Билеты по дисциплине «Экономическая теория» 1. Сущность и основные черты предприятия Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг. Основные черты: 1. Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос. выпуск продукции или оказание услуг, получение max прибыли при min затратах. 2. В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово- закупочная, операции с ценными бумагами) 3. Различают виды 1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках закона, то нельзя считать их спекуляцией. 2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают товары, главная функция: производство товаров. 3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи: валюта, ценные бумаги, деньги. 4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход, прибыль. Признаки: наличие имущества, может выступать в суде, имеет имущественные права, баланс и счёт в банке. Задачи: выпуск конкурентоспособной продукции; изучать спрос на выпускаемую продукцию, эффективно использовать материальные ресурсы, внедрение достижений науки и техники, производить гибкую ценовую политику. Классификация: характер потребительского сырья (добывающие, перерабатывающие); назначение готовой продукции (средства производства, предметы потребления); технологическая общность (с непрерывным и дискретным процессом производства); время работы в течение года (сезонные и круглогодичные); размер (крупные, средние, малые); по уровню специализации (диверсификационные, специализированные, комбинированные); по виду деятельности (промышленные, торговые, строительные и т.д.); по форме собственности (государственные, муниципальные, коллективные, совместные); в зависимости от цели (коммерческие и некоммерческие).
2. Виды и формы предпринимательской деятельности Предпринимательство характеризуется инициативной самостоятельной деятельностью, осуществляющейся на свой риск под имущественную ответственность, направленную на получение прибыли. Главный признак предпринимательства: риск. Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а только лишь ту, которая связана с риском, инициативой, самостоятельностью, ответственностью, предприимчивостью. Основные черты предпринимательства: Цель: получение прибыли, достичь которую можно, производя какие-то товары, имеющие спрос. В предпринимательстве рассматриваются субъекты и объекты. Субъекты: АО, кооперативы, государство. Объекты: различные виды деятельности (торгово- закупочная, операции с ценными бумагами) Различают виды предпринимательства: 1) Коммерческое предпринимательство, которое состоит в сделках по продаже товаров, не связано с их производством, образуется с помощью продажи товаров по другой цене (выше). Если же эти операции в рамках закона, то нельзя считать их спекуляцией. 2) Производственное предпринимательство, в данном случае выпускают товары, главная функция: производство товаров. 3) Финансовое предпринимательство, в данном случае объект купли-продажи: валюта, ценные бумаги, деньги. 4) Посредническое предпринимательство, за оказание услуг получают доход, прибыль. Формы предпринимательства. По видам деятельности: Коммерческие фирмы, их цель получить прибыль Некоммерческие, у них другие задачи По размерам предпринимательства: Крупный Средний Мелкий бизнес
3. Организационные формы предприятий Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг. Предпринимательская деятельность осуществляется предприятиями или фирмами. Как экономическая категория фирма представляет собой основное звено реализации производительных сил и производственных отношений, самостоятельно принимающее экономические решения, стремящееся к максимизации дохода и прибыли и рациональному использованию ресурсов для снижения издержек производства. Организационно - правовые формы предприятий в рыночной экономике: частное предприятие - это предприятие, имеющее в одном лице и учредителя, и собственника. Все остальные лица, участвующие в деятельности предприятия, являются наемными работниками. Полное товарищество (общество) - объединение физических или юридических лиц, отвечающих по обязательствам товарищества всем движимым или недвижимым имуществом. Смешанное товарищество - отличается от полного тем, что наряду с участниками, отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом, есть лица, ответственность которых ограничивается размерами их вкладов. Товарищество с ограниченной ответственностью - объединение, формируемое на основе вкладов участников, которые несут ответственность только в пределах своих вкладов. Акционерное общество является добровольным объединением лиц (физических или юридических). Обязательным условием является внесение некоторого материального вклада в уставной фонд общества. Непременным принципом акционерного общества является ограниченная ответственность его участников. Это означает, что акционеры не несут никакой личной и имущественной ответственности по обязательствам общества. Акционеры имеют право на получение ежегодного дохода - дивиденда. В акционерных обществах личное участие может быть сведено к участию в управлении или присутствию на общих собраниях. Акционеры отвечают по обязательствам общества только в пределах принадлежащих им акций. Преимущества: объединение их членами функций собственника, предпринимателя и наемного работника. Недостаток: перераспределение долей собственности в пользу тех, кто функции собственника и предпринимателя предпочтет наемному труду и сумеет их реализовать. Сохраняется постоянная угроза дележа не по индивидуальным долям и в соответствии с трудовым вкладом, а по «справедливости», то есть по уравнительным критериям, что может вызвать потенциальные конфликты. Кооператив - представляет собой вариант предпринимательства, когда средства производства являются собственностью членов коллектива производителей. Государственное предприятие - вид хозяйственной деятельности, в которой активным предпринимателем выступает государство, в собственности которого находится весь основной капитал. Подразделяются на: бюджетное предприятие - деятельность которого полностью финансируется из государственного бюджета; государственные корпорации - предприятия, акции которых полностью принадлежат государству; смешанные предприятия - которые образуются в виде акционерных обществ или товариществ, акции которых принадлежат и государству, и частным владельцам. Типы объединений: Картели и синдикаты охватывают только сферу обращения: предприятия, объединяющиеся в картели договариваются о разделе рынков и единой ценовой политике, а в рамках синдиката создается общая сбытовая контора и предприятия договариваются о квотах. При объединении предприятий в трест они полностью утрачивают юрид. и экон. самостоятельность, трест несет ответственность за результаты хоз. деятельности предприятий. Концерн: юрид. и экон. самостоятельность, но фин. контроль головной фирмы. Конгломерат и диверсифицированный конгломерат – многоотраслевые объединения. Конгломерат не имеет отраслевого ядра и в нем господствует фин. капитал. Диверсифицированный конгломерат имеет отраслевое ядро, в нем господствует пром. капитал.
