Положение нового устава МВФ, вступившего в силу с апреля
1978 года, в области валютных паритетов и курсов открывают пе- ред странами-членами возможность гибкого маневрирования.
Во-первых, страны члены фонда не обязаны более устанавливать валютные паритеты, а могут использовать "плавающие" валютные курсы. Во-вторых, отклонение рыночных курсов между теми валю- тами, для которых установлен паритет, допускается в пределах
_+ .4,5% от данного паритета. В-третьих, страна, установившая фиксированный паритет своей валюты, имеет право вернуться к режиму "плавающего" курса.
Таким образом, в соответствии с Ямайскими соглашениями странами-членами МВФ предоставлено право выбора: иметь "плава- ющий" курс валюты; либо установить или поддерживать фиксиро- ванную стоимость валюты в СДР (специальных правах заимствова- ния) или других расчетных единицах; либо привязать свою валюту
(т. е. установить твердое соотношение) к другой валюте или нескольким валютам. Исключается только возможность паритета валюты в золоте.
В конце 1984 года в мире существовали следующие режимы
"плавания" валютных курсов:
- свободно плавающие курсы валют имели США, Канада, Вели- кобритания, Япония, Греция, Израиль, ЮАР, Ливан;
- страны входящие в европейскую валютную систему (ЕВС), зафиксировали курсы взаимного обмена своих валют (так называе- мая "европейская валютная змея"), но эти курсы "плавали" по отношению к третьим валютам;
- 16 стран определяли центральные курсы своих валют по отношению к СДР;
- ряд стран, включая страны Северной Европы, устанавлива- ли центральные курсы по отношению к индивидуальным "корзинам" валют;
- валюты 38 стран были привязаны к доллару США, 13 - к французскому франку, 5 стран - к другим валютам.
С введением "плавания" валютных курсов резко усилилась их нестабильность. В течение года курсы валют могут изменяться на величину до 40-45% (см. табл. 1).
Размеры изменений курсов валют основных стран по отношению к доллару США в течение 1973-1972 годов (в %).
Таблица 1. |Годы|Великобритани|Франция |ФРГ |Япония | | |я | | | | | | 1 | 1 |1 2| 1 2| | |2 3|2 3 |3 |3 | |1973|1,9| |22,|3,4 |-0,|40,8|4,0|-1,|48,0|1,6|-0,|19,2| | | |0,1|8 | |6 | | |3 | | |6 | | |1974|1,3|-0,|15,|2,8 |-0,|33,6|2,8|-0,|33,6|2,2| |26,4| | | |1 |6 | |4 | | |9 | | |0,7| | |1975|2,2| |26,|2,6 | |31,2|2,6| |31,2|1,1| |13,2| | | |1,3|4 | |0,1| | |0,8| | |0,1| | |1976|2,7| |32,|1,0 | |12,0|1,2|-0,|14,4|0,8|-0,| 9,6| | | |1,5|4 | |0,9| | |9 | | |3 | | |1977|1,2|-0,|14,|0,6 |-0,| 7,2|1,6|-0,|19,2|1,7|-1,|20,4| | | |9 |4 | |5 | | |9 | | |6 | | |1978|2,8|-0,|33,|3,0 |-0,|36,0|3,5|-1,|42,0|3,8|-1,|45,6| | | |5 |6 | |9 | | |1 | | |6 | | |1979|2,7|-0,|32,|1,8 |-0,|21,6|1,9|-0,|22,8|2,8| |33,6| | | |7 |4 | |3 | | |4 | | |1,8| | |1980|2,2|-0,|26,|2,5 |1,0|30,0|2,7| |32,4|3,2|-1,|38,4| | | |6 |4 | | | | |1,1| | |3 | | |1981|3,7| |44,|3,4 | |40,8|3,3| |39,6|2,9| |34,8| | | |2,0|4 | |2,1| | |1,3| | |0,7| | |1982|1,7| |20,|2,9 | |31,9|2.1| |23,1|3,8| |41,8| | | |1,6|4 | |1,9| | |0,9| | |1,4| |
Примечания: 1 - абсалютные размеры изменений курсов валют в
среднем за 1 месяц года;
2 - изменение курсов валют в среднем за 1 месяц в данном году;
3 - абсалютные размеры изменений курсов валют в среднем за 1 месяц (т. е. данные колонки ), помноженные на 12.
Источник. National Westminster Bank Quarterly Review, 1983,
Aug., p. 14.
