За исключением того, что "почти деньги" затрудняют точное определение денег, их существование важно в силу нескольких связанных между собой обстоятельств.
273
ГЛАВА 15 ДЕНЬГИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Что определяет спрос на деньги со стороны активов? Чтобы получить ответ, мы должны сначала осознать, что каждая из разнообразных форм, в которых могут находиться финансовые активы, имеет свои преимущества и недостатки. Давайте для простоты сравним формы в виде облигаций и в виде денег. Преимуществом владения деньгами является их ликвидность, то есть деньги можно незамедлительно использовать для приобретения покупок. Как форма владения активами, деньги особенно привлекательны, когда ожидается падение цен на товары, услуги, а также на другие финансовые активы. Когда падают цены на облигации, их владелец терпит убытки в том случае, если облигации должны быть проданы по истечении определенного срока.
Недостаток владения деньгами, как активом, по сравнению с владением облигациями заключается в том, что они не приносят дохода в виде процента или, по крайней мере, не дают такого процента, как облигации или бессрочные вклады. Некоторые банки и сберегательные учреждения обусловливают выплату процента вкладчику некоторым минимальным размером чекового вклада. В том случае, если вклады не достигают минимального размера, они не приносят процента. Процент с чековых вкладов, превышающих установленный минимум, меньше того, который уплачивается с облигаций и различных бессрочных вкладов.
В свете этой информации приходится решать, сколько финансовых активов держать, допустим, в облигациях, а сколько в деньгах. Решение в первую очередь зависит от ставки процента. Давайте рассуждать так: владея деньгами, домашнее хозяйство или предприятие несет вмененные издержки (гл. 2). То есть всякий владелец денег воздерживается или жертвует доходом в виде процента. Если облигация приносит 10-процентный доход, то владение 100 дол. в виде наличных или беспроцентного чекового счета стоит вам недополученного годового дохода в размере 10 дол. Неудивительно, что спрос на деньги со стороны активов изменяется обратно пропорционально ставке процента. Когда процентная ставка или вмененные издержки владения деньгами, как активом, низки, люди предпочитают владеть большим количеством денег в качестве активов. Наоборот, когда процент высок, обладать значительной ликвидностью невыгодно, и количество активов в форме денег будет небольшим. Иначе говоря, когда владеть деньгами, как активом, невыгодно, люди держат меньшее их количество. В том случае, когда владение деньгами выгодно, люди имеют их больше. Обратная зависимость между процентной ставкой и количеством денег, которое люди хотят иметь в качестве актива, показана на рисунке 15-26 прямой Da.
ОБЩИЙ СПРОС НА ДЕНЬГИ, Dm
Как показано на рисунке 15-2в, общий спрос на деньги, Dm можно определить путем cмещения по горизонтальной оси прямой спроса на деньги со
стороны активов на величину, равную спросу на деньги для сделок. (Наклонная линия на рисунке 15-2в обозначает величину спроса на деньги для сделок, к которой была прибавлена величина изображенного на рисунке 15-2б спроса на деньги со стороны активов.)
Получившаяся в результате ниспадающая прямая обозначает общее количество денег, которые люди хотят иметь для сделок и в качестве активов, при каждой возможной величине процентной ставки. Обратите далее внимание, что изменение номинального ВНП, рассматриваемое через призму спроса на деньги для сделок, вызовет смещение кривой общего спроса на деньги.
Проще говоря, увеличение номинального ВНП означает, что люди захотят иметь больше денег для сделок, а это сдвинет кривую общего спроса на деньги вправо. Например, если номинальный ВНП увеличился с 300 до 450 млрд дол. и предположение о том, что каждый предназначенный для сделок доллар тратится в среднем 3 раза в год, сохраняет силу, тогда прямая спроса на деньги для сделок переместится со 100 на 150 млрд дол. В результате кривая общего спроса на деньги при каждой возможной величине процентной ставки расположится на 50 млрд правее по сравнению с предыдущим случаем. И наоборот, падение номинального ВНП ведет к смещению кривой общего спроса на деньги влево.
