Рефераты. Место банковской системы в условиях перехода к рынку






-         развитие кредитных рынков (национальных и международных) предполагает изменение сути банковской деятельности с учетом требований рынка. Возникает необходимость в проведении банковского менеджмента, маркетинга, внедрения новейших технологий, изучения и покрытия экономических рисков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банков с минимальными затратами;

-         социально- экономическая роль банков в рыночном хозяйстве предполагает расширение сферы и повышение качества банковских услуг. При этом, банкротства банков последних лет крайне негативно сказались на отношении к банкам со стороны клиентов;

-         вступление отечественной экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций;

-         формируя современную кредитную политику, коммерческие банки все в большей степени ориентируются на знания и опыт, существующие в мире.

Однако, в нынешних условиях достижения западной экономической теории не могут  в полной мере отвечать специфике российского банка и применимы лишь в той части, которая отвечает национальным особен­ностям:

1.            Налогового законодательства;

2.     Методов бухгалтерской отчетности;

3.            Взаимоотношений хозяйствующих субъектов РФ.


Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях

Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право при­влекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего име­ни размещать их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

По состоянию на 1 июля 1999 года число коммерческих банков в России составило 1946 [ 5, с. 12]

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. [ 5, с.31] Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Преж­де всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средст­ва главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ре­сурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразу­мевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей дея­тельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоря­жения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим бан­кам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль

банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, рас­пределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно ус­танавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадле­жащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взы­скание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на се­бя.

Третий принцип заключается в том, что взаимоотношения коммерческо­го банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит прежде всего из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности.

Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет лишь "правила игры" для коммерческих банков, но не может давать им прика­зов.

Функции коммерческого банка

Одной из важных функций коммерческого банка является посредниче­ство в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денеж­ных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перерас­пределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях плат­ности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства фор­мируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соот­ветствующее рыночному типу отношений.

Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Де­нежные средства могут перемещаться от кредиторов к заемщикам и без по­средничества банков, однако при этом резко возрастают риски потери денеж­ных средств, отдаваемых в ссуду, и возрастают общие издержки по их пере­мещению, поскольку кредиторы и заемщики не осведомлены о платежеспособ­ности друг друга, а размер и сроки предложения денежных средств не совпада­ет с размерами и сроками потребности в них. Коммерческие банки привлекают средства, которые могут быть отданы в ссуду, в соответствии с потребностями заемщиков и на основе широкой диверсификации своих активов снижают со­вокупные риски владельцев денег, размещенных в банке.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование на­коплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффектив­ные стимулы к накоп-лению средств. Стимулы к накоплению и сбережению де­нежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммер­ческих банков. Помимо высоких про-центов, выплачиваемых по вкладам, кре­диторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накоп­ленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих бан­ках.

Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков
имеет доступность  информации о деятельности коммерческих банков и о тех
гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос об использовании имеющих­ся у кредитора средств, он должен иметь достаточную информацию о финансо­вом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами.

Важнейшей функцией банков в условиях рыночной экономики является

инвестиционная деятельность..

Под инвестициями понимается долгосрочное вложение средств в про­мышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики внутри стра­ны и за границей в целях получения прибыли. Прямые инвестиции пред­ставляют собой непосредственное вложение средств в производство, приобре­тение реальных активов. Портфельные инвестиции осуществляются в форме покупки ценных бумаг (портфель ценных бумаг) или предоставления денеж­ных средств в долгосрочную ссуду (портфель ссуд) в национальной или ино­странной валюте (валютный портфель).

Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность ме­роприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управле­нию портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня ?*х рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреж­дением). Важнейший элемент инвестиционной политики - разработка страте­гии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, вклю­чающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.

Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) -   совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобре­тенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банков­ских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной ва­люте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискован­ность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и дивер­сификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распростра­ненным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяю­щий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.


Так как под инвестициями банков обычно понимаются вложения де­нежных средств на срок в целях получения доходов или прибыли, то с этой точки зрения практически все активные операции банков можно рассматривать в качестве инвестиций. В этой связи, чтобы избежать путаницы в терминах, под инвестиционными банковскими операциями понимаются те из них, в ко­торых банки выступают в роли "инициаторов вложения средств" (в отличие от кредитных операций, где инициатива в получении средств исходит со сто­роны заемщика).

В более узком смысле под инвестиционными операциями банков пони­маются вложения средств в ценные бумаги. Таким образом, при инвестицион­ных операциях банк является одним из множества кредиторов, в то время как при кредитных операциях банк обычно, хотя далеко и не всегда, выступаете роли единственного кредитора.

