Рефераты. Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика






p> Основанием для обращения страны к МВФ о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования м. б. серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма. С ноября 1992 года действуют следующие лимиты доступа стран-членов к ресурсам МВФ: предоставление кредитов на протяжении года- до 68% квоты страны-члена; кумулятивная, включающая задолженность страны по ранее полученным кредитам, предельная величина-300% квот.
11. Мировое сельское хозяйство и продовольственная проблема.


ЗАСУХА, наводнения, гражданские войны, вызвали в последнее время острую нехватку продовольствия по крайней мере в 38 странах Азии и Африки. В обнародованном в Риме документе Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) названы "на грани голодной катастрофы" такие страны, как Ангола, Бурунди, Мозамбик, Республика Конго, Эритрея, Эфиопия, Гвинея-
Биссау,Кения, Либерия, Мавритания, Руанда, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан,
Танзания, Уганда, Северная Корея. В этих странах сложилась особенно катастрофическая ситуация с продовольствием из-за гражданских конфликтов и огромного количества беженцев и перемещенных лиц.

основная проблема человечества состоит в распределении продуктов питания.
Многие возлагают большие надежды на биотехнологию, "генную революцию". но обращаться с генами и растениями, убеждает американский ученый, следует осторожно, ответственно, корректно. если высокоразвитые государства, испытывающие избыток продовольствия, хотят сохранить свой уровень жизни, они должны помогать развивающимся странам.
Потому что полуголодное население не остановят ни Средиземное море, ни
Атлантический океан. Голодные устремятся туда, где есть пища и благополучие.
Несмотря на беспрецедентное повышение уровня процветания в мире, то в одном, то в другом регионе возникает голод.
Самая важная предпосылка должной реакции мирового сообщества на голод – выработка соответствующего понимания экономики продовольственной проблемы.
Голод – не просто вопрос “продовольствия и сельского хозяйства”; внимание должно быть скорее сконцентрировано на более широком круге проблем, чем тот, который традиционно входит в ведение собственно ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН)
В Африке существует масса возможностей для расширения производства продовольствия, но они требуют проведения соответствующей экономической политики (включая проведение исследовательских работ в аграрном секторе, институциональных реформ и изменения относительных цен).

12. Всемирный банк – роль в международном кредите.
В поддержании стабильности международных расчетов важнейшее место принадлежит межд. фин-кредитным институтам. Крупнейшим специализированным межд. фин-кредитным институтом явл-ся Международный банк реконструкции и развития (Всемирный банк), созданный на основе Бреттон-вудсских соглашений в 1945г.

Это межправительственная фин. организация, основной задачей которой явл-ся стимулирование экон. развития стран-членов МБРР (в настоящее время главным образом развивающихся стран), содействие развитию межд. торговли и поддержанию платежных балансов, стимулирование структурных хоз. реформ в странах. Основной деят-тью МБРР явл-ся предоставление долгосрочных займов под достаточно высокий процент (6-7%). Кредиты выдаются целевые, с льготным периодом погашения (до 20 лет). Займы предоставляются как гос-ным, так и частным предприятиям при наличии гарантий их правительств.
Значительная часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства. За свое существование МБРР выделил 300 млрд. долларов (в год выделяет приблизительно 15 млрд. долларов).

Членами МБРР могут быть только страны-члены МВФ.
Источниками финансирования являются: уставный капитал банка (165 млрд. долларов); заемные средства; выпуск ценных бумаг.

