Вопрос № 3. Функции и методы управления. Особенности управления регионом на современном этапе.
Функции управления:
. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
. Антимонопольное регулирование;
. Макроэкономическая стабилизация;
. Размещение ресурсов;
. Перераспределение доходов;
. Фискальная политика;
. Кредитно-денежная политика Административные методы квалифицируются в качестве способов и средств прямого или внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты управления со стороны независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в свершении субъектом управления таких действий , в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения объектов. Прямое их направление означает, что субъект управления принимает управленческое решение обязательное для адресата управления. Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субьект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, т.е. опосредствованно в отличие от способов прямого властного воздействия.
. Энергетическая политика;
. Таможенная политика;
. Кредитная политика; o Политика обязательных резервов; o Политика количественных кредитных ограничений (кол-во выданных кредитов);
. Налоговая политика.
Вопрос № 4. Роль экономических прогнозов в управлении экономикой. Методы прогнозирования.
Уровень прогнозирования процессов общественного развития обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
1. Фактографические
. Опережающие методы (основаны на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, учитывающих ее свойство опережать прогресс науки и техники)
. Методы аналогий (выявление сходства в закономерностях развития различных процессов) i. Математический (в качестве аналога для объекта используют объекты другой физической природы, других областей науки и техники, имеющие математическое описание процесса развития, совпадающие с объектом прогнозирования) ii. Исторический
. Статистические методы iii. Экстраполяция (изучение динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесения найденной закономерности на некоторый период будущего) iv. Моделирование v. Корреляционные vi. Регрессионные
2. Экспертные
. Экспертные оценки с обратной связью
. Прямые экспертные оценки «Мозговая атака» Метод «Дельфи» (служит для определения и оценки вероятности наступления тех или иных событий) Вопрос № 10. Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики.
Меркантилизм – ГР необходимо. Классики – ГР не нужно, рынок саморегулируется. Кейнс – в процессе эк. спада только ГР может стабилизировать. 2 пол. ХХ века – расширение масштабов ГР. Методы прямого государственного воздействия:
. определение стратегических целей развития экономики их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
. государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
. нормативные требования к качеству и сертификации технологии и
. продукции (стандартизация);
. правовые и административные ограничения и запреты по выпуску
. определенных видов продукции и т.р.;
. лицензирование некоторых видов деятельности и внешнеторговых
. операций;
. экологический контроль. Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти. Методы косвенного государственного воздействия
. налогообложение, его уровень и систему налоговых льгот;
. регулирование цен, их уровня и соотношений;
. платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
. таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и
. условия обмена валют. Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют "правила игры" в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. Методы носят экономический и административный характер (важен баланс). Формы государственного воздействия:
. Кредитно-денежная политика.
Вопрос № 11. Инфляция, ее определение и измерение. Причины инфляции и ее влияние на экономическое развитие.
Инфляция – это рост цен на товары и услуги (переполнение денежной массой, путей товарного обращения). Она проявляется когда спрос повышается относительно текущего предложения.
P = MV/Y где Р = уровень цены
М = денежная масса в экономике
V = скорость оборачиваемости денег в экономике
Y = реальный объем производства в экономике
?P = (?M)(?V)/(?Y)
Существует три наиболее используемых показателя инфляции:
1. индекс потребительских цен (ИПЦ) - измеряет инфляцию на уровне потребителя;
2. индекс цен производителя (ИЦП) - измеряет инфляцию на уровне производителя;
3. дефлятор валового национального продукта (ВНП) - обращает внимание на общее движение цен в отдельно взятой экономике. Эффекты инфляции на стоимость инвестиции будут зависеть часто от того, является ли она ожидаемой или непредсказуемой. Ожидаемая инфляция может быть использована в расчетах денежных потоков и ставок дисконтирования во время анализа, и стоимость инвестиции может основываться на этом. Немедленным эффектом повышающегося темпа инфляции является падение стоимости облигации и повышение цен на акции (в особенности цикличных акциях как лесных, химических предприятий и драгоценных металлов), а также понижение стоимости инвестиций чувствительных к изменению процентных ставок. Подавленная или скрытая инфляция проявляется при фиксированных ценах недостаточного развития производства и быстром росте платежеспособного спроса, ведет к товарному дефициту. Открытая инфляция. Рост цен, отказ государства от регулирования воспроизводственного процесса переход от первой ко второй был характерен для нашей страны в период Гайдаровской либерализации цен в 1992 году. Вопрос № 12. Приватизация как элемент трансформирования российской экономики.
Всемирный Банк: способы приватизации:
. прямая продажа активов;
. массовая приватизация по ваучерным схемам;
. выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками;
. публичное предложение;
. ликвидация;
. безвозмездная передача муниципальным органам;
. акционирование;
. акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала. Этапы приватизации в России:
1. Акционирование и ваучерная приватизация (1992 – 1994 гг.) - началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора.
