Рефераты. Основы методологии и методики комплексного экономического анализа






В процессе анализа определяются абсолютные отклонения по общей сумме затрат и по каждому элементу, изучаются их причины. Однако такие отклонения не дают представления об экономии или перерасходе. Поэтому целесообразно выполнить расчет относительного отклонения в затратах с учетом изменений объема продаж.

Оценка структуры затрат и их динамики позволяет определить материалоемкость, трудоемкость, энергоемкость продукции, выяснить характер изменений и их влияние на себестоимость продукции.

С целью более полного выявления внутренних резервов снижения себестоимости она анализируется по отдельным статьям или группам статей.

Наиболее универсальным показателем себестоимости продукции считается уровень затрат на один руб. продукции. Он рассчитывается как отношение полной себестоимости продукции к стоимости этой продукции в отпускных ценах производителя. Основными факторами, влияющими на уровень затрат на один руб. продукции, являются: изменение структуры продукции, изменение цен на продукцию, изменение себестоимости продукции. Следует отметить, что данный показатель тесным образом связан с долей прибыли в отпускной цене. Поэтому анализ уровня затрат на один руб. продукции приемлем и для анализа рентабельности продукции.

Большое значение в анализе, планировании и прогнозировании себестоимости продукции имеет методика маржинального (предельного, операционного) анализа, которая базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей себестоимости, объема продаж и прибыли и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основу методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности хозяйствующего субъекта на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональны) и использование предельных (маржинальных) величин.

Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему  объему продаж, но для каждой единицы продукции они будут постоянными, так как по существу представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. С другой стороны, постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но они являются переменными для каждого единицы продукции. Снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обусловлено постоянными расходами, поскольку каждая последующая единица продукции будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящихся на эту единицу.

Возникает новая категория предельной прибыли (маржинального дохода), которая определяется как разница между выручкой от продаж и переменными затратами. Это дает возможность оценивать динамику таких взаимосвязанных показателей, как критический объем продаж, запас прочности, операционный рычаг и делать выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж.

Критический объем продаж определяется как частное от деления постоянных расходов на маржу с единицы продукции. Под единицей продукции можно понимать как натуральный показатель, так и стоимостной. При критическом объеме продаж выручка становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции.

Разница между годовым фактическим объемом продаж и критическим объемом составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратится в убыток. Чем ниже запас финансовой прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж.

По горизонтали (на оси абсцисс) показывается объем продаж продукции, по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку от продажи. Заштрихованная часть дает представление о предельной прибыли. Реальная прибыль возникает в том случае, если предельная прибыль полностью покрывает постоянные расходы. Ее размер определяется экономией постоянных расходов, главным фактором которой является рост объема продаж. Если взаимосвязь между рассматриваемыми показателями принимается как линейная, то запас прочности является обратной величиной показателя операционного рычага, который определяется как отношение маржинального дохода к прибыли от продаж. Увеличение операционного рычага свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат.

В заключение отметим, что расчет и анализ вышеназванных показателей дает достаточно точную картину, если проводится по отношению к релевантному периоду, в течение которого затраты не меняют своего поведения.


5. Анализ величины и структуры  авансированного капитала


При проведении анализа следует учитывать, что авансированный капитал может быть рассмотрен с двух сторон:

1) со стороны размещения – активы;

2) со стороны источников формирования – пассивы.

Согласно международным стандартам бухгалтерской отчетности, а также Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике активами считаются хозяйственный средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. В составе активов выделяют две основные группы: внеоборотные (долгосрочные) активы и оборотные (краткосрочные, текущие) активы. К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых предполагается использовать в течение периода свыше 12 месяцев после отчетной даты или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Под оборотными активами понимаются денежные средства и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежные средства, проданы или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Пассивы – это источники собственных и заемных средств, вложенные в активы организации. Собственный капитал (капитал) представляет собой стоимость активов организации, не обремененных обязательствами. Заемный капитал определяется совокупной величиной обязательств организации перед другими юридическими и физическими лицами. Заемные средства в зависимости от степени срочности погашения подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (текущие). Средства, привлекаемые на долгосрочной основе, обычно направляют на приобретение активов длительного пользования, тогда как текущие пассивы, как правило, являются источниками формирования оборотных средств.

При анализе величины и структуры активов предприятия критерием их группировки является ликвидность, т. е. скорость превращения актива из материальной или иной формы в абсолютно ликвидную денежную форму. В отечественной учетно-аналитической практике активы группируют по степени возрастания их ликвидности: внеоборотные активы, оборотные активы (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства).

