Рефераты. Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование






MEC = ΔEC / ΔQ,

MSC = ΔSC / ΔQ.

MSC = MPC + MEC (рис. 2)

                                                                                                       

            C                                                                                             

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                        MSC                         

                                                                                                          

                                                             MEC     MPC                             

                                                                                                         

                                                                                                        

                                                                                                          

                         MEC                                                                         

                                                                                                          

                                                                                                         

                                                                                                   Рисунок 2                                                

                                                                                Q                 

                                                                                                        

Аналогичным образом, частная (внутренняя) выгода характеризу­ет   рост   благосостояния   непосредственных   потребителей   данного блага, являющихся его покупателями. Внешняя выгода характеризует увеличение благосостояния всех третьих лиц, вызванное производст­вом и потреблением данного блага. Социальная (общественная) вы­года характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:

(T)SB = (Т)РВ + (Т)ЕВ,

где (T)SB - (общая) социальная выгода; (Т)РВ - (общая) частная выгода; (T)EB – (общая) внешняя выгода (рис. 3)

     B                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                      (T)SB                                            

                                                                                                          

                                                         (T)PB                                       

                                                                                                          

                                                                  (T)EB                            

                                                                                                          

                                                                                                          

                                                                                                         

                                                                                                          

                                                                                             Рисунок 3                                                        

                                                                        Q                   

                                                                                                        


Соответственно, предельная частная выгода (МРВ), предель­ная внешняя выгода (МЕВ) и предельная социальная выгода (MSB) - это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванный увеличением производства и потребления данного продукта на некоторую величину (DQ):

MPB = ΔPB / ΔQ;

MEB = ΔEB / ΔQ;

MSB = ΔSB / ΔQ.

При небольших соответствующих изменениях, непрерывности и дифференцируемости функций выгоды - это производные со­ответствующих функций общей выгоды:

 

MPB = ∂PB / ∂Q;

MEB = ∂EB / ∂Q;

MSB = ∂SB / ∂Q;

MSB = MPB + MEB (рис. 4)

                                                                                                        

      B                                                                                         

                                                                                                           

                                                                                                           

                                                                                                           

                MEB                                                                              

                                                                                                          

                                                                                                          

                                                         MSB                                     

                                                                                                         

                  MEB                                                                                

                                                    MPB                                       

                                                                                                          

                                                                                                Рисунок 4                                                        

                                                                        Q                  

                                                                                                         



Таким образом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностью в потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющего их субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага. Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемой характеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкой исключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокой исключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам, не являющимися владельцами данного блага, участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что запретить остальным лицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками, и чем выше исключаемость блага, тем ниже, разумеется, при прочих равных условиях, уровень подобных издержек запрета.

Чистыми общественными благами будут считаться такие, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительному потребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.

Высокая конкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместно потребляемые) блага. История предоставляет здесь много примеров: общинные земли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ осталось уже не так много. Можно привести общественные парки для отдыха и сохранения уголков нетронутой природы, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводного мира и т.д. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокая конкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает (пойманная мной в таком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действует давно установившееся правило  "primus veni, primus occupavi" - "первый пришел, первый занял" со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногда общие блага также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой пример проблем, возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемых коммунальными квартирами.

Обратная ситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокой исключаемости благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессом потребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различных коллективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемыми общественными.

Последнее определение наводит на мысль, что не исключаемость выступает в качестве решающего свойства для выделения общественных благ в особую группу, хотя она часто является более распространенным источником практических проблем и поэтому иногда кажется более важной экономистам с прагматической (позитивной) методологической ориентацией, но единодушия в этом вопросе нет. Все же возможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ на дополнительных экономических субъектов с практически нулевыми предельными издержками имеет более существенное значение, тем более, что под эту особенность подпадает такое важное в современных условиях благо, как информация.

В итоге мы можем свести полученные результаты в таблицу. Но се существенным отличием будет являться то обстоятельство, что ее вертикальная и горизонтальная протяженность будут ско­рее представлять собой разбитые на общие по качеству отрезки измерения (например, от 0% до 100% - как области на графике), чем простую группировку признаков в матрице:

Исключаемость

Высокая

Исключаемые общественные блага

Чистые частные блага

Низкая

Чистые общественные блага

Общие (совместные) блага



Низкая

Высокая

Конкурентность


Вернемся еще раз к определению общественных благ. Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.

Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.

 Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становиться доступным для всех.

Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать “мелкими” партиями) и быть продано по частям. Невозможность определения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняет особенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. (рис. 5)


P  (тыс. руб. за ед.)                                                         P  (тыс. руб. за ед.)       Dсов=∑q1

                                                                                               30                                          

                                                                                                                     

       DБ     DВ        Dсов=∑q1                                                                              

     DА

                                                                                                15

           P                                                                                               

                                                                                                10                                                     DВ

                                                                                                                                                     DБ

                                                                                                   5

                                                                                                                                                  DА

                                                                                                                                                                                     

     

 0      2     4     6              12                  Q                            0                                           Qs=12                         Q                  



а) Чисто частное благо                                 б) Чисто общественное благо                     

        Рисунок 5                                                                     

Цена в данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов и Васильев) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие от совокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривых индивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благ определяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегося наличного объема) по вертикали.

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. В нашем примере индивиды получают различную выгоду: наименьшую - Андреев, наибольшую - Васильев. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации - большая редкость

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, "зайца".

Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить "провалы" рынка помогает государство.

Таким образом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой две проблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благ и как обеспечить их производство при наличии "безбилетников".

Эффективный объем производства товара индивидуального потребления определяется сравнением предельного выигрыша от производства дополнительного товара с предельными издержками производства этого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш и предельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, но метод анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребления предельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматривая общественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человек дополнительную единицу продукции. Предельный выигрыш получается сложением этих оценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов обще­ственное благо должно производиться в таком объеме, при кото­ром, по обычному правилу принятия оптимальных экономических решений, предельная выгода от потребления блага равна предель­ным издержкам выпуска данного блага.

Таким образом, существует некоторый однозначно определяе­мый оптимальный объем общественного блага, который обеспе­чивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен по формуле:

 

 

MSB (Qs) - МС (Qs),

где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве Qs, МС(Qs) - пре­дельные издержки производства и обеспечения потребителей дан­ным общественным благом в количестве Qs. (рис. 6).

                                                                                                        

        P                                                                                        

                                                                                                            

                                                                                                           

                                                       MC                                         

                                                                                                          

                                                                                                         

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.