Основное содержание инвестиционной политики банка составляет оп­ределение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оп­тимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.


Функции Центрального банка РФ

В соответствии со ст. 1 Закона о Банке России это учреждение является главным банкеv РФ и находится в ее собственности.

Правовой статус Банка России имеет свои особенности. С одной сторо­ны, он является юридическим лицом (ст.2) и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом) (ст.16-18).С другой стороны он же наделен широкими власт­ными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ (ст.5, 10 -14,19-33).

Таким образом, Банк России имеет двойственную правовую природу. Функции Центрального банка РФ включают в себя:.[ 7, с. 126]

-   проведение эмиссии банкнот;

-   охранение государственных золото-валютных резервов;

-   хранение резервного фонда других кредитных учреждений;


-   денежно-кредитное регулирование экономики;

- кредитование коммерческих банков и осуществление кассового об­служивания государственных учреждений;

-   проведение расчетов и переводных операций;

-   контроль за деятельностью кредитных учреждений.


Денежно-кредитная политика в России.

Денежная и кредитная политика является наряду с бюджетной, налого­вой, ценовой и таможенной политикой составными элементами финансовой
политики.

Современный опыт России показал, что ошибки в денежной политике обходятся стране очень дорого. К началу 1992 года официальный курс доллара составлял около 0,6 рубля, а внутренний долг превышал 500 млрд. рублей, т.е. составлял более 300 млрд. долларов. Этот долг состоял из остатков вкладов на­селения в Сберкассе и по внутренним облигационным займам (без учета долга государства по товарным обязательствам). Первые шаги реформаторов были направлены на уменьшение долга государства перед своим народом через ин­фляционный механизм денежной политики. При ограниченной товарной массе денежная эмиссия очень быстро привела к обесценению рубля относительно валют других стран. Тем самым государство стимулировало рост экспорта сырьевых ресурсов и продуктов сельскохозяйственного производства. Внут­ренний рынок стал дополняться импортной продукцией, что еще более ухуд­шило положение промышленности и сельского хозяйства.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная поли­тика и стабильность национальной валюты.

Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе опреде­ленных


количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета (мы опускаем другие последствия инфляции). Если по каким-то причинам государство не в состоянии регу­лировать свою денежную систему (как это произошло в России), то нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не б со­стоянии противостоять экспансии более сильных валют и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Кредитная система и кредитная политика обеспечивают функциониро­вание внутрихозяйственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивая возможность заимствований как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор экономики служит и для вы­равнивания средней нормы прибыли. Величина процентной ставки может нега­тивным образом сказаться на экономической активности в обществе. Действи­тельно, если рентабельность производственного сектора в нормальных рыноч­ных условиях колеблется между 8 и 12%, что ненамного превышает ставки банков за предоставление кредита (от 2,5% — в Японии, 6,3% — во Франции, 8,25% — в США, до Ю,6% — в Италии), то Россия оригинальна и в размере банковского процента: ставка рефинансирования Центрального банка Рос­сийской Федерации за период реформирования достигала 100% в 1993 г. и да­же 210% в 1994 г. С июля 1998 г. ставка рефинансирования (Ставка рефинансирования — это плата за кредит, предоставляемый Центральным банком Рос­сийской Федерации коммерческим банкам) стабилизировалась на уровне 60%. Действие такой высокой ставки рефинансирования сказывается самым нега­тивным образом, а именно:

            -  невозврат кредитов;

- рост цен на продукцию производственного сектора и сектора услуг;                                                 - уменьшение рентабельности у заемщиков, вследствие чего сокращение нало-гооблагаемой базы;

        - свертывание производства;

       

- сужение внутреннего потребительского рынка ввиду падения доходов субъ­ектов воспроизводственного процесса.

Результатами проведенного в 4 кв. 1999 г. обследования [4, с. 5] свидетельствуют о наметившейся  тенденции к нормализации ситуации в денежно- кредитной сфере России.

Приоритетным направлением в IV квартале 1999 года по-прежнему ос­тавалось краткосрочное кредитование: о его расширении сообщили 60% опро­шенных (в III квартале — 58%), а о сокращении — всего 6%, Причем наиболь­шая активность по краткосрочному кредитованию, как и по большинству дру­гих видов денежно-кредитной деятельности, была характерна для крупных коммерческих банков с зарегистрированным уставным капиталом свыше 100 млн. рублей. Чаще всего ссуды предприятиям промышленности, торговли и общественного питания выдаются на срок до 3 до 6 месяцев, а населению — от 6 месяцев до 1 года.