2. Денежная приватизация (1995 г.) – не смогла эффективно заработать по 3 причинам: 1) на заключительном этапе ваучерной приватизации в целях оживления затухавшего спроса были выставлены на торги и проданы пакеты акций наиболее привлекательных для инвесторов компаний; 2) у потенциальных инвесторов именно в это время появилась серьезная альтернатива для денежных вложений—рынок государственных ценных бумаг;
3) из-за крайне низких темпов денежной приватизации на передний план выдвинулась задача поступлений в бюджет, оттеснив инвестиционную целевую составляющую. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему. 1. Несовершенство, неразвитость институтов собственности в переходных экономиках, отсутствие механизмов самонастройки и компенсации сторонних воздействий позволяют государству в лице чиновничьей номенклатуры фактически сохранять полностью или частично контроль над приватизированными активами. 2. Нет никаких гарантий, что вслед за юридическим изменением формы собственности на государственные активы изменятся сами собой экономические отношения в распределении ресурсов. На самом деле регулирование ресурсной базы, как правило, сохранялось в руках государства безотносительно к форме собственности на активы. И необходимы большие дополнительные усилия, чтобы действительно разделить собственность и власть после смены юридического статуса. 3. В трансформирующихся экономиках переход прав собственности не ведет автоматически к изменению системы управления и контроля. Опыт всех стран свидетельствует о неизбежности конфликтов по вопросам профессионального управления и контроля между новым и старым менеджментом, внешними и внутренними инвесторами приватизированных компаний даже независимо от их размеров.
Вопрос № 14. Иностранные инвестиции. Цели, формы и методы привлечения.
Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является одной из важнейших задач, которые предстоит в ближайшие годы решить экономическому руководству России. Цели:
. пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
. аккумулирование заемных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путем размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
. пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской
Федерации путем размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
. эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путем его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.
. финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);
. существенное повышение конкурентоспособности отечественного производства путем внедрения современных технологий, привносимых иностранными инвесторами в российскую экономику (что особенно важно для экспортноориентированных отраслей);
. создание новых рабочих мест предприятиями с иностранными инвестициями, что способствуют повышению уровня занятости населения России и снижению социальной напряженности;
. конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” российским предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;
. в долгосрочной перспективе “встраивание” России в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда. Прямые - иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им; Портфельные - участие иностранного инвестора в управлении предприятием отсутствует или весьма пассивно (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). Методы:
1. привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе - путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
2. регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
3. привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
4. создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны;
5. привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как правило, номинированных в национальной валюте;
6. размещение государственных (муниципальных) облигаций, специально предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых рынках.
Вопрос № 16. Методы регулирования внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами.
1. Тарифные методы
. Таможенные тарифы на импорт – специфические (фикс. сумма с единицы измерения); адвалорные (в виде процента от таможенной стоимости товара); фискальный и протекционистский характер.
. Тариф на экспорт – мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке
. Таможенный союз – беспошлинная торговля или единый тариф.
2. Нетарифные методы
. Квотирование
. Добровольные экспортные ограничения - страна – импортер устанавливает квоту, а страны – экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну; вводятся либо в результате политического давления страны-импортера, либо под влиянием угроз применить более жесткие протекционистские меры
. Экспортные субсидии - прямые ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ); косвенные ( путем льготного налогообложения, кредитования, страхования и т.п.)
. Демпинг - следствие государственной внешней политики, когда экспортер получает субсидию
. Международные картели
. Экономические санкции
Вопрос № 17. Фискально-бюджетная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.
Фискально-бюджетная политика – мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Дискрециональная ФП (сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост)
В период спада: увеличения государственных расходов; снижения налогов; сочетания роста государственных расходов со снижением налогов.
В условиях инфляции: уменьшения государственных расходов; увеличения налогов; сочетания сокращения государственных расходов с растущим налогообложением. Политика автоматических (встроенных) стабилизаторов (встроенные, стабилизаторы – экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства). Налоги Государственный бюджет (подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет организован в виде баланса доходов и расходов за отчетный период.) Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание.
Вопрос № 18. Кредитно-денежная политика. Ее роль и функции в системе государственного управления.
Кредитно-денежная политика оказывает самое непосредственное влияние на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и уровень цен. Рассмотрим общую схему такого воздействия. Высшая конечная цель КДП заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Проводником КДП является Центральный Банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Инструменты регулирования денежной массы в обращении:
7. операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг (Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.);
8. политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка (Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными.);
9. изменение норматива обязательных резервов (если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег).
Вопрос № 22. Формы и методы управления инновационными процессами в современной экономике.
Цели инновационной политики:
. выделение ее приоритетов, разработка механизмов их реализации;
. активизация развития инновационной инфраструктуры, расширение практики вторичного использования в этих целях производственных площадей и ресурсов;
. ускорение принятия закона об инновационной деятельности;
. принятие мер по развитию финансовой системы для привлечения в инновационную область внебюджетных источников финансирования, оздоровление кредитной сферы, развитие венчурных и страховых механизмов и др.