Денежный рынок
Рискуя забежать вперед, мы можем объединить спрос и предложение денег, с тем чтобы описать денежный рынок и определить равновесную ставку процента. Для этого мы провели на рисунке 15-2в вертикальную линию, Sm, обозначающую предложение денег. Изображение денежного предложения в виде прямой основано на упрощенной предпосылке, согласно которой наши руководящие денежно-кредитные органы и финансовые учреждения снабжают экономику некоторым определенным объемом денег, таким, как общий объем М1, показанный на рисунке 15-1. Как и на рынке продуктов или ресурсов (гл. 4), пересечение спроса на деньги и предложения денег определяет цену равновесия. В данном случае "ценой" является равновесная ставка процента, то есть цена, уплачиваемая за использование денег.
Что произойдет при наличии неравновесия на денежном рынке? Каким образом денежный рынок мог бы достичь равновесия? Рассмотрим рисунок 15-3, в котором воспроизводится рисунок 15-2в и добавлены две альтернативные кривые предложения денег.
Допустим сначала, что предложение денег уменьшилось с 200 млрд дол., обозначенное как Sm, до 150 млрд, выраженное через Sm1,. Заметим, что количество требуемых денег превышает количество предложенных на 50 млрд при прежней равновесной
Тема 5: Современная банковская система
План:
2 Центральный банк .
3 Банковские операции.
4 Банковские резервы .
Ответы:
и включает в себя : 1. Центральный банк – Национальный банк Украины
2.Коммерческие банки .
ка гос.:
1) является эмиссионным и расчетным центром государства;
2) является «банком банков» и банкиром правительства;
3) НБУ осуществляет регулирование и контроль за кредитно – финансовой
системы страны в целом
4) НБУ предоставлено монопольное право на выпуск денег в обращение в
то время как Казночейство и Минестерство финансов не имеют право эмиссии
денег и осуществляет финансирование гос. расходов в пределах поступивших доходов в бюджет а также полученных кредитов. Этим обеспечивается креди-
тная основа совокупного денежного оборота в Украине.
включая в себя центральный аппарат , расположенный в г Киеве , Крымское
республиканское и 24 областных управлений. Управления НБУ действуют от
его имени в пределах предоставленных им полномочий функций. Они под-
отчетны Правлению банка . Функциональным подразделениям НБУ принад-
лежат вычислительные расчетно – кассовые центры , региональные и цент-
ральная расчетные палаты .
Руководящим органам НБУ является Правление банка которое возглав-
ляет Председатель Правления.
Как расчетный центр страны НБУ:
1) устанавливает правила поведения безналичных расчетов хозяйствующи-ми субъектами;
2) организует расчеты между комерчискими банками в Украине;
3) НБУ предоставляет интересы государства в отношениях с центральными
банками иностранных государств;
4) НБУ устанавливает правила и проводит регистрацию комерческих бан-ков;
5) выдает лицензии на ведение валютных операций ;
6) осуществляет надзор за деятельностью комерческих банков на террито-
рии Украины;
7) как «банк банков» он ведет счета комерческих банков;
8) осуществляет их расчетно – кассовое обслуживание;
9) предоставляет кредиты для функционирования межбанковского креди-
тного рынка в Украине;
10) НБУ организует кассовое выполнение бюджета в банковской системе
Украины ;
11) предоставляет кредиты правительству ;
12) на НБУ возложено выполнение операций по размещению государ-ственных ценных бумаг;
13) НБУ обсуживает внутренний долг государства ;
14) на НБУ возложено выполнение операций, связанных с функционирова-
нием валютного рынка Украины;
15) НБУ по согласованию с Кабмином устанавливает официальный валют-ный курс национальной денежной единицы ;
16) создает валютные резервы , организует операции с монетарными (дене
жными) металами;
Коммерческие банки – это организации функциями которых является
кредитование субъектов предпринимательской деятельности и граждан за
счет привлечения средств предприятий и организаций , населения , а так же
других кредитных ресурсов кассовое и расчетное обслуживание народного
хозяйства , выполнение валютных и других банковских операций .
Коммерческие банки могут выполнять следующие операции:
1.Привлеччение и размещение денежных вкладов и кредитов .
2.Осуществление расчетов по поручению клиентов .
3.Финансирование капитальных вложений по поручению собственников или
распорядителей инвестиционных средств .