Данные колонки 3 табл. 1 отражают степень изменения об- менных курсов валют в течение года. Они существенно выше пока- зателей различий между минимальным и максимальным уровнем курса соответствующих валют в течение календарного года. Это связано с тем, что в рамках календарного года курсы валют мо- гут как повышаться, так и понижаться, что и отражают показате- ли колонки 3 табл. 1.
Среднегодовые размеры колебаний курсов валют могут составлять до 35% по сравнению с соответствующими показателями предыдущего года. Так, среднегодовой курс швейцарского франка к доллару США в 1978 году повысился на 34,9%, а курс фран- цузского франка к американскому доллару в 1981 году понизился на 32,7%. Из приведенных данных следует, что в условиях совре- менного "плавания" валюты не делятся на постоянно сильные или слабые. То одна, то другая валюта может оказаться под спекуля- тивным давлением, и их курсы могут испытывать сильные повыше- ния, либо резкие понижения.
С введением "плавающих" валютных курсов остро встала проблема нахождения оптимальных стоимостных измерителей ихди- намики.
В нынешних условиях динамика внешней стоимости националь- ной денежной единицы может определяться только путем сопостав- ления данной валюты с целым рядом других валют. Так, в 1981 году стоимость 1 доллара США в среднем за год составляла 0,49 ф. ст., 1137 итальянских лир, 2,26 марки ФРГ, 5,43 французских франка, 1,96 швейцарского франка, 221 японскую иену. В 1982 году курс доллара повысился по отношению к фунту стерлингов на
15,9%, итальянской лире - 19,4%, марке ФРГ - 7,6%, французско- му франку - 20,9%, швейцарскому франку - 3,5%, японской иене - на 12,9%. В 1983 году курс доллара США понизился по отношению к японской иене на 6% и повысился по отношению к французскому франку на 28,2%. Это говорит о том, что курс валюты изменяется по отношению к другим валютам по-разному и зачастую разнонап- равленно (к одним валютам он повышается, к другим - понижа- ется).
Таким образом, в современных условиях динамику курса ва- люты целесообразно выражать в индексной форме, то есть в от- носительном показателе, отражающем изменение курса по отноше- нию к определенной группе конвертируемых валют. Таким показа- телем является так называемый эффективный валютный курс, исчисление которого представляет собой расчет среднеарифмети- ческой и среднегеометрической величины. Эффективный курс представляет собой способ измерения динамики стоимости валюты, выраженной в нескольких других валютах, относительно опреде- ленной базисной даты.
Значение эффективного валютного курса в каждой точке кри- вой, отражающей его динамику, зависит от тех валют, которые включаются в калькуляцию, и весов (так называемой "относитель- ной важности"), расчитываемых для каждой из них при подсчете этого индекса.
Для каждой валюты может быть исчислен ряд индексов эффек- тивных валютных курсов. Они могут отличаться по тем валютам, которые включаются в исчисление индекса, и по базовому перио- ду. Причем понятие того или иного периода (как правило, того или иного года) за базовый окажет воздействие только на абса- лютное значение индекса эффективного валютного курса в каждой точке, но не на процент изменения этого индекса между любыми двумя точками в ряде динамики эффективного курса.
Для определения эффективного курса валюты должны вклю- чаться в "корзину" с учетом их значимости (пропорционально и удельному весу) во внешних расчетах той или иной страны или группы стран. МВФ расчитывает эффективный курс - МЕРМ (Multi- lateral Exchange Rate Model) - для валют 18 основных стран по их месту в объеме мировой торговли.
Даже эти эффективные валютные курсы (средневзвешанные курсы валют по отношению к основным валютам, расчитываемые
МВФ) в период 1973-1982 годов изменялись в пределах 20-24% в год. Так, эффективный курс итальянской лиры в 1976 году пони- зился на 21,4%, тогда как эффективные курсы швейцарского фран- ка и японской иены в 1978 году повысились соответственно на
24,1% и 23,0%.
Характерной особенностью "плавающих" валютных курсов яв- ляютсяс их колебания не только в течение длительных, но и очень коротких промежутков времени. При старой системе фикси- рованных паритетов отклонения не могли превышать _+ .1%. В насто- ящее время нормальным является изменение валютных курсов в ту или другую сторону в пределах 10% в течение непродолжительного времени (одного месяца) и 2-5% в день.