Несмотря на меньшую привлекательность для коммерческих банков долгосрочных кредитов, здесь также наметились положительные сдвиги. В наибольшей степени увеличили предоставление таких кредитов крупные банки с уставным капиталом свыше 100 млн. рублей, располагающие значительными финансо-выми ресурсами. Самыми распространенными были ссуды на срок от 1 до 3 лет предприятиям промышленности (21% опрошенных) и населению (24%). Вместе с тем коммерческие банки располагают значительными неис­пользованными возможностям» для расширения долгосрочного кредитования реального сектора экономики: об этом заявил 91% респондентов.

Приоритет в кредитовании отдан коммерческим структурам. О расши­рении подобных услуг, предоставленных этим организациям, сообщили 65% принявших участие в опросе, об уменьшении — всего 7 %.

Вместе с тем по-прежнему остается низкой активность коммерческих банков в кредитовании инновационной деятельности, что обусловлено во мно­гом долговременным характером получения эффекта от инвестиций.

Всего 11 % респондентов сообщили об участии в инновационном про­цессе в качестве кредиторов. Сократились «невозвраты» выданных коммерче­скими банками кредитов. Улучшение ситуации в большей степени отмечено у коммерческих структур, а по государственным предприятиям она изменилась незначительно. При этом трое из каждых четырех опрошенных отметили в конце года, что положение с кредитными рисками не ухудшилось.

Усиление конкуренции между коммерческими организациями и низкие темпы инфляции способствовали снижению процентных ставок по предостав­ленным кредитам.

Положительной является и тенденция снижения процентных ставок по ссудам в реальный сектор экономики.

Сравнительный анализ результатов обследовании деловой активности коммерческих банков по кварталам 1999 года свидетельствует прежде всего о наличии двух основных тенденции кредитной политики. С одной стороны, ак­тивизация

деятельности коммерческих банков по кредитованию экономики в связи с улучшением их ресурсной базы, с другой — повышение спроса на кредиты как следствие постепенного снижения процентных ставок, некоторого оживления промышленного производства и улучшения финансового состояния клиентов банков.

Об определенной переориентации кредитной политики коммерческих банков в сторону реального сектора свидетельствуют также результаты прове­денных в минувшем году обследований промышленных  предприятий. Так. на протяжении года наблюдалось постепенное увеличение доли предприятий, об­ращавшихся в коммерческие банки за получением кредитных средств (41% об­следованных предприятий — в I квартале и 49% — в IV квартале 1999 года).

В начале 2000 года руководители обследованных коммерческих банков предполагают расширить выдачу кредитов и краткосрочных ссуд прежде всего коммерческим структурам. Они ожидают дальнейшей стабилизации фи­нансового рынка и сокращения в связи с этим «невозвратов» по выданным кре­дитам.

Большинство (76%) респондентов определяют предоставление льгот при кредитовании реального сектора экономики как основной инструмент по­вышения эффективности деятельности банков.

По мнению 79% опрошенных, основным фактором, отрицательно влияющим на деятельность банков, является общая экономическая неста­бильность в стране. На несовершенство налогового законодательства и норма­тивно-правового регулирования банковской деятельности указали 68% руково­дителей обследованных банков.

Ниже приводятся еще некоторые цифры дополняющие характеристику современного состояния кредитно-финансовой системы страны.[13, с.З]

На 1 января 2000 г. суммарная задолженность по обязательствам пред­приятий и организаций составила 3609,4 млрд. руб, из нее просроченная -1445,3 млрд. руб, т.е. 40% от общей суммы задолженности.

Кредиторская задолженность в целом по стране на 1 января 2000 т. дос­тигла 2900,8 млрд.руб, просроченная - 46,7 % от этой суммы.

Задолженность по полученным кредитам банков и займам в целом по России на 1 января 2000 г. составила  708,6 млрд.руб, в том числе просроченная  ~90,8млр

Таблица 1

Состояние кредиторской задолженности

Вид задолженности


Январь, 2000 г., млрд.руб


В%к






январю 1999г.


декабрю

1999 г.


Просроченная   кредитор­ская задолженность:


1452,6


117,0


107,2


в том числе:








-промышленность


782,1


110,6


101,8


-строительство


102,5


112,5


97,7


сельское хозяйство


118,2


122,8


100,2


транспорт


121,8


71,0


96,7


связь


3,8


104,4


90,3


торговля и общественное питание


143,1


в 5 раз


вЗ,1 раза


оптовая торговля продук­цией      производственно-технического назначения


9,6


100,9


85,4


жилищно-коммунальное хозяйство


133,7


126,9


97,5


Дебиторская задолженность на 1 января 2000 г. составила 1999,1 млрд.руб, просроченная - 40,7% от указанной суммы.