Важное значение для оценки структуры активов имеет горизонтальный и структурный анализ актива баланса. Для корректировки финансовой стратегии хозяйствующего субъекта особую значимость приобретает трендовый анализ отдельных статей баланса за продолжительный период времени.

Для детализации общей картины изменений структуры активов может быть проведен анализ каждого раздела актива баланса (анализ динамики и структуры внеоборотных активов, анализ динамики и структуры оборотных активов). Кроме того, можно провести анализ состава и структуры нематериальных активов, основных средств, дать оценку состояния и движения незавершенного строительства, доходных вложений в материальные ценности, состава, структуры и динамики долгосрочных финансовых вложений.

Для исследования динамики и структуры состояния запасов используется таблица, в основе которой лежат данные второго раздела актива бухгалтерского баланса, расшифровывающие строку 210. В подлежащем этой таблицы целесообразно выделить следующие элементы запасов: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары, прочие запасы.

Аналогичным образом проводится анализ структуры и динамики денежных средств, дебиторской задолженности и прочих активов.

Таким образом, авансированный капитал можно определить как совокупность внеоборотного и оборотного капитала и анализ его состава и структуры проводить в соответствии с этим принципом деления.

Для управленческого анализа имеет смысл и другое определение авансированного капитала – как  совокупности производственного капитала и капитала, вложенного в непроизводственную социальную сферу. Производственный капитал – совокупность основного производственного капитала и оборотного капитала, занятых в материальной сфере, т. е. в стадиях хозяйственной деятельности. Он обслуживает как непосредственно стадию производства, так и стадии обращения – снабжение и сбыт продукции. Капитал, обслуживающий непосредственно стадию производства, по мнению профессора  Д. Шеремета, можно назвать производительным капиталом [20, с. 205]. Непроизводственный капитал – капитал, вложенный в социальную сферу (жилищно-бытовое хозяйство, здравоохранение, образование и культуру). Хотя в нематериальной сфере продукция не производится, но ее влияние на производительность труда персонала делает выгодным вложение капитала в эту сферу деятельности.

В зависимости от источников формирования весь авансированный (вложенный) капитал может быть представлен собственными и заемными средствами. Анализ структуры пассива баланса позволяет установить виды, структуру и специфику этих источников. Такой анализ имеет значительную роль в определении финансового положения хозяйствующего субъекта.

В составе собственного капитала могут быть выделены две основные аналитические составляющие: инвестированный капитал,  т. е. капитал, вложенный собственниками, и накопленный капитал,   т. е. созданный сверх того, что было первоначально авансировано собственниками. Кроме того, в составе собственного капитала можно выделить составляющую, связанную с изменением стоимости активов организации вследствие их переоценки. Инвестированный капитал включает номинальную стоимость простых и привилегированных акций, а также дополнительно оплаченный (сверх номинальной стоимости акций) капитал. Первая составляющая инвестированного капитала представлена уставным капиталом, вторая – добавочным. Накопленный капитал находит свое отражение в виде статей, формируемых за счет чистой прибыли (резервный капитал, нераспределенная прибыль). Такое деление собственного капитала на инвестированный и накопленный имеет большое значение как в теоретическом, так и в практическом плане: по соотношению и динамике этих групп оценивают эффективность деятельности предприятия. Тенденция к увеличению удельного веса накопленного капитала свидетельствует о способности наращивать средства, вложенные в активы предприятия, и характеризует финансовую устойчивость организации.

Анализ состава и структуры заемных средств целесообразно начинать с выяснения роли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в деятельности организации. Для оценки структуры обязательств весьма существенным является их деление и по степени обеспеченности (обеспеченные и необеспеченные). Особый интерес для анализа заемных средств представляет изучение динамики обязательств по нетоварным операциям: задолженность по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению, перед бюджетом.


6. Анализ прибыли и рентабельности продукции


В системе целей функционирования хозяйствующего субъекта, задача генерирования прибыли занимает центральное место. Однако «в общем случае деятельность не обязательна прибыльна, вероятно, нет ни одной компании в мире, не имевшей в своей истории хотя бы кратковременных спадов, выражавшихся в том числе, более или менее значительными убытками» [9, с. 362]. Поэтому, характеризуя результативность деятельности коммерческой организации, правильнее говорить не о прибыли, а о финансовом результате.

Финансовые результаты хозяйственной деятельности определяются на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления доходов и расходов. Напомним, что определение и содержание доходов и расходов раскрыто в положениях по бухгалтерскому учету – ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи продукции и производственной себестоимостью проданной продукции. Для эффективно работающего предприятия валовая прибыль не должна быть меньше постоянных расходов.