Курс ведущей валюты мира - доллара США, постоянно снижав- шийся на протяжении 70-х годов, 1980-1985 годах испытал резкое повышение, особенно по отношению к марке ФРГ, французскому франку, итальянской лире, английскому фунту стерлингов. Это прежде всего было вызвано ростом процентных ставок в США и на евродолларовом рынке, достигшим, например, в 1981 году беспре- цедентного уровня - 21,5%.
4.Европейская валютная система
Европейская валютная система (ЕВС) - форма государствен- но- монополистического регулирования валютных отношений стран западноевропейского интеграционного комплекса, характерной чертой которого является усиление этого регулирования на меж- государственном, а в перспективе и на надгосударственном уров- нях.
ЕВС - новейшая попытка стран ЕЭС осуществить межгосу- дарственное регулирование валютных отношений. Она постепенно приобретает черты региональной валютной системы, представляю- щей собой форму организации валютных отношений стран ЕЭС, обслуживающую внутрирегиональные хозяйственные связи, один из полюсов полицентрической валютной системы.
Механизм ЕВС образуют три элемента: европейская валютная единица - ЭКЮ (Eropean Currency Unit - ECU); режим совместного колебания валютных курсов - "суперзмея"; Европейский фонд ва- лютного сотрудничества.
Центром новой системы стала европейская валютная единица
- ЭКЮ, заменившая использовавшуюся с 1975 года странами "обще- го рынка" европейскую расчетную единицу - ЕРЕ. От ЕРЕ ЭКЮ унаследовала построение по принципу "стандартной корзины".
Удельный вес каждой национальной денежной единицы в ва- лютном коктейле зависит от доли валового внутреннего продукта страны в совокупном ВВП ЕЭС.
Исходя из этого определяются в абсолютном выражении раз- меры составляющих ЭКЮ компонентов (см. табл. 2).
Стандартная корзина ЭКЮ и центральные курсы входящих в нее валют.
Таблица 2.
| |Кол-во единиц |Центральны| | |национальной валюты |е курсы | | |в 1 ЭКЮ |валют в | | | |ЭКЮ | | |С 1 |С 15 |С 6 апреля| | |января |сентября |1986г. | | |1979г. |1984г. | | |Бельгийский франк | | 3,71| | | |3,66 | |43,6761 | |Датская крона | | 0,219| | | |0,217 | |7,91896 | |Люксембургский франк | | 0,14| | | |0,14 | |43,6761 | |Марка ФРГ | | 0,719| | | |0,828 | |2,13834 | |Французский франк | | 1,31| | | |1,15 | |6,9628 | |Ирландский фунт | | 0,00871| | | |0,00759 | |0,712956 | |Итальянская лира | | 140,00| | | |109,00 | |1496,21 | |Голландский гульден | | 0,256| | | |0,286 | |2,40935 | |Английский фунт | | 0,0878| | |стерлингов |0,0885 | |0,630317 | |Греческая драхма |- |1,15 |135,659 |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 1, 13; Financial Times 07.04.86.
В связи с изменениями рыночных курсов валют доля каждой из них в процентном выражении постоянно меняется. В истекший период этот процесс шел весьма интенсивно. Как видно из данных табл. 2, доля сильных валют - марки ФРГ и голландского гульде- на до 1984 года росла, в то время как слабых - итальянской ли- ры и французского франка - снижалась.
В результате ЭКЮ все в меньшой степени представляла весь набор входящих в нее национальных валют. Для выправления сло- жившегося положения и в соответствии с существующими порядком
15 сентября 1984 года состав корзины ЭКЮ был пересмотрен (см. табл. 2). Доля сильных валют была понижена, слабых повышена.
Одновременно в корзину была введена греческая драхма.
По замыслам инициаторов ЕВС ЭКЮ должна стать альтернати- вой доллару в качестве международного платежного и резервного средства.
Вторым элементом ЕВС является система совместного колеба- ния валютных курсов, пришедшая на смену "европейской валютной змее". Для каждой денежной единицы стран-членов Сообщества к началу действия ЕВС был установлен исходный центральный курс по отношению к ЭКЮ, на основании которого определены двусто- ронние паритеты всех валют, участвующих в системе.
