1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования
Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориаль- ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме. Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.
Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.
Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц – равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются законодатель-ными актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.
В 1994 г. бюджетные взаимоотношения между федеральным и региональным уровнями реформируются на основе разделения ответственности за развитие экономики и социальной сферы и распределения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.
Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ не хватает в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.
Начиная с 1998 г. введена новая схема формирования и распределения средств ФФПР субъектов РФ. Доходная часть этого фонда образуется в размере 14% от суммы налоговых поступлений федерального бюджета, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Для обеспечения более объективного распределения финансовых ресурсов субъекта РФ по уровням бюджетов целесообразно и в регионах создавать свой фонд финансовой поддержки городов и районов с выделением среди нуждающихся и особо нуждающихся.
Однако, так как при формировании ФФПР используется процедура согласования ожидаемых поступлений по основным видам налогов с представителями регионов, то такой подход приводит к тому, что в настоящее время субъекты Федераций в большей степени заинтересованы в сокрытии собственной финансовой базы и выбивании у Центра дополнительной финансовой помощи, нежели повышении уровня общей налогоспособности региона. Таким образом, возникает своеобразный порочный круг, в котором 11 субъектов Федерации не получают финансовой помощи из ФФПР , однако, являются основными субъектами формирования доходов федерального бюджета.
Построение рационального механизма формирования и использования средств ФФПР зависит от решения проблемы разделения бюджетных полномочий и расщепления основных бюджетно формирующих налогов по уровням бюджетной системы.
Глава 2.Налоги Российской Федерации
2.1.Налоги на добавленную стоимость и на прибыль предприятий, объединений и организаций.
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
При ввозе товаров на территорию Российской Федерации их обложение НДС производится в соответствии с таможенным законодательством РФ.
При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне.
В целях налогообложения товаром считаются предмет, изделие, продукция, в том числе производственно-технического назначения, недвижимое имущество, включая здания и сооружения, а также электро - и теплоэнергия, газ.
При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
Предприятия и организации розничной торговли, получающие доход в виде наценок, надбавок, вознаграждений, исчисляют налог с суммы этого дохода. При этом размер наценки, вознаграждения, сбора применяется к стоимости товаров, включающей сумму налога.
Действующим законодательством установлен перечень оборотов, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, а также перечень продукции (товаров), работ и услуг, освобождаемых от обложения этим налогом. Данный перечень является единым на всей территории РФ, и не может быть изменен решениями местных органов государственной власти.
Плательщиками налога являются:
. предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
. филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий, находящиеся на территории РФ, имеющие расчетные счета в учреждениях банков и самостоятельно реализующие за плату товары (работы, услуги);
. международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Не оплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В настоящее время ставки НДС установлены в следующих размерах: а) 10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню, утвержденному Правительством РФ; б) 20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.
При реализации товаров по государственным регулируемым ценам и тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при осуществлении торгово-закупочной, посреднической деятельности и т. д.), вместо ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67 %.
Контроль за полнотой исчисления и своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством.
Налог на прибыль наряду с НДС является составным элементом налоговой системы России и служит инструментом перераспределения национального дохода.
Однако в отличие от НДС данный налог является прямым, т.е. его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия и организации.
Плательщиками налога на прибыль является предприятия и организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Объектом обложения налога является валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работы, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Решение проблем, связанных с правильным применением действующего законодательства по налогообложению прибыли предприятий и организаций, следует начинать с ответа на следующий вопрос: какие средства полученные предприятием при его создании и в процессе осуществления финансово- хозяйственной деятельности, как в денежной, так и в материально- вещественной форме, следует считать доходами, подлежащие обложению налогом на прибыль, а какие не подлежат включению в состав объекта налогообложения.
Для этой цели предприятия следует разделить на две основные группы: 1) осуществляющие деятельность с целью получения прибыли (дохода); 2) не преследующие в своей деятельности цели получения дохода.
К первой группе относятся практически все предприятия, созданные для осуществления предпринимательской деятельности.
Ко второй группе предприятий следует отнести бюджетные организации, т.е. предприятия, расходы которых, связанные с осуществлением основной деятельности полностью или частично покрываются из бюджетов всех уровней, а также некоммерческие организации (общественные организации и фонды, концерны, объединения и союзы предприятий, международные некоммерческие организации и фонды), деятельность которых согласно условиям, определенным в их уставах, финансируется главным образом за счет средств учредителей.
Состав доходов предприятий относящихся ко второй группе не включаются средства, полученные как в денежно, так и в вещественно-материальной форме (основные средства, нематериальные активы, материалы, фактически произведенные затраты и т.п.) в результате целевых отчислений на содержание таких предприятий от других предприятий и организаций (так называемые спонсорские взносы), членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих предприятий. К этой же группе средств относятся «гранты», которые следует понимать как целевые средства предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям и организациям в денежной или натуральной форме на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие средства с последующим отчетом об их использовании.