4. Выпуск платежных документов и ценных бумаг (чеки , аккредитивы , ак-
ции векселя).
5. Купля ,продажа, хранение платежных документов, ценных бумаг и другие
операции с ними .
6. Выдача поручительств , гарантий и других обязательств за третьих лиц,
предусматривающих их выполнение в денежной форме.
7. Приобретение за свой счет средств производства для передачи их в аренду
--лизинг .
8. Покупка у предприятий и граждан и продажа им иностранной валюты на-
личными и валютой , находящейся на счетах и вкладах .
9. Купля – продажа в Украине и за рубежом драгоценных металлов
10. Доверительные операции по поручению клиента (привлечение и размеще-ние средств управления ценными бумагами и т. д.)
11. Предоставление консультационных услуг .
12. Проведение операций по кассовому исполнению гос бюджета по поруче-нию НБУ .
Банкам запрещается осуществлять: деятельность в сфере производства и то-
рговли материальными ценностями , а также операции по страхованию ,кроме
страхования валютных , кредитных и процентных рисков.
На сегодняшний день банковская система Украины насчитывает 230 ба-нковских учреждений ,имеющих 18000 филиалов. Почти все учреждения ко-
ммерчиских банков сформированы на акционерной основе, а 8 из них функ-
ционируют при участии иностранного капиталла.Нииболее крупными комерческими банками являются: Проминвестбанк, Укрсоцбанк, Агропром-банк Украина.Кроме того в Украине действуют 2 государственных банка Укр-
эксимбанк и Сбербанк. Укрэксимбанк обслуживает экспортно- импортные оп-
ерации и внешний долг государства .Система сбербанка имеет 654 отделений
и 15000 филиалов . Существуют также не банковские финансовые кредитные
учреждения .Их называют паробанками или финансовыми посредниками.
К ним относятся :
1. Кредитные союзы.
2. Инвестиционные компании и фонды.
3. Частные пенсионные фонды ,трастовые компании (доверительные об-щества)
Особым кредитным учреждением является ломбарды. Ломбарды выдают
гражданам ссуды обеспеченные залогом.
Кредитование. Кредитные отношения представляют собой аккумулирован-ные свободные денежные средства в руках одного субъекта и представления
их другими субъектами на условиях срочности платности и возвратности.
Срочность это время на которое передаются денежные средства от кре-диторов заемщикам .
Платность это цена кредита или процент от выданной в качестве кредита
суммы которую заемщик должен заплатить за кредит
Возвратность это обязательное условие кредитования т. е. гарантия возврата полученной в качестве кредита суммы. Кредитованием занимаются
государственные и коммерческие банки.
Государственный кредит имеет три основных формы :
а) государственный заем;
б) долговые обязательства;
в) сберегательное дело;
Каждая из форм гос. кредита имеет свои специфические формы . Различают
внутренний и внешний , долгосрочный ,среднесрочный и короткий кредит.
Кредитором может выступать Правительство Украины , также местные орга-ны власти .
Банковская система США:
ствовать установлению в экономике общего уровня производства , характери-зующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Банки осуществляют различные расчетные операции . Их основная фун-кция для экономики – создание банковских безналичных денег на основе де-
позитов (текущих счетов в банке ) централизация и общественный контроль
являются обязательными предпосылками эффективности банковской систе-мы. В начале ХХ в. Конгресс образовал Национальную комиссию по деньгам.
Результатом ее работы стал закон «О федеральной резервной системе» (ФРС)
принятый в 1913 г. Закон «О ФРС» был необходим т. к. нерегулируемая банк-овская система неспособна обеспечить предложение денег, в наибольшей сте-пени способствующих благосостоянию экономики в целом. Поскольку избыт-ок денег может способствовать усложнению инфляционных проблем ,недос-таток денег может затормозить рост экономики, препятствуя обмену и произ-водству товаров и услуг.