Удельный вес национальных валют в корзине ЭКЮ
(%, на конец года).
| |Июнь |Июнь |Июнь |Сентя|Декаб| | |1975 |1979 |1984 |брь |рь | | | | | |1984 |1995 | |Бельгийский франк | | | 8,0| | 8,3| | |8,1 |9,1 | |8,2 | | |Датская крона | | | 2,6| | 2,8| | |3,1 |3,0 | |2,7 | | |Люксембургский франк | | | 0,3| | 0,3| | |0,3 |0,3 | |0,3 | | |Марка ФРГ | | | 37,0| 32,0| 32,8| | |27,3 |32,9 | | | | |Французский франк | | | 16,8| | 19,5| | |22,2 |19,7 | |19,0 | | |Ирландский фунт | | | 1,1| | 1,2| | |1,3 |1,1 | |1,2 | | |Итальянская лира | | | 7,9| 10,2| 9,3| | |13,5 |9,6 | | | | |Голландский гульден | | | 11,4| | 10,4| | |9,1 |10,3 | |10,1 | | |Английский фунт | | | 14,9| | 14,5| |стерлингов |15,1 |14,0 | |15,0 | | |Греческая драхма |- |- |- |1,3 |0,9 |
Источник: Kreditbank. Weekly Bulletin. - N24. - June 1985. - p. 11; Business Week. - February 10. - 1986.
Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений
рыночных курсов любой пары валют, допустимыми пределами отклонений курсов от центрального являются _+ .2,25%, для
Италии -_+ .6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.
Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к ее центральному курсу, называемым
"индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют.
Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот
"сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.
Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валют- ных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов.
Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наооборот, банк слабой валюты продает сильную.
Однако покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, ли- берализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки.
Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.
В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности.
Эта система дает односторонние преиму- щества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.
Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, так как в этом случае меры по изменению эконо- мической политики обязана принимать та страна, изменение ва- лютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС.
Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.
Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы краткр- и среднесрочного кредитования, в которую входят следу- ющие элементы:
1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками.
Операции"своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;
2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд.
ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;
3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.
Краткосрочное кредитование проводится центральными банка- ми без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предостав- ляются при условии проведения экономической политики, одобрен- ной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.
Фонды кратко- и среднесрочного кредитования к 1981 году должны были быть преобразованы в Европейский валютный фонд.
Предполагалось, что он заменит Европейский фонд валютного сот- рудничества, созданный в апреле 1973 года в период первой по- пытки Сообщества достичь экономического и валютного союза. С созданием ЕВС капитал ЕФВС был увеличен с 10,4 млрд. до 25 млрд. ЭКЮ (около 33 млрд. долларов) путем взноса центральными банками стран-членов 20% их золото-долларовых резервов. Этот взнос в ЕФВС осуществили все страны ЕВС, а также Великобрита- ния. Взамен на их счета в ЕФВС были зачислены эквивалентные суммы в ЭКЮ.
В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма
"европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом.
Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных эле- ментовэтих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предпо- лагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интег- рации, для которой характерны усиление наднационального харак- тера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС дол- жен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в на- мечанном направлении были сделаны.
ЕВС коренным отличается не только от своей предшественни- цы - "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от
СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным. Действительно, в рамках
ЕВС предусмотрены введение стан-дарта ЭКЮ вместо стандарта
СДР, использование "демонетизиро-ванного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание
ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.
Заключение
Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" ва- лютные курсы будут существовать в мировой экономической систе- ме достаточно большой период времени. Те рыночные силы, кото- рые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосхо- дят в своем могуществе способности и потенциалы даже самых мощных в экономическом отношении государств поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних.
Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, не- жели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутристраны.
В настоящий момент не возникает вопроса о поиске луч- шей международной валютной системы. Вероятнее всего на сегодня она единственная возможная.
Список литературы:
Т.Д.Валовая "Европейская валютная система"
Москва, "Финансы и статистика", 1986
О.Л.Алмазова, Л.А.Дубоносов "Золото и валюта: прошлое и настоящее" Москва, "Финансы и статистика", 1988
Ю.В.Пашкус "Деньги и валютная система современного капи- тализма" Ленинград, издательство Ленинградского универси- тета, 1983
В.С.Кузнецов "Мировая валютная система: под знаком "дол- гового" кризиса" Москва, "Финансы и статистика", 1990
А.И.Ачкасов, О.М.Прексин "Международные валютно- кредитные отношения: два пути развития" Москва, "Финансы и статистика", 1988
В.В.Ачаркан "Валютные кризисы в экономике современного капитализма" Москва, "Международные отношения", 1986
Эдвин Дж.Долан, Колин Д.Кэмпбелл, Розмари Дж.Кэмпбелл
"Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика"
Москва-Ленинград, 1991
Кэмпбелл Р.Макконел, Стэнли Л.Брю "Экономикс"
Москва, "Республика",1992
Страницы: 1, 2