Для всех без исключения предприятий не включается в состав налогооблагаемой прибыли следующие средства:
. внесенные участниками предприятия доли в уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами. Средства, направленные на пополнение уставного фонда сверх вышеназванных размеров, в полном объеме включается в состав облагаемой прибыли.
. объединяемые предприятиями для осуществления совместной деятельности без образования юридического лица на балансе одного из участников такой деятельности, который в соответствии с достигнутыми соглашениями выполняет обязанности поведения учета доходов и расходов, возникающих при осуществлении совместной деятельности, в пределах размеров, установленных договором о совместной деятельности.
Не подлежат обложению налогом на прибыль также средства:
. от добровольных пожертвований и взносов граждан (кроме банков);
. полученные от учреждений банков, других кредитных учреждений, предприятий и организаций во временное пользование в виде ссуд, займов, финансовой помощи (в том числе и по договорам совместной деятельности). Если по истечении установленного договорами срока пользования временно полученными средствами, а также установленного законодательством срока исковой давности (в настоящее время срок давности составляет 3 года) такие средства не будут возвращены кредитору, они в полном размере включаются в состав внереализационных доходов;
. поступившие предприятия либо филиалы или структурному подразделению, не имеющему статуса юридического лица, от других филиалов или структурных подразделений, входящих в состав данного предприятия, в порядке перераспределения средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль;
. ассигнование из бюджета, полученные для финансирования капитальных вложений, других мероприятий целевого назначения (кроме ассигнований на покрытие убытков);
. доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от акций (налогообложение таких доходов, выплачиваемых за счет средств, остающихся в распоряжении предприятий после уплаты налога на прибыль, производится по установленным ставкам у источника выплаты).
Налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается в бюджет исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога.
В настоящее время налог на прибыль уплачивается предприятиями и организациями в федеральный бюджет по ставке 13 %, в бюджеты субъектов РФ – 22%, для банков и страховщиков, бирж, брокерских контор, по прибыли от посреднической деятельности – 30%.
Для решения наиболее важных задач, решаемых государством в рамках реализации основных направлений экономической политики, действующим законодательством установлена система налоговых льгот, позволяющих существенно снизить сумму налога на прибыль.
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходов за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы:
1) направленные предприятиями сферы материального производства на финансирования капитальных вложений по развитию собственной производственной базы, а также в порядке долевого участия, включая расходы на погашения кредитов банков, выданные на эти цели, а также всеми предприятиями на жилищное строительство.
Данная льгота, являясь наиболее существенной налоговой льготой для всех категорий плательщиков, предоставляется при условии полного использования ими сумм начисленного износа на последнюю отчетную дату и не должна уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%.
2) затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели ,0при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений.
3) взносов на благотворительные цели.
Не подлежит налогообложению прибыль:
. религиозных организаций от культовой деятельности и от реализации предметов, необходимых для совершения культа;
. общественных организаций инвалидов, а также находящихся в собственности этих организаций учреждений, предприятий и объединений в части, направляемой на уставную деятельность этих организаций;
. образовательных учреждений в части, направленной на нужды обеспечении, развития и совершенствования образовательного процесса.
2.2. Акцизы и другие федеральные налоги
Акцизы – это косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями- производителями. Они устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли.
Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Объектом обложения акцизами являются стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акциза.
Акцизами не облагаются подакцизные товары, экспортируемые за пределы РФ, поскольку с их помощью изымается избыточный доход, полученный в экономической зоне России.
Сумма акцизов определяется плательщиками самостоятельно. При этом сумма акциза в расчетных документах выделяется отдельной строкой.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено взимание следующих налогов: налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с владельцев транспортных средств, акцизов на легковые автомобили и налога на приобретение автотранспортных средств.
Данные налоговые платежи по механизму исчисления и взимания мало чем отличаются от других косвенных налогов, однако они носят целевой характер и служат главным образом источником финансирования проводимых государством мероприятий по строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения и соответственно зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды – Федеральный дорожный фонд и территориальные дорожные фонды.
Плательщиками налога на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, дизельных и автотракторных масел, сжатого и сжиженного газа, используемого в качестве моторного топлива) являются юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом налогообложения для предприятий-изготовителей горюче- смазочных материалов является оборот по реализации горюче-смазочных материалов исходя из фактических цен реализации, без НДС. При перепродаже горюче-смазочных материалов объектом налогообложения является сумма разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без НДС) и стоимостью их приобретения (без НДС).
Налог уплачивается по ставке 25 %, как правило, ежедекадно, ежемесячно и ежеквартально в зависимости от величины облагаемого оборота и в соответствии с действующим законодательством полностью зачисляется в Федеральный дорожный фонд.
Плательщиками акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан являются предприятия-изготовители легковых автомобилей, реализующие легковые автомобили в личное пользование граждан. Объектом налогообложения акцизами является оборот по реализации легковых автомобилей в личное пользование граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4