйствующих субъектов, дискриминирующих отдельных из них, создающих необоснованные препятствия для появления новых предприятий

/ст. 7). на практике повсеместно игнорируется [29.С.10].

Вместе с тем большая часть производственной деятельности в стране контролируется государством. Решения, принимаемые органами управления, нередко носят антиконкурентный характер, ведут к разделу рынков, дискриминации негосударственных (особенно частных) фирм, незаконному ограничению самостоятельности предприятий, предоставлению необоснованных льгот отдельным хозяйствующим субъектам, что способствует усилению монополистических тенденций.

Имеют место различные злоупотребления среди чиновников, запреты на отдельные виды коммерческой деятельности, необоснованные отказы на сертификацию товара, контрольно-проверочный прессинг (местные власти и налоговые органы проверяют, как правило, фирмы, успешно конкурирующие с государственными) и т.п.

Антимонопольное регулирование в рыночной экономике сопровождается уменьшением злоупотреблении со стороны монополий, в национальной экономике
- появлением новых видов монополий и форм их проявления.

Реформы 90-x годов в белорусской экономике сопровождались дезорганизацией управления, укреплением монопольных структур, ростом негосударственных образований спекулятивно-коммерческого типа, их сращиванием с государственными формированиями, сопровождаемым скрытым подкупом должностных лиц.

Особенностями переходного периода яв-ляется резкая активизация антимонопольной направленности экономической политики, энергичная деятельность антимонопольных органов в начале 90-х годов и столь же резкий их спад к настоящему времени.

Анализ белорусских программ демонополизации экономики и антимонопольного закона, а также итогов пятилетнего периода их реализации показал, что в республике произошла трансформация общественно-экономической системы, выразившаяся в усилении монополизма и криминализации бизнеса, приведших к неэффективной экономике и отсутствию рыночной конкуренции.

Сам антимонопольный закон, принятый в 1992 г., некорректен по содержанию и был заранее обречен на неудачу при реализации, ибо его статьи сформулированы таким образом, что делают акцент не на становление конкуренции, как указано в целевой функции, а на антимонопольное регулирование (ст. 8, 9); рассматривают конкуренцию в Республике Беларусь как реально существующее явление. Этот парадокс объясняется тем, что статьи закона заимствованы из антимонопольных законов развитых стран без учета того факта, что в белорусской экономике отсутствовала реальная конкуренция в ее классических видах и формах. Он недостаточно отражает стимулирующие нормы, направленные на появление конкурентных отношений, которые в большинстве своем носят недобросовестный, в том числе криминальный характер.

Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают слабая законодательная дисциплина, развитие нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии институтов, специфика субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и коррупция в государственном аппарате. Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.

Отечественная статистика не содержит многих необходимых сведений, позволяющих провести достаточно полный и всесторонний анализ степени монополизации экономики. Информационный голод не уменьшается, а по ряду позиций растет. Монополия на инфор- мацию развивается вследствие коммерциализации информационной области.
Без рефор-мы системы экономических отношений, соответствующей институциональной среды антимонопольное регулирование не может быть эффективным.

Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 it. позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.

Основными направлениями конкурентной политики являются: разработка и совершенствование законодательства о конкуренции, контроль над структурой рынка, предотвращение злоупотреблений рыночной власти, стимулирование предпринимательской деятельности. В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во- вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.

Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. О работе народного хозяйства Республики Беларусь. Ми„ 1999. № 1. С.
14.

2. Сокращение роли государства: государственное управление и устойчивое человеческое развитие в Восточной Европе и СНГ. Нью-Йорк, 1997.

3. Гриб Н. Легпром переделывает экспортный рынок // Белорусская газета. 1999. 8 марта.

4. Формирование экономических и социальных основ Белорусской государственност Матер, иаучпо-практ. копф. Минск, 1 1998 г. / Под общ. ред. П.Г.Никитепко. Мп., 1998.

5. Реформы в экономике: как быть дальше / Материалы конференции подготовила И.Жукова // Национальная экономическая газета. 1999. №12.

6. Лученок А. Беларусь: путь к эффективной экономике // Национальная экономическая газета. 1998. № 16.

7. Программа демонополизации экономик11 Республики Беларусь на 1996-
1997 гг. Мп., 1996.

8. Материал, подготовленный в рамках проекта Международной корпорации
«Поддержка частного предпринимательства в Беларуси>> II Национальная экономическая газета. 1999. №12-



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.