Мы предположили,
что одну единицу своей продукции монополист может продать по цене 500 тыс.
руб. В дальнейшем при расширении сбыта на 1 тыс. ед. он вынужден каждый раз
снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс.
руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль,
производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный
доход в наибольшей степени приближен к предельным издержкам. Если она
произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к
издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.
На конкурентном
рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15
тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях
монополии:
Конкуренция
Монополия
Оптимальный объем производства
15
14
Цена, тыс. руб.
472
474
Графически процесс выбора
фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Определение
цены и объема производства фирмой-монополистом: D – спрос; MR – предельный
доход; МС – предельные издержки
Поскольку в нашем примере
производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике
лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не
произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях
конкуренции) означает потерю для потребителей, так как часть из них отказались
от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.
Любая фирма,
спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться
с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем производства,
приносящие ей максимальную прибыль, будут соответственно выше и ниже, чем в
условиях совершенной конкуренции. В этом смысле на рынках несовершенной
конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма
обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой
монополии.
v
Монополия
и эластичность спроса
Как уже
отмечалось, предельный доход в условиях совершенной конкуренции равен цене
единицы товара и спрос на продукцию фирмы совершенно эластичен. При
существовании монопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса
на продукцию фирмы является наклонной, что позволяет фирме, обладающей
монопольной властью, получать дополнительную прибыль.
Эластичность
спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один
продавец этой продукции) влияет на цену, установленную монополистом. Имея
информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие
предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции
Р по формуле1:
P = (1.1)
Чем выше
эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к
условиям свободной конкуренции, и наоборот, при неэластичном спросе у
монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать
монопольные доходы.
v
Влияние
налогов на поведение монополиста
Поскольку налог
увеличивает предельные издержки, кривая предельных издержек МС сместится влево
и вверх в положение MC1, как это показано на рис. 1.3. Фирма теперь будет
максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.