С начала 70-х гг. в развитии МБРР (и МВФ) можно выделить два этапа.
Дело в том, что в этих организациях вес страны при голосовании зависит от ее фин. квоты в МВФ или доли акционерного участия в капитале МБРР. В то же время к концу 80-х гг. здесь произошли существенные изменения в сторону более сбалансированного распределения голосов: доля США сократилась с 30% в
1984г. до 19% в 1988г., а удельный вес за этот же период с 19% до 34%. Т.о.
МБРР явл-ся одним из центральных звеньев единой общемировой системы важнейших областей мирохозяйственных связей.
При решении вопроса о предоставлении средств банк требует широкой информации об экон. и фин. положении этих стран, направляет туда свои экон. миссии. Такие миссии, состоящие в основном из представителей промышленно развитых стран, проводит обследование эк-ки и финансов стран-членов, влияют на составление и выполнение нац. программ их экон. развития. В рекомендациях миссий МБРР приоритет отдается развитию частного сектора эк- ки и привлечению иностр. кап-ла в развивающиеся страны. Общая сумма кредитов, предоставленных банком за 47 лет его деят-ти, достигла 235 млрд. долл. Осн. задача МБРР – кредитование конкретных объектов (преимущественно инфраструктурных – транспорт, связь, энергетика) на основе их тщательного отбора. С середины 70-х гг. в кредитах банка все большую роль играют соц. аспекты развития, особенно борьба с бедностью. Увеличиваются кредиты на развитие здравоохранения, образования, планирования семьи, развития с/х, особое внимание уделяется охране окруж. среды и приватизации. Новым явлением с 80-х гг. стал сдвиг в кредитной стратегии МБРР, который, как и
МВФ, стал предоставлять кредит на структурную адаптацию в соотв-и с программой экон. реформ и перехода страны-заемщика к рын. эк-ке. При этом выделяемые банком кредиты не привязаны к конкретным объектам, и страны- заемщики могут свободно распоряжаться заемными ср-ми. МБРР стал кредитовать и гос. предприятия в развивающихся странах, но лишь при наличии гарантий их правительств и если рук-во банка убедится, что частный капитал отсутствует, а участие прав-ва не нанесет ущерба расширению предпринимательства в данной стране. Для развития с/х банк выделяет около 1/5 своих кредитных ассигнований, для промышленности ассигновано не более 1/5 кредитов МБРР, который стремится превратить этот важнейший сектор развивающейся эк-ки в ключевой объект приложения частного кап-ла. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15-20 лет (льготный период 5 лет), причем наименьшие сроки характерны для кредитования пром-ти. К сер. 1993 г. основная ставка МБРР равнялась 7,43% годовых, поэтому кредитами МБРР могут пользоваться не все развивающиеся страны, и лишь крупные или наиболее развитые из них: Мексика,
Бразилия, Индия, Индонезия, Турция, Китай, Филиппины, Аргентина, Южная
Корея, Колумбия. Именно эти 10 стран получили наибольшую сумму кредитов – более 7 млрд. долл. Каждая, а всего 137 млрд. долл. или около 60% всех кредитов МБРР к середине 1993 года. Особенно актуальной новая кредитная политика МБРР стала в отношении реформируемых хоз. структур восточноевропейских стран и республик бывшего СССР: для кредитования крайне необходимого импорта, реконструкции нефтедобывающих областей (Зап. Сибирь), поддержка приватизационной программы, развития служб занятости и системы соц. защиты.
13. Роль и функция гос-ва в эк-ке. Методы гос.регулирования экономики.

Функции гос-ва в эк-ке:

1. Создание правовой основы для принятия экон.решений. Гос-во разрабатывает и принимает законы, регулирующие предприним.деят-ть и определяющие права и обязанности граждан.

2. Экономическая функция. Гос-во заботится о создании специальных регулирующих органов, наблюдающих за соблюдением антимонопольных законов.

3. Стабилизация эконом.развития. Пр-во использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада пр-ва, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного ур- ня цен и нац.валюты.

4. Социально ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует пр- во товаров и услуг, которым не занимается частный сектор, оно создает условия для развития с/х, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует программу развития образования, здравоохранения и т.д.

5. обеспечение соц.защиты и соц.гарантий. Гос-во гарантирует каждому гражданину минимум з/платы, пенсий и инвалидности, пособий по безработице, различные виды помощи малоимущим.

Методы гос.воздействия на рынок:

1. гос.расходы. Состоят из гос.закупок и трансфертных платежей

(соц.выплат) гос.закупки. Представляют собой приобретение общественных товаров

(затраты на оборону, стр-во и содержание школ, автодорог и т.д.) трансфертные платежи. Выплаты перераспределенных налоговых доходов, полученных от налогоплательщиков определенными слоями населения в виде пособий по безработице и др.выплат соц.хар-ра.

2. Гос.регулирование увязывает частные и общественные интересы и осуществляется в законодательной, налоговой, кредитной и субвенционной формах.

Законодательная форма регулирования регламентирует деят-ть предпринимателей. Пример – антимонопольные законы.

Налоговая и кредитная формы регулирования подразумевают изменение налоговых ставок и льгот, а также изменение условий кредитования.

Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление гос.субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям либо пред-ям. К их числу обычно относят отрасли, формирующие общие условия для общественного кап-ла или инфраструктуры.

3. Гос.предпринимательство осуществляется в тех областях, в которых требуется большое вложение ср-в и риск.

