Так как Sпр.скфак > Sпр.скнор на 1753,6 м2, то предприятие приведении Sпр.скфак к нормативному значению может получить высвобождение средств в размере 93,2 млн. руб. Sвспфак > Sвспнор на 31,25 м2, вследствие чего при приведении Sвспфак к нормативному значению предприятие получит высвобождение средств в размере 1,66 млн. руб. Sстфак > Sстнор на 4162,9 м2, что объясняется тем, что первоначально предприятие было рассчитано на большее число автомобилей.
Если Sстфак уменьшить до нормативного значения, то предприятие получит высвобождение средств в размере 6,24 млн. руб.
Эффективность деятельности автотранспортного предприятия в значительной степени зависит от наличия и состава оборотных средств.
Оборотные средства предприятий составляют совокупность фондов оборотных и обращения, выраженных в деньгах. Оборотные средства предоставляются предприятием для образования запасов материальных ценностей, покрытия затрат по незавершенному производству, расходов будущих периодов, а также для осуществления расчетов в установленные сроки. Основные элементы оборотных средств приведены на рис. 2.2.1.3
Оборотные средства
Оборотные производственные фонды Фонды обращения
В производственных В эксплуата- В процессе Средства в Денежные
запасах ции производства расчетах ресурсы
Топливо Спецодежда Незавершен- Расчетные Средства на
Смазочные матери- Малоценные ное производ- документы в счетах в бан-
алы и быстроизна- ство в авторе- банках на ин- ке
Запасные части шивающиеся монтных пред- касса Средства в
Шины материалы приятиях Дебиторы кассе
Агрегаты Расходы буду- Прочие сред- Прочие дене-
Малоценные и быс- щих периодов ства в расче- жные средства
троизнашивающи- тах
еся материалы
Спецодежда
Рис. 2.2.1.3 Состав оборотных средств
Таблица № 5
Расчет потребности в оборотных средствах
Наименование элемента нормируемых оборотных средств
Годовая потребность, тыс. руб.
(Сi)
Суточная потребность, тыс. руб.
Cд=Сi/360
Норма запаса, дн.
(Нз)
Норматив оборотных средств, тыс. руб.
Ос(i)=Сд´Нз
1. Топливо для автомобилей
2190024,6
6083,4
4
24333,6
2. Смазочные и другие эксплуатационные материалы
524869,6
1458
30
43740
3. Автомобильные шины в запасе
151791,4
421,6
12649,3
4. Запасные части
102939,7
285,9
70
20016
5. Материала для ТО и ремонта
115561,1
321
45
14445,1
6. Оборотный фонд агрегатов
3% от ст-ти тр. ср-ств
502219,5
7. Топливо для хозяйственных нужд
290000,0
805,5
24166,7
8. Канцелярские принадлежности
12000,0
33,3
60
2000
9. МБП
170
5660,0
10. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
—
23236,8
Общий норматив оборотного капитала
672467,0
Нормируемый оборотный капитал составляет 37,1 % от общей суммы оборотного капитала, а 62,9 % — денежные средства и средства в расчетах. Размер оборотного капитала необходимого для нормального обеспечения работы ООО "Автомиг" должен быть равен:
Окг = Окнорм (14)
0,371 = 672467 / 0,037 = 1812579,5 (тыс. руб.)
По состоянию на 1.01.97г. оборотный капитал фирмы составлял 1059187 тыс. руб. или 58,4 % от потребного.
К оборотному капиталу приравниваются устойчивые пассивы, размер которых составит 148653,8 тыс. руб.
Устойчивый пассив заработной платы:
Уп(зп) = ФЗП (15)
360 ´ 40 дней = 925871,7 / 360 ´ 40 = 102874,6 (тыс. руб.)
Устойчивый пассив отчислений на социальные нужды:
Уп(сн) = Уп(зп) ´ 0,395 (16)
102874,6 ´ 0,395 = 40635,5 (тыс. руб.)
Устойчивый пассив на отпуск:
Уп(от) = ФПЗ (17)
360 ´ 2 = 925871,7 / 360 ´ 2 = 5143,7 (тыс. руб.)
Дополнительная потребность в оборотном капитале:
DОк = Окг – Окн.г – Ок (уп) (18)
1812579,5 – 1059187 – 148653,8 = 604738,7 (тыс. руб.)
Структура оборотных средств по отдельным предприятиям существенно различается. Она зависит от особенностей процесса производства, характера работы, степени технической вооруженности, уровня организации производства.
Ниже приведена структура оборотных средств ООО "Автомиг".
Таблица 2.2.1.7
Структура оборотных средств ООО "Автомиг"
Наименование элементов оборотных средств
Удельный вес к итогу, %
1. Оборотные средства в сфере производства (нормируемые средства)
а) Производственные запасы,
в том числе:
материалы
топливо
запасные части и агрегаты
автомобильные шины в запасе
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы
25,2
2,3
1,9
20,1
0,5
0,3
б) Средства, находящиеся в производстве,
расходы будущих периодов
0,1
Всего оборотных средств в сфере производства
25,3
2. Оборотные средства в сфере обращения (ненормируемые средства),
в том числе
денежные средства
услуги автомобильного транспорта
по расчетным документам, переведенным в банк на инкассо
дебиторы
74,8
0,2
72,7
Итого:
100,0
В современных условиях оснащение отраслей основными фондами влияет на формирование материально-технической базы, выполнение программ социально-экономического развития, расширенное воспроизводство. Основные производственные фонды отрасли — это те средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на готовый продукт по частям в течение длительного времени. Все основные фонды народного хозяйства разделяются на производственные и непроизводственные.