4. Экономическое содержание, виды издержек производства Издержки производства – это затраты на приобретение производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности. С экономической точки зрения издержки представляют собой стоимость всех затраченных материалов и услуг. Это важнейшая экономическая категория, от которой зависит: 1) Уровень цен 2) Величина прибыли 3) Конкурентоспособность 4) Положение на рынке В издержки производства входят затраты на сырье, материалы, амортизацию средств труда, на зарплату. Издержки производства – это главный фактор, влияющий на объем предложения, поэтому прежде чем решить, сколько товаров производить фирма должна проанализировать издержки производства. Классификация издержек производства: Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка). Издержки производства в зависимости от: 1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия. Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают. Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки. 2) Для измерения издержек на производство еденицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы ( если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть) 3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные. Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов. Альтернативность требует выделения 2 видов издержек: Явные – те фактические затраты на производство продукции Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов. 4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков. Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве. 5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.
5. Классификация издержек производства Классификация издержек производства: Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения (хранение товара, его транспортировка, упаковка). Издержки производства в зависимости от: 1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия. Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают. Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки. 2) Для измерения издержек на производство единицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы (если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть) 3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные. Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов. Альтернативность требует выделения 2 видов издержек: Явные – те фактические затраты на производство продукции Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов. 4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков. Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве. 5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки. Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.
6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия; в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные затраты на производство и реализацию продукта). Прибыль выполняет редкие функции: 1) Она является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие. 2) Прибыль – это важнейший элемент дохода госбюджета. 3) Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия. На формирование прибыли в условиях рыночной экономики помимо издержек производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию. Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и предельный. Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара. Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции. Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара. С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между общими доходами от продажи товаров и издержками производства. В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья). Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками. Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек.
7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная конкуренция Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты: наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен; возможность свободного доступа товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары. Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она ограничена влиянием монополий и государства. Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции. Одна из моделей - монополия, для которой характерны: Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги); Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив); Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано. Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Ее отличительные признаки: Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный сговор; Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи; Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую конкуренцию; Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и т.д. Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой характерны: наличие нескольких фирм; тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над ценой; наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль; неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен. Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого продукта, Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы, убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д. Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены). Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж. Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены. Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей. Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5