В вексельной форме находилось 7,1% всей задолженности поставщи­кам и 3,6% задолженности покупателей.

Заключение

Формирующаяся в нашей стране банковская система представляет со­бой двухуровневую систему. Банк России вместе с центральными банками рес­публик, областей, краев и т.п. и их учреждениями образуют единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице и выполняю­щую функцию резервной системы. Второй уровень кредитной системы состав­ляют коммерческие банки.

Коммерческие банки - главные центры кредитной системы. Современ­ные коммерческие банки - это кредитно-финансовые учреждения универ­сального характера. Он не только принимает вклады населения, предприятий, выдает кредиты, но и выполняет финансовое обслуживание клиентов.

Существование большого числа коммерческих банков обусловлено экономической целесообразностью, потребностями финансового обслуживания клиентов, особенностями законодательного регулирования банковской систе­мы. Следует отметить факт возрастания могущества крупнейших банков стра­ны, которое определяется не только концентрацией активов и депозитов в их руках, но и тем, что они в замаскированной форме включают мелкие и сред­ние банки в сферу своего влияния. Это происходит через систему корреспон­дентских связей , через создание холдингов, владеющих контрольными паке­тами акции банков.

Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслужива­ние клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов об­служивания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России.

Можно выделить два основных направления, по которым должно проис­ходить качественное совершенствование банковской сферы и ее деятельности.


Первое - развитие процессов концентрации в банковском деле. Это свя­зано с тем, что банки должны сыграть ключевую роль в финансовом обеспече­нии подъема экономики, который в свою очередь невозможен без существен­ного повышения инвестиционной активности. Подобная их роль предопреде­лена реальным состоянием различных финансовых институтов в России. Ни пенсионные и страховые фонды, ни финансовые инвестиционные компании не могут пока иметь достаточно весомого значения в подъеме инвестиционной ак­тивности: первые не набрали необходимой финансовой мощи, деятельность вторых затруднена тем, что не развит рынок ценных бумаг, особенно вторич­ный. Только крупные банки, имеющие традиционные связи с промышленно­стью, развитую филиальную сеть в различных регионов страны, способны се­годня удовлетворять инвестиционные потребности производственных структур через долгосрочные кредиты.

Учитывая, что в условиях высокой инфляции желание банков сохранить инвестиционную направленность деятельности наталкивается на ее эко­номическую невыгодность, государство должно подкрепить его соответ­ствующими стимулами. Арсенал их известен: прежде всего это снижение раз­мера резервных требований для таких банков и освобождение от налогообло­жения доходов банков, получаемых от долгосрочных кредитов. Создание усло­вий для активизации инвестиционной деятельности отвечает государственным интересам России, поэтому общественность вправе ждать здесь от высших ор­ганов власти решительных действий.

Второе направление совершенствования банковской деятельности, имеющее перспективный характер, - расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в са-

мом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах посто­янно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности ста­нет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем.

Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки гото­вятся к


тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской дея­тельности не застала их в врасплох и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сего­дня предлагаются клиентам российскими банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, где по разным оценкам клиенты получают от нескольких сотен до нескольких тысяч услуг, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по со­вершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

























Список использованной литературы:

1. Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 02.12.90 (с последующими изменениями и дополнениями), Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2. Байбурин Р.Л. Финансовая система России. -М.:ФИН.1997 -402 с.

3. Глушенко В.В., Глушенко И.И. Финансы. - М.:НПЦ «Крылья», 1998-412 с.

4. Кризис уже проехали? Результаты исследования Центра экономической конъюнктуры при Правительстве РФ //Экономика и жизнь, №13-2000 г.

5. Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. - Москва, 1995-415 с.

6. Носков   И.Я.   Проблемы   реформирования   банковской   системы   России //Финансы, №11-1998.

7. Финансы./Под ред. Ковалевой A.M. М.:Финансы и статистика. 1999.-379 с.

8.   Финансы.   Денежное  обращение.   Кредит  //Под  ред.   Л.А.   Дробозиной М.:Финансы.1999. -477 с.

9. Финансы /Под ред. Романовского М.В. - М.: Юрайт, 2000. - 520 с.

10 Федоров Н.Г. Проблемы развития банковской системы.//Финансы, 1999 -

№3.

11. Ханин Г. Состояние банковской системы. //Новая газета, 1998-№18

12. Ширинская Е.Б.   Операции коммерческих банков и зарубежный опыт.М.: Биржи и банка, 1997.

13. Экономика и жизнь №15-2000 г. с.З
















Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.