Прибыль (убыток) от продаж образуется как результат покрытия валовой прибыль коммерческих и управленческих расходов. Это главный элемент прибыли до налогообложения, который у нормально функционирующего предприятия составляет основу чистой прибыли и отражает роль маркетинговых и производственных факторов в формировании финансовых результатов.

Операционные доходы и расходы характеризуют результат совершения определенных хозяйственных операций (сдача имущества в аренду, продажа имущества, участие в совместной деятельности, предоставление займов и др.).

Внереализационные доходы и расходы характеризуют финансовый результат определенных фактов хозяйственной жизни, как правило, не зависящих от предприятия (курсовые разницы, штрафы, пени, неустойки за нарушение хозяйственных договоров, прибыли или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году и др.).

Прибыль (убыток) до налогообложения отражает общий финансовый результат от обычных видов деятельности. При этом прибыль до налогообложения характеризует величину общего экономического эффекта, полученного от финансово-хозяйственной деятельности в обычных условиях функционирования.

Чистая прибыль является важнейшим показателем, обобщающим результаты хозяйственной деятельности. Аналитическое значение этого показателя обусловлено разнообразными и многочисленными факторами его формирования, изучение которых позволяет оценить качество прибыли, реальный рост капитала, прогнозировать изменения финансовых результатов, оценивать качество управленческих решений в отчетном периоде. Она показывает возможности и границы направления капитала на цели расширенного воспроизводства и на выплату доходов собственникам.

Нераспределенная прибыль отчетного периода характеризует прирост собственного капитала, достигнутый в результате ведения хозяйственной деятельности.

Наиболее существенной частью прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. Она характеризует абсолютную эффективность хозяйствования. На величину данного показателя оказывают влияние многие факторы как внутренние, так и внешние.

К группе внутренних факторов, зависящих и контролируемых предприятием, относятся:

§основные факторы, определяющие сущностные результаты деятельности;

§факторы, связанные с нарушением предприятием хозяйственной дисциплины.

К основным факторам формирования прибыли от продаж относятся: количество и качество продукции, ее себестоимость, цены на продукцию и на элементы себестоимости, структурные сдвиги в составе продукции.

Нарушением хозяйственной дисциплины, являются:

·нарушение действующего порядка установления и применения цен;

·экономия, полученная в результате невыполнения мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и технике безопасности, невыполнения плана текущего ремонта основных средств и др.;

·экономия, полученная от выпуска продукции с отступлениями от условий, стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии.

Алгоритм расчета влияния названных выше факторов на прибыль от продаж, предложенный профессором А. Д. Шереметом, выглядит следующим образом [20]:

1. Влияние изменения цен на продукцию рассчитывается как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и выручкой от продажи в отчетном году в ценах базового года:



где  цена единицы продукции в отчетном и базисном периодах;  количество проданной продукции в отчетном и базисном периодах.

2. Влияние изменения тарифных ставок (окладов) оплаты труда, цен на материалы, тарифы на энергию, перевозки определяется с использованием данных о себестоимости продукции.

3. Влияние нарушений хозяйственной дисциплины устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся в результате указанных выше нарушений.

4. Влияние изменения объема продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости и вычитанием из нее базовой величины прибыли:



где  коэффициент роста объема продаж продукции, который рассчитывается как отношение себестоимости реализованной продукции анализируемого периода, исчисленной в ценах и условиях базисного периода, к фактической себестоимости проданной продукции анализируемого периода.

5. Влияние изменения объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции определяется путем корректировки базовой прибыли на разность коэффициента роста объема продаж в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости:


где  коэффициент роста объема продаж в оценке по отпускным ценам.

6. Влияние изменения затрат на один руб. продукции за счет режима экономии выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных с нарушением хозяйственной дисциплины.

7. Влияние изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции исчисляется сравнением базовой полной себестоимости , скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции :



К группе внешних, независящих или неконтролируемых предприятием, факторов относятся:

§чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающие дополнительные затраты у одних предприятий и обуславливающие дополнительную прибыль у других;

§изменение государственными и инфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо покупные полуфабрикаты, тарифов на услуги и перевозки, торговых скидок (наценок), норм амортизационных отчислений, ставок заработной платы и начислений на нее, ставок налогов и сборов;

§нарушение поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими, хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины по хозяйственным вопросам, затрагивающим интересы предприятия.

Наряду с абсолютными показателями эффективность продаж может быть оценена с помощью относительных показателей рентабельности. Рентабельность продаж определяется как отношение прибыли (П) к объему продаж (РП):

Rпр = П : РП.

Заметим, что в качестве числителя указанной модели может быть выбрана валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности, чистая прибыль. Такие показатели рентабельности получили название промежуточных уровней доходности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.