Инструменты инновационной политики государства
. программы технологического развития, формируемые для решения задач отраслей и способствующие выявлению точек экономического роста, технологическому перевооружению тех производств, которые способны дать максимальный эффект для экономики в целом;
. отдельные инновационные проекты высокой степени коммерциализации, обеспечивающие экономически значимый эффект на конкретных производствах. Прямые методы Косвенные методы
. Кредитные методы (преобразование кредитной и банковской систем, льготные условия кредитования)
. Налоговая система
. Амортизационная система (Повышение норм амортизации и увеличение сумм отчислений расширяет финансовые возможности предприятий и повышает их инвестиционную активность)
Вопрос № 25. Основные понятия теории эффективности
Содержание эффективности производства. В основе экономического прогресса лежит повышение эффективности производства. Специфическое содержание эффективности в каждой системе хозяйства определяется общественной формой производства, его целевой направленностью, своеобразием факторов и результатов производства. На всех этапах исторического развития общество интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат? Эффективность общественного производства — это соотношение конечного результата производства — продукта П и затрат совокупного труда Т на его получение. Иными словами, критерием эффективности общественного производства является достижение наивысших результатов с наименьшими затратами. В наиболее общей форме эффективность общественного производства можно выразить как отношение П:Т. В национальной экономике эффективность общественного производства измеряется величиной национального дохода, а по отдельным регионам, отраслям, объединениям и предприятиям - величиной чистой продукции, отнесенных к соответствующим затратам общественного труда, а также темпами роста этих показателей. Важным требованием эффективности общественного производства является производство потребительных стоимостей, в наиболее полной мере соответствующих по качеству и составу потребностям общества. Радикальная экономическая реформа, всесторонняя демократизация общественной жизни создают предпосылки для повышения эффективности общественного производства. Показатели эффективности. Для характеристики эффективности производства применяется система показателей, таких как качество продукций, соответствие ее общественным потребностям, производительность труда, фондовооруженность, фондоотдача, фондо- и материалоемкость. Рост качества продукции — важнейший показатель эффективности производства. Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, характерная черта научно-технического прогресса. Эффективность производства находит свое отражение в достижении соответствия его результатов общественным потребностям. Главным показателем эффективности производства является производительность труда. Некоторые экономисты их отождествляют. Производительность труда выражается в количестве по-гребительных стоимостей, произведенных в единицу времени, или величиной времени, затрачиваемого на единицу продукции. Повышение производительности труда зависит от квалификации работников, их опыта, уровня организации производства. На производительность труда влияет величина и особенно качество фондовооруженности труда. Последняя измеряется отношением стоимости фондов к затратам живого труда (численности работников). Фондо-отдача характеризует эффективность использования основных производственных фондов и измеряется количеством продукции, приходящейся на данную величину основных фондов. Фондоемкость — стоимость основных производственных фондов на единицу объема производства продукции. Снижение фондоемкости означает рост эффективности воспроизводства и использования основных производственных фондов. Материалоемкость — один из важных показателей эффективности использования материальных ресурсов — сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Она определяется отношением стоимости материальных затрат к величине произведенной продукции. Обобщающими показателями экономической эффективности являются норма прибыли и уровень рентабельности. Прибыль в рыночных условиях — главная цель предпринимательства и критерий эффективности производства. Показателем эффективности здесь выступает норма прибыли как отношение полученной прибыли к затратам на производство. Рентабельность характеризует результативность использования средств производства и трудовых ресурсов. Она определяется как отношение полученной предприятием прибыли к сумме основных и оборотных фондов. Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. В условиях перехода к рыночной экономике изменяются содержание и показатели эффективности производства. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, в качестве первичного хозрасчетного показателя экономической рентабельности выступает максимизация прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечение конкурентоспособности. В новых условиях сохраняется и общенациональный показатель эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния народа. Общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятия, объединения, акционерные общества, совместные предприятия). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше эффективность национальной экономики, тем больше у общества ресурсов для решения социальных и экономических задач. Возрастает связь экономических показателей эффективности с социальными. Чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты выражаются в таких показателях, как повышение уровня жизни, увеличение свободного времени, улучшение условий труда и экологической обстановки в регионе. Пути и факторы повышения эффективности производства. Повышению эффективности общественного производства способствуют освоение достижений научно-технической революции, научная организация труда, рациональная система специализации и кооперирования производства, развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов, структурная и организационная перестройка национальной экономики, совершенствование хозяйственного механизма, использование преимуществ международного разделения труда, совершенствование системы стимулирования и мотивации труда. Факторами повышения эффективности общественного производства можно считать научно-технические, организационно-экономические, социально-психологические и внешнеэкономические условия функционирования производства.
Страницы: 1, 2