Непроизводственные основные фонды не принимают непосредственного участия в создании продукции. Они косвенно способствуют осуществлению процесса, удовлетворяя бытовые и культурные потребности трудящихся. Сюда относятся жилые дома, здания, сооружения, оборудование учреждений и организаций. К непроизводственным относятся также средства труда, находящиеся в процессе монтажа, списанные, но не переданные или полученные, но не установленные машины, оборудование, транспортные средства. Средства труда становятся тогда производственными основными фондами, когда они принимают участие в создании стоимости продукции. Основные производственные фонды делятся на активную и пассивную части. К активной части относится комплекс средств и механизмов, непосредственно участвующих в производственном процессе (транспортные средства, машины, измерительные и регулирующие приборы), к пассивной части — все остальные виды основных фондов, являющиеся необходимым условием производственного процесса.
Таблица 2.2.1.8
Основные фонды
Состав основных фондов
Восстановительная стоимость, тыс. руб.
Остаточная стоимость, тыс. руб.
Удельный вес по восстановительной стоимости, %
Здания
6780859
3484819
24,4
Сооружения
3010737
10,8
Машины и оборудования
1116657
186232
4,0
Транспортные средства
16740652
2605383
60,2
Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь
144144
14566
0,6
Итого
27793049
6291000
Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют структуру основных фондов. Она зависит от многих факторов и в том числе от состава автомобильного парка, уровня концентрации и специализации производства, развития производственно-технической базы.
Особенностью структуры основных производственных фондов автомобильного транспорта ООО "Автомиг" является высокий удельный вес транспортных средств, которые составляют 60,2 % (см. табл. 2.2.1.8), в то время, как согласно расчетам НИИАТа, рациональное соотношение основных средств, при котором обеспечивается нормальная деятельность автомобильного транспорта, должно составить для подвижного состава примерно 50 %, а для производственно-технической базы — 50 %
Таблица 2.2.1.9
Структура парка автомобилей по кузовам
Тип автомобилей
Удельный вес автомобилей по расчетам НИИАТа, %
Удельный вес автомобилей по ООО "Автомиг"
Бортовые
26
12,8
Самосвалы
38
47,2
Фургоны
22
25,6
Цистерны
10
14,4
Прочие специализированные кузова
100
Несмотря на эффективность применения прицепов, развитие перевозок грузов на них сдерживается по следующим причинам: плохое техническое состояние прицепного парка; недостаточное количество прицепов из-за отсутствия средств на их приобретение; плохие подъездные пути.
Относительное число прицепов к общему количеству автомобилей должно составлять: к автомобилям грузоподъемностью 2,1 ¸ 8т — 50 %, 8,1 ¸ 15т — 85 %.
А по данным ООО "Автомиг" относительное число прицепов к общему количеству автомобилей составляет: к автомобилям грузоподъемностью 2,1 ¸ 8т — 50 %, 8,1 ¸ 15т .
2.3 Показатели, характеризующие использования факторов производства
Эффективность производственной деятельности людей характеризует производительность труда и выражается в увеличении количества продукции в единицу рабочего времени или уменьшении количества времени, затраченного на производство единицы продукции. По своему экономическому содержанию производительность труда относится к комплексному, обобщающему показателю, в котором сосредоточены итоги деятельности работников по производству продукции.
Производительность труда:
Пт = D / Nраб, (тыс. руб. / чел) (19)
D — годовой доход от реализации, тыс. руб.
Nраб — численность работающих, чел
Пт = 7758636,5 / 218,5 = 35508,6 (тыс. руб. / чел)
Проведем исследование влияния показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность, на производительность труда.
Пт = (Асс ´ q ´ W ´ dст) / Nраб = Нраб ´ Дк ´ aв ´ Тн ´ Vэ ´ b ´ g ´ dст (20)
Влияние этих показателей на производительность труда можно выразить уравнением:
Пт — производительность труда;
Нраб — нагрузка на 1 работника, т/чел;
Дк — количество календарных дней в году;
aв — коэффициент выпуска автомобилей на линию;
Тн — среднее время нахождения автомобиля в наряде, час;
Vэ — средняя эксплуатационная скорость, км/ч;
b — коэффициент использования пробега;
g — коэффициент использования грузоподъемности;
dст — доходная ставка единицы транспортной работы;
аi — коэффициент регрессии при показателях.
Построенная нами модель, позволяет выявить связь производительности труда с показателями, характеризующими производственно-хозяйственную деятельность.
Таблица 2.3.1
Расчет коэффициента регрессии, аi
Коэффициент
Формула для расчета
Пока-
зате-
ли
(Хi)
Коэффициент эластичности (Эi)
Эi=Ki/S Ki
Коэффициент регрессии
(аi)
аi=(Пт´Эi)/Xi
Наименование
значение
Кнраб
5690,48
Кнраб=Пт/Нраб
6,24
0,028
159,33
Кдк
97,28
Кдк=Пт/Дк
365
0,00049
0,048
Кaв
101453,14
Кaв=Пт/aв
0,35
0,508
51538,196
Ктн
4672,18
Ктн=Пт/Тн
7,6
0,023
107,46
Кvэ
1414,63
Кvэ=Пт/Vэ
25,1
0,007
10,044
Кb
58691,9
Кb=Пт/b
0,605
0,294
17255,42
Кg
27633,15
Кg=Пт/g
1,285
0,138
3813,37
Кdст
117,99
Кdст= Пт/dст
300,955
0,0006
0,071
SКi
199770,75
SЭi = 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6