Основное отличие гос.предпринимательства от частного состоит в том, что целью гос.предприн-ва явл. не получение доходов, а решение социально-экономических задач, таких, как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживания циклических колебаний, поддержания занятости, стимулирования НТП.

Роль государства в регулировании эк-ки на современном этапе (развитие страны)

Государственное регулирование экономики явилось необходимым для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это: экономический цикл; секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены
НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); условия конкуренции; социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение; подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономические связи.
14. Европейская валютная система: сущность и механизм валютной интеграции.

15. Организационные формы международного бизнеса. Роль транснациональных корпораций.

16. «Евродоллары» и «еврокредиты», их роль на рынке капитала.

Еврооблигация — облигация, выпущенная в валюте одной из стран Европы в соответствии с определенными правилами. Это один из самых популярных инструментов привлечения капитала. Ряд эмиссий еврооблигаций (или евробондов, как их называют отечественные брокеры) был проведен российскими организациями. В настоящее время рынок еврооблигаций огромен. Они могут могут быть обычными (прямыми), с фиксированными ставкой процента и сроками обращения, могут быть с плавающей ставкой процента, а могут иметь неограниченный срок обращения, представляя собою так называемые «вечные» ценные бумаги.
Еврокоммерческие векселя (Euro-commercial papers) — необеспеченные низкорисковые краткосрочные векселя, номинированные в одной из европейских валют.

Евровалюта — валюта, размещенная в банках европейской страны, но не являющаяся национальной валютой данной страны. Так, доллары, депонированные, скажем, в банках Франции, называются евродолларами, а иены, депонированные в банках Италии, будут евроиенами.
ЕВРОВАЛЮТА

1) денежные средства банков, размещенные в других, главным образом европейских, странах и выраженные в валюте этой страны. Например, вклад японского банка в европейский банк в японских иенах дает основание этому банку выдавать кредит в евроиенах; 2) национальные валюты отдельных стран, имеющие хождение за пределами страны-эмитента, операции с которыми осуществляются зарубежными банками в значительных масштабах.
< a>ЕВРОДОЛЛАРЫ

европейские доллары, представляющие денежные средства в долларах США, помещенные их владельцами в банки, находящиеся за пределами США, главным образом в европейские банки. Банковские счета в долларах позволяют банкам, в которых открыты счета, использовать долларовые деньги для операций на международном рынке ссудных капиталов, так как доллар признан в качестве мировой валюты.
< a>ЕВРОКАРД

международная кредитная карточка с правом пользования в странах - участницах европейской банковской системы.
< a>ЕВРОКРЕДИТЫ

международные займы, предоставляемые коммерческими банками за счет ресурсов евровалютного рынка; предоставляются, как правило, на длительный срок с плавающими процентными ставками.
< a>ЕВРОМАРКИ

денежные средства в немецких марках, размещенные в европейских банках за пределами ФРГ и используемые для кредитных операций.
< a>ЕВРОНОТЫ

ценные бумаги, выпускаемые корпорациями на рынке евровалют сроком на 3-6 месяцев по изменяющейся ставке, основанной на либор (с премией за банковские услуги). Используются для предоставления среднесрочного кредита, так как банки заключают соглашения с компаниями-заемщиками с обязательством покупать у них евроноты в течение 5-10 лет, что гарантирует заемщику среднесрочное кредитование.
< a>ЕВРООБЛИГАЦИИ

разновидность ценных бумаг в виде купонных облигаций, выпускаемых эмитентом в целях получения долгосрочного займа на еврорынке. Рынок еврооблигаций возник в начале 70-х гг., их выпуск осуществили крупные международные банки. Гарантирование и размещение этих облигаций в ряде стран осуществляется обычно международным банковским синдикатом.