Стержнем денежной и банковской системы является: Совет управляющих ФРС ,который влияет на способность системы к созданию денег.7 членов Со-
вега назначаются Президентом с одобрения Конгресса, им устонавливаются длительные сроки полномочий—17 лет. Но каждые 2 года заменяется 1 член
совета. Назначение ,а не избрание членов совета имеет целью отделить креди-тноденежную политику от политики партии. Совет Управляющих отвечает за общее руководство и контроль над работой денежной и банковской системы страны .Общепризнанно, что Председатель Совета – самый влиятельный рук-оводитель Центрального банка в мире. Эффективность мероприятий Совета должна соответствовать общественным интересам и способствовать общему экономическому благосостоянию .Это достигается с помощью определенной
Техники управления денежным предложением.
Формированию основ банковской политики Совету Управляющих помагает 2 органа:
1. «Комитет открытого рынка» состоящий из 7 членов совета и 5 президен-тов федеральных резервных банков . Комитет определяет политику ФРС в об-
ласти закупок и продажи гос. облигаций на открытом рынке. Эти операции представляют собой наиболее важный способ воздействия руководящих кре-дитно-днежных учреждений на предложение денег.
2.Федеральный консультативный совет. Он состоит из 12 руководителей ко-ммерческих банков, избираемых по одному ежегодно от каждого из 12 федер-альных резервных банков.
ФРС имеет 3 отличительных черты ,они являются:
а) центральными банками ;
б) квазиобществеными банками т. е. отражают симбиоз частной собственнос-ти и общественного контроля. Центральные банки являются частной собст-венностью но управляются государством. Собственники не контролируют не состав ни руководство ни политику центрального банка.
в) банками банкиров т. е. федеральные резервные банки делают для депозит-
ных учреждений тоже самое ,что депозитные учреждения делают для физи-
ческих лиц (принимают вклады банков и учреждений , предоставляют ссуды)
Функции ФРС :
1. ФРС хранит вклады банков и сберегательных учреждений которые называются резервами.
2. ФРС обеспечивает механизм инкассации чека.
3. ФРС выступает в роли фискального (налогового) агента федерального правительства.
4. ФРС осуществляет надзор за деятельностью входящих в нее банков.
5. ФРС несет ответственность за контроль над предложением денег
6. ФРС осуществляет выпуск наличных денег
Основная задача руководства ФРС состоит в регулировании денежного об-
ращения в соответствии с потребностями экономики в целом.
Операции ФРС:
Конечная цель ФРС – снижение инфляции , безработицы , быстрый рост ВНП,
достижение стабильности во внешних связях , регулирование инвестиций ,де-
нег и кредитов в стране .
Три главных инструмента кредитно –денежной политики :
1) операции на открытом рынке характеризуется как наиболее важная функ-ция ФРС. Покупая и перепродавая правительственные ценные бумаги на от-
крытом рынке ФРС может повышать или снижать банковские резервы.
2) учетно – процентная политика. Установление процентной ставки , по кото-
рой банки могут заимствовать резервы у ФРС (дисконтная ставка)
3) изменение официального курса резервных требований для банков и прочих
финансовых институтов .
ФРС может варьировать резервными требованиями если возникает необ-
ходимость изменить финансовую ситуацию. Если ФРС желает сделать деньги
более дорогими очень быстро б то она может увеличить процент резервных
требований для крупных банков а также увеличить резервные требования на
сложные депозиты .ФРС выполняет поддержание стабильности экономики
страны если экономика на этапе спада , ФРС увеличивает денежную массу и
кредит ,а в период подъема – уменьшает их.
Банковские операции . Банк предоставляет вкладчикам услуги за счет за-емных средств и получает за это прибыль баланс банка отражает активы (рас-
ход , размещение средств) и пассивы (привлечение средств в банк) . Активы
приносят банкам доход и контролируется ФРС через пассивы т. обр. контро-
лируется денежная масса страны .
Активы :
1. Золотые сертификаты – расписки на то или иное количество золота, выдан-
ное казначейством .
2. Ценные бумаги правительства, которые являются основой прочих активов.
3. Учетные векселя и акцепты (обязательство уплатить по предъявленному
счету или векселю ) .
Пассив :
В пассив записываются обычные счета капиталов: начальный капитал ,внесе-
нный банками – членами ФРС и аккумулированная прибыль каждого из 12 банков . Основная часть этой прибыли идет Казначейству , а остальная чать прибыли распределяется между 12 – ю ФРБ т . е . остается на счету каждого
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5