Рефераты. Монополизм в экономике, его формы и последствия






§        Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Существуют два типа естественных монополий:

а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

   Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

   Наиболее крупномасштабными монополиями обычно являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения средних затрат на производство товаров. Реально это проявляется в том, что создание в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько меньшего размера может привести  к увеличению затрат на производство и в итоге – не к снижению, а к росту цен. А в этом общество, естественно, не заинтересовано.

   С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем  его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.

   3) Административные монополии. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

   4) Государственные монополии. В некоторой литературе выделяют государственную монополию. Существование государственных монополий на рынке конкретных товаров и услуг вызвано как естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт), так и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.).

   В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.

   5) Правовые монополии (юридические). Другой причиной возникновения и сохранения фирмой осо­бого монопольного положения является ограниченность и невозможность воспроизводить отдельные природные ресурсы (например, нефть). Контроль за добычей и реализацией данного вида сырья создает их собственникам особые благоприятные условия на рын­ке, препятствует проникновению на рассматриваемый рынок других компаний.

   Контроль фирмы над знаниями в виде собственности на па­тент предоставляет ей исключительное право на производство и продажу вновь изобретенного продукта в течение определенного периода времени. Классическим примером монополии данного вида была компания «General Electric», которая безраздель­но господствовала на рынке электрических лампочек, изобретен­ных Эдисоном, с 1892 по 1930 г. Такой вид монополий также называют закрытыми монополиями.

   Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:

• монополия отдельного предприятия;

• монополия как соглашение;

• монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

   Так же различают пять основных форм монополистических объединений:

   1) Картель. Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;

   2) Синдикат. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;

   3) Трест. Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;

   4) Многоотраслевой концерн. Многоотраслевой концерн - это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

   Необходимо сказать пару слов о таком способе монополизации, как корнер.

Корнер – способ, придуманный еще в XVI веке. Смысл этого метода прост: купцы или производители заключают тайное соглашение о скупке, о временном изъятии с рынка какого-либо товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники «ринга» получают повышенный доход.

   Например, в 1931 году участники Международного оловянного картеля организовали корнер по олову. Они скупили огромное количество олова и создали на него ажиотажный спрос, вызвавший, в свою очередь, резкий рост цен. Добившись этого, участники корнера  спустя  год распродали свои запасы металла с огромной прибылью.

   В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

2.2. Поведение фирмы – монополиста на рынке.

 

v    Предельный доход монополиста.

Для фирмы в условиях совершенной конкуренции ха­рактерно равенство среднего и предель­ного доходов и цены. Для монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.

Почему кривая предельного дохода лежит ниже кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производи­тель продукции на рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения объема продаж, вы­нужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не только на последующую (рис. 1.1)1.

Например, монополист может продать по цене 800 тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две еди­ницы, он должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу продукции. Чтобы продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб. за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед.– 800; 2 ед. - 1400 (700·2); 3 ед. - 1800 (600·3); 4 ед. - 2000 (500·4).

Соответственно предельный (или дополнительный в резуль­тате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит, тыс. руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400-800); 3 ед. – 400 (1800-1400); 4 ед. - 200 (2000-1800).

Рис. 1.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход

На рисунке показаны кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку монополист принимает решение об объеме производства, вы­равнивая предельный доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут иными по сравне­нию с условиями конкуренции.


v    Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход моно­полиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая при­быль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным произ­водителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии

Выпуск продук­ции,

тыс. ед.

Издержки

Цена,

тыс руб.

Доход

При­быль,

млн руб.

валовые,

тыс. руб.

предель­ные,

тыс. руб.

валовой,

млн руб.

предель­ный,

тыс. руб.

0

1000

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

488

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

Продолжение на стр. 29

Продолжение табл. 1.1 

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35


Мы предположили, что одну единицу своей продукции мо­нополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на    1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к пре­дельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:



Конкуренция

Монополия

Оптимальный объем производства

15

14

Цена, тыс. руб.

472

474


Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 1.2.


Рис. 1.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос; MR – предельный доход; МС – предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для по­требителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем про­изводства, приносящие ей максимальную прибыль, будут со­ответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конку­ренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.


v    Монополия и эластичность спроса

Как уже отмечалось, предельный доход в  условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продук­цию фирмы совершенно эластичен. При существовании мо­нопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позво­ляет фирме, обладающей монопольной властью, получать до­полнительную прибыль.

Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) вли­яет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле1:

P =     (1.1)

Чем выше эластичность спроса, тем более приближены ус­ловия деятельности монополиста к условиям свободной кон­куренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.


v    Влияние налогов на поведение монополиста

Поскольку налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издер­жек МС сместится влево и вверх в поло­жение MC1, как это показано на рис. 1.3. Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.