| ||
|
ЕС |
США |
Внешнеторговый оборот |
33 |
8 |
Прямые иностранные инвестиции (накопленный объем) |
38 |
41 |
Прямые иностранные инвестиции |
44 |
35 |
Иностранные инвестиции |
64 |
19 |
Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.
Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для российской экономики. Это — реальная угроза безопасности страны.
Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы. Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты. Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии, миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков и др.
Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе — Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости государства является оздоровление внутренней экономической системы - внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования. Определенное место среди этих рычагов призвана занять единая европейская валюта.
В контексте экономической безопасности России появление евро и вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно, благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной структуры внешних заимствований и торговли.
В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует осмотрительно, руководствуясь принципами экономической обоснованности и постепенности.
Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше, практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий. Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.
В России широко распространено мнение, будто евро — всего лишь еще одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро существенно усилило процессы экономической (а в перспективе и политической) консолидации в Европе.
Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой "зоны евро". По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России.
Во-вторых, центростремительные силы внутри Евросоюза заметно возросли: страны-"аутсайдеры" объективно испытывают на себе усиливающееся давление в пользу вступления в ЭВС.
В-третьих, валютный союз, бесспорно, станет центром возросшего притяжения для остальных частей Европы, прежде всего Центральной и Восточной. Все эти тенденции заметно меняют внешнюю среду, в которой приходится действовать Российской Федерации, и делают целесообразным более активное взаимодействие с ЕС (в том числе в плане достижения более выгодного для нас баланса требований и уступок обеих сторон).
Исключительно важное значение имеет участие России в скоординированных международных усилиях, направленных на противодействие деятельности транснациональных преступных сообществ в валютно-финансовой сфере. Судя по сообщениям западной печати, эти сообщества, с которыми тесно связан и российский преступный мир, рассчитывали максимально использовать в своих интересах элементы неопределенности, которые неизбежно сопровождали появление новой международной валюты. Особую опасность представлял применение "высоких технологий" в целях отмывания криминальных доходов и осуществления нелегальной переброски капиталов из страны в страну.
В целях противодействия этой опасности руководящие органы ЕС и правительства государств-членов, в первую очередь участников ЭВС, стремятся осуществить переход к более упорядоченным формам расчетов и укреплению финансовой дисциплины во всем европейском финансовом пространстве. ЕС усилил борьбу с легализацией незаконных доходов, ужесточил правила финансового надзора и отчетности, предпринимает попытки договориться с соседями по региону о более четких и "прозрачных" правилах ведения финансовых операций. Подключившись к этим процессам, Россия сделала шаг в сторону цивилизованного бизнеса, расширила имеющиеся у нее средства борьбы с криминализацией экономики.
Актуальность необходимых для этого мер усиливается международными обязательствами России по Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, которыми, в частности, предусматривается постепенная либерализация движения капиталов, товаров и услуг между Российской Федерацией и странами ЕС, а также политической линией Российского государства по вопросу присоединения России к Страсбургской (1990 г.) конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности. Ключевыми составляющими этой политики являются, во-первых, создание единой общегосударственной системы борьбы с легализацией преступных доходов и незаконно нажитых капиталов, обеспечение возврата незаконно вывезенных из России валютных средств и, во-вторых, тесное, доверительное сотрудничество спецслужб и правоохранительных органов России и стран ЭВС.
3.2 Правовой аспект операций с общей валютой в России
Правовой статус евро определяется соответствующими международными договорами, заключенными странами — членами ЕС, включая Маастрихтский договор, и правовыми актами ЕС. Он основывается также на общепризнанных принципах и нормах международного и международного частного права.
Весь массив правовых норм, лежащих в основе Экономического и валютного союза и единой валюты, состоит из трех частей:
•
нормы,
регулирующие отношения внутри ЭВС и обязательные лишь для его
участников (например, положения, касающиеся структуры и
функционирования
Европейской системы центральных банков);
• нормы, действие которых распространяется на всю территорию ЕС;
•
нормы
общего действия, имеющие экстерриториальный характер. Их природа
определяется известным принципом международного и международного частного
права, согласно которому к любой валюте применяется право государства-эмитента
(в
данном случае — право ЕС).
В этом смысле правовой статус евро не отличается от экстерриториального статуса других свободно конвертируемых валют, допущенных на российский внутренний валютный рынок. Это означает, что правовые нормы, принятые странами — членами ЕС и регулирующие операции с евро в хозяйственном обороте, применяются к отношениям между экономическими операторами вне зависимости от их национальной принадлежности (то есть распространяются и на российских операторов).
Однако одновременно евро имеет ряд особенностей, которые радикально отличают его от прочих валют. Евро не просто сосуществует с национальными валютами других стран — он находится в особом положении по отношению к этим валютам, которое является предметом соответствующего правового регулирования.
В правовых актах ЕС, касающихся евро, выделяются следующие положения:
•
Начиная с 1
января 1999 г. ЭКЮ был автоматически переведен в евро в соотношении 1:1.
Все ранее принятые обязательства в ЭКЮ теперь обслуживаются в евро.
•
Были
установлены окончательно зафиксированные обменные курсы национальных валют по
отношению к евро; эмиссия национальных валют была поставлена
под контроль
Европейского центрального банка; самостоятельная котировка национальных валют
прекращена, а их курсы автоматически следуют за евро.
•
Вне указанных
выше областей, в которых переход на евро был обязателен, участники
хозяйственного оборота сохраняли свободу выбора валюты; вплоть до 31 декабря
2001
г. действует правило "никаких запретов, никаких ограничений".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.