Еврорынок — часть мирового рынка ссудных капиталов, на котором банки осуществляют депозишо-ссудные операции в евровалютах. Евровалюта - валюта, переведенная на счета иностранных банков и используемая ими для операций во всех с гранах, включая страну-эмитента этой валюты. Хотя евровалюты функционируют на мировом рынке, они сохраняют форму национальных денежных единиц. Приставка «евро» свидетельствует о выходе национальных валют из-под контроля национальных валютных органов.
Первоначально к евродолларам относились доллары, принадлежавшие иностранцам и депонированные в банках за пределами США. Долларовые депозиты за пределами США существовали еще в конце XIX в., когда трехмесячные векселя оплачивались за счет депозитов в европейских банках. В отличие от современного рынка евродолларов тогда не было процентных ставок, не зависимых от национальных ставок; операции и количество участников были незначительными; долларовые депозиты, попадая в руки заемщиков, в дальнейшем обычно не переуступались, а вкладывались в США.
Рынок евровалют, вначале евродолларов, возник с конца 50-х годов. Если владелец долларового депозита переводит его из американского банка в иностранный, то образуется евродоллар. Сущность превращения доллара в евродоллар состоит в том, что средства владельца долларов поступают в качестве депозита в распоряжение иностранного банка, который использует их для кредитных операций в любой стране. Постепенно понятие евродолларов расширилось и стало включать доллары, используемые иностранными банками, находящимися как за пределами США, так и на их территории в свободной банковской зоне.
Развитие рынка евровалют обусловили следующие факторы: объективная потребность в гибком международном валютно-кредитном механизме для обслуживания внешнеэкономической деятельности; введение конвертируемости ведущих валют с конца 50-х — начала 60-х годов; национальное законодательство стимулировало размещение средств банков и фирм в заграничных банках в целях извлечения прибылей.
Особенность (институциональная) еврорынка — выделение категории евробанков и международных банковских консорциумов. Костяк образуют транснациональные банки — гигантские международные кредитно-финансовые комплексы универсального типа, имеющие за границей разветвленную сеть филиалов, осуществляющих операции во многих странах, в разных сферах и валютах.
Монополизация мирового рынка ссудных капиталов этими банками позволяет им диктовать свои условия менее крупным банкам благодаря централизованному руководству, единой стратегии и тактике головного учреждения. ТНБ ведут конкурентную борьбу за получение от клиентов мандата на организацию синдиката для размещения займа, что приносит прибыль, укрепляет их связи с клиентами и служит рекламой.
Формы еврокредитов. Евробанки предоставляют кредит после предварительного анализа кредитоспособности и платежеспособности клиента, оформляя в итоге переговоров письменный договор об условиях ссуды. Наиболее простой вид сделки — предоставление еврокредита по твердой ставке на весь срок в полной сумме. Чтобы избежать потерь от изменения ставки процента, банки прибегают к рефинансированию на такой же срок на рынке краткосрочных еврокредитов.
Поэтому срок еврокредитов по твердой ставке обычно не превышает года.
Средне- и долгосрочные еврокредиты предоставляются на условиях «стэнд-бай» и возобновления (ролловерные). В первом случае банк обязуется предоставить заемщику обусловленную сумму на весь договорной срок использования, который делится на короткие периоды (3, 6,9, 12 месяцев). Для каждого из них устанавливается плавающая ставка процента, которая пересматривается с учетом динамики ЛИБОР на рынке евровалют. Это дает возможность предоставить средне- и долгосрочный кредит, используя краткосрочные ресурсы.

Хотя условия и формы соглашений о ролловерных кредитах различны, для них характерны обязательные элементы: характеристика партнеров; сумма, цель и валюта ссуды; порядок и сроки погашения; стоимость кредита и гарантии по нему и др.
Основную часть еврокредитов предоставляют международные консорциумы
(синдикаты) банков, в которых участвует от двух до 30—40 кредитных институтов разных стран. Речь идет о группе банков, временно организованных с целью совместного проведения банковских операций и распределения риска среди участников в соответствии с долей их участия в сделке. Для финансирования и кредитования крупномасштабных проектов банковские консорциумы специализируются по региональному или отраслевому признаку.
Наряду с рынком иностранных облигаций с 70-х годов возник рынок еврооблигаций - облигаций в евровалютах (1970 г. — 3 млрд. долл., 1983 г. — около 50 млрд., в начале 90-х годов — 172 млрд.). Основная валюта еврооблигаций — доллар США, доля которого ныне 40%. Выпуск еврооблигаций производится также в марках ФРГ (10%), ЭКЮ (4%), иенах (12%), швейцарских франках (13%) и других валютах.
Еврооблигационный заем отличается рядом особенностей: размещается одновременно на рынках ряда стран в отличие от традиционных иностранных об- лигационных займов (например, еврозаем в долларах США распространяется в
Японии. ФРГ, Швейцарии);
Рынок еврооблигаций — один из важных источников финансирования среднесрочных и долгосрочных инвестиций ТНК. Государства используют еврооблигационные займы для покрытия дефицита госбюджетов и рефинансирования старых займов.
Рынок евровекселей (с 1981 г.) невелик по объему, включает в основном краткосрочные еврокоммерческие бумаги и среднесрочные векселя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.